Дело №3а-337/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 02 июня 2021 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,
при помощнике судьи Семенюк Ю.С.,
с участием прокурора Усова М.С., представителя региональной службы по тарифам Нижегородской области - ФИО10, представителя ФИО13 - ФИО11
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО12 о признании тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для ФИО14 установленные решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от [дата] года №[номер] недействующим с момента вхождения [адрес],
УСТАНОВИЛ:
[дата] года региональной службой по тарифам Нижегородской области принято решение №[номер]ФИО15 (ИНН [номер]), [адрес], тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей [адрес]» (далее также – решение №[номер]).
В соответствии с данным решением, ФИО16 (далее также – ФИО17) установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей [адрес].
Данным решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от [дата] года №[номер] также утверждена производственная программа ФИО18 в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (Приложения [номер] к решению).
Расходы, учтенные при формировании тарифов, рассчитаны с учетом системы налогообложения, действующей в организации на момент вынесения решения, а именно, ФИО19 применяет общий режим налогообложения и является плательщиком НДС.
Срок действия указанных тарифов установлен на период с [дата] года по [дата] года включительно.
ФИО20 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для ФИО21 установленные решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от [дата] года №[номер] недействующими с момента вхождения [адрес].
В обоснование заявленных требований административный истец, указал, что ФИО22 проживает в [адрес], который с [дата] года вошел в состав [адрес], ранее поселок входил в состав [адрес].
Административный истец полагает, что решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от [дата] года №[номер] в настоящее время не актуально, поскольку после изменения территориальной принадлежности [адрес], ФИО23 обязан установить тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по нормативам, установленным для города Нижнего Новгорода, в частности, как у ФИО24, гарантирующей организации централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Нижнего Новгорода.
Региональная служба по тарифам Нижегородской области представила возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что оспариваемое решение принято в установленном порядке в пределах компетенции РСТ Нижегородской области, прав административного истца не нарушает (л.д.1-3, т.2).
В дополнениях к возражениям на административное исковое заявление административный ответчик указал, что постановлением администрации города Нижнего Новгорода от [дата] года №[номер] внесены изменения в постановление администрации города Нижнего Новгорода от [дата] года №[номер] «Об определении гарантирующей организации централизованной система холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Нижнего Новгорода, в соответствии с которыми [адрес], входит в границы зоны деятельности гарантирующей организации ФИО25. ФИО26 предписано заключить единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с абонентами в установленных границах зон деятельности. Оспариваемое решение в настоящее время не затрагивает права и законные интересы административного истца, который вправе обратиться в ФИО27 для заключения договора водоснабжения и водоотведения (л.д.7-9, 14-15, т.3).
ФИО28, являющееся гарантирующей организацией на территории муниципального образования город Нижний Новгород, представило свою позицию по делу, в которой просит отказать в удовлетворении заявленных требований, считает оспариваемое решение региональной службы по тарифам Нижегородской области законным и обоснованным (л.д.6-9, т.2).
В судебном заседании представитель региональной службы по тарифам Нижегородской области ФИО29, представитель ФИО30, просили в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебное заседание административный истец ФИО31, представитель ФИО32 представители ФАС России и УФАС России по Нижегородской области не явились, извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской, причины не явки суду не сообщили, ходатайств об отложении заявлены не были.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора Усова М.С., обсудив доводы административного искового заявления, отзывов на административное исковое заявление, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что ФИО33 в соответствии с решением [адрес] от [дата] года №[номер] «Об определении гарантирующей организации централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории [адрес]» являлось гарантирующей организацией на территории [адрес].
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от [дата] года №[номер]-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Нижегородской области от 04 декабря 2019 года №156-З «О преобразовании муниципальных образований - [адрес], городского округа город Нижний Новгород и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области» вышеуказанное решение [адрес] от [дата] года №[номер], было отменено (решение городской Думы города Нижнего Новгорода от [дата] года №[номер]).
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от [дата] года №[номер] внесены изменения в постановление администрации города Нижнего Новгорода от [дата] года №[номер] «Об определении гарантирующей организации централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Нижнего Новгорода».
ФИО34 с указанного времени является гарантирующей организацией централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории административно-территориального образования [адрес] (городской округ город Нижний Новгород).
ФИО35 заключивший [дата] года договор №[номер] холодного водоснабжения и водоотведения с ФИО36, полагает, что оспариваемым решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от [дата] года №[номер] нарушены его права и законные интересы, поскольку тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение необоснованно завышены.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
В целях реализации государственных полномочий субъектов Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», иных полномочий субъектов Российской Федерации в сфере регулирования тарифов, в соответствии с Законом Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Указом Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 года №171 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Нижегородской области.
В соответствии с названным Положением, РСТ Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим предусмотренные действующим законодательством функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
Пунктом 22 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406, определяющих порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, включая перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, предусмотрено, что для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
Как установлено пунктом 27 Правил регулирования, решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также решение об установлении тарифов на осуществляемые регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13-19 настоящих Правил. По решению органа регулирования данный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней. Срок действия тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, может составлять менее года.
Приказом от 04 декабря 2017 года №154/од «О формировании правления региональной службы по тарифам Нижегородской области» утверждено правление РСТ Нижегородской области (приказами от 03 июля 2018 года №69/од, от 26 июня 2019 года №68/од вносились изменения).
[дата] года на заседании Правления РСТ Нижегородской области был рассмотрен вопрос об установлении ФИО37 (ИНН [номер]), поселок [адрес], тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей [адрес] (протокол заседания №[номер]) (л.д.160-163, т.1).
[дата] года на заседании Правления РСТ Нижегородской области был рассмотрен вопрос о внесении изменений в решение №[номер] (протокол заседания №[номер]) (л.д.164-167, т.1).
[дата] года на заседании Правления РСТ Нижегородской области был рассмотрен вопрос о внесении изменений в решение №[номер] (протокол заседания №[номер]) (л.д.168-171, т.1).
В соответствии со статьей 11 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области» (далее – Закон №8-З) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области издаются в форме приказов и (или) в иных формах, предусмотренных федеральным законодательством.
В силу части 5 статьи 11 Закона №8-З нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти области подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, определяемом Правительством области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года №41 утверждено Положение о регистрации нормативных актов министерств и иных органов исполнительной власти области в Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области (далее – Положение о регистрации актов).
Согласно пункту 2.1 Положения о регистрации актов ведение Реестра осуществляет государственно-правовой департамент Нижегородской области.
Регистрация нормативных актов в Реестре производится Департаментом в срок до 14 рабочих дней со дня поступления акта в Департамент (пункт 4.1). После регистрации акта в Реестре Департамент направляет копии актов для официального опубликования в сетевое и печатное издания «Нижегородская правда» в установленном порядке (п.4.10).
Акт, зарегистрированный в Реестре, подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней со дня его государственной регистрации.
Датой официального опубликования акта, зарегистрированного в Реестре, считается первое размещение (опубликование) в сетевом издании «Нижегородская правда» или первая публикация его текста в газете «Нижегородская правда», за исключением случаев, когда законодательством установлен иной порядок официального опубликования (п.5.4).
Решение региональной службы по тарифам №[номер] опубликовано в сетевом издании газеты «Нижегородская правда» [дата] года (www.pravda-nn.ru) и включено в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области [дата] года №[номер]
Изменения в оспариваемое решение РСТ Нижегородской области №[номер] внесены решениями РСТ Нижегородской области от [дата] года №[номер] и от [дата] года №[номер].
Указанные решения также опубликованы в сетевом издании газеты «Нижегородская правда» [дата] года и [дата] года (www.pravda-nn.ru), включены в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области [дата] года №[номер] и [дата] года №[номер], соответственно.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение РСТ Нижегородской области №[номер] (в действующей редакции) принято органом исполнительной власти Нижегородской области в пределах своей компетенции с соблюдением соответствующей процедуры принятия и опубликования, а ФИО38 как потребитель услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также - Федеральный закон №416-ФЗ), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №1746-э (далее - Методические указания).
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона №416-ФЗ к регулируемым видам деятельности относится, в том числе холодное водоснабжение. В сфере холодного водоснабжения регулированию, в частности, подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (ч.ч.2,7).
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 этого же закона.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Региональной службой по тарифам Нижегородской области представлены экспертное заключение от [дата] года по предложению об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ФИО39, экспертное заключение от [дата] года по предложению о корректировке необходимой валовой выручки и тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ФИО40 (л.д.180-221, 222-257, т.1).
По результатам рассмотрения обосновывающих документов региональной службой по тарифам Нижегородской области [дата] года было принято оспариваемое решение №[номер], в которое были внесены изменения решениями РСТ Нижегородской области от [дата] года №[номер] и от [дата] года №[номер]
При этом изменения, внесенные решением РСТ Нижегородской области от [дата] года №[номер] были обусловлены изменением границ города Нижнего Новгорода, а именно: в соответствии с Законом Нижегородской области от [дата] года №[номер]-З (в ред. Закона Нижегородской области от [дата] года №[номер]) административно-территориальное образование [адрес] в составе следующих сельских населенных пунктов: [адрес] - административный центр, деревня [адрес], сельский поселок [адрес], деревня [адрес], деревня [адрес], деревня [адрес] деревня [адрес], вошло в состав территории городского округа город Нижний Новгород.
В связи с чем, решением РСТ Нижегородской области от [дата] года №[номер] в наименовании и по тексту решения №[номер] слова «[адрес]» заменены словами «[адрес]», слова «потребителям [адрес]» заменены словами «[адрес]»; в Приложениях к решению слова «[адрес]» заменены словами «[адрес]».
Таким образом, оспариваемым решением №[номер] для ФИО41 установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей, находящихся на территории [адрес]
Довод административного истца о том, что ФИО42 обязан установить тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по нормативам, установленным для города Нижнего Новгорода, в частности, как у ФИО43 является необоснованным.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении, одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Поскольку в соответствии с решением [адрес] Нижегородской области от [дата] года №[номер] «Об определении гарантирующей организации централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории [адрес]ФИО44 на момент рассматриваемых правоотношений являлось гарантирующей организацией, тарифы для ФИО45 были установлены исходя из представленных именно этой организацией расчетных и обосновывающих материалов.
В настоящее время гарантирующей организацией централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории административно-территориального образования [адрес] является ФИО46 с которым следует заключать новые договоры холодного водоснабжения и водоотведения.
При этом, сам по себе факт вхождения [адрес] и отсутствия в настоящее время у ФИО47 статуса гарантирующей организации, определенного органом местного самоуправления, не может повлечь удовлетворение административного искового заявления, поскольку при принятии тарифного решения органом регулирования тарифов приняты во внимание обосновывающие материала, представленные ФИО49 решение [адрес] области от [дата], определяющее гарантирующие организации для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории тогда еще [адрес], которые во взаимосвязи с фактически сложившимися на территории [адрес] правоотношениями в данной сфере позволили правомерно установить ФИО48 тариф на водоснабжение и водоотведение, решение об утверждении которого положениям Федерального закона от [дата] №[номер]-ФЗ и Основ ценообразования не противоречит.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона №416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона №416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Как усматривается из материалов дела, ФИО50 владело на законных основаниях централизованной системой водоотведения сточных вод жилого фонда и организаций на территории [адрес], осуществляло водоотведение сточных вод комплексом канализационных насосных станций и канализационных сетей на территории [адрес].
К водопроводным и (или) канализационным сетям ФИО51 присоединено наибольшее количество абонентов, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории [адрес], в том числе и административный истец.
Учитывая положения вышеназванных норм, ФИО52 как организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, независимо от принадлежности ему спорных водопроводных сетей, а также независимо от определения его, в качестве гарантирующей организации, является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, с которым должны были заключаться договоры водоснабжения и (или) водоотведения абонентами, объекты которых подключались к указанным водопроводным сетям на территории Новинского сельсовета.
Судом установлено, что решением РСТ Нижегородской области от [дата] года №[номер] для ФИО53 установлены тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения для потребителей, находящихся на территории городского округа город Нижний Новгород. Данные тарифы установлены на основании представленных организацией расчетных и обосновывающих материалов с учетом действующих договорной схемы и схемы водоснабжения и водоотведения города Нижнего Новгорода, утвержденных постановлением администрации города Нижнего Новгорода от [дата] года №[номер]. Указанная схема водоснабжения и водоотведения разработана и утверждена без учета [адрес].
ФИО55 определен гарантирующей организацией также без учета [адрес]. Затраты на оказание услуг водоснабжения и водоотведения на территории [адрес] в состав необходимой валовой выручки АО ФИО54 не включены.
Обязанность органа регулирования по пересмотру тарифов в связи с преобразованием муниципальных образований законом не установлена.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что произведенные органом тарифного регулирования расчеты являются обоснованными, сделаны на основании норм, определяющих тарифное регулирование; оспариваемое региональной службы по тарифам Нижегородской области от [дата] года №[номер] не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав административного истца не нарушает. Соответственно, в удовлетворении административного искового заявления ФИО56 о признании не действующим решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от [дата] года №[номер] следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО57 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья областного суда В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме принято 04 июня 2021 года.
Судья областного суда В.Н. Нуждин