ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-328/2023 от 26.10.2023 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-328/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Архангельский областной суд в составе председательствующего судьи Саблиной Е.А. при секретаре судебного заседания Когиной А.А., с участием прокурора Ефимовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» о признании недействующими части 1 статьи 17.2, части 1 статьи 38.5 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Новодвинск», утвержденных решением городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» от 21 февраля 2008 года № 143,

установил:

решением городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» от 21 февраля 2008 года № 143 утверждены «Правила благоустройства территории муниципального образования «город Новодвинск» (далее – Правила благоустройства).

Текст этого нормативного правового акта официально опубликован 6 марта 2008 года в выпуске газеты «Новодвинский рабочий» № 9.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» от 13 сентября 2018 года № 54 Правила благоустройства дополнены в том числе статьями 17.2, и 38.5.

Данное решение опубликовано на официальном сайте Городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» http://www.новодвинск-горсовет.рф 13 сентября 2018 года и в выпуске газеты «Новодвинская неделя» от 23 октября 2018 года № 9.

Согласно части 1 статьи 17.2 Правил благоустройства собственники помещений в многоквартирных домах, собственники иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству (далее в настоящей статье - заинтересованные лица), вправе (в случае, указанном в части 1 статьи 38.5 настоящих Правил, - обязаны) участвовать в выполнении работ по благоустройству дворовых территорий.

В силу указания части 1 статьи 38.5 Правил благоустройства лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий.

Содержание прилегающих территорий включает выполнение работ: по уборке прилегающих территорий; по сохранению и восстановлению объектов благоустройства, элементов благоустройства, твердых покрытий и элементов замощения (за исключением проезжей части автомобильных дорог общего пользования), находящихся в пределах прилегающих территорий; по охране зеленых насаждений, находящихся в пределах прилегающих территорий, и уходу за ними.

Работы по содержанию прилегающих территорий лицами, указанными в абзаце первом настоящей части, могут выполняться ими как непосредственно, так и с привлечением третьих лиц.

Указанные пункты Правил благоустройства в последующем изменениям и дополнениям не подвергались.

Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» (далее также ООО «Жилкомсервис», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части Правил благоустройства.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с частью 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

Оспариваемыми Правилами благоустройства четкого понимания случаев и порядка, в том числе финансового, участия лица, ответственного за эксплуатацию строения, сооружения в содержании прилегающих территорий, а также собственников помещений в многоквартирных домах в случае, указанном в части 1 статьи 38,5 Правил в благоустройстве, а равно и в содержании прилегающей (дворовой) территории. Не разграничивают степень такого участия между собственниками помещений в многоквартирных домах и лицом, ответственным за эксплуатацию строения, сооружения. Полагают, что отсутствие в оспариваемых Правилах благоустройства норм, регламентирующих случаи и порядок участия, в том числе финансового, лица, ответственного за эксплуатацию строения, сооружения в содержании прилегающих территорий создает правовую неопределенность в применении данных Правил.

С учетом уточнения заявленных требований административный истец просит признать недействующей часть 1 статьи 38.5 Правил благоустройства в той мере, в какой данная норма возлагает на лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязанность принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающей территорий, в отсутствие установленных случаев и порядка такого участия. Признать недействующей часть 1 статьи 17.2 Правил благоустройства в той мере, в какой данная норма возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству, в случае, указанном в части 1 статьи 38.5 Правил благоустройства, обязанность участвовать в выполнении работ по благоустройству дворовых территорий, в отсутствии разграничения такой обязанности между собственниками и лицом, ответственным за эксплуатацию здания, строения, сооружения. Возложить на административных ответчиков обязанность принять нормативный правовой акт, регламентирующий случаи и порядок участия, в том числе финансового, лица, ответственного за эксплуатацию здания, строения, сооружения, в содержании прилегающих территорий.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме.

Представитель административный ответчиков Городского Совета депутатов городского округа Архангельской области «Город Новодвинск», Главы городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» и заинтересованного лица Администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, полагая, что оспариваемый нормативный акт принят и опубликован уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка, требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит, с достаточной степенью определенности регулирует рассматриваемые правоотношения, права и законные интересы административного истца не нарушает.

Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, представителей не направили. Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Ефимовой А.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

ООО «Жилкомсервис» имеет действующую лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 24 марта 2015 года № 029000002 (т. 1 л.д. 24).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемыми нормами Правил благоустройства затрагиваются права и обязанности административного истца, как лица, обязанного принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий.

С учетом положений пункта 25 части 1 статьи 16, пункта 11 части 10 статьи 35, части 1 статьи 45 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 –ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) Правила благоустройства приняты в пределах компетенции городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск».

Форма и порядок принятия нормативных правовых актов, отдельные положения которых оспариваются, включая их опубликование, в рассматриваемом случае также соблюдены, что подтверждается представленными в дело материалами, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Оценивая доводы административного истца о недостаточной правовой определенности оспариваемых положений Правил благоустройства, суд исходит из следующего.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 35 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

В соответствии с абзацем двадцать первым статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1); благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36); прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (пункт 37).

В частьи 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

Указанная норма согласуется с пунктами 13, 16 части 2 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.

Из приведенных выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона № 131-ФЗ следует, что благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности и его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов.

Предусмотренная указанными нормами федерального законодательства обязанность собственников, иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков участвовать в содержании территорий, прилегающих к соответствующим находящимся во владении объектам не противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (например, апелляционные определения Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2019 года № 2-АПА19-5, от 18 сентября 2019 года № 19-АПА19-12, от 27 ноября 2019 года № 25-АПА19-6).

В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

Порядок установления границ прилегающих территорий в Архангельской области определен Законом Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» (далее - областной закон № 259-внеоч.-ОЗ).

В статье 7.5.4 областного закона № 259-внеоч.-ОЗ установлены максимальные пределы границ прилегающих территорий.

В силу требований пункта 12 статьи 7.5.4 областного закона № 259-внеоч.-ОЗ конкретные пределы границ прилегающих территорий определяются в правилах благоустройства, утверждаемых представительными органами муниципальных образований, в зависимости от расположения зданий, строений, сооружений, земельных участков в сложившейся застройке территории населенного пункта муниципального образования, вида разрешенного использования, фактического назначения, рельефа местности, в соответствии с максимальными пределами границ прилегающих территорий, предусмотренными пунктами 1 - 11 настоящей статьи.

Согласно положениям статьи 7.5.5 областного закона № 259-внеоч.-ОЗ границы прилегающих территорий закрепляются на картах-схемах границ прилегающих территорий, утверждаемых муниципальными правовыми актами местных администраций муниципальных образований на основании правил благоустройства.

Границы прилегающих территорий определены статьей 38.6 Правил благоустройства.

Границы прилегающих территорий закрепляются на картах-схемах границ прилегающих территорий, утверждаемых постановлениями администрации муниципального образования (часть 1 статьи 38.7 Правил благоустройства).

Информация о закрепленных границах прилегающих территорий доводится до сведения собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков, а также лиц, ответственных за эксплуатацию зданий, строений, сооружений (далее в настоящей главе - заинтересованные лица), путем размещения утвержденных карт-схем границ прилегающих территорий на официальном сайте (часть 1 статьи 38.8 Правил благоустройства).

Положениями пунктов 24 и 25 части 1 статьи 2 Правил благоустройства определено, что придомовая территория (дворовая территория) это совокупность территорий, прилегающих к одному или нескольким многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам, а прилегающая территория это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены настоящими Правилами в соответствии с порядком, установленным законом Архангельской области.

Частью 1 статьи 3 Правил благоустройства установлено, что граждане и организации обязаны обеспечить своевременную и качественную уборку и содержание территории земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном праве или по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также прилегающих территорий в соответствии с частью 1 статьи 38.5 настоящих Правил, а также в иных случаях, предусмотренных законом или договором.

Согласно абзацу 2 статьи 38.5 Правил благоустройства содержание прилегающих территорий включает выполнение работ: по уборке прилегающих территорий; по сохранению и восстановлению объектов благоустройства, элементов благоустройства, твердых покрытий и элементов замощения (за исключением проезжей части автомобильных дорог общего пользования), находящихся в пределах прилегающих территорий; по охране зеленых насаждений, находящихся в пределах прилегающих территорий, и уходу за ними.

Статьи 6 и 7 Правил благоустройства устанавливают особенности уборки территории муниципального образования в весенне-летний и в осенне-зимний периоды. Так, установлено, что весенне-летняя уборка производится с 15 апреля по 15 октября и предусматривает мойку, полив и подметание проезжей части площадей, улиц, тротуаров. Уборка территории муниципального образования в осенне-зимний период проводится с 15 октября по 15 апреля и предусматривает уборку и вывоз мусора, снега и льда, грязи, посыпку улиц песком с примесью хлоридов.

Открытый перечень объектов благоустройства установлен пунктом 20 части 1 статьи 2 Правил благоустройства. К ним в частности отнесены: детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга; площадки для выгула и дрессировки домашних животных; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны; контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.

Вопросы содержания элементов внешнего благоустройства, зданий, строений, сооружений и отдельных территорий, с выполнением работ по охране зеленых насаждений в том числе на прилегающих территориях урегулированы соответственно главами 3 и 4 Правил благоустройства.

Положениями части 4 статьи 20 Правил благоустройства определено, что учет, содержание, клеймение, снос, обрезка, пересадка зеленых насаждений на придомовых территориях осуществляется организациями, осуществляющими эксплуатацию и управление жилищным фондом, и домовладельцами.

В силу указания статьи 17.2 Правил благоустройства собственники помещений в многоквартирных домах, собственники иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству (далее в настоящей статье - заинтересованные лица), вправе (в случае, указанном в части 1 статьи 38.5 настоящих Правил, - обязаны) участвовать в выполнении работ по благоустройству дворовых территорий.

Формами участия в выполнении работ по благоустройству дворовых территорий являются: трудовое участие - личная добровольная безвозмездная деятельность заинтересованных лиц, имеющая социально полезную направленность, не требующая специальной квалификации и выполняемая в качестве трудового участия заинтересованных лиц при осуществлении видов работ по благоустройству дворовых территорий;

финансовое участие - предоставление заинтересованными лицами собственных денежных средств для финансового обеспечения выполнения работ по благоустройству дворовых территорий.

Заинтересованные лица - граждане принимают участие в выполнении работ по благоустройству дворовых территорий в форме трудового и (или) финансового участия, а организации - в форме финансового участия.

Порядок аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий, а также условий трудового и (или) финансового участия заинтересованных лиц в выполнении указанных работ устанавливается постановлением администрации муниципального образования.

Таким образом, совокупность поименованных выше положений Правил благоустройства в их системном единстве устанавливают порядок исполнения собственниками помещений в многоквартирных домах и лицом, ответственным за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязанности участвовать в содержании объектов благоустройства на соответствующей территории, являются в достаточной степени определенными, ясными, возможности произвольного применения не допускают и каким-либо конкретным нормам действующего законодательства, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, не нарушают права и законные интересы административного истца.

При указанных обстоятельствах суд согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в удовлетворении административного иска отказывает.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования муниципальных правовых актов городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск», а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» о признании недействующим части 1 статьи 17.2, части 1 статьи 38.5 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Новодвинск», утвержденных решением городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск» от 21 февраля 2008 года № 143 отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования муниципальных правовых актов городского Совета депутатов муниципального образования «Город Новодвинск», а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-портале правовой информации.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление прокурора во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Архангельский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2023 года.

Председательствующий Е.А. Саблина