Дело № 3а-331/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2021 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при ведении протокола помощником судьи Вердыш М.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к территориальной избирательной комиссии Калининского района города Челябинска (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Челябинская область – Челябинский одномандатный избирательный округ № 189) о признании незаконным решения избирательной комиссии, восстановлении в избирательных правах,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Калининского района города Челябинска, в котором просит:
признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Калининского района города Челябинска от 13 августа 2021 года № 32/152-5;
восстановить нарушенные избирательные права в части регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Челябинский одномандатный избирательный округ № 189.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Территориальной избирательной комиссии Калининского района города Челябинска (далее – ТИК Калининского района г. Челябинска) от 13 августа 2021 года № 32/152-5 ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область - Челябинский одномандатный избирательный округ № 189. Полагает, что указанным решением нарушены его конституционные права, предусмотренные ст. 19, 32, и 45 Конституции Российской Федерации. Ссылается, что в условиях распространения эпидемии коронавирусной инфекции не определен порядок безопасного ведения избирательной компании. Считает, что имеется необходимость в рекомендациях компетентного органа по порядку ведения избирательной компании в условиях эпидемии. Кроме того указывает на то, что сбор подписей был организован по всей территории одномандатного избирательного округа Челябинская область - Челябинский одномандатный избирательный округ № 189. При сборе подписей в административном центре Челябинской области городе Челябинске, по мнению административного истца, существует нарушение избирательных прав граждан города Челябинска при выборах депутатов Государственной Думы РФ, поскольку город состоит из семи единых городских районов, неразрывно территориально связанных между собой. Однако, при делении на одномандатные округа районы оказались в разных округах. Кандидаты осуществляют свою деятельность в городе в целом, но при поддержке и голосовании жители лишены возможности поддержать известного им кандидата, оказавшегося за пределами округа где они имеют регистрацию по месту жительства. Также считает излишним требование указания серии и номера паспорта в подписном листе, поскольку избиратели очень в редких случаях имеют при себе паспорт, а те кто имеют, не желают указывать свои паспортные данные. Полагает что, подписи в поддержку кандидатов в Государственную Думу РФ должны собирать все кандидаты.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал.
Представитель административного ответчика ТИК Калининского района г. Челябинска ФИО2, действующий на основании постановлений избирательной комиссии Челябинской области от 20 мая 2021 года № 214/1784-6, № 214/1785-6, в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поскольку ФИО1 в ТИК Калининского района г. Челябинска не представлены предусмотренные действующим законодательством документы на регистрацию, в том числе подписные листы. Кроме того, административным истцом пропущен срок на обжалование решения.
Представитель избирательной комиссии Челябинской области ФИО3, действующая на основании доверенности от 11 января 2021 года, административные исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Частью 10 статьи 51 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ предусмотрено, что решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения или в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, автономного округа в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. В случае, если решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата обжаловано в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, жалоба на указанное решение также может быть подана в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, автономного округа в течение пяти дней со дня принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения об оставлении жалобы без удовлетворения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.
Пунктами 3, 4 и 5 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ установлены основания отказа в регистрации кандидата, в частности отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 названного закона, документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 этого же закона; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных в соответствии с приведенными статьями, документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 поименованного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в представленных документах каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 41 или пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 42 названного закона.
Аналогичные основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата установлены в пункте 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Из системного анализа положений Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ и Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ следует, что законодателем установлен ряд требований, соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации» полномочия окружной избирательной комиссии Челябинский одномандатный избирательный округ № 189 возложены на территориальную избирательную комиссию Калининского района города Челябинска.
Из материалов дела следует, что 30 июня 2021 года ФИО1 представил в ТИК Калининского района г. Челябинска документы о выдвижении его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область - Челябинский одномандатный избирательный округ № 189 в порядке самовыдвижения.
09 августа 2021 года ТИК Калининского района г. Челябинска принято решение № 29/147-5 «Об извещении ФИО1, выдвинутого в порядке самовыдвижения, о выявленных недостатках в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Челябинский одномандатный избирательный округ № 189», согласно которому ФИО1 не представлены документы, необходимые для регистрации кандидата, определенные частями 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ: документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 Федерального закона; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 Федерального закона; копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
13 августа 2021 года Территориальной избирательной комиссией Калининского района города Челябинска вынесено решение № 32/152-5 «Об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Челябинский одномандатный избирательный округ № 189».
В обосновании решения об отказе в регистрации указанно, что кандидатом не представлены необходимые для регистрации документы, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Оспаривая законность принятого решения, административный истец ссылается на то, что должен быть зарегистрирован в качества кандидата в депутаты на основании принципа равенства кандидатов от политических партий и самовыдвиженцев перед законом, поскольку нарушение его избирательных прав произошло в результате неисполнения ТИК Калининского района г. Челябинска предусмотренной законом обязанности по организации и подготовке участия граждан в избирательной кампании в условиях пандемии, не принятия мер по устранению неравенства прав кандидатов, выдвинувшихся в порядке самовыдвижения по сравнению с кандидатами – списочниками и одномандатниками, выдвигающимися без сбора подписей.
Также считает, что территориальное деление муниципального образования города Челябинск на разные избирательные округа, возложение законом обязанности указывать в подписных листах паспортные данные является нарушением избирательных прав граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов.
Пунктами 1 - 3 части 1, пунктами 1 - 4 части 2 и части 4 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ установлено, что для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидат представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы: документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона (если такие изменения имеются); письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, вместе с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, также представляет: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона; копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Все документы для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
Схема одномандатных округов утверждена Федеральным законом от 03 ноября 2015 года № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, части 11 статьи 45 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ избиратель, в том числе, собственноручно ставит в подписном листе серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Положениями статьи 25 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 29 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ установлены полномочия окружной избирательной комиссии.
В частности, подпунктами 1, 5 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ установлено, что окружная избирательная комиссия осуществляет контроль за исполнением настоящего Федерального закона на территории одномандатного избирательного округа, обеспечивает на территории одномандатного избирательного округа для всех политических партий, кандидатов соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности.
Обязанность по контролю за наличием у сборщиков подписей и граждан средств индивидуальной защиты, контроля температуры, безопасного расстояния, обработки ручек и планшетов в условиях пандемии коронавирусной инфекции на ТИК Калининского района г. Челябинска, как и другие избирательные комиссии данного уровня не возложена, обеспечение соблюдения ограничений, введенных в период пандемии является обязанностью каждого гражданина, в том числе ФИО1.
Административный истец не отрицал, что документы для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения в ТИК Калининского района г. Челябинска в установленный законном срок им не представлялись, поскольку собрать необходимое количество подписей избирателей ему не удалось.
Учитывая, что вопросы реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах урегулированы специальным Федеральным законом, имеющем прямое действие и подлежащим применению на всей территории Российской Федерации, который противоречащим Конституции Российской Федерации не признавался, отказ административного ответчика в регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Челябинский одномандатный избирательный округ № 189 в связи с непредставлением документов, является законным и обоснованным.
При этом ТИК Калининского района г. Челябинска, действуя в рамках предоставленных полномочий, принял оспариваемое решение в соответствии требованиями Закона об обеспечении на территории одномандатного избирательного округа для всех политических партий, кандидатов соблюдения установленных Федеральными законами предвыборной деятельности.
Какие-либо основания для установления в отношения административного истца особых условий, не предусмотренных Федеральным законом, у ТИК Калининского района г. Челябинска отсутствовали. Обратное бы свидетельствовало о нарушении им положений действующего законодательства.
Поскольку оснований для признания незаконным решения от 13 августа 2021 года № 32/152-5 не установлено, требование о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Челябинский одномандатный избирательный округ № 189 удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что статьей 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (введенной Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, который отличается от правил, установленных главой 9 ГПК РФ.
Указанная норма определяет порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, и не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены процессуальным законом.
Правила исчисления сроков установлены статьями 92, 93 КАС РФ, согласно которым процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом; процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса; течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало; процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока.
С учетом указанных правил исчисления сроков, административное исковое заявление об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата от 13 августа 2021 года, поступившее в суд 24 августа 2021 года, подано за пределами предусмотренного частью 4 статьи 240 КАС РФ срока обращения.
Указание административным истцом на необходимость исчисления указанного срока в рабочих днях основано на ошибочном понимании положений действующего законодательства.
Согласно части 9 статьи 240 КАС РФ пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно.
Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (часть 10 статьи 240 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 244 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к территориальной избирательной комиссии Калининского района города Челябинска (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Челябинская область – Челябинский одномандатный избирательный округ № 189) о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Калининского района города Челябинска от 13 августа 2021 года № 32/152-5 «Об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Челябинский одномандатный избирательный округ № 189», восстановлении избирательного права в части регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Челябинский одномандатный избирательный округ № 189, отказать.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня оглашения решения суда через Челябинский областной суд.
Председательствующий Л.В. Феофилова
Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2021 года