Уникальный идентификатор дела
18OS0000-01-2020-000281-59
Дело № 3а-331/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 декабря 2020 года г.Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
Судьи Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Прозоровой К.В.,
с участием
прокурора Бузанаковой Е.Б.,
представителей административного истца **** - Тороховой О.П., Кудрявцевой И.Н.,
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики – Тихомировой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению **** о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года №522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части пункта 109 Перечная на 2020 год.
установил:
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года №522 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Данное постановление 12 ноября 2019 года опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru и 15 ноября 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
15 ноября 2019 года Постановление №522 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за № RU18000201901194.
Пунктом 1 названного постановления утверждён прилагаемый Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
В силу пункта 3 Постановления № 522 оно вступает в силу с 1 января 2020 года.
В настоящее время Постановление № 522 действует в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2019 года № 616, от 27 апреля 2020 года № 149, от 27 мая 2020 года № 226, от 22 июля 2020 года № 330, от 8 сентября 2020 года № 414, от 9 ноября 2020 года № 541, с изм., внесенными решениями Верховного суда Удмуртской Республики от 17 декабря 2019 № 3а-380/2019, от 21 мая 2020 года 3а-167/2020, от 30 июня 2020 № 3а-222/2020, от 10 июля 2020 года N 3а-181/2020, от 11 сентября 2020 года N 3а-264/2020), которыми в Перечень на 2020 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта.
Согласно пункту 109 в Перечень на 2020 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>
**** административный истец), являясь собственником указанного объекта недвижимости обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года №522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части пункта 109 Перечная на 2020 год, ссылаясь на то, что указанное нежилое здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение указанного объекта в Перечень на 2020 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Удмуртской Республике «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике». Указывает, что спорное нежилое здание с кадастровым номером № используется под склады и мастерские автосервиса, в том числе и в 2019 и 2020 годах, что подтверждается договорами аренды. Полагает, что включение нежилого здания в Перечень на 2020 год противоречит вышеприведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца, связанные с уплатой налога на имущество (л.д.9-12).
Определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен прокурор (л.д.3-7).
Определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Удмуртской Республике (л.д.205-209).
Представители административного истца **** - Торохова О.П. и Кудрявцева И.Н., в судебном заседании поддержали заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Тихомирова К.Ю. в судебном заседании пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением требований действующего законодательства,
Прокурор Бузанакова Е.Б. дала заключение о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения явившихся участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об обоснованности заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту 2 «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела участники процесса не ставили под сомнение компетенцию Правительства Удмуртской Республики на принятие оспариваемого нормативного правового акта.
В связи с чем, суд признаёт, что на основании положений статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 12 и 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики является высшим исполнительным органом государственной власти, который на момент издания Постановления № 522 обладал достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения вышеназванных нормативных правовых актов.
Постановление № 522 подписано Председателем Правительства Удмуртской Республики Семеновым Я.В., в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций. Следовательно, постановление введено в действие, опубликовано и зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике, в установленном порядке.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики о налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, включённым в Перечни, которые утверждёны в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением № 522 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Удмуртской Республики, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Пунктом 109 в Перечень на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> Б.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Проанализировав материалы административного дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу о неправомерном включении объекта с кадастровым номером 18:26:020165:71 в Перечень на 2020 год, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации - налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Как следует из части 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Законом Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года № 63-РЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 года установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Удмуртской Республики.
Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).
В целях названной статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).
По данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) спорным объектом является: здание участка механической обработки с кадастровым номером 18:26:020165:71, поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и является «ранее учтенным».
Здание, назначение – нежилое здание, общей площадью 1585,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что:
ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью Омега» (далее по тексту – ООО «Омега», Общество), согласно которому принято решение о реорганизации ООО «Омега» путем выделения из Общества других обществ:
- Общество с ограниченной ответственностью «Рентал Групп»;
- Общество с ограниченной ответственностью «Сити-Н»;
- ****л.д. 129-134).
Согласно листу записи Единого государственного реестра юридических лиц в Единый государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица ООО «Омега» внесена запись о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме выделения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.135).
Согласно протоколу № общего собрания участников ООО «Омега» № от ДД.ММ.ГГГГ принято о создании по результатам реорганизации ООО «Омега» путем выделения из Общества других обществ:
- Общество с ограниченной ответственностью «Рентал Групп»;
- Общество с ограниченной ответственностью «Сити-Н»;
- Общества с ограниченной ответственностью «Форент» (л.д.139-144).
ДД.ММ.ГГГГ решением № единственного участника **** (далее по тексту – **** административный истец) создано по результатам реорганизации ООО «Омега» путем выделения ООО «Форент» (л.д.72).
ДД.ММ.ГГГГ**** поставлено на учет в налоговом органе, присвоен ОГРН: 1191832027342, ИНН: 1840093595, КПП 184001001 (л.д.71).
**** на основании передаточного акта № при реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме выделения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником объекта недвижимости - здание участка механической обработки с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, общая площадь 1 585,9 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес> (номер и дата государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ), имеется ограничение прав и обременение объекта недвижимости:
- вид: аренда, часть нежилого помещения площадью 681,6 кв.м., этаж 1, литер К, часть нежилого помещения площадью 136,1 кв.м., этаж 2, литер К, часть нежилого помещения площадью 14,9 кв.м. – лестничная клетка литер К;
- дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ;
- номер государственной регистрации: 18-18-01/095/2011-890;
- срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости: Тризна Максим Тарасович;
- основание государственной регистрации: договор аренды с ДД.ММ.ГГГГ№-С, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, №; дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды №-С от ДД.ММ.ГГГГ; передаточный акт № при реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме выделения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-21).
В качестве доказательства обоснованности включения спорного объекта в Перечень на 2020 года административный ответчик представил суду Акт обследования объектов недвижимости, в том числе объекта недвижимости с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому:
«…Объект недвижимости с кадастровым номером № (условный №/К), здание участка механической обработки, назначение промышленное, площадью 1 585,9 кв.м. инв. №, Литер К, объект расположен по адресу: <адрес> в здании размещается складские помещения и мастерская по авторемонту (кузовной ремонт) 832,6 кв.м.
1. б) Комиссией рекомендовано объект с кадастровым номером 18:26:020165:71 – объектом, площади которого используются по автомастерские с целью предоставления услуг населению.
3. Подготовить и внести на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект постановления Правительства Удмуртской Республики о внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» в части исключения объектов с кадастровыми номерами… №, с ДД.ММ.ГГГГ» (л.д. 94,95).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Омега» и индивидуальным предпринимателем Тризна М.Т. заключен договор аренды №-С, согласно которому ООО «Омега» передало индивидуальному предпринимателю Тризна М.Т. часть нежилого помещения: площадью 681 кв.м., расположенного на этаже 1, Литер «К», площадью 136,1 кв.м., расположенного на этаже 2, Литер «К», лестничную клетку площадью 14,9 кв.м. Литер «К», по адресу: <адрес>, общая площадь помещений составила 832,6 кв.м. (пункт 1.2 договора), срок действия аренды по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 7.2 договора) (л.д.22-31).
ДД.ММ.ГГГГ между **** и индивидуальным предпринимателем Тризна М.Т. заключено дополнительное соглашение к договору аренды №-С от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендодателем является ООО «Форент», также изменены пункты 1.3 и 3 договора (л.д.62).
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды №-С от ДД.ММ.ГГГГ указанные помещения переданы индивидуальному предпринимателю Тризна М.Т. (л.д.28).
ДД.ММ.ГГГГ между **** и ООО «Ардонифорс» заключен договор аренды №-С, согласно которому **** передало ООО «Ардонифорс» часть нежилого помещения в размере 67,7 кв.м., расположенного в здании административно-бытового корпуса Этаж 1, Литер «К» по адресу: <адрес> Б (пункт 1.2 договора), срок действия аренды 11 месяцев (пункт 7.2 договора) (л.д.32-41).
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды №-С от ДД.ММ.ГГГГ указанная часть помещения передана ООО «Ардонифорс» (л.д.40).
ДД.ММ.ГГГГ между **** и ООО «Сатурн» заключен договор аренды №-С, согласно которому ****» передало ООО «Сатурн» часть нежилого помещения в размере 297,1 кв.м., расположенного: Этаж 1, Литер «К», по адресу: <адрес> Б (пункт 1.2 договора), срок действия аренды 11 месяцев (пункт 7.2 договора) (л.д.42-51).
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды №-С от ДД.ММ.ГГГГ указанная часть помещения передана ООО «Сатурн» (л.д.50).
ДД.ММ.ГГГГ между ****» и индивидуальным предпринимателем Тарбеевым А.В. заключен договор аренды №-С, согласно которому **** передало индивидуальному предпринимателю Тарбееву А.В. часть нежилого помещения в размере 144,0 кв.м., расположенного: Этаж 1, Литер «К», по адресу: <адрес> Б (пункт 1.2 договора), срок действия аренды 11 месяцев (пункт 7.2 договора) (л.д.52-61).
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды №-С от ДД.ММ.ГГГГ указанная часть помещения передана индивидуальному предпринимателю Тарбееву А.В. (л.д.60).
ДД.ММ.ГГГГ директором **** подано обращение в адрес Министерства имущественных отношений об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> Б, из Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Согласно ответу первого заместителя министра имущественных отношений Удмуртской Республики Сычугова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№ для уточнения вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером № необходимо проведение обследования указанного объекта недвижимости, дата проведения обследования будет сообщена дополнительно (л.д.63).
ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт обследования фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером № согласно которому:
«…Объект недвижимости с кадастровым номером № признать нежилым зданием, предназначенным для размещения объектов бытового обслуживания, доля которых составляет более 20,0% от его общей площади;
Признать фактическим использованием объекта недвижимости с кадастровым номером № для размещения объектов бытового обслуживания, доля которого составляет 60,33% от его общей площади, и не подлежащим исключению из Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (л.д.200,201).
Согласно ответу первого заместителя министра имущественных отношений Удмуртской Республики Сычугова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№ объекта недвижимости с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> отвечает признакам соответствия критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1. Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», и не подлежит исключению из Перечня на 2020 год, поскольку фактическим использованием объекта недвижимости с кадастровым номером № является размещение автосервиса, его площадь составляет 941,9 кв.м. или 60,33% от его общей площади; в соответствии с общероссийском классификатором видов экономической деятельности автосервис (код услуги по ОКВЭД 42.20.1) относится к бытовым услугам (л.д.65).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, исследовав которые суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером 18:26:020165:71, расположенное по адресу: <адрес>, не отвечают критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 3 596+/-21 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Склады. Склады и оптовые базы IV-V классов. Транспортная инфраструктура. Мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки. (ПДЗ Производственно-коммерческая зона), адрес (местонахождение) объекта: <адрес> который также принадлежит на праве собственности **** на основании передаточного акта № при реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме выделения от ДД.ММ.ГГГГ (номер и дата государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-17).
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, не позволяет сделать однозначный вывод о размещении на нем объектов бытового обслуживания, поскольку данный вид не соответствует коду 3.3 «бытовое обслуживание» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, предусматривающему размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро). Мастерские автосервиса, станции технического обслуживания и автомобильные мойки к таким услугам не относятся. Вид разрешенного использования земельного участка для размещения автомобильных моек либо ремонта автомобилей соответствует кодам 4.9.1.3 (автомобильные мойки) и 4.9.1.4 (ремонт автомобилей).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска **** и исключению спорного нежилого помещения из Перечня объектов недвижимого имущества на 2020 год.
Довод представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики – Тихомировой К.Ю. о том, что объект недвижимости с кадастровым номером № признан для размещения объектов бытового обслуживания, доля которого составляет 60,33% от его общей площади, не может быть принят во внимание, в связи со следующим.
Согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.
Между тем, как следует из содержания распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года №2496-р, которым в Перечень кодов видов деятельности, относящихся к бытовым услугам в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации включен код 45.20, в системном единстве с нормами глав 26.2, 26.3, 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации, оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности в том числе в сфере бытовых услуг в случае избрания упрощенной системы налогообложения, если речь идет о едином налоге на вмененный доход, а также при патентной системе налогообложения.
В статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения в виде единого налога на вмененный доход определено, что бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (абзац седьмой).
Аналогичное толкование содержится в информационных письмах Федеральной налоговой службы России от ДД.ММ.ГГГГ N СД-4-3/22547@ "Об определении кодов видов экономической деятельности и кодов услуг, относящихся к бытовым услугам" и от ДД.ММ.ГГГГ N СД-4-3/22788@ "Об информационном сообщении в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2496-р".
С учетом изложенного, ссылка представителя административного ответчика на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и распоряжение Правительства Российской Федерации несостоятельна, поскольку названные акты не могут быть применены к отношениям в области налогов на недвижимое имущество.
Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит термина бытовые услуги, использует понятие "объект бытового обслуживания", не раскрывая его содержания.
Вместе с тем по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Между тем, Акт обследования фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ не применим к спорным правоотношениям, поскольку его не существовало на момент включения спорного объекта в Перечень на 2020 год, кроме того, указанный Акт от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведения о размере площади помещений, используемых для оказания бытовых услуг физическим лицам, а также иную информацию, подтверждающую размещение в спорном здании объектов в установленных названной статьей целях.
Кроме того, Акт обследования объекта недвижимости с кадастровым номером № Министерства имущества Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является недопустимым доказательством.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения установлен постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктом 22 Порядка а акте обследования, акте планового обследования указываются признаки размещения на объекте недвижимости офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фото- и (или) видеоматериалов и обязательной отметкой об отсутствии доступа на объект недвижимости и (или) противодействии проведению обследования, планового обследования.
Согласно пункту 31 Порядка на основании сведений, полученных в результате проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости, Министерство ежегодно, в срок до 1 декабря текущего календарного года разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект постановления Правительства Удмуртской Республики об утверждении Перечня на очередной налоговый период.
Акт от ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о размере площади помещений, используемых для оказания бытовых услуг физическим лицам, а также иную информацию, подтверждающую размещение в спорном здании объектов в установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иных относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для признания спорного зданием объектом, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, в материалы дело не представлено.
При таких обстоятельствах, в оспариваемой части нормативный правовой акт в силу положений статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации является не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия Постановления № в оспариваемых частях требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то это является основанием удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №-П от ДД.ММ.ГГГГ.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношение названного ранее объекта недвижимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому оспариваемая часть подлежит признанию с момента принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
Относительно заявленного требования о возмещении судебных расходов суд отмечает следующее.
При подаче административного искового заявления Общество уплатило государственную пошлину в размере 4 500 рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.8).
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поэтому при удовлетворении требований административного истца, в его пользу с административного ответчика, подлежит взысканию государственная пошлина, в размере, подлежащем уплате при подаче административного искового заявления.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, об оспаривании нормативных правовых актов, который для организаций составляет 4500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
административное исковое заявление **** удовлетворить.
Признать недействующим постановление Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части пункта 109 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, с момента принятия.
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Форент» 4 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии решения судом в течение десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение по делу составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова