ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-32/22 от 16.03.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

УИД 76OS0000-01-2021-000599-96

Дело № 3а-32\22

Принято в окончательной форме 16.03.22г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2022г. гор. Ярославль

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Чистяковой А.А.,

с участием прокуроров Долининой А.А., Бекеневой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Худашева К.А. к департаменту лесного хозяйства Ярославской области о признании недействующим лесохозяйственного регламента Пречистенского лесничества Ярославской области,

Установил:

Приказом департамента лесного хозяйства Ярославской области от 23 ноября 2018г. № 1109 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и признании утратившими силу отдельных приказов департамента лесного хозяйства Ярославской области» утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств, в том числе Государственного казенного учреждения Ярославской области «Пречистенское лесничество».

Приказ с утвержденными лесохозяйственными регламентами опубликован в средстве массовой информации газете «Документ-Регион» 19 декабря 2018г. в № 109 (тома 1-8).

Худашев К.А. в административном исковом заявлении просит признать лесохозяйственный регламент Пречистенского лесничества недействующим, ссылаясь на нарушение процедуры принятия регламента, утверждение регламента неуполномоченным лицом, так как на территории лесничества располагаются особо охраняемые природные территории, вследствие чего регламент подлежал утверждению федеральным органом исполнительной власти. Также указывается на то, что лесохозяйственный регламент нарушает право заявителя на благоприятную окружающую среду, ограничивает право ООО «Дешино», участником которого является заявитель, в части использования земельным участком с кадастровым номером 76:10:021902:9137,

В судебном заседании Худашев К.А. и его представитель на основании доверенности Стрелков С.С. административные исковые требования поддержали.

Законный представитель заинтересованного лица ООО «Дешино» Онегин А.Б. административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика департамента лесного хозяйства Ярославской области на основании доверенности Тиханова Д.А. административные исковые требования не признала.

Заинтересованное лицо ГКУ Ярославской области «Пречистенское лесничество», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, возражений не представило.

Прокурором Бекеневой Е.В. дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Обращаясь с административным иском в суд, Худашев К.А. указал, что оспариваемый лесохозяйственный регламент нарушает его права на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

С учетом положений данной нормы права доводы Худашева К.А. о том, что лесохозяйственный регламент затрагивает его права на благоприятную окружающую среду, являются обоснованными, вследствие чего он вправе оспорить данный нормативный правовой акт.

Кроме того, следует учесть, что Худашев К.А. является участником Общества с ограниченной ответственностью «Дешино», земли которого располагаются в непосредственной близости с границами Пречистинского лесничества. В этой части административный истец ссылается на ограничение права ООО «Дешино» на использование земельным участком, принадлежащим Обществу.

В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Администрации Ярославской области от 18.01.2007г. N 9 «О создании департамента лесного хозяйства Ярославской области» утверждено Положение о департаменте лесного хозяйства Ярославской области.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департамента лесного хозяйства Ярославской области департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере лесных отношений по проведению единой государственной политики и исполнительно-распорядительной деятельности в области лесного хозяйства, лесопользования на территории Ярославской области, по управлению в области использования, защиты, воспроизводства лесов на территории Ярославской области.

К полномочиям департамента лесного хозяйства Ярославской области относится, в том числе, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов (пункты 2.1, 3.1.1.3 Положения о департаменте).

Согласно пункту 4.1 вышеуказанного Положения департамент лесного хозяйства Ярославской области в пределах своих полномочий издает приказы, носящие нормативный характер.

Приказом департамента лесного хозяйства Ярославской области от 23 ноября 2018г. № 1109 утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на территории Ярославской области, в том числе Пречистенского лесничества.

Соблюдение порядка принятия указанного приказа проверялось судом по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ОАЗИС» к департаменту лесного хозяйства Ярославской области о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента ГКУ ЯО «Гаврилов-Ямское лесничество». Вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 21 августа 2019г. установлено соблюдение департаментом лесного хозяйства Ярославской области порядка и формы принятия приказа, а также требований к публикации нормативного правового акта.

Учитывая, что указанным приказом утверждены лесохозяйственные регламенты всех лесничеств Ярославской области, процедура разработки и принятия лесохозяйственных регламентов осуществлялась департаментом лесного хозяйства по всем лесохозяйственным регламентам одновременно, установленные вступившим в законную силу решением суда обстоятельства в части соблюдения процедуры разработки и принятия лесохозяйственных регламентов не подлежат повторному доказыванию по настоящему делу.

В связи с этим основания для вывода о несоблюдение порядка принятия приказа, которым утвержден оспариваемый лесохозяйственный регламент Пречистенского лесничества, не имеется. В том числе, не имеется оснований для вывода о несоблюдении департаментом лесного хозяйства Порядка разработки лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений, утв. приказом Минприроды РФ от 27.02.2017г. № 72 (далее – Порядок разработки лесохозяйственных регламентов).

Состав лесохозяйственного регламента Пречистенского лесничества соответствует разделу II Порядка разработки лесохозяйственных регламентов.

Приказами департамента лесного хозяйства Ярославской области от 13 августа 2019г. № 8-н, 17 марта 2020г. № 4-н, от 23 сентября 2020г. № 10-н в лесохозяйственный регламент Пречистенского лесничества внесены изменения в части поквартальных параметров лесопользования.

Возможность внесения изменений в лесохозяйственные регламенты предусматривается пунктом 16 Порядка разработки регламентов.

Приказы от 13 августа 2019г. № 8-н и от 17 марта 2020г. № 4-н приняты в соответствии с подпунктом 2 пункта 16 Порядка разработки регламентов - в целях приведения положений лесохозяйственного регламента в соответствие с действующим лесным законодательством, что следует из содержания данных приказов и пояснительных записок к ним.

Приказ от 23 сентября 2020г. № 10-н принят в соответствии с подпунктом 4 пункта 16 Порядка разработки регламентов – в связи с обнаруженными техническими ошибками, не вносит существенных изменений.

Внесение изменений осуществлено в соответствии с положениями пунктов 9-17 Порядка разработки регламентов. Доказательства нарушения порядка внесения изменения в регламент не представлено.

Приказы о внесении изменений в лесохозяйственный регламент Пречистенского лесничества, прошли государственную регистрацию, опубликованы, в подтверждение чего представлены доказательства.

В силу изложенного доводы административного иска о том, что посредством внесения изменений в лесохозяйственный регламент изменений департамент фактически утвердил новый лесохозяйственный регламент без соблюдения соответствующей процедуры, являются необоснованными.

Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих нарушение права ООО «Дешино» на пользование указанным административным истцом земельным участком, так как земельный участок не входит в границы Пречистенского лесничества. Доводы законного представителя ООО «Дешино» о том, что в ходе лесозаготовительных мероприятий лесопользователи вывозят древесину через земельный участок, не является основанием для признания лесохозяйственного регламента недействующим, так как возникающие споры по землепользованию подлежат разрешению в установленном земельным и гражданским законодательством порядке.

Доводы административного иска о том, что лесной участок с кадастровым номером , который сформирован для последующего проведения аукциона, граничит с земельным участком, принадлежащим ООО «Дешино» (кадастровый ), не влекут признание лесохозяйственного регламента недействующим, так как указанный лесной участок располагается в пределах территории лесничества. Доказательства, подтверждающие наложение земель лесничества на земли ООО «Дешино», не представлены.

В соответствии с пунктом 11 Порядка разработки регламентов основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Согласно части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя следующие мероприятия:

проектирование лесничеств;

2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов;

4) таксация лесов;

5) проектирование мероприятий по сохранению лесов.

Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 утверждена Лесоустроительная инструкция, пункт 3 которой содержит аналогичные положения.

Материалы лесоустройства Пречистенского лесничества утверждены приказом департамента лесного хозяйства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГг. . На день принятия оспариваемого регламента и до настоящего времени данный приказ и материалы лесоустройства не отменились.

В отношении каждого лесного квартала Пречистенского лесничества установлены их номера и площади, которые отражены в материалах лесоустройства, что опровергает доводы административного иска об отсутствии квартальной сети лесничества.

Сроки действия лесоустроительной документации нормами лесного законодательства не установлены. Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции установлена периодичность проведения таксации лесов, являющейся одним из видов лесоустройства. Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (статься 69.1 Лесного кодекса РФ, пункт 29 Лесоустроительной инструкции).

В связи с этим доводы административного иска об использовании при разработке лесохозяйственного регламента материалов лесоустройства, проведенного более 10 лет назад, также не служат основанием для признания лесохозяйственного регламента недействующим.

Вместе с тем доводы административного иска об отсутствии полномочий у департамента на утверждение лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, являются обоснованными.

В части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса РФ в редакциях, действовавших на момент разработки и принятия лесохозяйственного регламента, а также рассмотрения дела судом, лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.

На территории Пречистенского лесничества располагаются особо охраняемые природные территории, печень которых приведен в таблице 4.1 лесохозяйственного регламента.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 1 статьи 102 Лесного кодекса РФ), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса РФ).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ к категориям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе государственные природные заказники, природные парки, памятники природы.

В соответствии со статьями 21,24,27 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.

В соответствии с таблицей 3 лесохозяйственного регламента Пречистенского лесничества «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» часть лесных кварталов, составляющие территорию особо охраняемых природных территорий, отнесены к защитным лесам (Козское, Марфинское, Первомайское, Скалинское участковые лесничества), к эксплуатационным лесам (Первомайское участковое лесничество кварталы 40, 46-49, 50-51,52, 1004, 1118, Марфинское участковое лесничество кварталы 301, 304, 309, 318. 319, 322, 334, 335, Скалинское участковое лесничество части кварталов 65,66,68, 81) и другим видам лесов.

В Указе Губернатора Ярославской области от 29 декабря 2018г. № 386 «Об утверждении лесного плана Ярославской области» содержатся сведения о лесах, расположенных в границах особо охраняемых природных территориях с указанием кварталов, выделов. В пунктах 102-116 Приложения 5 к Указу изложены сведения о таких лесах, расположенных в пределах Пречистенского лесничества: Государственные природные заказники «Болотная система Новленское (болота Новленское, Пыханское, Черное) (ландшафтный)», «Болото Исаковское (ландшафтный)», «Болото Жарковское (ландшафтный)», «Козский (зоологический)», Памятники природы «Березовая роща Красный мост», «Березовая роща «Подраменье», «Болото Коварчино», «Болото Хватовское», «Зеленая зона рабочего поселка Пречистое», «Зеленая зона у села Семеновского», «Исток реки Соти у дер. Яковцево», «Урочище Красное», «Урочище Сосняги у дер. Всехсвятское», «Черничное болото», Ландшафтный заказник «Болото Большое Ескино (ландшафтный)».

Перечень указанных особо охраняемых природных территорий утвержден Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 N 460-п «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области».

Тем самым, положения оспариваемого лесохозяйственного регламента распространяются на отдельные лесные участки, которые расположены на землях особо охраняемых природных территорий. При этом отнесение части таких лесных участков к эксплуатационным лесам противоречат положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса РФ, исходя из того, что исходя из того, что цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.

Департамент лесного хозяйства Ярославской области, который является исполнительным органом государственной власти Ярославской области, утверждая лесохозяйственный регламент Пречистенского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, вышел за пределы предоставленных ему полномочий.

Лесохозяйственный регламент был официально опубликован в средстве массовой информации, то есть возможность ознакомиться с его содержанием лицам, чьи права и свободы он затрагивает, была обеспечена. Лесохозяйственный регламент применялся, на его основе реализовывались права и обязанности участников лесных правоотношений. При таких данных не усматриваются основания для исключения нормативного правового акта из системы правового регулирования в полном объеме, вследствие чего оспариваемый акт подлежит признанию недействующим в части, противоречащей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то есть в части включения в лесохозяйственный регламент сведений в отношении лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий. По этим же основаниям лесохозяйственный регламент подлежит признанию недействующим в указанной части со дня вступления решения суд в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Пречистенского лесничества Ярославской области, утвержденный приказом департамента лесного хозяйства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГг. , в части включения в лесохозяйственный регламент сведений в отношении лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

Департаменту лесного хозяйства Ярославской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд.

Судья: В.С. Преснов