ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-329/2021 от 16.12.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

УИД (78OS0000-01-2021-001557-82)

Дело № 3а-329/2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

16 декабря 2021 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Витушкиной Е.А.

при секретаре Яцкевич Т.В.,

с участием прокурора Шкарлет О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Б» о признании недействующим пункта 1061 Приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года № 128-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»,

У С Т А Н О В И Л:

29 декабря 2020 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) издан приказ № 128-П, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень, Приложение к приказу), размещенный на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru 29 декабря 2020 года, в виде электронной копии бумажного документа опубликованный на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 11 января 2021 года.

В пункт 1061 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: <адрес> (далее – Здание, Объект), принадлежащее на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Буше» (далее - Общество).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Здание, принадлежащее Обществу на праве собственности, включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года №684-96 «О налоге на имущество организаций», поскольку Объект в основном используется для размещения предприятия по производству пищевой продукции, имеющееся в Здании кафе занимает 2,27 процентов от общей площади Объекта.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбирать вид его разрешенного использования и не обязан вносить в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) соответствующие изменения; Комитет располагал информацией о виде фактического использования Объекта, поскольку до 2019 года ежегодно производил обследование Здания на предмет установления вида его фактического использования, по итогам которого не вносил Объект в ранее утверждавшиеся перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем, при отсутствии изменений в законодательстве, внося с 2019 года Объект в соответствующие перечни на основании лишь сведений о виде разрешенного использования земельного участка, содержащихся в ЕГРН, Комитет допустил непоследовательное применение нормативных правовых актов, нарушающее права и интересы административного истца.

Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, указывая на то, что согласно сведениям, представленным Росреестром на момент формирования Перечня, Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №... с видом разрешенного использования «для размещения объектов общественного питания», что явилось основанием для включения Здания в Список Объектов, предполагаемых к включению в Перечень на 2021 года, и в проект Перечня на 2021 год, которые были размещены на сайте Комитета в установленном порядке; в установленный срок собственник Здания не представил возражения на включение Объекта в проект Перечня, в связи с чем обязанность по обследованию вида фактического использования Здания у административного ответчика отсутствовала.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления, суд полагает, что заявленные требования подлежат отклонению по следующим основаниям.

Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии со статьей 1 - 1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в отношении, в том числе таких видов недвижимого имущества как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).При этом налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 данной статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв.м (пункт 2).

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года № 207.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года № 128-п, размещен на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru 29 декабря 2020 года, в виде электронной копии бумажного документа опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 11 января 2021 года (л.д.166).

В силу положений пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) при условии если:

- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);

- фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).

По смыслу приведенных предписаний в Перечень как торговый центр (комплекс) подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание общей площадью 3968,7 кв.м. с кадастровым номером №..., которое расположено на принадлежащем административному истцу земельном участке с кадастровым номером №... с видом разрешенного использования «для размещения объектов общественного питания», указанные сведения были представлены Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу в Комитет с целью формирования Перечня (л.д.100, 155-156, 175-179).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание, предусматривает размещение объекта общественного питания, что предполагает возможность включения Объекта в Перечень в связи с приведенными нормативными положениями.

Согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

Вместе с тем, следует учитывать, что в рассматриваемом случае включенное в Перечень Здание расположено на земельном участке, принадлежащем административному истцу на праве собственности, в связи с чем административный истец не был лишен законной возможности в статусе собственника земельного участка, на котором расположен налогооблагаемый объект недвижимости, инициировать изменение вида разрешенного использования земельного участка с тем, чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости, однако, как следует из пояснений представителя административного истца, начал осуществление такой процедуры только в связи с рассмотрением настоящего административного дела в суде.

Доводы административного истца о том, что до 2019 года административный ответчик осуществлял обследование Здания на предмет установления вида фактического использования Объекта, не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку вышеприведенные нормативные предписания не устанавливают для административного ответчика обязанности по проведению такого обследования при наличии иных оснований для включения объектов в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; кроме того, до принятия распоряжения Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 № 7-р "Об утверждении Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" порядок формирования списка объектов для включения в Перечень по виду разрешенного использования земельных участков, назначению или наименованию объектов в Санкт-Петербурге установлен не был; порядок информирования заинтересованных лиц о предполагаемом включении Объекта в Перечень, установленный пунктами 2.2, 4.2 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Комитета от 02.04.2018 года № 7-р, Комитетом соблюден (л.д.101-115).

При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами административного истца о неправомерности включения Объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, оснований для признания недействующими оспариваемых положений не имеется, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

ООО «Б» в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 1061 Приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 № 128-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»- отказать.

Сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья Е.А.Витушкина