ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-339/19 от 14.10.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-339/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе судьи Михеевой С.Н.,

при секретаре Баранчиковой А.В.

с участием прокурора Гейэр Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

14 октября 2019 года

дело по административному иску ФИО1 о признании недействующим п. 81 Положения (Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год), утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года № 509 «Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по ногу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость», п. 132 Положения (Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год), утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2017 года № 651 «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по ногу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость»,

дней.

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 просит признать недействующими со дня принятия постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года № 509 в части п. 81 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 21 декабря 2017 года №651 в части п. 132 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

Требования мотивирует тем, что названными нормативными правовыми актами определен Перечень объектов недвижимого имущества на 2017-2018 г., в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется исходя из кадастровой стоимости, (далее – Перечень на 2017-2018 г.).

В Перечень 2017-2018 г. включено, в том числе, принадлежащее ей на праве собственности, недвижимое имущество, расположенное по адресу: Кемеровская область, город Кемерово, Заводский район, пр. Кузнецкий, д. 234 «А», с кадастровым номером 42:24:0101033:1356, назначение: нежилое здание, наименование - торговая база, площадью 2280,90 кв.м. (пункты 81, 132).

Оспариваемые в части постановления опубликованы на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru, 19 декабря 2016 г. и 22 декабря 2017 г. соответственно., а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru,20.12.2016, 25.12.2017 соответственно.

Полагает, что данные нормативно-правовые акты нарушают права и законные интересы, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере исходя из кадастровой стоимости (налогооблагаемая база).

Считает, что оспариваемые положения не соответствуют Налоговому Кодексу Российской Федерации, а именно ст. 378.2 «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества», ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах», которые в свою очередь обладает большей юридической силой.

Нежилое здание, наименование - торговая база не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.

Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101033:185, на котором расположено нежилое здание, отнесен к коммунальной зоне (К) с ограничениями в использовании земельных участков и объектов капитального строительства в связи с частичным размещением в границах водоохраной зоны (В), а также в границах приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации города Кемерово. К числу основных видов разрешенного использования земельного участка (далее-ВРИ ЗУ) отнесены, в том числе «Склады», «Складские площадки», тогда как «Объекты торговли» отнесены к условно разрешенным ВРИ ЗУ, и соответственно для установления ВРИ ЗУ из условно разрешенных, ввиду ограничений, установленных на данной территории возможно только при прохождении процедуры публичных слушаний. Смена ВРИ ЗУ, произошедшая 21.02.2018 г. лишь подтверждает то обстоятельство, что фактическое предназначение спорного объекта с кадастровым номером 42:24:0101033:1356 не соответствует цели размещения торговых объектов, в настоящее время ВРИ ЗУ с кадастровым номером 42:24:0101033:185 – склады.

В судебном заседании представители административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, адвокат Паничкин В.Б, заявленные требования поддержали.

Представитель Правительства Кемеровской области-Кузбасса ФИО3, действующий на основании доверенности, возражал против заявленных требований. Суду пояснила, что спорное здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предполагает размещение торговых объектов, что является самостоятельным основанием для включения данного здания в оспариваемые Перечни. Оспариваемые нормативные правовые акты приняты Коллегией Администрации Кемеровской области в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в пределах компетенции.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Гейэр Е.И., полагавшей необходимым заявленные требования удовлетворить, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 приведенной статьи, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что после установления законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости. Такое решение принимается субъектом Российской Федерации в срок до 1 января 2020 года.

Законом Кемеровской области от 23 ноября 2015 г. N 102-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Кемеровской области - 1 января 2016 года.

Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27 ноября 2015 года N 438 "Об установлении и введении в действие на территории города Кемерово налога на имущество физических лиц" установлен и введен на территории муниципального образования город Кемерово налог на имущество физических лиц с 1 января 2016 года, при этом в силу пункта 3.7 указанного решения для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, налоговая ставка установлена в размере 2% от их кадастровой стоимости, в силу пункта 3,8 - 0,5% в отношении прочих объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых свыше 0,1 млн. рублей и 0,1% в отношении прочих объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых до 0,1 млн. рублей включительно.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно Закону Кемеровской области от 26 ноября 2003 г. N 60-ОЗ "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области" (в редакции Закона Кемеровской области от 11.02.2015 N 3-ОЗ) на территории Кемеровской области таким органом до 01 января 2018 года являлась Коллегия Администрации Кемеровской области.

Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 г. N 509, от 21 декабря 2017 г. N 651 приняты уполномоченным органом в форме, предусмотренной статьей 9 Закона Кемеровской области от 09 марта 2005 г. N 43-ОЗ "О Коллегии Администрации Кемеровской области", и опубликованы в соответствии с требованиями указанного закона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что оспариваемые в части постановления опубликованы на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru, 19 декабря 2016 г. и 22 декабря 2017 г. соответственно., а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.12.2016, 25.12.2017 соответственно.

Процедура принятия указанных нормативных правовых актов и порядок их опубликования не нарушены.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником нежилого здания с кадастровым номером 42:24:0101033:1356, наименование: торговая база, площадью 2280 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская обл, г.Кемерово, Заводский район, пр. Кузнецкий, д. 234а (на дату формирования Перечня).

Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101033:185, на котором расположен объект недвижимости, отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под торговой базой.

Согласно технического паспорта, выданного Кемеровским бюро технической инвентаризации, по пр. Кузнецкому, 234а в г. Кемерово значилось здание складов, Литера «А»- комната; Литера «Б»-склад; Литера «В»-склад; Литера «Г»-склад; Литера «Д»-склад, (л.д.42-67).

Из акта определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного 25.10.2005г, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:0185, расположенного в <...>, указан: «Базы и склады», (л.д.93-95).

Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 01.08.2019г, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:185 указан «Склады», (л.д.68-69, том 1).

27.03.2019г, в связи с изменением вида разрешенного использования, указанный объект недвижимости внесен в ЕГРН – как «склады».

Суд не может согласиться с доводами представителя административного ответчика о том, что назначение спорного нежилого здания «торговая база» по их мнению относится к торговому объекту, в связи с чем ими обоснованно указанное здание было включено в оспариваемые Перечни. Ключевым словом, по их мнению, в данном случае является «торговля», поэтому они исходили из документов, направленных им в установленном порядке, из которых следовало, что наименование объекта недвижимости «торговая база» и вид разрешенного использования земельного участка: «под торговую базу», было достаточным и самостоятельным основанием для включения объекта недвижимости в Перечни.

Понятие «торгового объекта» дано в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009г №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии.

Торговый объект- это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Следовательно, чтобы признать торговую базу торговым объектом, его площадь должна включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Под торговым объектом для целей пп.2 п.1 ст. 378.2 НК РФ следует понимать только объекты, через которые ведется деятельность по розничной и оптовой торговле.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что здание торговой базы соответствует требованиям, необходимым для признания его торговым объектом. Более того, на момент включения указанного выше здания в оспариваемые Перечни, из технического паспорта следует, что торговая база не использовалась и не являлась торговым объектом.

В судебном заседании представитель Правительства Кемеровской области- Кузбасса пояснил, что они исходили только из данных, полученных ими из Росреестра по Кемеровской области, из которых следует, что наименование и назначение объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> значится, что это «торговая база». Каких-либо иных документов они не запрашивали и не исследовали фактическое назначение здания, поскольку объект не имеет свободного доступа и прохода.

04.12.2017г им поступила Выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которой в характеристике объекта недвижимости с кадастровым номером 42:24:0101033:1356, наименование: торговая база, площадью 2280.9 кв.м. указаны: железнодорожный подъездной путь, протяженностью 122 п.м., здание, площадь 1699,5 кв.м, этажность-2, дит. Б; здание, площадь 574,3 кв.м, этажность-1, дит.Г; здание, площадь 7,1 кв.м., этажность,1, лит.А, (л.д.109, том 2).

С учетом указанных данных, представитель административного ответчика не мог пояснить, каким образом при включении в Перечни 2017-2018гг названного объекта было определено, что этот объект бесспорно относится к торговому объекту.

Суд полагает обоснованными доводы административного истца о том, что наименование «торговая база» действующим законодательством никак не раскрыта, отсутствует четкое понятие указанного назначения и наименования, отсутствуют данные о тождественности наименований: «торговая база» и «торговый объект».

Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006г № 75 (ред. от 24.06.2016) утверждены Правила землепользования и застройки города Кемерово. Статьей 41 названных Правил определен градостроительный регламент коммунальной зоны (К). основными видами разрешенного использования указаны, в том числе, склады.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101033:185, на котором расположено названное здание, отнесен к коммунальной зоне К. К основным видам разрешенного использования не относится земельный участок с видом разрешенного использования: «под торговую базу».

Из пояснений административного ответчика следует, что ими было учтено только то, что земельный участок, на котором расположен объект, по виду разрешенного использования предоставлен под торговую базу, при этом ими не определялось к какой территориальной зоне отнесен этот земельный участок.

Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков кадастрового квартала № 42:24:0101033, по виду разрешенного использования земельный участок, расположенный по пр. Кузнецкий, 234а в г. Кемерово отнесен - телевизионная станция, (л.д.178-179).

Впоследствии разрешенное использование названного земельного участка было изменено распоряжением администрации г. Кемерово от 02.09.2008г № 3622 «под торговую базу», (л.д.188). При этом, в сведениях о частях указаны: площадь 1685 кв.м. склад (лит.Б), 611 кв.м. склад (литГ).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39, утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу п.1 ст. 378.2 НК РФ, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденных названным выше Приказом, а именно: код 1.2.5-земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Земельный участок с видом разрешенного использования «под торговую базу» к указанной группе не отнесен.

Из приведенных обстоятельств следует, что уполномоченный орган, при формировании Перечня на 2017-2018г не имел правовых оснований для включения в него объекта капитального строительства- нежилого здания с кадастровым номером 42:24:0101033:1356, расположенного в <...>.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, которые подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.

В связи с тем, что оспариваемые в части Перечни на 2017-2018гг влекут обязанность ФИО1 по оплате налога в установленном законом порядке, следовательно они подлежат признанию недействующими с даты их принятия.

Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия в части п.81 Приложения (Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017г), утвержденный постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2016г № 509 «Об определении на 2017г Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость».

Признать недействующим со дня принятия в части п. 132 Приложения (Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018г), утвержденный постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.12.2017г № 651 «Об определении на 2018г Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость».

Решение суда подлежит опубликованию в течение одного месяца с момента вступления в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), а также на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области (Правительства Кемеровской области-Кузбасса).

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 25.10.2019.