Дело № 3а-32/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 11 марта 2022 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при секретаре Кирьяновой В.М.,
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 о признании недействующими распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26 апреля 2017 года № 405 «Об утверждении проекта планировки территории Липово в г.Сосновый Бор Ленинградской области (по титулу: «Ленинградская область, г.Сосновый Бор, район Липово, проект планировки территории Липово»)» и от 10 июля 2018 года № 247 «Об утверждении проекта межевания территории района Липово в г.Сосновый Бор Ленинградской области (по титулу: «Ленинградская область, г.Сосновый Бор, район Липово. Проект межевания территории)»,
установил:
26.04.2017 распоряжением комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области № 405 утвержден проект планировки территории Липово в г.Сосновый Бор Ленинградской области (по титулу: «Ленинградская область, г.Сосновый Бор, район Липово, проект планировки территории Липово») (далее – Проект планировки, Распоряжение № 405) согласно приложению
В приложение к Распоряжению № 405 приведена схема утверждаемых границ района Липово и основные технико-экономические показатели проекта планировки района Липово.
10.07.2018 распоряжением комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области № 247 утвержден проект межевания территории района Липово в г.Сосновый Бор Ленинградской области (по титулу: «Ленинградская область, г.Сосновый Бор, район Липово. Проект межевания территории)» (далее – Проект межевания, Распоряжение № 247) в составе: Том 1 – Основная часть (шифр: 2015-01-ПМТ).
В п.4 Распоряжения № 247 указано, что оно вступает в силу со дня вступления в силу приказа комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области об утверждении прав землепользования и застройки муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области.
Распоряжения №№ 247 и 405 опубликованы на официальном интернет-сайте МО «Сосновоборский городской округ» Ленинградской области http://sbor.ru.
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением и, с учетом неоднократного уточнения заявленных требований, просили признать незаконными Распоряжения № 247 и 405.
В обоснование заявленных требований указано, что Распоряжения № 247 и 405 являются ненормативными правовыми актами. На момент принятия оспариваемых распоряжений комитет по архитектуре и градостроительству был недействующей юридической организацией и исключен из ЕГРЮЛ. Утверждение проектов межевания и планировки района Липово было осуществлено преждевременно, без проведения публичных слушаний. Общественные (публичные) слушания по проекту межевания Липово не проводились. Поскольку красные линии в проектах планировки и межевания не совпадали, требовалось проведение дополнительных общественных слушаний по проекту межевания, которые не проводились. В отношении территории Липово комплексные кадастровые работы не проводились. Договор о комплексном развитии территории со всеми правообладателями земельных участков на территории Липово не заключался. Уточнение местоположения границ земельных участков не проводилось. Проект планировки утвержден без учета того обстоятельства, что ДНТСН «Приморский» должно рассматриваться при проектировании как самостоятельный элемент планировочной структуры в границах арендуемого земельного участка. В Проекте межевания отображены земельные участки, которые не указаны в Проекте планировки. В результате принятия оспариваемых распоряжений произошло фактическое изъятие земельных участков, находящихся в пользование административных истцов.
В письменных возражениях административного ответчика комитета градостроительной политики Ленинградской области указано, что проекта планировки территории ДНТСН «Приморский» не существует. Проект планировки утвержден применительно к территории района Липово в г.Сосновый Бор. Проект межевания разрабатывался в части территории района Липово г.Сосновый Бор как отдельного элемента планировочной структуры, который был утвержден в составе Проекта планировки. Земельный участок с кадастровым номером № не вошел в утверждаемую часть Проекта межевания. Красные линии, установленные Проектом планировки, Проектом межевания не изменились. Проект межевания территории может быть разработан и утвержден на часть территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории. В отношение территории района Липово в г.Сосновый Бор комплексные кадастровые работы не производились. Уточнение местоположения границ земельного участка не производилось. Истец не представил документов, подтверждающих его право пользования земельным участком. Само по себе утверждение документации по планировки территории не может являться основанием для передачи земельного участка из собственности одного лица в собственность другого. Земельный участок с кадастровым номером № относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В письменном отзыве заинтересованного лица администрации МО «Сосновоборский городской округ» указано, что документация по планировке территории Липово выполнена на основании договора, заключенного между ДНТСН «Приморский» и <данные изъяты>. Публичные слушания по проекту планировки территории Липово оформлены протоколом публичных слушаний от 08.12.2016. Красные линии в границах утвержденной проектом межевания территории Липово Проектом межевания не устанавливались, не изменялись и не отменялись, в связи с чем, проведение публичных слушаний перед утверждением Проекта межевания не требовалось. В удовлетворение заявленных ФИО1 и ФИО2 требований следует отказать.
В письменном отзыве заинтересованного лица ДНТСН «Приморский» указано, что документация по планировке территории создавалась не на территорию ДНТСН «Приморский», а на территорию части муниципального образования - района Липово. Поскольку проект межевания содержал одни элемент планировочной структуры, изменение красных линий не осуществлялось, то необходимости в проведение публичных слушаний по проекту межевания не имелось. Имеющиеся замечания к проекту межевания были сняты в ходе корректировки проекта межевания. Административными истцами не доказано наличие каких-либо прав на земельные участка, располагающиеся на территории ДНТСН «Приморский».
В судебное заседание административный истец ФИО1, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, не явился, об отложении судебного заседания ходатайств не заявлял, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание своего представителя не представил. Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ФИО1, его представителя и представителя административного ответчика.
В судебном заседании административный истец ФИО2 и его представитель ФИО3 просили удовлетворить требования по доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Сосновоборский городской округ» Ленинградской области ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица ДНТСН «Приморский» ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления и поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей административного истца и заинтересованных лиц, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч.17 ст.45 ГрК РФ физические лица вправе оспаривать в судебном порядке документацию по планировке территории.
Судом установлено, что согласно выписке из протокола № 1/21 очередного общего собрания членов ДНТСН «Приморский» в товариществе осталось два нераспределенных земельных участка площадью 12 и 9 соток и осталось два члена товарищества, которым земельные участки еще не распределены, это ФИО2 и ФИО1
Также, в протоколе № 1/21 указано, что ФИО2 распределен земельный участок под условным номером Г5-15 в проекте межевания территории Липово.
Следовательно, ФИО1 и ФИО2 являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемыми Проектом планировки и Проектом межевания, и они вправе полагать, что документацией по планировке территории нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ст.41 ГрК РФ (здесь и далее в редакции на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории.
Статьей 1 областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, отнесено принятие решений о подготовке документации по планировке территории в случаях, предусмотренных в частях 4, 4.1, 5 и 5.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществление проверки документации по планировке территории, принятие решений о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку, принятие решений об утверждении документации по планировке территории в случаях, предусмотренных в частях 4, 4.1, 5, 5.1 и 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 № 16 «Об утверждении Положения о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области» к полномочиям комитета по архитектуре и градостроительству отнесено принятие решений об утверждении документации по планировке территории.
Следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, а доводы административных истцов о наличии записи в ЕГРЮЛ не могут свидетельствовать об отсутствии у комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области полномочий на утверждение документации по планировке территории.
Доводы административных истцов о том, что оспариваемые Проект планировки и Проект межевания являются ненормативными правовыми актами опровергаются апелляционным определением Ленинградского областного суда от 18.02.2021, которым отменено решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 09.07.2020 и административное дело передано для рассмотрения по существу в Ленинградский областной суд.
Исходя из положений ст.42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: 2) положение о характеристиках планируемого развития территории, 3) положения об очередности планируемого развития территории.
В ст.43 ГрК РФ указано, что подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
Согласно ст.46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Судом установлено, что постановлением администрации Сосновоборского городского округа от 26.09.2012 № 2455 «О подготовке документации по планировки территории» принято предложение ДНТ «Приморский» о подготовке за счет собственных средств документации по планировки территории и проекта межевания территории, расположенной в районе Липово г.Сосновый Бор.
15.11.2016 главой Сосновоборского городского округа принято распоряжение № 42-р «О назначение публичных слушаний по проекту планировки территории Липово Сосновоборского городского округа на 08.12.2016».
Публичные слушания по проекту планировки территории оформлены протоколом публичных слушаний от 08.12.2016.
23.03.2017 администрация Сосновоборгского городского округа направила на утверждение в комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области проект планировки территории Липово Сосновоборского городского округа в составе основной части и материалов по обоснованию.
После утверждения Проекта планировки ООО «Архитектурная студия «Контур» разработала проект межевания территории Липово в составе основной части, включающей текстовую часть и чертежи межевания территории, и материалы по обоснованию.
09.04.2018 Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области направил проект межевания территории Липово в администрацию МО «Сосновоборский городской округ» на доработку в связи с тем, что о том, что проект межевания территории Липово не соответствует действующему генеральному плану. Обращено внимание на то, что поскольку в границы проектирования включена территория не относящаяся к ДНТСН «Приморский», то необходимо обсуждение данного проекта на публичных слушаниях.
01.06.2018 комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, рассмотрев обращение от 26.04.2018 об утверждении проекта межевания территории, сообщил, что с учетом того, что проектом межевания изменены красные линии, установленные проектом планировки, в части исключения из границ квартала и проектирования участка с кадастровым номером №, необходимо проведение публичных слушаний.
Из пояснительной записке проекта межевания территории Липово следует, что при разработке проекта межевания территории Липово был выявлен земельный участок с кадастровым номером №, границы которого не соответствуют утвержденному Проекту планировки. Учитывая данный факт, Проектом межевания данная часть территории исключается из состава границ Утверждаемой части территории.
27.06.2018 администрация Сосновоборгского городского округа направила на утверждение в комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области проект межевания территории Липово Сосновоборского городского округа.
Доводы административных истцов о необходимости проведения комплексных кадастровых работы, как основание для разработки документации по планировке территории, подлежат отклонению, поскольку противоречат положениям ст.46 ГрК РФ.
Ссылка административных истцов на приказ Минстроя России от 25.04.2017 № 738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры» не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, поскольку на дату утверждения Проекта планировки вышеуказанный приказ не действовал.
Следовательно, процедура принятия, утверждения и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов административным ответчиком соблюдена.
Согласно ст.42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
Исходя из положений ст.42 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат: карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий с отображением границ элементов планировочной структуры; результаты инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом; обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства; 4) схему организации движения транспорта, а также схему организации улично-дорожной сети; схему границ территорий объектов культурного наследия; схему границ зон с особыми условиями использования территории; 7) обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения; схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства; варианты планировочных и (или) объемно-пространственных решений застройки территории в соответствии с проектом планировки территории; перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне; перечень мероприятий по охране окружающей среды; обоснование очередности планируемого развития территории; схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; иные материалы для обоснования положений по планировке территории.
Как следует из материалов административного дела, Проект планировки состоит из основной части (том 1) и материалов по обоснованию (том 2). Материалы по обоснованию содержат пояснительную записку (книга 1) и графическую часть (книга 2).
В томе 1 Проекта планировки приведены элементы планировочной структуры района (микрорайоны А «Липово» и Б,В,Г «ДНТСН «Приморский», кварталы внутри микрорайонов), чертежи красных линий микрорайонов А,Б,В,Г, сводный план красных линий района, чертеж проекта планировки, схема границ утверждаемой части территории и положения о размещения объектов капитального строительства.
Согласно книге 1 тома 2 проектная документация по планировке территории выполнена в соответствии с заданием на проектирование территории Липово с целью: определения элементов планировочной структуры; уточнения границ земельного участка ДНТ «Приморский»; установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для жилищного строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства местного значения; обеспечения территории и объектов недвижимости инфраструктурой жизнеобеспечения и дальнейшего развития.
Книга 2 тома 2 Проекта планировки содержит схему расположения элемента планировочной структуры, уточнение транспортной схемы района Липово, схему использования территории в период подготовки проекта, схему организации улично-дорожной сети, схему границ зон с особыми условиями использования территории, схему размещения объектов соцкультбыта с радиусами обслуживания, план организации рельефа, схему функционального зонирования территории, поперечные профили магистральных улиц и проездов, сводный план инженерных сетей.
Согласно ст.43 ГрК РФ текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из положений ст.43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются: границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; ) границы зон действия публичных сервитутов.
Как указано в ст.43 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: границы существующих земельных участков; границы зон с особыми условиями использования территорий; местоположение существующих объектов капитального строительства; границы особо охраняемых природных территорий; границы территорий объектов культурного наследия.
Судом установлено, что Проект межевания содержит основную часть (том 1) и материалы по обоснованию (том 2). Основная часть состоит из текстовой части и чертежей межевания территории.
Согласно текстовой части тома 1 территория, на которой выполняется проект межевания, расположена в северной части Сосновоборского городского округа на побережье Финского залива в границе кадастрового квартала №. Проект межевания территории Липово Сосновоборского городского округа разработан с целью установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства и границ земельных участков, планируемых для размещения объектов капитального строительства местного значения. Основой для разработки проекта межевания данной территории является Проект планировки территории.
В том 2 включен чертеж границ существующих земельных участков, чертеж существующих объектов капитального строительства и экспликация объектов капитального строительства.
Следовательно, содержание Проекта планировки и Проекта межевания соответствует требованиям ст.42 и ст.43 ГрК РФ.
Согласно п.2 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом установлено, что оспариваемые Проект планировки и Проект межевания соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административным истцам в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 о признании недействующими распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 26 апреля 2017 года № 405 «Об утверждении проекта планировки территории Липово в г.Сосновый Бор Ленинградской области (по титулу: «Ленинградская область, г.Сосновый Бор, район Липово, проект планировки территории Липово»)» и от 10 июля 2018 года № 247 «Об утверждении проекта межевания территории района Липово в г.Сосновый Бор Ленинградской области (по титулу: «Ленинградская область, г.Сосновый Бор, район Липово. Проект межевания территории)».
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Г. Ночевник
Решение в окончательной форме изготовлено 21 марта 2022 года.