ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-332/19 от 14.06.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-332/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2019 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,

при секретаре Силенок О.В.,

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Поносова А.В.,

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Правительства Пермского края ФИО2, действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Пермского края ФИО3, действующей на основании доверенностей, представителя заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Пермского края ФИО4, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части Приложения к постановлению Правительства Пермского края от 30 октября 2017 года № 879-п,

УСТАНОВИЛ:

Правительством Пермского края 27.10.2009 принято постановление № 780-п «Об утверждении схемы территориального планирования Пермского края», которое опубликовано в официальном источнике «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 43 от 02.11.2009.

Пунктом 1 постановления № 780 утверждена Схема территориального планирования Пермского края.

30.10.2017 Правительством Пермского края принято постановление № 879-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 27.10.2009 № 780-п «Об утверждении схемы территориального планирования Пермского края», которое опубликовано в официальном источнике «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 44 от 06.11.2017.

Пунктом 1.5 постановления № 879-п Схема территориального планирования Пермского края изложена в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Схемы территориального планирования в части размещения объектов регионального значения: номер на карте 1.5.4 – наименование «Создание транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь II со строительством автовокзала и обустройством прилегающей территории»; номер на карте 3.1.4 – наименование «Строительство нового учебного корпуса КГАПОУ «Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова»; номер на карте 3.1.7 – наименование «Строительство учебных мастерских с размещением многофункционального павильона КГАПОУ «Пермский строительный колледж»; номер на карте 3.1.9 – наименование «Строительство здания общежития»; номер на карте 3.1.13 – наименование «Реконструкция главного учебного корпуса КГАПОУ «Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова»; номер на карте 3.1.16 – наименование «Строительство здания общежития»; номер на карте 3.2.1 – наименование «Строительство нового здания для КГБУК «Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского»; номер на карте 3.2.3 – наименование «Здание Пермской государственной художественной галереи»; номер на карте 3.3.5 – наименование «Ледовый дворец спорта «Региональный центр по фигурному катанию»; номер на карте 3.4.43 – наименование «Строительство ГБУЗ ПК «Пермская клиническая инфекционная больница № 1»; номер на карте 6.1.30 – наименование «Линия по производству пазогребневых перегородок (ООО «Прикамская гипсовая компания»).

В обоснование заявленных требований административный истец указал на нарушение процедуры принятия обжалуемого нормативного правового акта, поскольку Схема территориального планирования Пермского края является документом стратегического планирования субъекта Российской Федерации. В силу положений статьи 13 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», статьи 2 Закона Пермского края от 02.04.2010 № 598-ПК «О стратегическом планировании в Пермском крае» проект данного документа должен выноситься на общественное обсуждение, а также подлежит размещению в сети Интернет. Вместе с тем, проект Схемы территориального планирования Пермского края общественное обсуждение не проходил, в сети Интернет не размещался. Ввиду того, что административный истец частью объектов или территорией, на которых они могут быть размещены, пользуется или собирается пользоваться, он имел право на участие в общественном обсуждении в отношении перечисленных объектов регионального значения.

Административный истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представители административного ответчика и заинтересованного лица возражали против заявленных требований по основаниям указанным в письменных отзывах.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Постановлением Правительства Пермского края 27.10.2009 № 780-п утверждена Схема территориального планирования Пермского края. В которую постановлением Правительства Пермского края от 30.10.2017 № 879-п внесены изменения, Схема территориального планирования изложена в новой редакции.

В разделе I Схемы приведены сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение применительно ко всей территории Пермского края.

Так, в пункте 1.5 указаны сведения об объектах регионального значения в области автомобильного транспорта: (номер на карте 1.5.4) «Создание транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II со строительством автовокзала и обустройством прилегающей территории».

Под пунктом 3.1 указаны сведения об объектах регионального значения в области образования: номер на карте 3.1.4 «Строительство нового учебного корпуса КГАПОУ «Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова»; номер на карте 3.1.7 «Строительство учебных мастерских с размещением многофункционального павильона КГАПОУ «Пермский строительный колледж»; номер на карте 3.1.9 «Строительство здания общежития»; номер на карте 3.1.13 «Реконструкция главного учебного корпуса КГАПОУ «Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова»; номер на карте 3.1.16 «Строительство здания общежития».

В пункте 3.2 представлены сведения об объектах в области культуры: номер на карте 3.2.1 «Строительство нового здания для КГБУК «Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского»; номер на карте 3.2.3 «Здание Пермской государственной художественной галереи».

В пункте 3.3 содержатся сведения об объектах в области физической культуры: номер на карте 3.3.5 «Ледовый дворец спорта «Региональный центр по фигурному катанию». В пункте 3.4 об объектах в области здравоохранения: номер на карте 3.4.43 «Строительство ГБУЗ ПК «Пермская клиническая инфекционная больница № 1».

В пункте 6.1 представлены сведения об объектах регионального значения производственного и коммунально-складского назначения: номер на карте 6.1.30 «Линия по производству пазогребневых перегородок (ООО «Прикамская гипсовая компания»).

Схема территориального планирования Пермского края является документом по планировке территории субъекта Российской Федерации, подготовка и утверждение которой, а также внесение в нее изменений отнесены к полномочиям Правительства Пермского края, как органа государственной власти субъекта Российской Федерации (статьи 7, 9, 14 и 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 6, 8 Закона Пермского края № 805-ПК от 14.09.2011 «О градостроительной деятельности в Пермском крае», статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Порядок подготовки и утверждения схем территориального планирования закреплен в статье 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 8 Закона Пермского края № 805-ПК от 14.09.2011 «О градостроительной деятельности в Пермском крае». Кроме того, схема территориального планирования, как документ стратегического планирования, подлежит разработке с учетом положений Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Закона Пермского края от 02.04.2010 № 598-ПК «О стратегическом планировании в Пермском крае».

Требования указанных выше нормативных правовых актов в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемого в части административным истцом постановления, устанавливали, что уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан обеспечить доступ к проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе при внесении в нее изменений, и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до ее утверждения. Проект схемы до ее утверждения подлежит обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в случае, если в схеме предусмотрена возможность негативного воздействия планируемых для размещения объектов регионального значения на особо охраняемые природные территории федерального значения, а также, если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности (статьи 9, 15, 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 8 Закона Пермского края № 805-ПК от 14.09.2011 «О градостроительной деятельности в Пермском крае»).

Согласно письму от 21.01.2013 № 440-ВГ/02 Министерства регионального развития Российской Федерации (с 2014 года Министерство экономического развития Российской Федерации), федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, а также в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации доступ к документам территориального планирования и материалам по обоснованию таких проектов обеспечивается в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее – ФГИС ТП).

Проанализировав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что требования статей 9, 15, 16, 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Закона Пермского края № 805-ПК от 14.09.2011 «О градостроительной деятельности в Пермском крае», Постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.04.2013 № 169, при принятии оспариваемого нормативного правового акта органом государственной власти Пермского края были выполнены.

Разработка проекта схемы территориального планирования была поручена уполномоченному органу в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (в ред. постановления Правительства Пермского края от 20.07.2017 № 489-п – Министерство строительства и архитектуры Пермского края), на основании программы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1331-п «Об утверждении государственной программы «Градостроительная и жилищная политика, создание условий для комфортной городской среды». Соответствующие расходы были заложены в бюджет края (Закон Пермского края от 22.12.2014 № 4141-ПК «О бюджете Пермского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»).

Проект Схемы 09.02.2017 был размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (карточка согласования проекта № 1757131855). 15.02.2017 в адрес всех согласующих органов было направлено уведомление о возможности ознакомления с проектом внесения изменений в Схему территориального планирования Пермского края и материалами по его обоснованию в ФГИС ТП. На проект внесения изменений были представлены как заключения о согласовании, так и поступили предложения о внесении поправок.

07.04.2017 было повторно направлено уведомление в адрес глав муниципальных районов Пермского края, от которых не поступили заключения по проекту Схемы территориального планирования. 19.05.2017 повторно направлен на согласование в адрес согласующих субъектов доработанный по замечаниям проект внесения изменений в Схему территориального планирования и материалы по обоснованию. От всех согласующих субъектов поступили заключения о согласовании проекта, за исключением муниципального образования г. Пермь в лице администрации г. Перми, которым указано, что не решен вопрос размещения объектов регионального значения инженерной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование объекта регионального значения в области культуры – нового здания ГКБУК «Пермский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского». В целях урегулирования данных замечаний распоряжением Правительства Пермского края от 05.07.2017 № 169-рп была создана согласительная комиссия, по результатам которой согласовали проект внесения изменений в Схему с внесением в него изменений, учитывающих замечания, явившиеся основанием для отказа в согласовании проекта (протокол заседания от 17.08.2017).

Порядок принятия оспариваемого постановления № 879-п, установленный статьей 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламентом Правительства Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 03.06.2013 № 595-п, Постановлением Правительства Пермского края от 05.10.2007 № 223-п «Об утверждении регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края и председателя Правительства Пермского края», был соблюден, о чем в материалы дела представлены лист согласования постановления, при его принятии в рабочем порядке, опросный лист, заключение отдела правовой работы организационно-аналитического управления Министерства строительства и архитектуры Пермского края по результатам правовой экспертизы, заключение правового департамента Аппарата Правительства Пермского края по результатам проведения антикоррупционной экспертизы.

Принятое постановление № 879-п было подписано губернатором Пермского края, которым в соответствии с пунктом 3 Устава Пермского края, указом губернатора Пермского края от 18.09.2017 № 125, приняты на себя исполнение полномочий председателя Правительства Пермского края.

Постановление № 879-п опубликовано в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», пунктом 4 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края за № 44 от 06.11.2017

Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что компетенция органа, процедура и порядок принятия оспариваемого постановления, порядок введения нормативного правового акта в действие были соблюдены.

Утверждение административного истца о том, что в системе ФГИС отсутствуют сведения о ранее размещенном для всеобщего обозрения проекте постановления о внесении изменений в Схему территориального планирования не свидетельствует о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта положениям законодательства имеющего большую юридическую силу.

Как следует из пункта 3.3 Порядка работы с системой ФГИС ТП, размещенной на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации по адресу: https//fgistp.economy.gov.ru/help/chapter06347.html, с целью обеспечения достоверности, полноты и актуальности информации, доступ к которой обеспечивается посредством ФГИС ТП, допускается размещение в системе только одного утвержденного документа территориального планирования и одного проекта такого документа на территорию.

На основании обращений Министерства строительства и архитектуры Пермского края от 12.03.2019 и от 15.03.2019 в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации с просьбой снять документ с публикации, в том числе проект Схемы, в последующем утвержденный постановлением № 879-п, в системе ФГИС ТП размещен 26.03.2019 только один проект внесения изменений в Схему территориального планирования Пермского края, на что было указано в судебном заседании представителями административного ответчика и заинтересованного лица и подтверждено скриншотами с сайта Министерства экономического развития Российской Федерации, представленными административным истцом.

Довод административного истца о том, что проект схемы территориального планирования должен быть вынесен на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации в силу положений Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Закона Пермского края от 02.04.2010 № 598-ПК «О стратегическом планировании в Пермском крае», не свидетельствует о том, что проект Схемы территориального планирования до ее утверждения не прошел общественного обсуждения.

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти устанавливает Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». В статье 24 которого указано, что общественное обсуждение проектов решений органов государственной власти может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Таким образом, федеральным законодателем устанавливается обязанность обеспечить доступ к информации о проекте решения органа государственной власти, при этом, нет императивной обязанности обеспечивать получение такой информации всеми лицами.

Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования определяются согласно полномочиям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ). Часть 4 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ также закрепляет положение о том, что порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Пермском крае не разработан порядок проведения общественных обсуждений в соответствии с требованиями вышеуказанных федеральных законов, вместе с тем, отсутствие на уровне субъекта утвержденного порядка проведения общественных обсуждений на дату обеспечения доступа с использованием официального сайта в сети «Интернет» к проекту Схемы не свидетельствует о том, что оспариваемое постановление № 879-п принято с нарушением процедуры.

С учетом изложенного, является несостоятельной ссылка административного истца на то, что при принятии оспариваемого постановления Правительство Пермского края нарушило положения законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец в судебном заседании не оспаривает, что он не обладает какими-либо правами на земельные участки, либо объекты, в отношении которых поставлен вопрос о признании Схемы территориального планирования недействующей. Истец указывает на то, что частью этих объектов он пользуется или намерен пользоваться.

Однако, оспариваемый нормативный правовой акт не может нарушать прав административного истца в указанных им аспектах, доказательств иного в материалы дела не представлено.

Поскольку оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права и законные интересы административного истца не нарушает, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании не действующим со дня принятия приложения к постановлению Правительства Пермского края от 30 октября 2017 года № 879-п «Схема территориального планирования» в части объектов регионального значения: номер на карте 1.5.4 – наименование «Создание транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь II со строительством автовокзала и обустройством прилегающей территории»; номер на карте 3.1.4 – наименование «Строительство нового учебного корпуса КГАПОУ «Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова»; номер на карте 3.1.7 – наименование «Строительство учебных мастерских с размещением многофункционального павильона КГАПОУ «Пермский строительный колледж»; номер на карте 3.1.9 – наименование «Строительство здания общежития»; номер на карте 3.1.13 – наименование «Реконструкция главного учебного корпуса КГАПОУ «Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова»; номер на карте 3.1.16 – наименование «Строительство здания общежития»; номер на карте 3.2.1 – наименование «Строительство нового здания для КГБУК «Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского»; номер на карте 3.2.3 – наименование «Здание Пермской государственной художественной галереи»; номер на карте 3.3.5 – наименование «Ледовый дворец спорта «Региональный центр по фигурному катанию»; номер на карте 3.4.43 – наименование «Строительство ГБУЗ ПК «Пермская клиническая инфекционная больница № 1»; номер на карте 6.1.30 – наименование «Линия по производству пазогребневых перегородок (ООО «Прикамская гипсовая компания»).

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 19 июня 2019 года.

Судья (подпись)