ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-32/2016 от 03.11.2016 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 03 ноября 2016 г., дело N 3а-32/2016

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

Судьи Верховного Суда Республики Дагестан Августиной И.Д.

при секретаре судебного заседания ФИО1

с участием представителя истца ФИО2, представителя Правительства Республики Дагестан ФИО3

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ОАО «Дагэлектроавтомат» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость,

установил:

ОАО «Дагэлектроавтомат» (ОГРН 1020502231133) обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан, Управлению Росреестра по Республике Дагестан об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:45:000028:0007 площадью 203 500 кв.м., расположенного по адресу: РФ, Республика Дагестан, <адрес>, в размере, равной его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, т.е. в размере 65880811 рублей.

В обоснование иска указано, что используемая в целях налогообложения и установленная в размере 127334020 рублей кадастровая стоимость принадлежащего на праве собственности ОАО «Дагэлектроавтомат» земельного участка с кадастровым номером 05:45:000028:0007 значительно превышает рыночную стоимость данного земельного участка, которая по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости согласно экспертному заключению составляла 65880811 рублей.

В судебное заседание представители Управления Росреестра по РД, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

От администрации <адрес> поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 заявленные требования уточнил и просил их удовлетворить, установив кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на <дата>, т.е. 66285333 рубля.

Представитель Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО3 не возражал против удовлетворения исковых требований.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц и пояснения эксперта ФИО4, исследовав заключение проведенной по делу экспертизы и письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен предварительный досудебный порядок обращения в Комиссию по рассмотрению кадастровых споров.

Полагая установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, 12.01.2016г. ОАО «Дагэлектроавтомат» обратилось в Комиссию по рассмотрению кадастровых споров Управления Росреестра по РД с заявлением от 11.01.2016г. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:45:000028:0007 пл. 203 500 кв.м. расположенного в поселке Сулак <адрес>.

Письмом от 18.01.2016г. /АМ отказано в принятии заявления к производству по причине отсутствия в отчете нумерации страниц, а также по причине неверного указания адреса земельного участка.

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 15.04.2016г. по делу а-19/2016 отказ Комиссии признан незаконным.

05.05.2016г. ОАО «Дагэлектроавтомат» повторно обратилось в Комиссию Управления Росреестра по РД с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:45:000028:0007.

<дата> за ПР-09/АМ ОАО «Дагэлектроавтомат» извещено о том, что заявление принято к рассмотрению и <дата> в 12 ч.00 мин. состоится его рассмотрение на заседании Комиссии ( л.д.108).

Письмом Комиссии по рассмотрению кадастровых споров Управления Росреестра по РД от <дата> за /АМ ОАО «Дагэлектроавтомат» сообщено об отзыве извещения и представленные на рассмотрение материалы возвращены заявителю по причине обжалования решения Верховного Суда Республики Дагестан от 15.04.2016г. по делу а-19/2016 ( л.д.110).

Как разъяснено в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.

О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и не рассмотрения заявления в установленный законом срок.

Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

Таким образом, для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде требуется предварительное обращение в комиссию, принятие последней решения по данному обращению или истечение, установленного законом срока для его рассмотрения.

Согласно абз.19 ст.24.18 Федерального закона от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

Как видно из материалов дела в установленный законом срок заявление ОАО «Дагэлектроавтомат» не было рассмотрено комиссией.

Суд считает, что при указанных обстоятельствах административным истцом обязательный досудебный порядок урегулирования спора был соблюден.

Как следует из материалов дела ОАО «Дагэлектроавтомат» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:45:000028:0007 площадью 203 500 кв.м., категория земель: земли под производственными и административными зданиями и строениями, сооружениями промышленности и коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, расположенный по адресу: РФ, Республика Дагестан, <адрес>.

Согласно представленной в суд кадастровой справке содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка составляет 127334020 рублей ( л.д.152).

Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от <дата> «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».

Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки ил в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 234.19 данного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.I «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от <дата> №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от <дата> №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает определение кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата>, установлена по состоянию на <дата>.

По ходатайству представителя административного истца ФИО2 судом по делу назначена экспертиза для определения рыночной стоимости принадлежащего ОАО «Дагэлектроавтомат» земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости, т.е. на <дата>.

В соответствии с заключением судебного эксперта ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» ФИО4 от <дата> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:45:000028:0007 по состоянию на <дата> составляла 66205333 рублей.

В судебном заседании эксперт ФИО4, предупрежденный судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, изложенные в заключении от <дата> выводы о размере рыночной стоимости земельного участка полностью подтвердил.

Административные ответчики возражений относительно выводов эксперта не выразили, никаких ходатайств не заявили.

Оценивая указанное экспертное заключение по правилам ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с экспертным заключением /Э/2015 от <дата> на отчет , при отсутствии возражений ответчиков, суд считает его выводы обоснованными, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (<дата>) в размере 66205333 рублей.

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

В этой связи, учитывая отсутствие по делу возражений Правительства Республики Дагестан, как органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, относительно права ОАО «Дагэлектроавтомат» на установление в отношении принадлежащего ему земельного участка кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, расходы ОАО «Дагэлектроавтомат» по оплате государственной пошлины и понесенные расходы на проведение экспертизы, подлежат отнесению на административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

Решил:

Административное исковое заявление ОАО «Дагэлектроавтомат» (ОГРН 1020502231133) удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:45:000028:0007 площадью 203 500 кв.м., расположенного по адресу: РФ, Республика Дагестан, <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на <дата> в размере 66205333 рублей, на период с <дата> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:45:000028:0007, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать <дата>.

Понесенные ОАО «Дагэлектроавтомат» при подаче административного искового заявления судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей и расходы по оплате проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы, отнести на административного истца - ОАО «Дагэлектроавтомат» (ОГРН 1020502231133).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято <дата>.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан И.Д.Августина