ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-335/2021 от 15.12.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0000-01-2021-000380-54

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2021 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Банщиковой С.Н., при секретаре судебного заседания Долгих Е.С., с участием представителя административного истца Ткач Н.Б., представителя заинтересованного лица администрации г. Иркутска Помазановой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело№ 3а-335/2021 по административному исковому заявлению ОАО «Иркутская электросетевая компания» к Правительству Иркутской области, Управлению Росреестра по Иркутской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Иркутская электросетевая компания» обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Иркутской области, Управлению Росреестра по Иркутской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований указано, что ОАО «Иркутская электросетевая компания» является собственником земельных участков:

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>.

Кадастровая стоимость земельных участков установлена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в размере 10 869 331,23 руб., 14 680 752,45 руб., 22 998 449,32 руб., 5 931 994,5 руб., 7 490 267,68 руб., 6 466 754,91 руб., 17 773 611,48 руб., 4 098 561,28 руб. соответственно по состоянию на 01.01.2020. Согласно отчетам (данные изъяты) рыночная стоимость данных земельных участков по состоянию на 01.01.2020 составляет 5 567 000 руб., 8 594 000 руб., 12 042 000 руб., 2 950 000 руб., 4 506 000 руб., 3 221 000 руб., 9 421 000 руб., 2 180 000 руб. соответственно, что значительно меньше установленной кадастровой стоимости. Полагает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, что влечет нарушение прав административного истца как налогоплательщика.

Административным истцом по результатам проведенной судебной экспертизы были уточнены заявленные требования, в результате чего на рассмотрение суду представлены требования ОАО «Иркутская электросетевая компания» к Правительству Иркутской области, Управлению Росреестра по Иркутской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят в размере их рыночной стоимости равной 6 026 000 руб., 6 946 000 руб., 12 222 000 руб., 3 513 000 руб., 5 013 000 руб., 3 785 000 руб., 9 427 000 руб., 2 717 000 руб. соответственно, определенной по состоянию на 01.01.2020, взыскании с административных ответчиков судебных расходов по оплате госпошлины в размере 16 000 руб., расходов по оплате экспертизы в размере 100 000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Ткач Н.Б. административные исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила суд установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Иркутска Помазанова А.С. в судебном заседании просила принять суд законное и обоснованное решение, пояснив, что возрождений против размера рыночной стоимости земельных участков, определенного заключением судебной экспертизы не имеется.

Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав на недостатки отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков, представленных административным истцом.

Представитель административного ответчика ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорных земельных участков не свидетельствуют об ошибке, допущенной при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости, повлекшей нарушение прав административного истца, поскольку государственная кадастровая оценка осуществляется с применением методов массовой оценки, без учета индивидуальных характеристик объекта недвижимости.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что Управление не может отвечать за результаты кадастровой оценки в части оспаривания стоимости земельных участков, с которой административный истец не согласен.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не заинтересовано в исходе данного дела, не имеет материально-правового интереса.

При таких обстоятельствах в соответствии с п. 4 ст. 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 245 КАС РФ и ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ от 03.07.2016 (далее - Закон № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 269-ФЗ) Закон № 237-ФЗ дополнен ст. 22.1, в соответствии с которой заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 6 Закона № 269-ФЗ до 01.01.2023 (если иная дата не определена решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 6) действует переходный период применения ст. 22 и ст. 22.1 Закона № 237-ФЗ.

В этот период рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости осуществляется в соответствии сост. 22 Закона № 237-ФЗ.

Постановлением Правительства Иркутской области от 01.02.2021№ 46-пп дата перехода к применению положений ст. 22.1 Закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлена с 01.01.2022.

Таким образом, до указанной даты оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях установления рыночной стоимости осуществляется в судебном порядке в соответствии со ст. 22 Закона № 237-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 КАС РФ обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО «Иркутская электросетевая компания» является собственником земельных участков:

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается выписками из ЕГРН, а также свидетельствами о государственной регистрации права.

Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам на территории Иркутской области по состоянию на 01.01.2020.

15.01.2021 на основании вышеуказанного постановления в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 10 869 331,23 руб.

15.01.2021 на основании вышеуказанного постановления в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 14 680 752,45 руб.

15.01.2021 на основании вышеуказанного постановления в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 22 998 449,32 руб.

14.01.2021 на основании вышеуказанного постановления в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 5 931 994,5 руб.

14.01.2021 на основании вышеуказанного постановления в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 7 490 267,68 руб.

14.01.2021 на основании вышеуказанного постановления в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 6 466 754,91 руб.

15.01.2021 на основании вышеуказанного постановления в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 17 773 611,48 руб.

15.01.2021 на основании вышеуказанного постановления в ЕГРН были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 4 098 561,28 руб.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Административный истец, в силу положений ст.ст. 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), является плательщиком земельного налога, при исчислении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 391 данного Кодекса.

В соответствии с п. 1.1. ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах, результаты определения кадастровой стоимости принадлежащих ОАО «Иркутская электросетевая компания» земельных участков могут повлиять на ее права и обязанности как налогоплательщика, в связи с чем у административного истца имеется право на обращение в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 15.01.2021, 14.01.2021.

С настоящим иском административный истец обратился в суд 09.06.2021, что подтверждается отметкой на почтовом конверте, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости земельных участков, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчеты об оценке № 2021.03-252/50 от 19.04.2021, № 2021.03-252/42 от 19.04.2021, № 2021.03-252/52 от 19.04.2021, № 2021.03-252/43 от 19.04.2021, № 2021.03-252/51 от 19.04.2021, № 2021.03-252/44 от 19.04.2021, № 2021.03-252/49 от 19.04.2021, № 2021.03-252/48 от 19.04.2021, выполненные оценщиком (данные изъяты).

Согласно данным отчетам рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2020 составляет:

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 5 567 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 8 594 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 12 042 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 2 950 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 4 506 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 3 221 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 9 421 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 2 180 000 руб.

Определением суда от 15.07.2021 было назначено проведение судебной оценочной экспертизы.

В заключении судебной экспертизы от 17.09.2021, выполненной экспертом (данные изъяты)ФИО8, указано следующее:

- отчеты от 19.04.2021 (данные изъяты) об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, по состоянию на 01.01.2020, составляет 6 026 000 руб.;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, по состоянию на 01.01.2020, составляет 6 946 000 руб.;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, по состоянию на 01.01.2020, составляет 12 222 000 руб.;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, по состоянию на 01.01.2020, составляет 3 513 000 руб.;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, по состоянию на 01.01.2020, составляет 5 013 000 руб.;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, по состоянию на 01.01.2020, составляет 3 785 000 руб.;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, по состоянию на 01.01.2020, составляет 9 427 000 руб.;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, по состоянию на 01.01.2020, составляет 2 717 000 руб.

Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки.

Оснований не доверять заключению судебной экспертизы не имеется, поскольку эксперт ФИО9 был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Таким образом, давая оценку заключению судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что заключение отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Лицами, участвующими в деле, заключение судебной экспертизы не оспорено.

Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных заключением судебной экспертизы сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, административные ответчики в нарушение требований ст. 62, ч. 5 ст. 247 КАС РФ не представили.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных требований и установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020:

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 6 026 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 6 946 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 12 222 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 3 513 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 5 013 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 3 785 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 9 427 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере 2 717 000 руб.

В силу положений ст.ст. 17, 18 Закона № 237-ФЗ сведения о кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона № 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 Закона № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Руководствуясь разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 09.06.2021.

В удовлетворении административных исковых требований, предъявленных к Управлению Росреестра по Иркутской области, следует отказать, поскольку, надлежащими ответчиками по настоящему делу в силу положений ст.ст. 7, 15 Закона № 237-ФЗ являются Правительство Иркутской области и ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».

В соответствии с ч. 3 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч.3 ст. 109 названного Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг представителей; почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами; а также другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01. 2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами гл. 10 КАС РФ.

При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

Однако при этом необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 11.07.2017 № 20-П, согласно которой возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу ст.ст. 19 (ч. 1) и46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.

Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.

Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.

Таким образом, для правильного разрешения вопроса о распределении судебных расходов между сторонами по данной категории дел суду необходимо установить соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с рассмотрением дела об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, и размера налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости (налоговой базы по соответствующему налогу) объекта недвижимости, а также укладывается ли допущенное расхождение установленной кадастровой стоимости с рыночной стоимостью объекта недвижимости в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.

Установлено, что при подаче иска в суд административным истцом была оплачена госпошлина в размере 16 000 руб. (по 2000 руб. за каждый земельный участок), что подтверждается платежными поручениями № 3548, 3556, 3562 от 28.05.2021, 31.05.2021.

Расходы, понесенные административным истцом за проведение судебной экспертизы по делу, составили 100 000 руб., что подтверждается платежным поручением № 11944 от 22.07.2021.

Из калькуляции стоимости работ по проведению судебной экспертизы от 15.12.2021 следует, что стоимость проведения экспертизы по делу составляет 100 000 руб. – по 12 500 руб. за каждый участок.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (14 680 752,45 руб.) превышает установленную судом рыночную стоимость (6 946 000 руб.) на 52,68 % ((14 680 752,45 – 6 946 000) х 100/14 680 752,45).

Указанный диапазон расхождений (более 50%) не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, приводящей к нарушению конституционных прав административного истца.

Такое отличие кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости от рыночной стоимости уже само по себе лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований.

Таким образом, судебные расходы, понесенные административным истцом в связи с оспариванием кадастровой стоимости указанного земельного участка, а именно расходы по оплате госпошлины в размере 2000 руб. и расходы за проведение экспертизы в отношении данного земельного участка в размере 12 500 руб., а всего 14 500 руб. подлежат взысканию с Правительства Иркутской области как органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земельных участков.

При таких обстоятельствах оснований для взыскания судебных расходов с ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» не имеется.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (10 869 331,23 руб.) превышает установленную судом рыночную стоимость (6 026 000 руб.) на 44,55% ((10 869 331,23 – 6 026 000) х 100/ 10 869 331,23).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (22 998 449,32 руб.) превышает установленную судом рыночную стоимость (12 222 000 руб.) на 46,85% ((22 998 449,32 – 12 222 000) х 100/ 22 998 449,32).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (5 931 994,5 руб.) превышает установленную судом рыночную стоимость (3 513 000 руб.) на 40,77% ((5 931 994,5 – 3 513 000) х 100/ 5 931 994,5).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (7 490 267,68 руб.) превышает установленную судом рыночную стоимость (5 013 000 руб.) на 33,07% ((7 490 267,68 – 5 013 000) х 100/ 7 490 267,68).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (6 466 754,91 руб.) превышает установленную судом рыночную стоимость (3 785 000 руб.) на 41,46 % ((6 466 754,91 – 3 785 000) х 100/ 6 466 754,91).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (17 773 611,48 руб.) превышает установленную судом рыночную стоимость (9 427 000 руб.) на 46,96 % ((17 773 611,48 – 9 427 000) х 100/ 17 773 611,48).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (4 098 561,28 руб.) превышает установленную судом рыночную стоимость (2 717 000 руб.) на 33,70% ((4 098 561,28 – 2 717 000) х 100/ 4 098 561,28).

Данное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков (более 30 %, но менее 50%) укладывается в приемлемый диапазон отклонений, и, следовательно, не может свидетельствовать об ошибочности ранее состоявшейся кадастровой оценки объектов недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца как налогоплательщика.

Однако в данном случае для правильного разрешения вопроса о распределении судебных расходов необходимо установить соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с рассмотрением дела об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят и размера налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.

Так, в силу положений ст.ст. 388, 390, 391 НК РФ, ОАО «Иркутская электросетевая компания» является плательщиком земельного налога, при исчислении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка.

В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Решением Думы г. Иркутска от 23.11.2005 № 004-20-180203/5 «Об установлении и введении в действии земельного налога и о Положении о земельном налоге на территории г. Иркутска» ставка земельного налога в отношении прочих земельных участков установлена в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Сумма земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая уплате административным истцом исходя из установленной Постановлением Правительства Иркутской области № 969-пп от 26.11.2020 кадастровой стоимости, составляет 163 039,96 руб. (10 869 331,23 руб. х 1,5%).

Сумма земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая уплате административным истцом исходя из установленной решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, составляет 90 390 руб. (6 026 000 руб. х 1,5%).

Таким образом, ожидаемая налоговая выгода составит 72 649,96 руб. (163 039,96 руб. – 90 390 руб.).

Сумма земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая уплате административным истцом исходя из установленной Постановлением Правительства Иркутской области № 969-пп от 26.11.2020 кадастровой стоимости, составляет 344 976,73 руб. (22 998 449,32 руб. х 1,5%).

Сумма земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая уплате административным истцом исходя из установленной решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, составляет 183 330 руб. (12 222 000 руб. х 1,5%).

Таким образом, ожидаемая налоговая выгода составит 161 646,73 руб. (344 976,73 руб. – 183 330 руб.).

Сумма земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая уплате административным истцом исходя из установленной Постановлением Правительства Иркутской области № 969-пп от 26.11.2020 кадастровой стоимости, составляет 88 979 руб. (5 931 994,5 руб. х 1,5%).

Сумма земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая уплате административным истцом исходя из установленной решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, составляет 52 695 руб. (3 513 000 руб. х 1,5%).

Таким образом, ожидаемая налоговая выгода составит 36 284,91 руб. (88 979,91 руб. – 52 695 руб.).

Сумма земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая уплате административным истцом исходя из установленной Постановлением Правительства Иркутской области № 969-пп от 26.11.2020 кадастровой стоимости, составляет 112 354,01 руб. (7 490 267,68руб. х 1,5%).

Сумма земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая уплате административным истцом исходя из установленной решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, составляет 75 195 руб. (5 013 000 руб. х 1,5%).

Таким образом, ожидаемая налоговая выгода составит 37 159,01 руб. (112 354,01 руб. – 75 195 руб.).

Сумма земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая уплате административным истцом исходя из установленной Постановлением Правительства Иркутской области № 969-пп от 26.11.2020 кадастровой стоимости, составляет 97 001,32 руб. (6 466 754,91 руб. х 1,5%).

Сумма земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая уплате административным истцом исходя из установленной решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, составляет 56 775 руб. (3 785 000 руб. х 1,5%).

Таким образом, ожидаемая налоговая выгода составит 40 226,32 руб. (97 001,32 руб. – 56 775 руб.).

Сумма земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая уплате административным истцом исходя из установленной Постановлением Правительства Иркутской области № 969-пп от 26.11.2020 кадастровой стоимости, составляет 266 604,17 руб. (17 773 611,48 руб. х 1,5%).

Сумма земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая уплате административным истцом исходя из установленной решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, составляет 141 405 руб. (9 427 000 руб. х 1,5%).

Таким образом, ожидаемая налоговая выгода составит 125 199,17 руб. (266 604,17 руб. – 141 405 руб.).

Сумма земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая уплате административным истцом исходя из установленной Постановлением Правительства Иркутской области № 969-пп от 26.11.2020 кадастровой стоимости, составляет 61 478,41 руб. (4 098 561,28 руб. х 1,5%).

Сумма земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая уплате административным истцом исходя из установленной решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, составляет 40 755 руб. (2 717 000 руб. х 1,5%).

Таким образом, ожидаемая налоговая выгода составит 20 723,41 руб. (61 478,41 руб. – 40 755 руб.).

Соотношение ожидаемой налоговой выгоды по оплате земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят в связи с изменением их кадастровой стоимости и размера судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с рассмотрением дела об оспаривании кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, с очевидностью указывает на экономический эффект от обращения с административным иском в суд, поскольку размер налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости (налоговой базы) названных объектов недвижимости, превышает размер понесенных административным истцом по делу судебных расходов как в целом, так и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят.

Обратившись в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости, административный истец реализовал свое право, предусмотренное ст. 248 КАС РФ на приведение кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости в соответствие с рыночной стоимостью с учетом индивидуальных характеристик этих объектов.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении требований административного истца о взыскании судебных расходов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ОАО «Иркутская электросетевая компания» удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в размере его рыночной стоимости равной 6 026 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в размере его рыночной стоимости равной 6 946 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в размере его рыночной стоимости равной 12 222 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в размере его рыночной стоимости равной 3 513 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в размере его рыночной стоимости равной 5 013 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в размере его рыночной стоимости равной 3 785 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят> в размере его рыночной стоимости равной 9 427 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в размере его рыночной стоимости равной 2 717 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2020.

Дата обращения ОАО «Иркутская электросетевая компания» с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости – 09.06.2021.

В удовлетворении административных исковых требований ОАО «Иркутская электросетевая компания» к Управлению Росреестра по Иркутской области отказать.

Взыскать с Правительства Иркутской области в пользу ОАО «Иркутская электросетевая компания» судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 руб., по оплате экспертизы в размере 12 500 руб., а всего 14 500 руб.

Во взыскании судебных расходов с ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», взыскании судебных расходов с Правительства Иркутской области в большем размере отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28.12.2021.

Судья С.Н. Банщикова