ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 марта 2017 г. № 3а-32/2017
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю.,
при секретаре Федосеевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Онегалеспром» о признании недействующим в части распоряжения Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р «О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2016 год»,
установил:
распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на <ДАТА> год (далее - Перечень).
Перечень размещён на официальном сайте Департамента имущественных отношений Вологодской области, направлен в Управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области.
Закрытое акционерное общество «Онегалеспром» (далее - ЗАО «Онегалеспром», Общество, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на <ДАТА> год, утверждённого распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р, в части включения в него пунктов с порядковыми номерами ..., ....
В обоснование исковых требований административным истцом указано, что в оспариваемый Перечень включены объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности:
- административное здание площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., назначение - нежилое, этажность - ..., расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня с порядковым номером №...);
- здание конторы, площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., назначение - нежилое, этажность - ..., расположенное по адресу: <адрес> (пункт Перечня с порядковым номером ...). Право собственности Общества на указанный объект прекращено 18 мая 2016 года.
Истец полагает, что включение указанных объектов недвижимости в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3786-ОЗ «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций» и об отмене закона области «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций», поскольку указанные объекты недвижимости не обладают признаками административно-деловых или торговых центров, предназначены для размещения административного персонала в целях обслуживания производства продукции, не имеют самостоятельного офисного назначения, здания расположены на земельных участках, вид разрешённого использования которых не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Просил суд признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на ... год, утверждённый распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р в части включения в него пунктов с порядковыми номерами ..., ..., со дня его принятия.
Представитель административного истца ЗАО «Онегалеспром» по доверенности Леоненко О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности Веселова Е.Л. исковые требования не признала, указав, что Департаментом проведена работа по определению вида фактического использования спорных объектов недвижимости, осуществлён осмотр указанных объектов. По объекту недвижимости с кадастровым номером №... согласно технической документации ... кв.м здания отнесено к административно-офисным, что составляет ... от площади всего здания. Здание в настоящее время фактически не используется. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером №... является административным зданием, в настоящее время фактически не используется. Полагала, что указанные объекты недвижимости правомерно включены в Перечень.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетеля Гороховскую Н.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций является региональным налогом.
Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 372 НК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3786-ОЗ «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций» и об отмене закона области «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций» закон Вологодской области от 21 ноября 2003 года № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» дополнен статьёй 1(1), которой установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта.
Постановлением Правительства Вологодской области от 07 декабря 2015 года № 1046 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» установлено, что Департамент имущественных отношений Вологодской области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и направление перечня в электронной форме в налоговый орган; размещение перечня на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.
В соответствии со статьёй 1.4. Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждён постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года № 874) Департамент является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вологодской области, и земельных отношений.
Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ (в редакции от 28 октября 2015 года) «О нормативных правовых актах Вологодской области» органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
Перечень размещён на официальном сайте Департамента имущественных отношений Вологодской области, направлен в Управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом Перечень объектов недвижимого имущества, утверждённый распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р определён уполномоченным органом в пределах его компетенции. Вместе с тем, распоряжение принято с нарушением формы, в которой государственный орган исполнительной власти - Департамент имущественных отношений Вологодской области вправе принимать нормативный правовой акт.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
Суд приходит к выводу, что способ опубликования распоряжения Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р - размещение на официальном сайте Департамента имущественных отношений Вологодской области позволил обеспечить лицам, чьи права и интересы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
Постановлением Правительства Вологодской области от 07 декабря 2015 года № 1046 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок).
Комиссией Департамента имущественных отношений Вологодской области проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости, о чём составлена справка от <ДАТА> (л.д....).
В соответствии со статьёй 378.2. НК РФ налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении нежилого помещения, назначение которого в соответствии с кадастровым паспортом объекта недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Статьёй 1(1) закона Вологодской области от 21 ноября 2003 года № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 29 июня 2016года) установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как усматривается из статьи 2.2 Устава ЗАО «Онегалеспром» основными видами деятельности Общества является: ведение промежуточных, прочих, главных рубок; переработка отходов лесозаготовки и низкосортной древесины; внедрение экологически чистых безотходных технологий по переработке леса; экспорт лесопродукции и продуктов побочного лесопользования, иные виды деятельности (л.д....).
Нежилое административное здание с кадастровым номером №..., площадью №... кв.м, расположенное по адресу: <адрес> было приобретено ЗАО «Онегалеспром» у ООО «ОМ» наряду с иными, расположенными по указанному адресу объектами недвижимости: гараж... по договорам купли - продажи от <ДАТА> (л.д. ...). Все объекты расположены на одном земельном участке с разрешённым использованием - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (л.д. ...).
Указанные объекты использовались ООО «ФИО12» в производственной деятельности и совместно с земельным участком представляли собой производственную базу, находящуюся под охраной.
Уставом ООО «ФИО11» в качестве одного из основных видов деятельности было предусмотрено производство пиломатериалов, деревообработка, комплекс работ по полному использованию древесного сырья за счёт переработки древесины, отходов лесозаготовок и лесопиления (л.д.......).
Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от <ДАТА> года № №... инвестиционный проект ООО «ОМ» «Организация производства ламелей и клееного щита» включён в Государственную областную инвестиционную программу на <ДАТА> г.г.(л.д. ...).
Как следует из отчёта ООО «ФИО10» по инвестиционному проекту, работа в рамках проекта велась Обществом на базе принадлежащих ему объектов недвижимости, в числе которых указана контора управления, котельная, гаражи, деревообрабатывающий цех, столярно-мебельный цех, цех производства щита, склад готовой продукции (л.д....).
Согласно технологической схеме производства ООО «ОМ», все вышеуказанные объекты находятся на одной территории и функционально неотделимы друг от друга, административное здание входит в состав инфраструктуры данного промышленного предприятия в качестве объекта вспомогательного назначения (л.д....).
Из экспликации к поэтажному плану здания, расположенного по адресу: <адрес>, усматривается, что в административном здании располагаются кабинеты, коридоры, подсобное помещение (л.д....).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от <ДАТА> ООО «ОМ» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на ... месяцев.
Определением Арбитражного суда Вологодской области от <ДАТА> завершено конкурсное производство в отношении отсутствующего ООО «ОМ» (л.д....).
ЗАО «Онегалеспром» приобретённые объекты недвижимости, в том числе и нежилое административное здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: <адрес>, не использовало и не использует в настоящее время.
Объект недвижимости с кадастровым номером №... (в Перечне порядковый номер №...) приобретён ЗАО «Онегалеспром» вместе с иными объектами (гараж, пожарное депо, котельная, ремонтно-механические мастерские) на основании договора о присоединении ЗАО «АЛ» к ЗАО «Онегалеспром» от <ДАТА> (л.д....).
Уставом ЗАО «АЛ» определены виды деятельности Общества, основными из которых являются: ведение промежуточных, прочих, главных рубок; переработка отходов лесозаготовки и низкосортной древесины; экспорт лесопродукции и продуктов побочного лесопользования (л.д....).
ЗАО «АЛ», как и ЗАО «Онегалеспром», занималось заготовкой древесины. Для ремонта и отстоя техники использовало гараж и ремонтно-механические мастерские, обогреваемые котельной. Названные объекты расположены на одной территории, обнесённой ограждением.
Здание конторы с кадастровым номером №... расположено на противоположной стороне <адрес>, использовалось ЗАО «АЛ» для размещения управленческого персонала.
Из экспликации к поэтажному плану здания, расположенного по адресу: <адрес> усматривается, что в здании конторы располагаются: кабинет директора, кабинет заместителя директора, отдел финансового директора, производственный отдел, бухгалтерия, отдел кадров, отдел механика, отдел капитального строительства, архив, коридоры (л.д....).
Здание конторы расположено на земельном участке с кадастровым номером №..., вид разрешённого использования - для производственных нужд (л.д....).
С момента приобретения здания конторы ЗАО «Онегалеспром» не использовало указанный объект.
<ДАТА> здание конторы было передано по договору дарения от <ДАТА> Вытегорскому муниципальному району, право собственности которого на указанный объект зарегистрировано <ДАТА> (л.д...., ...).
Как следует из справки Департамента имущественных отношений Вологодской области от <ДАТА> об осмотре объекта недвижимости, здание конторы не используется, справка составлена на основании технической документации (л.д....).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами №... (пункт Перечня ...), №... (пункт Перечня ...), в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на ... год, не отвечают признакам объекта недвижимого имущества, фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу подпунктов 1 и 2 пункта 1, пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и пункта 2 статьи 1(1) закона Вологодской области от 21 ноября 2003 года № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» следовательно, Перечень объектов недвижимого имущества, утверждённый распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р, в части пунктов ..., ..., является не соответствующим статье 378.2 НК РФ и статье 1(1) закона Вологодской области от 21 ноября 2003 года № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций», что является основанием для удовлетворения исковых требований в указанной части.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений статьи 383 НК РФ следует, что налог на имущество организаций уплачивается по истечении налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В данном случае, включение спорных зданий в Перечень произведено в целях налогообложения на ... год. На момент подачи искового заявления в суд и рассмотрения дела срок уплаты налога не наступил.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на <ДАТА> год), признание отдельных его положений недействующими с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в газете «Красный Север» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать недействующими пункты ...... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утверждённого распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года № 2066-р «О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на <ДАТА> год», со дня его принятия.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании Вологодской области газете «Красный Север» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено <ДАТА>.