Дело № 3а-32/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2017 года г.Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Гришиной С.А.,
при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.,
с участием представителей:
административного истца – Румянцевой Н.В.,
административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области – Румянцева А.А.,
административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области – Дьякончук Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Острой ФИО11 об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Острая ФИО12 обратилась в Тверской областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере № рублей по состоянию на 07 августа 2012 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанного земельного участка, кадастровая стоимость которого существенно превышает рыночную стоимость, чем затрагиваются его права и законные интересы как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца – Румянцева Н.В., действуя в пределах предоставленных полномочий, дополнила заявленные требования обязанием ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере № рублей по состоянию на 07 августа 2012 года.
Представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Румянцев А.А., Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Дъякончук Н.А. возражали относительно заявленных административных исковых требований.
Представители административного ответчика - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, заинтересованных лиц Межрайонной ИФНС России № 9 по Тверской области и Администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение Калининского района», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>, площадью № кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства торгово-складского комплекса, производственной базы принадлежит Острой ФИО13. на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка с условием о рассрочке платежа и залоге от 14 августа 2012 года, государственная регистрация права произведена 01 сентября 2012 года.
Являясь налогоплательщиком, Острая ФИО14. вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В статье 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
В силу положений ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Из анализа приведенных положений норм закона следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года № 503-па были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тверской области по состоянию на 01 января 2007 года.
Земельный участок с кадастровым номером № не был включен в перечень объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки, поскольку был образован после ее проведения.
Согласно кадастровому паспорту от 03 апреля 2012 года земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет 03 апреля 2012 года, то есть после проведения государственной кадастровой оценки.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена 07 августа 2012 года органом кадастрового учета в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006года № 222. Согласно кадастровой справке от 27 января 2016 года кадастровая стоимость данного земельного участка определена в размере № рублей.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, в подтверждение его рыночной стоимости административный истец представил выполненный оценщиком ФИО15 отчет об оценке от 22 сентября 2016 года № в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 07 августа 2012 года составила № рублей.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 года № 13-нп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области.
Спорный земельный участок вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тверской области, кадастровая стоимость участка определена в размере № рублей по состоянию на 01 января 2013 года, 15 января 2015 года указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждено справкой ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 28 сентября 2016 года.
При этом кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 01 января 2013 года данным приказом, в силу статьи 5 Налогового кодекса РФ подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2016 года, в то время как с заявлением о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка административный истец обратилась в Тверской областной суд 28 декабря 2016 года, то есть в период времени, когда для целей налогообложения действовала кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 01 января 2013 года.
Указанное в силу статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не сохраняет за административным истцом право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, ставшей на момент подачи заявления в суд архивной.
Обращение Острой ФИО16. в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 07 августа 2012 года, то есть на дату по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, не согласуется с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.
При этом для целей налогообложения изменение кадастровой стоимости на основании решения суда будет иметь правовые последствия в том случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в течение налогового периода, равного календарному году, в котором оспариваемая кадастровая стоимость является актуальной.
При указанных обстоятельствах судом отклонено заявленное представителем административного истца ходатайство о назначении в рамках данного дела судебной оценочной экспертизы для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в размере рыночной по состоянию на 07 августа 2012 года, поскольку оценка неактуальной кадастровой стоимости объекта недвижимости не будет иметь правового значения для разрешения спора.
Сведений о том, что на дату обращения в суд сохранилось право административного истца на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах требование административного истца об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка не подлежит удовлетворению.
Не подлежит удовлетворению и требование Острой ФИО17 об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области внести в государственный кадастр недвижимости изменения о кадастровой стоимости земельного участка, поскольку в силу положений 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности" соответствующая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Соответственно, на момент рассмотрения дела в суде основания для удовлетворения названного требования также отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Острой ФИО18 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>, в размере рыночной стоимости равной № рублей по состоянию на 07 августа 2012 года, а также в удовлетворении требований об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тверского областного суда - в судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Гришина
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2017 года.
Председательствующий С.А. Гришина