ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-332/18 от 05.07.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Дело № 3а-332/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск. 5 июля 2018 года.

Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,

при секретаре Анеховой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

ФИО1, ФИО2 обратились в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих им на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, ссылаясь на то, что при определении кадастровой стоимости данных участков были использованы недостоверные сведения об объектах недвижимости.

По мнению административных истцов, кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков определена неверно, так как рассчитана для земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов, в то время как эти участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, их категория была изменена без законных оснований.

В судебное заседание административные истцы, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Суд посчитал возможным в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, Красноярский краевой суд пришёл к следующим выводам.

Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определяется органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316.

Во исполнение пункта 11 данных Правил приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее – Методические указания), пункт 2.1.18 которых предусматривает, что в случае образования новых земельных участков или земельного участка путем выдела из существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образованных земельных участков и преобразуемого земельного участка определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости (далее – УПКС) преобразуемого земельного участка до его преобразования.

Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

Как следует из материалов дела, ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 217 832 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, а ФИО1 – земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 109 412 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>

Данные земельные участки были образованы 12 января 2011 г. и 29 декабря 2012 г., путем выдела из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> относившегося к категории земель сельскохозяйственного назначения и виду разрешенного использования земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> была определена при их постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с пунктом 2.1.18 Методических указаний путем умножения площади земельных участков на УПКС преобразуемого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1,5345 руб./кв.м., утвержденного постановлением Совета администрации Красноярского края от 30 ноября 2007 г. № 462-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края». Она составила 334 263 рубля 20 копеек и 167 892 рубля 71 копейка соответственно.

В дальнейшем, на основании заявления ФИО1 от 14 февраля 2011 г. разрешенное использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> («для использования в сельскохозяйственном производстве») было изменено, участок был отнесен к виду разрешенного использования земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства.

В 2012 году на территории Красноярского края была проведена государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения, объектами которой явились земельные участки, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (в настоящее время – Единый государственный реестр недвижимости) по состоянию на 1 января
2012 года. Результаты данной оценки утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 30 ноября 2012 г. № 629-п.

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства вошел в перечень объектов оценки. Кадастровая стоимость данного земельного участка, рассчитанная с применением УПКС 4,40 руб./кв.м., составила 958 460 рублей 80 копеек.

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> внесен в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2012 г., поэтому не вошел в перечень объектов оценки. Его кадастровая стоимость была пересчитана 12 апреля 2013 г. на основании пункта 2.4 Методических рекомендаций с применением УПКС в размере 4,42 руб./кв.м., утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Красноярского края от 30 ноября 2012 г. № 629-п, и составила 483 601 рубль 4 копейки.

1 июля 2014 г. решением органа кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о переводе земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населённых пунктов, поскольку эти участки вошли в состав Синеборского сельсовета на основании генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Синеборский сельсовет Шушенского района, утвержденных решением Шушенского районного Совета депутатов от 21 декабря 2012 г. № 336-22/н.

Законность внесения в государственный кадастр недвижимости изменений о категории указанных земельных участков подтверждена вступившим в силу решением Шушенского районного суда Красноярского края от 13 декабря 2017 года.

В связи с изменением категории земель был осуществлен перерасчет кадастровой стоимости данных земельных участков в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний, согласно которому в случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения УПКС земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Средние значения УПКС земель кадастровых кварталов населенных пунктов с разбивкой на группы разрешенного использования установлены приложением № 2 к постановлению Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года №708-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».

По кадастровому кварталу <данные изъяты> и соседним с ним кварталам эти значения составляют: в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов поэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (2-я группа видов разрешенного использования) – 60,07 руб./кв.м.; в отношении земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования (15-я группа видов разрешенного использования) – 1,29 руб./кв.м. (строка 37 таблицы 42 указанного приложения).

Исходя из существующего разрешённого использования, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был отнесен ко 2-й группе видов разрешённого использования, а земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> – к 15-й группе. Соответственно, кадастровая стоимость первого участка составила 13 085 168 рублей 24 копейки (60,07 руб./кв.м. х 217832 кв.м.), а второго – 141 141 рубль 48 копеек (1,29 руб./кв.м. х 109412 кв.м.).

Вопреки доводам административных истцов земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был обоснованно отнесен ко 2-й группе видов разрешенного использования.

Разрешённое использование этого участка для ведения личного подсобного хозяйства было установлено по заявлению ФИО1, отказавшегося от ранее установленного его использования в сельскохозяйственном производстве.

Из пунктов 1 – 3 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» следует, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок); при этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; а полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Поскольку в соответствии с Генеральным планом муниципального образования Синеборский сельсовет Шушенского района, утвержденным решением Шушенского районного Совета депутатов от 21 декабря 2012 г. № 336-22/н, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был переведен в категорию земель населенных пунктов, то он признается приусадебным земельным участком, который входит в состав земельных участков, предназначенных для размещения домов поэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.

Отнесение данного участка к земельным участкам, предназначенным для размещения домов поэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (2-й группе видов разрешенного использования), соответствует группировке земельных участков по видам разрешённого использования, установленной Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. № 39), действовавшими на момент определения оспариваемой кадастровой стоимости.

Ни эти Методические указания, ни постановление Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года №708-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края» не выделяют земельные участки, предназначенные для личного подсобного хозяйства, в отдельную группу видов разрешённого использования.

Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> определена правильно.

В силу части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, является основанием для пересмотра результатов определения такой стоимости.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, заявитель представляет документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки (абзац 4 пункта 11). При этом к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (пункт 13).

Представленные административным истцом доказательства не свидетельствуют о том, что при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> использовались недостоверные сведения об этих участках, в том числе об их площади, виде разрешенного использования, категории земель.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Малякин.