ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-32/2015 от 27.11.2015 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 3а-32/2015

Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2015 года

Решение

Именем Российской Федерации

23 ноября 2015 года Мурманский областной суд в составе председательствующего судьи Истоминой И.В.,

при секретаре Благополучной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области о ликвидации Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите «Школа доброты»

Установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области обратилось в Мурманский областной суд с административным иском к Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите «Школа доброты» о ликвидации.

В обоснование заявленных требований указано, что в нарушение требований абз.3 статьи 8 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12.02.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» 28.06.2013 года состоялось общее собрание учредителей, на котором в отсутствие кворума принимались решения по вопросам об образовании исполнительных органов, контрольно-ревизионных органов организации. При этом общее собрание членов организации не проводилось.

_ _ в адрес Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите «Школа доброты» направлено предупреждение в связи с нарушением Устава и Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Перечисленные в предупреждении требования провести заседание общего собрания членов общественного объединения и представить копию соответствующего протокола заседания общего собрания в Управление Министерства юстиции по Мурманской области, не исполнены.

В период с _ _ по _ _ Управлением Министерства юстиции по Мурманской области проведена плановая проверка организации, в результате которой установлен ряд нарушений закона: ряд положений Устава организации противоречит Федеральному закону от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», организацией не созывается общее собрание членов организации, Правление, ревизионная комиссия не осуществляют своих функций, председатель Правления не отчитывается перед правлением и общим собранием, распоряжается денежными средствами без утвержденной сметы, приобретает имущество, не соответствующее характеру деятельности организации, информация о членах организации является недостоверной, общественная организация не может быть признана организацией инвалидов, поскольку в ее составе менее 80 % инвалидов, выявлены нарушения финансово-хозяйственной деятельности.

_ _ Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области направило предупреждение с указанием допущенных нарушений, установив срок их устранения до _ _ .

Впоследствии срок устранения недостатков продлевался до _ _ и до _ _ , однако они устранены не были.

_ _ Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области направило повторное предупреждение, установив общественной организации срок устранения недостатков до _ _ .

Поскольку до настоящего времени грубые нарушения, выразившиеся в неисполнении неоднократных требований уполномоченного органа, общественным объединением не устранены, административный истец просит принять решение о ликвидации Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите «Школа доброты» и назначить ликвидатора.

В судебном заседании представители административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области Кольца А.В., Коранина Ж.А, поддержали заявленные требования. Приводили доводы о том, что в полном объеме допущенные нарушения не устранены, объективная возможность для этого была предоставлена, организация своевременно не реагирует на принимаемые уполномоченным органом меры.

Представитель административного ответчика Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите «Школа доброты» Гежа Н.М. возражал против заявленных требований. Не опровергая фактических обстоятельств, установленных в результате проведенной уполномоченным органом проверки, настаивал на намерении и возможности организации устранить все нарушения законодательства и продолжить осуществление деятельности, представил суду документы в подтверждение факта устранения выявленных нарушений закона.

Выслушав представителей административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области Кольца А.В., Коранину Ж.А, представителя административного ответчика Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите «Школа доброты» Гежа Н.М., проверив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд оставляет заявленные требования без удовлетворения.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"

Согласно ст. 7 Федерального закона N 82-ФЗ, общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Как установлено статьей 8 Федерального закона N 82-ФЗ, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Статьей 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" установлено, что общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами.

В соответствии с частью первой статьи 26 приведенного Федерального закона ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 этого же Федерального закона.

Как предусмотрено в абзаце третьем части первой статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ, основанием ликвидации являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Аналогичные основания ликвидации юридического лица предусмотрены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что _ _ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области принято решение о государственной регистрации Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите «Школа доброты».

В единый государственный реестр юридических лиц внесена регистрационная запись 03 декабря 2009 года.

На основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области от _ _ *-р проведена плановая документарная проверка в отношении Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите «Школа доброты» на соответствие ее деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с _ _ по _ _ .

По итогам проверки Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области _ _ составлен акт *, в котором отражены выявленные нарушения норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и Устава организации.

Данный акт получен представителем общественной организации Г.Л.В.

В ходе проверки были выявлены следующие нарушения действующего законодательства:

положения пунктов 1.1., 2.1., абз. 10 п.2.2. Устава в части целей создания организации противоречат статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; п. 6.1 Устава, предусматривающий возможность открывать филиалы и представительства на территории Российской Федерации, противоречит положениям абз. 4 ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ;

не созывается общее собрание членов организации, Правление, ревизионная комиссия не осуществляют своих функций, председатель Правления не отчитывается перед правлением и общим собранием, распоряжается денежными средствами без утвержденной сметы, приобретает имущество, не соответствующее характеру деятельности организации, что является нарушением абз.1 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ, п.4.9 Устава организации;

информация о количестве членов организации является недостоверной и противоречивой, поэтому невозможно установить легитимность принятых решений; не все члены организации дали согласие на обработку их персональных данных в соответствии с ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;

в нарушение ст. 6 Федерального закона «Об общественных объединениях» 42 члена организации не получают приглашения на заседания общих собраний;

в нарушение п.4.3 Устава общее собрание не утверждало годовой план, бюджет организации и годовой отчет;

поскольку в региональной общественной организации менее 80 % инвалидов, цели деятельности по осуществлению социальных программ не достигаются, поэтому общественная организация не может быть признана организацией инвалидов в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», характер деятельности организации, предусмотренной Уставом, не подтвержден.

Кроме этого выявлены многочисленные нарушения финансово-хозяйственной деятельности организации: не ведется учет членских взносов, отсутствуют сметы по проводимым мероприятиям, не подтверждена целесообразность расходов на обслуживание автомобиля, поездку в Финляндию, на приобретение продуктов питания, бытовых товаров, оплаты мобильной связи.

Денежные средства снимаются председателем правления с расчетного счета и не приходуются в кассу организации, счет 50 «операции по кассе» не открыт, суммы остатков и перерасходов в кассу не вносятся, ведомости учета материальных ценностей не ведутся, на балансе организации материальные ценности не учитываются, что является нарушением Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П.

Таким образом, деятельность организации в проверяемый период частично осуществлялась в соответствии с уставными целями.

Установлены факты нецелевого расходования денежных средств, полученных от юридических лиц Мурманской области на достижение уставных целей, многочисленные нарушения законодательства в части использования персональных данных граждан, несоблюдения отдельных уставных положений и ведения финансово-хозяйственной деятельности. Отдельные положения Устава не соответствуют законодательству Российской Федерации.

Письменным предупреждением от _ _ * Управление Министерства юстиции по Мурманской области обязало Мурманскую региональную общественную организацию инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите «Школа доброты» впредь, осуществляя операции, связанные с расходованием денежных средств, оформлять их надлежащим образом, направлять непосредственно на цели, предусмотренные Уставом, а также в срок до _ _ представить протокол заседания руководящего органа (Правления) по вопросу ознакомления с актом проверки и датой проведения общего собрания;

провести заседание общего собрания с участием представителя Управления Министерства юстиции России по Мурманской области;

принять на заседании общего собрания в члены организации физических лиц на основании письменных заявлений, справок об инвалидности и представить копии этих документов в Управление, представить списки членов организации;

обеспечить соблюдение положений Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

внести изменения в Устав, касающиеся отдельных его положений, и представить в Управление соответствующий пакет документов;

провести ревизию и представить соответствующий акт ревизионной комиссии;

представить документы, подтверждающие обоснованность приобретения продуктов питания, материальных ценностей, основных средств, горюче-смазочных материалов и др.запасов, указанных в акте проверки, либо вернуть на расчетный счет организации денежные средства, направленные не по целевому назначению;

представить принятую общественным объединением учетную политику.

Срок устранения этих нарушений по ходатайству представителей общественной организации продлевался до _ _ , а затем до _ _ .

В связи с неисполнением требований предупреждения постановлением

мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Мурманска от 20 апреля 2015 года Мурманская региональная общественная организация инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите «Школа доброты» привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута наказанию в виде штрафа ***.

Повторное предупреждение Управлением Министерства юстиции направлено общественной организации _ _ , срок устранений нарушений определен до _ _ .

Представителем административного ответчика не опровергается обоснованность выводов Управления Министерства юстиции РФ по Мурманской области о допущенных нарушениях действующего законодательства и Устава в деятельности общественной организации.

Обсуждая вопрос о ликвидации Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите «Школа доброты», суд учитывает приводимые представителем общественного объединения доводы о том, что организацией активно принимаются все возможные меры для исправления существующих нарушений и приведения Устава в соответствие требованиям действующего законодательства.

Это нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Так установлено, что _ _ в Управление Министерства юстиции по Мурманской области общественной организацией направлены список членов организации, копии справок об инвалидности членов организации, протоколы заседаний Правления, положение об учетной политике, а также сведения о вносимых изменениях в Устав организации.

Письмом Управления Министерства юстиции от _ _ * общественное объединение уведомлено о том, что информация не принята к рассмотрению, поскольку не представлены протоколы заседаний Общего собрания о принятии исключении членов организации, не представлены заявления граждан о вступлении в члены организации, не подтверждена достоверность справок об инвалидности членов организации, информация о членах организации недостоверна, члены организации не ознакомлены с актом проверки, учетная политика не соответствует режиму налогообложения организации, инвентаризационная опись не подтверждена подписями членов инвентаризационной комиссии, отсутствуют документальные подтверждения о целесообразности расходования денежных средств.(л.д.147)

Распоряжением Управления Министерства юстиции по Мурманской области от _ _ * отказано в государственной регистрации изменений в Устав общественной организации. (л.д.187)

В ходе рассмотрении административного дела ответчиком суду представлены: договор возмездного пользования автомобилем от _ _ , протоколы собрания Правления от _ _ , _ _ ., _ _ , приказ от _ _ об утверждении Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2015 г. и для целей налогообложения на 2015 г., приходно-кассовый ордер от _ _ на возврат части денежных средств, израсходованных не на уставные цели, заявления граждан об исключении из членов общественной организации, инвентаризационная опись на _ _ , акт проверки финансово-хозяйственной деятельности за период с _ _ по _ _ , договор от _ _ возмездного оказания услуг, предметом которого является подготовка документов для внесения изменений в учредительные документы организации. Представлен список граждан - членов организации, данные об их уведомлении о проведении общего собрания _ _ , заявления граждан-членов организации на обработку персональных данных, об исключении из членов организации.

Эти же материалы организация направила в Управление Министерства во исполнение письменного предупреждения.

Кроме того административным ответчиком представлен суду протокол общего собрания от _ _ и принятый на этом собрании Устав общественной организации в новой редакции, благодарственные письма, грамоты и дипломы в подтверждение характера деятельности организации.

Оценивая содержание представленных суду материалов, суд соглашается с доводами административного истца о том, что в полном объеме выявленные недостатки общественной организацией не устранены.

Однако, суд признает, что это обстоятельство обусловлено в определенной степени не фактом бездействия, а ошибками, которые допущены при оформлении документов, непониманием и заблуждением относительно порядка совершения действий во исполнение требований предупреждения, и того, какие действия будут являться достаточными для его надлежащего выполнения.

Так, вместо акта ревизии представлена инвентаризационная ведомость, из объяснения представителя организации следует, что общественное объединение ошиблось относительно даты, на которую следует представить соответствующий документ.

Вместе с тем, в судебном заседании представители административного истца Управления Министерства юстиции подтвердили факт частичного выполнения требований предупреждения, а именно: общественной организацией представлен протокол заседания Правления по вопросу ознакомления с актом проверки и датой проведения общего собрания; приняты меры к проведению общего собрания; частично исполнены требования о получении заявлений от членов организации, справок об инвалидности, уточнению списка членов организации, предпринимаются меры к соблюдению требований Федеральных законов «О персональных данных» и «О бухгалтерском учете», представлена инвентаризационная опись.

Эти обстоятельства заслуживают внимания.

Анализируя представленные сторонами доказательства и фактические действия административного ответчика, суд приходит к выводу о том, что нарушения в деятельности организации в основном носят устранимый характер, и общественная организация предпринимает необходимые и возможные меры для исправления существующих нарушений, приведения Устава в соответствие требованиям действующего законодательства.

Из пояснений представителя организации следует, что признаваемые организацией нарушения будут устраняться, и в будущем предприняты меры к недопущению повторных нарушений закона, поскольку Мурманская региональная общественная организация инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите «Школа доброты» фактически осуществляет свою деятельность и намерена ее продолжать в дальнейшем.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Между тем, по данному делу не установлено обстоятельств, позволяющих применить в отношении общественной организации исключительную меру - ликвидацию организации, как единственно возможную в целях устранения допущенных нарушений закона.

Согласно пункту 2 статьи 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, осуществление права на свободу объединения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Исходя из правовой позиции Европейского суда по правам человека, положения статьи 11 Конвенции распространяются на весь период деятельности объединений, и их ликвидация также должна удовлетворять требования вышеуказанной нормы.

Принимая во внимание эти правовые позиции, положения части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации, согласно которой запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, и учитывая, что создание Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите «Школа доброты» обусловлено общественно полезными целями и задачами, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Управлением Министерства юстиции по Мурманской области требований.

С учетом изложенного, суд оставляет заявленные исковые требования о ликвидации общественной организации без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 174 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мурманский областной суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области о ликвидации Мурманской региональной общественной организации инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите «Школа доброты» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

председательствующий И.В.Истомина