ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-330/18 от 25.01.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Дело № 3а-48/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сыктывкар 25 января 2019 года

Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.,

рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми о ликвидации Коми республиканского регионального отделения политической партии «Патриоты России» и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Коми республиканское региональное отделение политической партии «Патриоты России» (далее – Организация) создано 17 мая 2007 года, сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 29 июня 2007 года за основным государственным регистрационным номером <Номер обезличен>.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми обратилось в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением о ликвидации Организации.

В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что Председатель комитета Коми республиканского регионального отделения ФИО1 (который имеет право без доверенности действовать от имени Организации) с 10 мая 2018 года вышел из числа членов партии, тем самым сложил с себя полномочия Председателя комитета. Вместе с тем необходимые документы об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих записей в Управление не представлены. Административным истцом дважды в адрес Организации выносились и почтой направлялись предупреждения о необходимости предоставления обновлённых сведений, предупреждения Организацией не получены и возвращены за истечением срока хранения. Неоднократное непредставление Организацией обновлённых сведений является основанием для ликвидации Организации в судебном порядке.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по месту нахождения юридического лица, согласно выписке из ЕГРЮЛ; судебное извещение вернулось за истечением срока хранения.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещение о времени и месте рассмотрения административного дела не позднее десяти дней до дня судебного заседания было размещено на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми, о чём административным истцом представлена соответствующая распечатка.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что административный ответчик извещён о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Определением судьи от 29.12.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми, как орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, отзыв по заявленным требованиям не представил.

В соответствии с частью 7 статьи 150 и частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях».

Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

Согласно подпунктам «в» и «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, является ФИО1 (Председатель комитета). Юридический адрес Организации: <Адрес обезличен>.

В Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми 25 июля 2018 года поступило информационное сообщение от ФИО1, согласно которому он с 10 мая 2018 года вычел из числа членов партии и соответственно сложил с себя полномочия Председателя комитета (то есть лица, имеющего право действовать без доверенности от имени Организации).

Вместе с тем необходимые документы об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих записей в адрес административного истца не представлены.

В связи с непредставлением Организацией предусмотренных законом документов на основании пункта 2 статьи 39 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» Управлением 26 июля 2018 года Организации вынесено письменное предупреждение и установлен срок исполнения – до 7 сентября 2018 года. Предупреждение направлено по юридическому адресу Организации, однако возвращено отправителю за истечением срока хранения. Таким образом, предупреждение не исполнено.

Управлением 10 сентября 2018 года Организации вынесено письменное повторное предупреждение со сроком исполнения до 29 октября 2018 года, которое также не было вручено адресату и возвращено отправителю за истечением срока хранения. Таким образом, повторное предупреждение также исполнено не было.

Согласно пункту 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Следовательно, Организацией нарушены положения пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях», что выразилось в неоднократном непредставлении в установленный срок в Управление обновлённых сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 статьи 42 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» ликвидация регионального отделения политической партии по решению суда осуществляется в случае неоднократного непредставления региональным отделением политической партии в установленный срок в соответствующий территориальный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

Кроме того, согласно пункту 14.2 устава Партии структурное подразделение Партии может быть ликвидировано по решению суда в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Анализ исследованных доказательств позволяет суду прийти к выводу, что региональное отделение Партии фактически прекратило свою деятельность, поскольку связь по адресу, указанному в ЕГРЮЛ с Организацией не осуществляется, председатель комитета Коми республиканского регионального отделения сложил полномочия, новый председатель комитета не избирается на протяжении более восьми месяцев.

В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» заявление о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии вносится в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа федеральным уполномоченным органом или соответствующим территориальным органом.

Согласно подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 года N 26, Управление уполномочено обращаться в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий.

Таким образом, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Каких-либо препятствий для ликвидации Коми республиканского регионального отделения по решению суда, предусмотренных пунктом 5 статьи 42 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях», судом не установлено.

Руководствуясь статьями 175-180, 264, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми удовлетворить.

Ликвидировать Коми республиканское региональное отделение политической партии «Патриоты России» с исключением сведений о нём из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий судья И.В.Пластинин