ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-329/2018 от 31.12.9999 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-329/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Вегель А.А.,

при секретаре Рогожиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Правительству Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

установил:

<данные изъяты> обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости находящегося в собственности объекта недвижимости - нежилого административного здания с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты>, с учетом уточнения, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, ссылаясь на значительное расхождение кадастровой стоимости с его рыночной стоимостью.

Требования мотивированы тем, что указанное выше нежилое помещение принадлежит <данные изъяты> на праве собственности. Данное помещение включено в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГ», утвержденный Приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГ***, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости составляет <данные изъяты>. Поскольку кадастровая стоимость нежилого административного здания выше его рыночной стоимости, права административного истца нарушены, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате налога на имущество.

Правительством Алтайского края, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю представлены письменные отзывы на административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> исковые требования поддержал, просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения магазина в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГ в соответствии с отчетом об оценке.

Представитель заинтересованного лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю <данные изъяты> оставил разрешение спора на усмотрение суда, при этом пояснил, что на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости *** от ДД.ММ.ГГ была исправлена техническая ошибка, допущенная при расчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***, в части округления копеек, что не повлекло изменение даты определения кадастровой стоимости объекта.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили, представитель административного истца ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем в соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, заинтересованного лица, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 373 Кодекса).

Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в частности нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение, в том числе торговых объектов.

Аналогичные положения закреплены в статье 1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края».

В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу, в том числе определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Судом установлено, что <данные изъяты> на праве собственности принадлежит нежилое административное здание, общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от ДД.ММ.ГГ (л.д. 12, 13-15.

Приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГ*** указанное помещение включено в Перечень объектов недвижимого имущества под номером *** в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГ (л.д. 147-148).

В силу статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Алтайского края».

Несмотря на то, что законом не предусмотрена обязанность обращения физических лиц в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. ДД.ММ.ГГ<данные изъяты> обратилась в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности административного нежилого здания и решением комиссии от ДД.ММ.ГГ данное заявление отклонено.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость нежилого помещения административного здания с кадастровым номером *** содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет <данные изъяты>

Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно представленному отчету об оценке *** от ДД.ММ.ГГ, составленному оценщиком <данные изъяты> рыночная стоимость нежилого помещения административного здания по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты> (л.д. 16-140).

Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости нежилого помещения.

Из данного отчета следует, что оценщик исследовал и проанализировал влияние общей политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации и Алтайском крае на рынок оцениваемого объекта. Для определения рыночной стоимости объекта оценки был произведен анализ рынка деловой недвижимости <адрес> с использованием данных газеты «Недвижимость Алтай», по данным Росреестра, архив интернет-сайтов.

При определении рыночной стоимости здания, оценщик использовал сравнительный подход, как наиболее обеспеченный исходной информацией. Для проведения расчетов по определению рыночной стоимости объекта оценки по сравнительному подходу оценщиком выбран метод сравнения продаж, как наиболее репрезентативный, поскольку учитывает фактически сложившийся на дату оценки уровень цен на земельные участки в регионе и текущую рыночную ситуацию в рассматриваемом сегменте недвижимости Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки.

Для сравнения выбраны 3 объекта – аналога, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка – под коммерческую торгово-офисную застройку, сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, в результате сопоставления оцениваемого объекта с объектами – аналогами применены соответствующие корректировки на месторасположение, по площади, на дату продаж, на торг. Оценщиком составлена таблица определения рыночной стоимости.

Отчет об оценке подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта; мотивированное обоснование отказа от сравнительного подхода; содержит анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки; обоснование выбора примененного оценщиком метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода; описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках примененных подходов; отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности.

В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного нежилого помещения.

Исследовав названные доказательства, суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми, достоверными, полученными в предусмотренном законом порядке, соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, не представлено, в связи с чем основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, у суда отсутствуют.

Вывод комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, содержащийся в решении от ДД.ММ.ГГ, о том, что вычет НДС из стоимости объекта оценки применен необоснованно, противоречит разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГг, *** о применении кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимости и выделении НДС.

Учитывая, что установление кадастровой стоимости нежилого административного здания равной рыночной имеет для административного истца правовое значение, суд удовлетворяет требования <данные изъяты>

Руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения административного здания с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГ.

Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Вегель