ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-32/2021 от 02.06.2021 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-32/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 июня 2021 г. г. Курган

Курганский областной суд в составе:

судьи Пшеничникова Д.В.,

при секретаре Булгаковой М.В.,

с участием прокурора И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 24 ноября 2020 г. № 48-27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» (<адрес>), с календарной разбивкой»,

установил:

постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее – Департамент, орган регулирования тарифов) от 24 ноября 2020 г. № 48-27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» (<адрес>), с календарной разбивкой» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» (далее – ООО «ТеплоРесурс», Общество) на период с 14 декабря 2020 г. по 31 декабря 2024 г. (приложение 1), а также долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов (приложение 2).

ООО «ТеплоРесурс» обратилось в Курганский областной суд с административным исковым заявлением о признании указанного нормативного правового акта недействующим, полагая, что он противоречит положениям федерального законодательства.

В обоснование заявленных требований Общество указывало, что текст оспариваемого постановления в части величины вновь установленного тарифа и затрат, составляющих валовую выручку, идентичен тарифу, который был установлен ранее постановлением Департамента от 31 марта 2020 г. № 10-2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» (<адрес>), с календарной разбивкой», признанный недействующим решением Курганского областного суда от 18 сентября 2020 г.

Считает, что в нарушение части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Департамент не пересмотрел тариф в соответствии с вступившим в законную силу решением суда.

ООО «ТеплоРесурс» полагает, что административным ответчиком в нарушение Правил регулирования тарифов, основ ценообразования в сфере теплоснабжения, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при определении необходимой валовой выручки был занижен размер фонда оплаты труда работников предприятия, принятый органом регулирования тарифов в сумме 1879,985 тыс. руб., необоснованно исключены затраты в сумме 338,30 тыс. руб. на амортизацию основных средств (здания котельной и наружных тепловых сетей).

В результате ООО «ТеплоРесурс» установлен экономически не обоснованный тариф на тепловую энергию, оспариваемое постановление нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности.

Обращает внимание, что невыполнение Департаментом решения Курганского областного суда от 18 сентября 2020г. не позволяет взыскать в судебном порядке с потребителей стоимость отпущенной им тепловой энергии без проведения судебных экспертиз по определению стоимости фактических затрат на производство тепловой энергии, расходы на проведение которых также перейдут на потребителей.

В судебном заседании представитель ООО «ТеплоРесурс» не участвовал, извещался надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель Департамента – Л.В., действующая на основании доверенности, против заявленных требований ООО «ТеплоРесурс» возражала по доводам, приводимым в письменных возражениях на административный иск. Подтвердила, что расчет и величина тарифа, ранее утвержденного постановлением Департамента от 31 марта 2020г. № 10-2, признанного недействующим решением Курганского областного суда от 18 сентября 2020г., не изменился, дополнительных документов в материалы тарифного дела после принятия указанного судебного решения регулируемой организацией не представлялось.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора И.В., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее – Методические указания).

Установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 3 статьи 7, часть 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20 мая 2003 г. № 149 «О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов» утверждено Положение о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее – Положение о Департаменте), в соответствии с подпунктом 6 пункта 8 которого Департамент устанавливает (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Согласно пункту 12 Положения о Департаменте, для определения основных направлений деятельности Департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган – правление Департамента, общей численностью не более 9 человек.

Правление Департамента рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции Департамента, и принимает коллегиальные решения простым большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Заседание правления Департамента считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов правления. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим (пункт 13 Положения о Департаменте).

В соответствии с пунктом 14 Положения о Департаменте, решение Департамента по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) принимается правлением и издается в форме постановления Департамента.

Постановление вступает в законную силу в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона Курганской области от 8 октября 2004 № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (далее – Закон Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444) после их официального опубликования.

Согласно пункту 1 статьи 48 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444 официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Судом установлено, что решение об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «ТеплоРесурс» (<адрес>), с календарной разбивкой на период с 14 декабря 2020 г. по 31 декабря 2024 г., принято на заседании правления Департамента 24 ноября 2020 г. при наличии кворума, единогласно и оформлено постановлением.

26 ноября 2020 г. постановление опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), а также на официальном сайте Департамента <...>).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.

Вместе с тем, суд находит административный иск ООО «ТеплоРесурс» подлежащим удовлетворению в связи с несоответствием оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Как установлено судом, подтверждается материалами настоящего административного дела и материалами тарифного дела (административное дело , том 2, том 3), постановлением Департамента от 31 марта 2020 г. № 10-2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» (<адрес>), с календарной разбивкой» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» (далее – ООО «ТеплоРесурс», Общество) на период с 20 апреля 2020 г. по 31 декабря 2024 г., а также долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.

Постановление № 10-2 от 31 марта 2020г. в части установления пунктом 1 тарифов согласно приложению 1 на период с 20 апреля 2020 г. по 31 декабря 2024 г., а также установления пунктом 2 долгосрочных параметров регулирования согласно приложению 2 признано недействующим с момента его принятия решением Курганского областного суда от 18 сентября 2020 г., вступившим в законную силу 3 ноября 2020 г.

Во исполнение указанного решения суда Департаментом принято оспариваемое постановление от 24 ноября 2020 г. № 48-27, в соответствии с которым для потребителей ООО «ТеплоРесурс» были установлены тарифы на тепловую энергию с 14 декабря 2020 г., а также параметры регулирования, которые не претерпели изменений и остались на уровне, установленных постановлением Департамента от 31 марта 2020 г. № 10-2.

При этом, определяя базовый уровень операционных расходов, Департамент, как и ранее, принял расходы на оплату труда в сумме 1879,985 тыс. руб., вместо предложенных Обществом затрат в размере 5468,80 тыс. руб. (пункт 8.3.2.1.2. изменения к экспертному заключению от 24 ноября 2020 г.).

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Суд полагает обоснованными доводы Общества о том, что при определении расходов на оплату труда не был учтен фактический объем фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования при том, что штат работников Общества не изменился.

Ранее тарифы для Общества были установлены постановлением Департамента от 19 декабря 2018 г. № 44-18. При этом затраты на оплату труда на 2019 год были приняты в размере 4710,51 тыс. руб.

Из калькуляции расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии (Приложение № 1 к расчетным материалам, административное дело , том 2, л.д. 57) видно, что по факту в 2018 году расходы Общества на оплату труда составили 3256,01 тыс. руб., плановые показатели на 2019 год - 4710,51 тыс. руб.

В нарушение требований пункта 32 Правил регулирования тарифов, протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования от 24 ноября 2020 г., являющийся неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов), не содержит оснований, по которым Обществу отказано во включении в тариф расходов на оплату труда в предложенном Обществом размере 5468,80 тыс. руб.

В материалах тарифного дела имеется штатное расписание Общества на 2020 год, в котором в разделе, касающемся газовой котельной в <адрес>, указано 17 штатных единиц: начальник участка (мастер), главный инженер, инженер по технике безопасности, мастер по обеспечению теплотрассы, специалист (ответственный) за газовое хозяйство, специалист (ответственный) за опасный производственный объект, оператор котельной (4 штатных единицы), сварщик (2 штатных единицы), техник-электрик, слесарь по обслуживанию теплотрассы (3 штатных единицы), слесарь газового хозяйства (административное дело том 3, л.д. 289).

Согласно изменений к экспертному заключению от 24 ноября 2020г., предложенные Обществом затраты на оплату труда не приняты ввиду отсутствия их экономического обоснования.

При этом, регулятор принял размер оплаты труда основных рабочих в сумме 509,58 тыс. руб., исходя из факта 2018 года, с учетом индексов 2019 – 2020 г., численности - 4 человека и фонда оплаты труда из расчета 7,0 месяцев.

Оплата труда ремонтного персонала принята в размере 861,02 тыс. руб. из расчета численности рабочих - 2,07 человека, среднемесячной оплаты труда 34710,00 руб. согласно штатному расписанию, с учетом факта времени работы.

Оплата труда цехового персонала принята в размере 310,69 тыс. руб., исходя из численности 0,73 человека в соответствии с размерами тарифных ставок, утвержденными штатным расписанием на 2019 год.

Оплата труда административно-управленческого персонала принята в размере 198,69 тыс. руб., исходя из численности 0,43 человека и среднемесячной оплаты труда (согласно штатному расписанию) 38346,67 руб.

В расчетах уполномоченный Департамента по тарифному делу руководствовался приказом Госстроя России от 22 марта 1999г. № 65, утвердившим Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства, и приказом Госстроя от 12 октября 1999г. № 74, утвердившим нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий.

Аналогично ранее занимаемой Департаментом позиции по административному делу , при расчете расходов на оплату труда Департаментом определены нормативы численности по видам работ и профессиям, не указанным в п. 1.4 Рекомендаций Госстроя России от 22 марта 1999г. № 65 (техник-электрик, инженер, водитель, начальник участка (мастер), мастер по обеспечению теплотрассы).

При этом, согласно п. 1.11 Рекомендаций Госстроя от 22 марта 1999г. № 65 расчет численности рабочих, не предусмотренных настоящим сборником, но необходимых предприятию для обеспечения технологического процесса, производится по действующим межотраслевым и отраслевым нормам и нормативам по труду. При отсутствии в сборниках нормативных данных на отдельные виды работ численность рабочих устанавливается на местах.

Оснований, которыми руководствовался уполномоченный регулятора, рассчитывая оплату труда указанных штатных единиц Общества в кратном размере (долях) при отсутствии их в перечне п. 1.4 Рекомендаций и не применял фактическую численность занятых работников, не приведено ни в изменении к экспертному заключению, ни в протоколе заседания правления Департамента от 24 ноября 2020 г.

Изложенное позволяет суду сделать вывод о необоснованности и несоответствии принятых Департаментом расходов Общества на оплату труда Основам ценообразования.

Давая оценку доводам Общества о необоснованном исключении затрат в сумме 338,30 тыс. руб. по амортизации основных средств (котельной и тепловых сетей), суд исходит из следующего.

Из материалов дела видно, что Общество является собственником основных средств – здания центральной котельной и наружных тепловых сетей.

Согласно пункту 24 Методических указаний расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, в числе других составляющих, включают амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Согласно отзыву Департамента, сославшегося на нормы статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы на амортизацию основных средств исключены регулятором в связи с применением Обществом упрощенной системы налогообложения.

Между тем, в соответствии с пунктом 29 Методических указаний амортизация основных средств и нематериальных активов в целях тарифного регулирования определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а не налогообложения.

При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

В материалы тарифного дела (административное дело , том 2) Обществом представлен договор купли-продажи муниципального недвижимого имущества от 16 октября 2015 г. (л.д. 194-197); справка о годовой амортизации (л.д. 201); ведомость амортизации основных средств (л.д. 202); расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов (том 2 л.д. 119); смета расходов по отпуску тепловой энергии потребителям на 2020 год, включающая амортизацию основных средств.

Так же в материалах тарифного дела имеется Положение об учетной политике Общества на 2020 год, предусматривающей амортизацию объектов основных средств, план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности ООО «ТеплоРесурс», предусматривающий счет 02 «Амортизация основных средств».

На эти же обстоятельства и документы обращалось внимание Департамента в решении Курганского областного суда от 18 сентября 2020г.

Однако, ни в изменении к экспертному заключению экспертного совета Департамента, ни в протоколе заседания правления Департамента от 24 ноября 2020 г. допустимые Методическими указаниями основания, по которым из состава расходов Общества возможно исключение амортизации основных средств, не указаны.

Немотивированное исключение затрат по амортизации основных средств в сумме 338,30 тыс. руб. является необоснованным и несоответствующим Методическим указаниям.

Абзацем 12 пункта 7 Основ ценообразования предусмотрено, что регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.

Частью 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен прямой запрет преодоления решения суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части повторным принятием такого же акта.

В нарушение указанных положений закона, принятием оспариваемого постановления от 24 ноября 2020 г. № 48-27 Департамент фактически преодолел вступившее в законную силу судебное решение, повторив постановление от 31 марта 2020 г. № 10-2, ранее признанное недействующим в судебном порядке, и вновь немотивированно не приняв представленные Обществом расходы на оплату труда, а также сведения об амортизации основных средств.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку судом установлено несоответствие оспариваемого постановления Департамента Основам ценообразования и Методическим указаниям, административное исковое заявление ООО «ТеплоРесурс» подлежит удовлетворению.

С учетом характера спорных правоотношений, нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с момента его принятия.

Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Суд полагает, что в данном случае имеются предусмотренные частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для возложения на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими нормы.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательном опубликовании решения суда или сообщения о его принятии, суд определяет опубликовать сообщение о принятом решении на официальном сайте Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

В связи с удовлетворением административного иска понесенные ООО «ТеплоРесурс» судебные расходы в виде уплаченной им платежным поручением от 5 мая 2021г. государственной пошлины в сумме 4 500 руб. на основании положений ст. 111 КАС РФ подлежат возмещению за счет административного ответчика.

Оставшаяся сумма государственной пошлины (1500 руб.), излишне уплаченная Обществом этим же платежным документом, может быть возвращена судом по заявлению плательщика.

Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 24 ноября 2020 г. № 48-27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» (<адрес>), с календарной разбивкой» в части установления пунктом 1 тарифов согласно приложению 1 на период с 14 декабря 2020 г. по 31 декабря 2024 г., а также установления пунктом 2 долгосрочных параметров регулирования согласно приложению 2.

Возложить на Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области обязанность в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими нормы.

Сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном издании Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.

Взыскать с Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 4500 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья Д.В. Пшеничников