ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-337/18 от 14.02.2019 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2019 г. № 3а - 7/2019

г.Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,

при секретаре Опрячиной Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Вторресурсы» об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

основным видом деятельности акционерного общества «Вторресурсы» (далее - АО «Вторресурсы», Общество, административный истец) является сбор отходов.

Административный истец является субъектом отношений, регулируемых приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее - Департамент, Департамент ТЭК и ТР, административный ответчик) от 20 декабря 2017 года № 698-р «Об утверждении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов АО «Вторресурсы».

27 июля 2018 года Департаментом на основании приказа № 91-р внесены изменения в приказ Департамента ТЭК и ТР от 20 декабря 2017 года № 698-р.

В приложении 1 к приказу строка пункта 1 изложена в новой редакции, установлен предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для АО «Вторресурсы» с 01 января по 26 июля 2018 года в размере - 1877,54 руб./т; с 27 июля по 31 декабря 2018 года в размере - 445.68 руб./т.

В разделе III приложения 3 к приказу объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы на 2018 год установлен в размере 198 678,7 тыс. руб.

Указанный приказ опубликован 31 июля 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov35.ru, номер опубликования 3501201807310002.

Приказом Департамента ТЭК и ТР от 01 ноября 2018 года № 283-р «О внесении изменений в приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 20 декабря 2017 года № 698 и признании утратившим силу приказа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 20 декабря 2017 года № 697-р» установлен предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для АО «Вторресурсы» с 01 января по 30 июня 2018 года в размере - 1877,54 руб./т; с 01 июля по 26 июля 2018 года в размере - 1877,54 руб./т; с 27 июля по 31 октября 2018 года в размере - 445.68 руб./т; с 01 ноября по 31 декабря 2018 года в размере - 1324.56 руб./т.

АО «Вторресурсы» обратилось в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим приказа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 27 июля 2018 года № 91-р «О внесении изменений в приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 20 декабря 2017 года № 698-р».

В обоснование исковых требований представитель АО «Вторресурсы» по доверенности Куприянова Е.В. указала, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит пунктам 7, 22 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и пункту 26 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, поскольку не имелось оснований для пересмотра тарифа в течение периода его действия, обосновывающие материалы у Общества органом регулирования запрошены не были. По мнению административного истца, положения постановления Правительства РФ от 29 июня 2018 года № 758, которое явилось основанием для изменения тарифа, носят рекомендательный характер.

Просила суд признать недействующим приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 27 июля 2018 года № 91-р «О внесении изменений в приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 20 декабря 2017 года № 698-р».

Представитель административного истца АО «Вторресурсы» по доверенности Куприянова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Департамента топливно - энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области по доверенности Жирников К.Ю. исковые требования не признал. Указал, что оспариваемый приказ принят в пределах предоставленных Департаменту полномочий и в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление (л.д.73-77, 152-155).

Представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы России в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ФАС России (л.д.117-119).

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к выводу об отказе АО «Вторресурсы» в удовлетворении требований административного искового заявления.

Пунктами 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.

В соответствии со статьей 5 названного Закона предельные тарифы и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области
от 16 ноября 2015 года № 958 «Об утверждении Положения о Департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области» (далее - Положение) Департамент является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в области государственного регулирования тарифов, в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Ранее вышеуказанные полномочия исполнялись Региональной энергетической комиссией Вологодской области.

Основными задачами Департамента являются, в том числе, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 3.3.1 Положения Департамент устанавливает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Частью 4 статьи 68 Устава Вологодской области (принят постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03 октября 2001 года № 481) предусмотрено, что органы исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в их компетенцию, издают приказы, инструкции, распоряжения.

Статьей 3 закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» определено, что органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.

27 июля 2018 года приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области № 91-р внесены изменения в приказ Департамента от 20 декабря 2017 года № 698-р «Об утверждении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов АО «Вторресурсы».

Статьёй 5 закона Вологодской области от 02 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете «Красный Север» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Приказ от 27 июля 2018 года № 91-р опубликован 31 июля 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov35.ru, номер опубликования 3501201807310002.

Учитывая вышеизложенное, суд пришёл к выводу о том, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования.

Пунктом 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Закон об отходах производства и потребления определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Пунктами 1, 4, 5 статьи 23 Закона об отходах производства и потребления закреплено, что при размещении указанных отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.

Согласно части 9 статьи 23 Закона № 89-ФЗ расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из превышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

При этом размер тарифов должен компенсировать регулируемым организациям экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестиционного капитала.

Пунктами 16, 17 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пунктам 21, 22 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются с применением метода индексации или метода доходности инвестированного капитала на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов и не подлежат пересмотру в течение периода их действия, за исключением случаев их пересмотра по основаниям, предусмотренным пунктом 21 Основ ценообразования.

Как усматривается из материалов дела, 31 августа 2018 года АО «Вторресурсы» направило в Департамент заявление об установлении тарифов на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов на расчетный период регулирования 2018 - 2020 годы.

Регулирующий орган произвел экспертизу предложений Общества об установлении тарифов, о чем составлено экспертное заключение.

Расчёт тарифа выполнен методом индексации с использованием Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов, разработанного Минэкономразвития России.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» ставка платы при размещении отходов IV класса опасности (малоопасные) (за исключением твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) установлена в размере 663,2 руб. за тонну.

Приказом Департамента от 20 декабря 2017 года № 698-р «Об утверждении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов АО «Вторресурсы» установлен предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для АО «Вторресурсы» с 01 января по 30 июня 2018 года в размере 1877,54 руб./т; с 01 июля по 31 декабря 2018 года в размере - 1877,54 руб./т.; с 01 января по 30 июня 2019 года в размере 1841,11 руб./т; с 01 июля по 31 декабря 2019 года в размере - 1841,11 руб./т.; с 01 января по 30 июня 2020 года в размере 1805,08 руб./т; с 01 июля по 31 декабря 2020 года в размере - 1805,08 руб./т.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесены изменения в Основы ценообразования. В соответствии с указанным постановлением размер ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) на 2018 года определён в размере 95 руб. за 1 тонну.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 758 предусмотрено рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органам местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации, в 2-месячный срок привести решения об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с настоящим постановлением.

Согласно пункту 4 данного постановления Правительства Российской Федерации оно применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 года.

В целях реализации положений указанного постановления Правительства Российской Федерации, 27 июля 2018 года Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области издан приказ № 91-р «О внесении изменений в приказ от 20 декабря 2017 года № 698-р».

В приложении 1 к приказу строка пункта 1 изложена в новой редакции, установлен предельный тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для АО «Вторресурсы» с 01 января по 26 июля 2018 года в размере - 1877,54 руб./т; с 27 июля по 31 декабря 2018 года в размере - 445.68 руб./т.

В разделе III приложения 3 к приказу объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы на 2018 год установлен в размере 198 678,7 тыс. руб.

Как следует из экспертного заключения уменьшение размера тарифа обусловлено снижением размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные), основанием для проведения экспертизы являлось постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 758. При этом остальные показатели, составляющие структуру необходимой валовой выручки АО «Вторресурсы», остались без изменения, в связи с чем, не имелось оснований запрашивать у регулируемой организации обосновывающие материалы.

Таким образом, снижение объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, и тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов в оспариваемом нормативном правовом акте обусловлено исключительно снижением размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные).

Административный истец оспаривает размер тарифа, соглашаясь со всеми заложенными в нём показателями, кроме платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, которая в свою очередь сформирована на основании ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 758.

При таких обстоятельствах Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области обоснованно снизил размер платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, при этом у Департамента не имелось оснований запрашивать у регулируемой организации обосновывающие материалы, как предусмотрено пунктом 26 Правил регулирования, поскольку иные показатели (затраты) при изменении тарифа не пересматривались и не менялись.

Положения постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 758, утвердившего как ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, так и изменения в Основы ценообразования, содержат императивные требования, носят обязательный характер и в силу пункта 4 применяются к правоотношениям, возникшим с 01 января 2018 года.

Административным истцом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов Общества оспариваемым нормативным правовым актом.

Довод административного истца о фактическом изменении объёма полученных отходов в 2018 году в сторону снижения, в связи с чем установленный тариф не покрывает текущую операционную деятельность Общества не свидетельствует о незаконности размера оспариваемого тарифа, поскольку при установлении тарифа на долгосрочный период 2018-2010 годы расчётный объём полученных отходов принят регулирующим органом в размере, заявленном Обществом (...). Указанный объём отходов в рамках долгосрочного периода действия тарифа (до 2020 года) в силу действующего законодательства не может изменяться, поскольку применён метод индексации. В соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования будет иметь недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие недополученные доходы подлежат учёту органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее, чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные недополученные доходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует приведённому выше действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Общество не оспаривает последующий приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 01 ноября 2018 года № 283-р «О внесении изменений в приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 20 декабря 2017 года № 698-р и признании утратившим силу приказа от 20 декабря 2017 года № 697-р», который изменяет показатели, установленные приказом № 91-р и оспариваемые административным истцом.

Приказ от 01 ноября 2018 года № 283-р издан Департаментом во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2018 года № 867, согласно которому Основы ценообразования дополнены пунктом 6(1), предусматривающим, что в случае если регулируемая организация, осуществляющая захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки твердых коммунальных отходов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, тариф на обработку твердых коммунальных отходов для такой регулируемой организации не устанавливается. При этом расходы на обработку твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.

С учётом требований указанного пункта Основ ценообразования в приказе № 283-р Обществу объединены два ранее установленных тарифа - на захоронение и обработку и установлен единый тариф на захоронение.

При таких обстоятельствах по делу оснований для удовлетворения требований административного искового заявления АО «Вторресурсы» не имеется.

В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

акционерному обществу «Вторресурсы» отказать в удовлетворении требований административного искового заявления о признании не соответствующим федеральному законодательству и недействующим приказа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 27 июля 2018 года № 91-р «О внесении изменений в приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 20 декабря 2017 года № 698-р».

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2019 года