ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-329/19 от 03.06.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-329/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 3 июня 2020 г.

Воронежский областной суд в составе председательствующего Привалова А.А., при секретаре Аристовой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с названным выше административным иском, указывая, что ей на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Сведения о данном объекте недвижимости были внесены в Единой государственный реестр недвижимости 04.07.2012, как о ранее учтенном объекте, на основании оцифрованных технических документов, переданных органом технической инвентаризации, с указанием вида объекта «здание», назначением объекта – «жилой дом», площадь – 52,6 кв.м., кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере 1 536 822,62 руб.

После установления в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости, 18.11.2015 ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Воронежской области была исправлена техническая ошибка в сведениях ЕГРН, а именно: указан вид объекта – «объект незавершенного строительства», назначение – «иное».

Несмотря на это, ФИО1 за 2016-2018 годы начислен налог на имущество физических лиц в размере 7 992 руб. исходя из ошибочной кадастровой стоимости, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Должностными лицами Управления Росреестра Воронежской области вопрос об исключении сведений о кадастровой стоимости из ЕГРН не разрешался.

В данной связи административный истец ФИО1 просит суд пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, по причине недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, установив кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства в размере 875 149 руб.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала заявленные требования.

Представители административных ответчиков и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Глава администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области ФИО2 направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.

Представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области ФИО3 направила в суд письменные пояснения? в которых указывает, что сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере 1 536 822,62 руб. внесены в Единый государственный реестр недвижимости 08.02.2013 в соответствии с удельным показателем 29 217,16 руб./кв.м., утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 27.12.2012 № 1247 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Воронежской области». Дата определения кадастровой стоимости 10.07.2012.

На основании ч. 4 ст. 247 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 401, п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, принадлежащих физическим лицам, определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508).

Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.

Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Постановлением правительства Воронежской области от 27.12.2012 г. № 1247 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Воронежской области, в том числе их удельные показатели.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 26 апреля 2005 г. сделана запись регистрации (л.д. 62-64).

По сообщению федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области от 04.03.2020 № 16-3059-Р4 сведения об объекте недвижимости были внесены в ЕГРН 04.07.2012, как о ранее учтенном объекте, на основании оцифрованных технических документов, переданных органом технической инвентаризации, с указанием вида объекта – здание, назначение – жилой дом. Объект недвижимости вошел в перечень объектов и оценен с использованием характеристики жилого дома. После установления в отношении объекта кадастровой стоимости 18.11.2015 исправлена техническая ошибка с указанием вида объекта – объект незавершенного строительства (л.д. 22-24).

Пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе по мотиву недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

Суд считает, что такие обстоятельства по делу установлены, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости как жилой дом, в то время как оцениваемый объект является объектом незавершенного строительства.

Порядок определения кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства урегулирован в пункте 10 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514.

В названном пункте установлено, что кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства с проектируемым назначением здания, сооружения, строительство которых не завершено, «жилое», «нежилое», «многоквартирный дом» (за исключением случаев изменения проектируемого значения основной характеристики и степени готовности объекта незавершенного строительства) определяется путем умножения степени готовности объекта незавершенного строительства на показатель, определяемый в соответствии с правилами определения кадастровой стоимости зданий, предусмотренными пунктом 8 данного Порядка, с использованием значений удельных показателей кадастровой стоимости для назначений зданий, которым соответствует проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, объекта незавершенного строительства.

Порядок применим в отношении пересмотра кадастровой стоимости по мотиву недостоверности сведений об объекте недвижимости и в отношении объектов, искаженные сведения о которых были исправлены органом кадастрового учета до начала его действия.

Судом установлено и не оспаривается участвующими в деле лицами, что площадь объекта незавершенного строительства – 52.6 кв.м., процент готовности - 58%.

Средний удельный показатель кадастровой стоимости жилого дома, расположенного в кадастровом квартале , составляет 28 685,90 руб.

Таким образом, кадастровая стоимость подлежит определению по следующей формуле: 58%*52.6 кв.м.*28 685,90 руб. = 875 149,43 руб.

Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 следует, что, согласно абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.

Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 08.02.2013.

С настоящим иском административный истец обратился в суд 18.03.2020, то есть по истечении установленного Законом пятилетнего срока.

Пунктом 7 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 1 ст. 24.12 Закона слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» были исключены.

В связи с изменением закона очередная (по истечении 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка) оценка кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости не проводилась.

Принимая во внимание, что в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ положения ч. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, суд признает причины пропуска административным истцом срока обращения в суд уважительными, поскольку проведение очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости не состоялось по обстоятельствам, на которые административный истец не может повлиять.

Обращаясь в суд, административный истец полагал применительно к обстоятельствам настоящего дела об отсутствии пропуска срока. С учетом изложенного суд считает возможным восстановить указанный срок.

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Орган кадастрового учета предоставил суду сведения о том, что датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является 10.07.2012.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку административный истец обратилась в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 18 марта 2020 г., данную дату следует считать датой подачи заявления.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 249 КАС РФ, суд

решил:

восстановить ФИО1 срок обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости по мотиву недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.

Административное исковое заявление ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости по мотиву недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 10 июля 2012 г. в размере 875 149,43 (восемьсот семьдесят пять тысяч сто сорок девять рублей сорок три копейки).

Датой подачи заявления считать 18 марта 2020 г.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Привалов

Мотивированное решение составлено 4 июня 2020 г.