ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-330/19 от 18.11.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-330/2019

Мотивированное решение изготовлено 18.11.2019г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 18 ноября 2019 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при участии помощника ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 5 867 кв.метра с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации здания тира, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 5 040 000 рублей по состоянию на 30 июня 2017 года.

Заявление обосновано следующим: ФИО2 является собственником указанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка утверждена с 30 июня 2017 года в размере 8 008 220,32 рублей.

Согласно отчету ООО «Ярэксперт» № 13405/19 от 08 октября 2019 года рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 30 июня 2019 года установлена в размере 5 040 000 рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 заявление поддержал.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области ФИО4 возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь, что представленный административным истцом отчет оценки рыночной стоимости земельного участка не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Управлением Росреестра по Ярославской области на заявление представлен отзыв, в котором оно просило рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Существенных замечаний к отчету оценки рыночной стоимости земельного участка не имеет. Подтвердили размер кадастровой стоимости объекта недвижимости на 30 июня 2017 года. Указали, что административный истец в комиссию не обращался.

Иные участники процесса представителей в суд не направили, отзывов на административное исковое заявление суду не представили.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка площадью 5 867 кв.метра с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации здания тира, расположенного по адресу: <адрес>.

Данный факт подтвержден выпиской из ЕГРН от 08.12.2017 года.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения.

Правоотношения заявителя по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.

Суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, правообладателем которого он является.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности, поставлен на кадастровый учет 30 июня 2017 года, он не вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 01 января 2010 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области.

Кадастровая стоимость земельного участка определена с 30 июня 2017 года в размере 8 008 220,32 рублей.

Административным истцом представлен отчет ООО «Ярэксперт» № 13405/19 от 08 октября 2019 года об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 30 июня 2017 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена в размере 5 040 000 рублей.

Доводы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о том, что отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, опровергнуты в судебном заседании пояснениями оценщика ФИО 1 отчетом об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, не доверять которым у суда оснований не имеется.

Замечание о неправильном установлении оценщиком информации о стоимости аналога №1 не нашли своего подтверждения в суде, т.к. в отчете на странице 71 сведения о стоимости аналога №1 определены по состоянию на 19 июля 2016 года, что очевидно ближе к дате оценки, чем 07.12.2015 года.

В соответствии с п/п «в» п. 22 ФСО № 7 «Оценка недвижимости» при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов.

Тем самым, специалист, проводящий оценку недвижимого имущества, пользуется той информацией, которая ему доступна. В отчете приведена доступная оценщику и проверенная им информация. В связи с этим неиспользование оценщиком информации об объектах, сведения о которых доступны иным лицам, в частности Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, не может квалифицироваться как несоблюдение федеральных стандартов оценки.

В отчете оценщиком произведен анализ рынка земельных участков наиболее сходных с объектом оценки именно по ценообразующим факторам, которые определены оценщиком в полном соответствии с пунктом 22 ФСО № 7.

Предложение заинтересованного лица (с.Туношна Ярославского района) анализировалось оценщиком, что нашло отражение в отчете, но не принято в качестве окончательного аналога, т.к. не идентифицировано оценщиком и исключало возможность получить об объекте подробную информацию.

Согласно части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд констатирует, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 5 040 000 рублей, заявленный административным истцом, подтвержден объективными и допустимыми доказательствами, не доверять которым у суда нет оснований.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения заявителя с административным иском в суд, т.е. – 24 октября 2019 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 5 867 кв.метра с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации здания тира, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 5 040 000 рублей по состоянию на 30 июня 2017 года.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 5 040 000 рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 24 октября 2019 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Нуждин С.В.