ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-32/2022 от 01.06.2022 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

дело № 3а-32/2022

УИД 01OS0000-01-2022-000016-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июня 2022 года г. Майкоп

Верховный суд Республики Адыгея в составе

председательствующего – Хапачевой Р.А.,

при секретаре судебного заседания Дауровой М.Б.,

с участием прокурора Республики Адыгея – Яриджанова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 и ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об исключении здания и помещений из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, при заинтересованных лицах администрации муниципального образования «Город Майкоп», Управление Росреестра по Республике Адыгея, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

У С Т А Н О В И Л А:

Административные истцы обратились в Верховный суд Республики Адыгея с административным иском к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании незаконным включения здания с кадастровым номером 01:08:0502013:178, находящегося по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Промышленная, д. 54 в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что ФИО3 является собственником помещения с кадастровым номером 01:08:0502013:371, находящегося в здании по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Промышленная, д. 54, а ФИО1 является собственником помещений с кадастровыми номерами 01:08:0502013:369 и 01:08:0502013:370, находящихся в том же здании по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Промышленная, д. 54, имеющее наименование «Торгово-складское».

Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 № 370 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год. В названный Перечень под порядковыми номерами 10795, 10796, 70797 включен объект – нежилое здание с кадастровым номером 01:08:0502013:178 с помещениями с кадастровыми номерами 01:08:0502013:369, 01:08:0502013:370, 01:08:0502013:371.

Также в обоснование требований указывали, что ранее, после заявления административных истцов в 2019 году, Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям удовлетворил требования и Приказами от 14.06.2019 № 210, 211, 212 указанное здание было исключено из Перечней, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость за 2016, 2017, 2018 года, однако, при наличии тех же оснований, Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям отказал в исключении здания из Перечня, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость за 2021 год.

Административный истец полагает, что указанные объекты капитального строительства включены в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, необоснованно, поскольку объекты не соответствуют критериям, изложенным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.

В процессе подготовки административные истцы уточнили заявленные требования и просил признать незаконным Приказ Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 № 370 в части включения здания по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Промышленная, д. 54 с кадастровым номером 01:08:0502013:178 с внутренними помещениями с кадастровыми номерами 01:08:0502013:369, 01:08:0502013:370, 01:08:0502013:371 в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, обязать административного ответчика исключить здание по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Промышленная, д. 54 с кадастровым номером 01:08:0502013:178 с помещениями с кадастровыми номерами 01:08:0502013:369, 01:08:0502013:370, 01:08:0502013:371 из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 № 370.

В отзыве на административное исковое требование административный ответчик Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям полагал иск не подлежащим удовлетворению, так как при определении объектов налогообложения Комитет руководствовался положениями Национального стандарта Российской Федерации «Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013», утвержденного приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст, в котором приведено понятие магазина, и правомерно отнес помещения торговых залов, офисы и складские помещения к числу объектов, подлежащих учету при отнесении здания к торговым объектам. Также указывает, что из экспликации к поэтажному плану на торгово-складское строение по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Промышленная, д. 54 с кадастровым номером 01:08:0502013:178, содержащейся в техническом паспорте, составленном филиалом ФГУП «Ростехинвентаризации» по Республике Адыгея по состоянию на 23.10.2009 следует, что площадь помещений с назначением «торговый зал», «магазин», «склад», «офис», «холодильная камера» равна 631,6 кв.м, что составляет 95% от общей площади, исходя из чего у административного ответчика имелись все основания для включения указанного объекта недвижимости в Перечень на 2021 год по критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, поскольку назначение помещений общей площадью более 20% общей площади предусматривает размещение торгового объекта.

В судебном заседании административный истец ФИО3 и представитель административных истцов по их устному заявлению Упчежуков М.Р. просили удовлетворить административные исковые требования с учетом их уточнения в полном объеме.

Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям – Нагароков Р.Н. поддержал поданный им отзыв, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Майкоп» Скобеева Т.В. также просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея извещены надлежаще и своевременно, о причинах неявки не сообщили и отложить судебное заседание не просили, в связи с чем в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, не усмотрев оснований для отложения судебного заседания, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Прокурор Яриджанов А.В. в судебном заседании полагал, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать, так как у Комитета Республики Адыгея имелись все основания для включения спорного объекта недвижимости в Перечень.

Суд, выслушав административного истца, представителя истцов, административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части второй статьи 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть пятая статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Адыгея от 03.11.2016 №5 "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Адыгея порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Республики Адыгея порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц - 1 января 2017 года.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).

Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям 30.12.2020 № 370 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год".

Названный Приказ принят Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям в пределах полномочий Комитета с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие. Приказ размещен на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru. 30.12.2020.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что административным истцом не оспаривается.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из приведенных выше правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО3 является собственником помещения с кадастровым номером 01:08:0502013:371, что подтверждается выпиской из ЕГРН № КУВИ001/2022-53521430, выданной 11.04.2022. ФИО1 является собственником помещений с кадастровым номером 01:08:0502013:369, что подтверждается выпиской из ЕГРН №КУВИ-001/2022-55392479, выданной 13.04.2022 и кадастровым номером 01:08:0502013:370, что подтверждается выпиской из ЕГРН №КУВИ-001/2022-55391656 от 13.04.2022. Все указанные помещения находятся в нежилом здании с наименованием «Торгово-складское помещение» с кадастровым номером 01:08:0502013:178, площадь которого в соответствии с выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2022-55393977 от 13.04.2022 составляет 659,1 кв.м.

Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям 30.12.2020 № 370 пунктами 10795, 10796, 10797 в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год" включен объект недвижимости с кадастровым номером с кадастровым номером 01:08:0502013:178 (здание) с внутренними помещениями с кадастровыми номерами 01:08:0502013:369 (помещение), 01:08:0502013:370 (помещение), 01:08:0502013:371 (помещение).

В соответствии с истребованным судом техническим паспортом здания, заверенная копия которого приобщена к материалам дела, находящегося по адресу Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Промышленная, д. 54 с наименованием «Торгово-складское строение», составленному по состоянию на 23.10.2009, имеется экспликация к поэтажному плану. В указанной экспликации имеются сведения о площадях и назначениях помещений, находящихся в здании.

Так, согласно экспликации, содержащейся в Техническом паспорте здания поименованному «Торгово-складское строение», расположенного по адресу: г. Майкоп, ул. Промышленная, 54, назначение частей помещений здания,

принадлежащих административному истцу ФИО1, имеет следующие обозначения: торговый зал площадью 13,8 кв.м., торговый зал площадью 13,2 кв.м., торговый зал площадью 12,0 кв.м., торговый зал площадью 12,1 кв.м., склад площадью 6,5 кв.м., склад площадью 87,7 кв.м.;

принадлежащих административному истцу ФИО3, имеет следующие обозначения: склад 94, 2, офис площадью 24,8 кв.м., склад площадью 34,5 кв.м., офис площадью 6,8 кв.м., торговый зал площадью 25,7 кв.м., офис площадью 10, 4 кв.м., магазин площадью 13,7 кв.м.

Площадь всего здания составляет 631, 6 кв.м., площадь помещений, назначение использования которых предполагает их включение в Перечень, равна 355,4 кв.м. и составляет более 20% от общей площади здания.

Представленный административными истцами Технические паспорта на части торгово-складского строения, расположенные по адресам: г.Майкоп, ул. Промышленная, 54-в, площадью 422, 5 кв.м. (л.д.21-27), ул.Промышленная, 54-б, площадью 134,3 кв.м. (л.д.28-36), ул.Промышленная, 54-б, площадью 102,3 кв.м.(л.д.37-45), в соответствующих экспликациях к частям здания содержат иные сведения по назначению использования помещений, изготовлены по состоянию на 21.10.2021, то есть после включения помещений в Перечень, ввиду чего не могли быть приняты административным ответчиком во внимание при оценке обоснованности включения помещений в Перечень.

Ссылка административных истцов на то, что административный ответчик неверно трактует понятие магазин, который предназначен для розничной торговли в торговом зале, тогда как в их случае склады предназначены для оптовой торговли, по мнению суда, не может явиться основанием для удовлетворения иска, поскольку основано на ошибочном толковании правовых актов.

При определении объектов налогообложения, подлежащих включению в перечень, следует руководствоваться положениями Национального стандарта Российской Федерации «Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013г. № 582-ст. Согласно п. 38 раздела «Типы торговых предприятий» под магазином следует понимать стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ с учетом трактовки понятия «магазин» по вышеприведенному Госту, позволяли Комитету отнести к видам назначения использования помещений в торгово-складском строении: торговые залы, офисы и складские помещения. Административным ответчиком применены верные подходы при определении назначения использования помещений, принадлежащих административным истцам.

Также судом установлено, что согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки с кадастровыми номерами 01:08:0502013:434 и 01:08:0502013:434, которые расположены по адресу Республика Адыгея, город Майкоп, ул. Промышленная, 54-в и ул. Промышленная, 54-б отнесены к категории земель населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования «для размещения складских помещений» (л.д. 98-101).

Таким образом, при включении принадлежащих административным истцам здания и частей торгово-складского строения, расположенных в г. Майкопе, ул. Промышленная, 54-б и 54-в, в оспариваемый Перечень, нарушений нормативно-правовых актов, имеющих большую юридическую силу судом не установлено, поскольку оба условия, предусмотренные пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имелись. Представленными доказательствами подтверждено, что данное здание предназначено для использования под торговую деятельность, расположено на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования "для размещения складских помещений".

Доводы административного искового заявления о том, что спорные части торгово-складского строения ранее приказами Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 14.06.2019 № 210, 211, 212 были исключены из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденный приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2017 года №332, отклоняются судом, так как данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения настоящего дела. (л.д. 13-18).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным Приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 № 370 в части включения здания по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Промышленная, д. 54 с кадастровым номером 01:08:0502013:178 с внутренними помещениями с кадастровыми номерами 01:08:0502013:369, 01:08:0502013:370, 01:08:0502013:371 в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и обязании административного ответчика исключить указанные здание с помещениями из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 № 370, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административных исковых требований с учетом уточнения ФИО3 и ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании Приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2020 года № 370 в части включения здания, находящегося по адресу: Республика Адыгея, город Майкоп, улица Промышленная, дом 54 с кадастровым номером 01:08:0502013:178 с внутренними помещениями, имеющими кадастровые номера 01:08:0502013:371, 01:08:0502013:369, 01:08:0502013:370 в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость, незаконным, об обязании административного ответчика исключить здание, находящееся по адресу Республика Адыгея, город Майкоп, улица Промышленная, дом 54 с кадастровым номером 01:08:0502013:178 с внутренними помещениями, имеющими кадастровые номера 01:08:0502013:371, 01:08:0502013:369, 01:08:0502013:370 из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2020 года № 370 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 01.06.2022.

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея - Р.А. Хапачева

Судья Верховного суда

Республики Адыгея Р.А. Хапачева