ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-335/18 от 01.11.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-335/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 1 ноября 2018 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Новоселовой Н.П.,

с участием представителя административного истца Коньшиной М.С.,

представителя административных ответчиков Спицыной А.С.,

представителя заинтересованного лица Замориной А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 9 июня 2018 года № 501, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее – Министерство) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 9 июня 2018 года № 501, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В обоснование заявленных требований указано, что решением Комиссии от 9 июня 2018 года № 501 отклонено заявление Министерства, о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с недостоверными сведениями о данном объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, в отношении объекта недвижимости: здания с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, принадлежащего публичному акционерному обществу «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» (далее – ПАО «ПНППК»). Основанием подачи такого заявления послужили указанные Министерством обстоятельства неправильного применения оценщиком среднего удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, что повлекло неверное определение его кадастровой стоимости и привело к нарушению имущественных интересов Пермского края, поскольку установление заниженной кадастровой стоимости приведет к уменьшению поступлений в бюджет, применительно к налогу на имущество организаций, плательщиком которого является ПАО «ПНППК». В административном исковом заявлении поставлены вопросы о признании решения Комиссии от 9 июня 2018 года №501 незаконным, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером **, равной его рыночной стоимости в размере 180365446 рублей.

Представитель административного истца Министерства Коньшина М.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков Управления Росреестра по Пермскому краю, Комиссии Спицына А.С. в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований.

Административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание представителя не направили.

Представитель заинтересованного лица ПАО «ПНППК» Заморина А.Л. в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований.

Заслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, изучив доводы административного иска, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края по осуществлению функций в сфере государственной кадастровой оценки, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (постановление Правительства Пермского края от 15 декабря 2006 года № 88-п «Об утверждении Положения о Министерстве по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края»).

Таким образом, Министерство является органом, уполномоченным в установленном порядке на обращение в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случае выявления факта использования недостоверных сведений при оценке объекта недвижимости, находящегося на территории Пермского края, как субъекта Российской Федерации и последующее оспаривание решения Комиссии в суде.

Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, - на административном ответчике, если он возражает против удовлетворения административного иска.

Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок создания и работы Комиссии утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263.

Согласно пункту 19 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 263, при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, Комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений.

В случае, если Комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, Комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости.

В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, Комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Из приведенных положений следует, что Комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности, либо недостоверности сведений об объекте недвижимости.

Судом установлено и из материалов административного дела следует, что спорный объект недвижности представляет собой административный корпус № ** назначение: нежилое здание, площадью 6837,8 кв.м., с кадастровым номером **, принадлежит на праве собственности ПАО«ПНППК», поставлен на государственный кадастровый учет 22 ноября 2012 года.

В соответствии с государственным контрактом № **от 18 июня 2012 года по состоянию на 22 июня 2012 года на территории Пермского края проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, за исключением земельных участков (далее по тексту ГКООН).

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края утверждены постановлением Правительства Пермского края от 28 декабря 2012 года № 1588-п.

Вышеуказанный объект недвижимости не вошел в перечень объектов ГКООН, поскольку был введен в эксплуатацию и поставлен на государственный кадастровый учет позже.

Его кадастровая стоимость определена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от 11 января 2013 года в размере 63953464,75 рублей, с применением удельного показателя кадастровой стоимости (далее по тексту УПКС) 9352,93 руб./кв.м., утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 декабря 2012 года №1588-п.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В силу части 9 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с этим Федеральным законом.

Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик регламентировано статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 указанного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В силу абзаца 3 статьи 24.19 того же Федерального закона предусмотренные данной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменении их количественных и (или) качественных характеристик.

В целях реализации норм статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года № 113 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее – Порядок № 113), который определяет правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений, в том числе в случае осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 1.2 данного Порядка кадастровая стоимость здания, помещения в случаях, перечисленных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (Росреестр), либо на основании решения данного органа – подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.

Результаты определения кадастровой стоимости отражаются в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащем сведения в объеме, предусмотренном статьей 7 Закона об оценочной деятельности.

Согласно пункту 2.1 Порядка № 113 кадастровая стоимость здания в случаях, указанных в пункте 1.1 данного Порядка, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.

Указанные положения статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, в совокупности с иными положениями данного Закона об определении кадастровой стоимости, с учетом Порядка № 113, содержат исключение из общего правила определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества только по результатам государственной кадастровой оценки утвержденной нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и касаются случаев учета нового объекта недвижимости (ранее не учтенного) в ГКН (ЕГРН) или изменения его качественных или количественных характеристик в период между датами проведения государственной кадастровой оценки.

Соответственно, при учете в ГКН нового или ранее не учтенного объекта недвижимости между датами предыдущей или следующей государственной кадастровой оценками его кадастровая стоимость определяется, в том числе для целей налогообложения (с учетом положения пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации) уполномоченными органами расчетным путем, исходя из усредненной кадастровой стоимости здания соответствующего назначения, определенной по результатам предыдущей государственной кадастровой оценки.

Судом установлено, что кадастровая стоимость спорного объекта определена по состоянию на 22 ноября 2012 года в связи с внесением сведений о данном объекте в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем органом кадастрового учета кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена в соответствии с указанным выше Порядком.

Применительно к указному Порядку, для определения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости по кадастровому кварталу в постановлении Правительства Пермского края от 28 декабря 2012 года № 1588-п приведены следующие виды назначения зданий: нежилое здание, жилой дом и многоквартирный дом.

Для кадастрового квартала ** утверждены следующие показатели:

Приложение 59 к Постановлению Правительства Пермского края от 28 декабря 2012 года № 1588-п – средние и минимальные УПКС кадастровых кварталов на территории городского округа Пермь.

№ п/п 2463, номер кадастрового квартала **. В нежилом здании минимальная кадастровая стоимость (за квадратный метр) - 2972,60 руб., средняя кадастровая стоимость (за квадратный метр) - 9352,93 руб. В жилом доме минимальная кадастровая стоимость (за квадратный метр) - 43040,16 руб., средняя кадастровая стоимость (за квадратный метр) - 44134,70 руб.

Поскольку объекты недвижимости (гараж с сараем, здание проходной), учтенные при определении среднего взвешенного по площади удельного показателя кадастровой стоимости для нежилых зданий в указанном квартале, и спорное здание – административный корпус № ** отнесены к нежилым зданиям, то есть в этом смысле имеют аналогичное назначение, то УПКС в размере 9352,93 руб./кв.м., утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 28 декабря 2012 года № 1588-п применен правильно.

Доводы Министерства об обратном несостоятельны, поскольку иной группировки зданий в зависимости от вида их функционального использования Постановлением Правительства Пермского края от 28 декабря 2012 года № 1588-п, не предусмотрено.

Разрешая настоящий административный спор, суд исходит из того, что оспариваемое решение принято Комиссией правомерно, поскольку не имелось оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанного здания, так как при определении его кадастровой стоимости не допущено искажения данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

В материалах настоящего дела не имеется документов подтверждающих, что при определении кадастровой стоимости спорного объекта были использованы недостоверные сведения об объекте оценки, административным истцом данное обстоятельство не доказано.

Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 результатом оспаривания решения Комиссии об отклонении заявления может являться признание решения Комиссии не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца. При этом в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения, ранее поданного заявления.

Из указанного разъяснения следует, что при оспаривании решений Комиссии об отклонении заявления об оспаривании результатов кадастровой оценки объекта недвижимости не разрешается вопрос об установлении рыночной стоимости такого объекта.

При этом, следует отметить, что Министерство не вправе ставить вопрос об установлении в отношении объекта недвижимости, находящегося в частной собственности его рыночной стоимости, поскольку такими полномочиями Закон об оценочной деятельности органы государственной власти не наделяет.

Из анализа указанного Закона следует, что с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в Комиссию могут обратиться органы государственной власти только в отношении тех объектов недвижимости, которые находятся в государственной собственности.

В силу изложенного, а также, поскольку факт использования недостоверных сведений о спорном объекте оценки при определении его кадастровой стоимости административным истцом не доказан, в удовлетворении требований Министерства следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края о признании незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 9 июня 2018 года № 501, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 6 ноября 2018 года.

Судья