ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-32/19 от 20.06.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-32/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2019 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при секретаре Ольшанниковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чукмасовой С. А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, взыскании судебных расходов,

установил:

25 декабря 2018 года Чукмасова С.А. в лице представителя по доверенности Федоровой Н.В. обратилась в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просила об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, назначение – нежилое, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 22 января 2015 года в размере, равном его рыночной стоимости, - <данные изъяты> рублей.

В обоснование требований представитель административного истца ссылалась на то, что названный объект недвижимости принадлежит Чукмасовой С.А. на праве собственности. Кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная на вышеуказанную дату в размере <данные изъяты> рублей, существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке объекта оценки № 082/18 от 6 декабря 2018 года. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, поскольку ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей, уплачиваемых им за объект недвижимости.

Одновременно заявлено требование о взыскании в пользу административного истца судебных расходов в размере 47 300 рублей.

18 июня 2019 года от представителя Чукмасовой С.А. – Федоровой Н.В. поступило заявление об уточнении требований, в котором она просила суд установить в отношении указанного объекта недвижимости кадастровую стоимость равной ее рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 22 января 2015 года, определенном по результатам проведенной судебной оценочной экспертизы, и взыскать судебные расходы в размере 77 300 рублей.

В судебное заседание административный истец Чукмасова С.А., ее представитель Федорова Н.В. не явились, направили письменные ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

Административный ответчик Правительство Забайкальского края в лице представителя по доверенности Тестовой А.В. направило письменные возражения о несогласии с требованиями о взыскании судебных расходов ввиду не существенной разницы между кадастровой и рыночной стоимостями объекта недвижимости; в судебное заседание представитель не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие.

Административные ответчики Администрация Губернатора Забайкальского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, заинтересованные лица администрация городского округа «Город Чита», ПАО «Сбербанк России», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.

Заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Забайкальскому краю, извещенное о времени и месте судебного заседания, просило рассмотреть административное дело в их отсутствие.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).

Объектом налогообложения согласно указанной норме признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно пункту 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

На основании закрепленного в статье 403 НК РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Законом Забайкальского края от 18 ноября 2014 года № 1081-ЗЗК «О реализации абзаца третьего пункта 1 статьи 402 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» единой датой начала применения на территории Забайкальского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения определено 1 января 2015 года.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 3 указанного закона).

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии, при этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, физическое лицо – собственник объекта недвижимости, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной в том случае, если его кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.

Как следует из материалов дела, объект недвижимости с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, наименование – помещение, назначение – нежилое помещение (право собственности зарегистрировано на объект с назначением: нежилое; наименованием: магазин), расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Чукмасовой С.А. на праве собственности (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 января 2019 года – л.д. 135-140 т. 1).

Нежилое помещение поставлено на учет 26 ноября 2011 года.

На основании Постановления Правительства Забайкальского края от 23 октября 2012 года № 458 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Забайкальского края» кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости утверждена по состоянию на 22 января 2015 года в размере <данные изъяты> рублей.

Сведения о данном размере кадастровой стоимости 23 января 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости, что удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25 января 2019 года; на момент рассмотрения дела установленная кадастровая стоимость является действующей.

В подтверждение того, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости магазина № 082/18 от 6 декабря 2018 года, составленный оценщиком АНО «Региональный центр по оказанию услуг по проведению судебных экспертиз» Б.К.А., являющейся членом Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации – Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков» (регистрационный от 28 декабря 2016 года), ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: страховщик – АО «АльфаСтрахование», период действия договора – с 3 ноября 2018 года по 2 ноября 2019 года (страховой полис № 6691R/776/12046/18). Также к проведению оценки и подготовке отчета привлекалась оценщик П.Т.А., являющаяся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (регистрационный от 18 апреля 2014 года), ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: страховщик – САО «ВСК», период действия договора – с 2 апреля 2018 года по 1 апреля 2019 года (страховой полис № 18210В400F009). Ответственность АНО «Региональный центр по оказанию услуг по проведению судебных экспертиз» застрахована в СОАО «ВСК» (страховой полис № 18570В4002235, период действия договора – с 7 июня 2018 года по 6 июня 2019 года, лимит ответственности 5 000 000 рублей).

Согласно отчету № 082/18 рыночная стоимость объекта оценки – объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, наименование – магазин, назначение – нежилое помещение, расположенного по адресу<адрес> по состоянию на 22 января 2015 года определена в размере <данные изъяты> рублей.

В ходе судебного разбирательства представителем административного ответчика – Правительства Забайкальского края Новожиловой О.В. выражено несогласие с возможностью принятия вышеуказанного отчета об оценке в качестве доказательства заявленной административным истцом величины рыночной стоимости объекта недвижимости, поскольку отчет не соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление (л.д. 150-152 т. 1).

По ходатайству представителя административного истца по делу назначена судебная оценочная экспертиза. С 4 марта 2019 года по 13 июня 2019 года производство по делу было приостановлено для направления материалов административного дела в экспертное учреждение – ООО «АРМО-Сибирь», г. Шелехов.

11 июня 2019 года в Забайкальский краевой суд поступило заключение эксперта № 2019-ИН-42 от 4 мая 2019 года.

Экспертное заключение подготовлено экспертом Г.Л.А., являющейся членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» (регистрационный от 25 апреля 2016 года). Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована, страховщик – страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах», период действия договора – с 2 мая 2019 года по 1 мая 2020 года (договор (полис) № 433-233-031024/19). Ответственность ООО «АРМО-Сибирь» застрахована в ООО «Абсолют Страхование» (страховой полис № 022-073-003177/19, период действия договора – с 12 апреля 2019 года по 11 апреля 2020 года).

Согласно заключению эксперта рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 22 января 2015 года определена в размере <данные изъяты>. При этом экспертом установлено, что отчет об оценке объекта недвижимости № 082/18 от 6 декабря 2018 года не соответствует формально-методическим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное высшее образование, стаж экспертной работы, его ответственность застрахована.

Экспертиза рыночной стоимости объекта недвижимости проведена на основании материалов административного дела. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, в нем приведены выводы, сформулированы однозначные ответы на поставленные вопросы.

Участвующим в деле лицам предоставлена возможность ознакомления с результатами экспертного заключения. Каких-либо возражений относительно содержащихся в нем выводов, доказательств того, что рыночная стоимость объекта недвижимости является иной, нежели отражено в экспертном заключении, суду не представлено. О назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы участники судебного разбирательства не просили.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, наименование – помещение, назначение – нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит установлению на 22 января 2015 года в размере, равном его рыночной стоимости, - <данные изъяты>

Таким образом, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.

В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Чукмасова С.А. не обращалась.

При таких обстоятельствах, рыночная стоимость объекта недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и использованию на период с 1 января 2018 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

При решении вопроса о распределении судебных расходов, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 20-П, Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», и полагает возможным в связи с удовлетворением требований административного истца при наличии существенной разницы в стоимости объекта (более чем в 1,8 раз – <данные изъяты>) взыскать с административного ответчика – Правительства Забайкальского края, как органа, утвердившего оспариваемые результаты оценки кадастровой стоимости объекта недвижимости, в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 300 рублей, а также расходы на оплату судебной экспертизы в размере 30 000 рублей и услуг по оценке рыночной стоимости земельного участка.

При этом учитывается, что согласно приведенному выше Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации несение административным истцом расходов на оценочные и экспертные работы вытекает из необходимости соблюдения им императивных требований процессуального законодательства, устанавливающих порядок рассмотрения дел данной категории, а значит, указанные расходы подлежат возмещению как необусловленные процессуальным поведением лица.

Вместе с тем суд полагает возможным, с учетом среднего размера стоимости услуг оценщика по составлению отчета об оценке объекта недвижимости по состоянию на дату проведения кадастровой оценки по данной категории, в том числе по аналогичному делу по административному исковому заявлению Чукмасовой С.А., удовлетворить требования о взыскании расходов на составление отчета частично размере 20 000 рублей (договор с АНО «Региональный центр по оказанию услуг по проведению судебных экспертиз» от 27 ноября 2018 года № 082, квитанции от 27 ноября и 7 декабря 2018 года №№ 000301, 000310 об оплате услуг в размере 40 000 рублей).

При этом оснований для уменьшения расходов на оплату услуг представителя в размере 7 000 рублей (договор на оказание посреднических услуг от 20 октября 2018 года, расписка от 20 октября 2018 года), учитывая объем оказанной юридической помощи (составлено и подано административное исковое заявление, уточнение требований, ходатайство о назначении судебной экспертизы) и руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд не усматривает.

Таким образом, в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 57 300 рублей.

Принимая во внимание, что Правительство Забайкальского края статуса юридического лица не имеет, и в соответствии с Положением об Администрации Губернатора Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 22 августа 2017 года № 367, данный орган является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим обеспечение деятельности Правительства Забайкальского края, судебные расходы подлежат взысканию Правительства Забайкальского края в лице Администрации Губернатора Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Чукмасовой С. А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, наименование – помещение, назначение – нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости: <данные изъяты> по состоянию на 22 января 2015 года на период с 1 января 2018 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный кадастр недвижимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости считать поданным 25 декабря 2018 года.

Решение является основанием для внесения сведений о новой кадастровой стоимости объекта недвижимости органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости.

Взыскать с Правительства Забайкальского края в лице Администрации Губернатора Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края в пользу Чукмасовой С. А. судебные расходы в размере 57 300 (пятьдесят семь тысяч триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Решение изготовлено 20.06.2019.