Дело № 3а-339/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 21 сентября 2021 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Боровского В.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Чубуковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного унитарного предприятия «Водоканал Ленинградской области» о признании недействующим в части Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и (или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 14.04.2014 № 121 (в ред. постановления Правительства Ленинградской области от 28.12.2020 № 871),
установил:
Правительством Ленинградской области 14 апреля 2014 года принято постановление № 121, которым утвержден Порядок предоставления субсидий и грантов в форме субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, в рамках государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области» (далее также Постановление Правительства Ленинградской области № 121).
Постановление Правительства Ленинградской области № 121 опубликовано 21 апреля 2014 года на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2020 года N 871 «О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 14 апреля 2014 года N 121 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области» внесены изменения согласно приложению, которым в новой редакции утвержден Порядок предоставления субсидий и грантов в форме субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, в рамках государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области» (далее также Порядок предоставления субсидий и грантов).
Указанное постановление Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2020 года N 871 опубликовано 29 декабря 2020 года на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Государственное унитарное предприятие «Водоканал Ленинградской области» (далее также ГУП «Леноблводоканал») обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований просит признать недействующим подпункт «а» пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий и грантов, согласно которому предусмотрено, что для получения субсидии получатели субсидии, получатели грантов в форме субсидий представляют в Комитет заявку, подписанную руководителем и главным бухгалтером ресурсоснабжающей организации, по форме, утверждаемой правовым актом Комитета, с приложением следующих документов:
копии договоров ресурсоснабжения, заключенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами",
или копии договоров управления многоквартирным домом (копия договора управления, заключенного председателем совета многоквартирного дома на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме) - в случае когда ресурсоснабжающая организация одновременно является управляющей организацией,
или копии договоров холодного водоснабжения, водоотведения - при выборе собственниками жилых помещений в многоквартирном доме непосредственного способа управления. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме всеми или большинством собственников помещений в таком доме,
или копии договоров холодного водоснабжения, водоотведения с собственниками жилых домов,
или реестр многоквартирных домов с указанием даты заключения договоров, сведений о реквизитах (даты и номера) протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, опубликованное в печатном издании, в котором публикуются акты органа местного самоуправления, при заключении договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации,
или копия решения органа местного самоуправления об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
В обоснование административного иска указано, что предоставление указанных в подпункте «а» пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий и грантов документов является избыточным правовым регулированием и не предусмотрено правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, а именно статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1492. Введение дополнительных условий предоставления субсидии ресурсоснабжающей организации должно регулироваться областным законом, а не постановлением Правительства Ленинградской области. Обязательность компенсации выпадающих расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, возникших в связи с установлением льготных тарифов населению, предусмотрена Областным законом Ленинградской области №75-оз от 20 июля 2015 года «О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области», согласно статье 5 которого компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области, осуществляется в виде субсидий на возмещение недополученных доходов, предоставляемых указанным организациям за счет средств областного бюджета Ленинградской области в случае и в порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Ленинградской области.
При этом обладая достаточно широкой дискрецией при определении случаев отказа в предоставлении субсидии, органы государственной власти должны учитывать необходимый баланс публичного и частного интересов. Публичный интерес направлен на бесперебойное снабжение населения ресурсами по регулируемым тарифам, стабильное развитие отрасли, справедливый доступ ресурсоснабжающей организации к системе возмещения выпадающих доходов. Частный интерес ресурсоснабжающей организации вызван возможностью безубыточного осуществления коммерческой деятельности.
Условия предоставления субсидии, определенные в оспариваемой норме, не влекут достижения такого баланса, ставит ресурсоснабжающую организацию в зависимость от недобросовестного поведения иных лиц.
Определениями Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ приняты отказы административного истца от требований в части признании недействующими пунктов 1.3, 2.1, 2.6 и 2.2 (за исключением его подпункта «а») Порядка предоставления субсидий, производство по делу в данной части прекращено.
В письменных возражениях административный ответчик Правительство Ленинградской области полагало заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что оспариваемый правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Ленинградской области, с соблюдением порядка принятия и опубликования, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности пунктам 3 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг». Областному закону Ленинградской области от 20.07.2015 N 75-оз «О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области». Действующим законодательством не закреплен принцип безусловности предоставления субсидий за счет бюджетных средств всем обратившимся лицам. Субсидия носит целевой характер и предоставляется в целях компенсации недополученных доходов, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Согласно общим требованиям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492, получатель субсидии должен подтвердить факт и размер оказания услуги конкретным потребителям.
В письменных возражениях заинтересованное лицо комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области считал административный иск не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на доводы аналогичные изложенным административным ответчиком, также указал, что в 2021 году комитет предоставлял субсидию ресурсоснабжающим организациям, в том числе и административному истцу, которым документы представлялись в полном объеме, и им не заявлялось причин и оснований, по которым он не может представить документы, предусмотренные оспариваемой нормой. Вместе с тем указанные в подпункте «а» пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий и грантов документы предусмотрены требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», являются необходимыми для предоставления субсидии, так как обосновывают поставку коммунального ресурса именно лицам, имеющим право на льготы, которые определены Областным законом Ленинградской области от 20.07.2015 N 75-оз «О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области».
Л
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО2 и представитель заинтересованного лица ФИО3 возражали против удовлетворения заявленных требований, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.
Участвующий в деле прокурор отдела прокуратуры Ленинградской области Чубукова А.С. в заключение считала административный иск не подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно Порядку предоставления субсидий и грантов, настоящий Порядок определяет цели, условия и порядок предоставления за счет средств областного бюджета Ленинградской области субсидий и грантов в форме субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций (далее - субсидии) (п. 1.1).
Субсидии предоставляются в целях обеспечения населения Ленинградской области коммунальными ресурсами (услугами) холодного водоснабжения и(или) водоотведения по тарифам, установленным комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов для ресурсоснабжающих организаций, в целях реализации подпрограммы "Водоснабжение и водоотведение Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 400 (п. 1.2).
К категории юридических лиц, имеющих право на получение субсидии, относятся юридические лица, осуществляющие на территории Ленинградской области деятельность по предоставлению коммунальных ресурсов (услуг) холодного водоснабжения и(или) водоотведения по тарифам для населения, установленным комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов для ресурсоснабжающих организаций (далее - получатели субсидии) (п. 1.4).
Субсидии предоставляются на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области (п. 1.5).
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка предоставления субсидий и грантов, основаниями для отказа получателю субсидии, получателю грантов в форме субсидий в предоставлении субсидии являются несоответствие представленных получателем субсидии, получателем грантов в форме субсидий документов требованиям, установленным пунктом 2.2 Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов.
Оспариваемый подпункт «а» пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий и грантов, предусматривает в целях получения субсидии предоставление получателями субсидии в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области:
копии договоров ресурсоснабжения, заключенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами",
или копии договоров управления многоквартирным домом (копия договора управления, заключенного председателем совета многоквартирного дома на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме) - в случае когда ресурсоснабжающая организация одновременно является управляющей организацией,
или копии договоров холодного водоснабжения, водоотведения - при выборе собственниками жилых помещений в многоквартирном доме непосредственного способа управления. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме всеми или большинством собственников помещений в таком доме,
или копии договоров холодного водоснабжения, водоотведения с собственниками жилых домов,
или реестр многоквартирных домов с указанием даты заключения договоров, сведений о реквизитах (даты и номера) протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, опубликованное в печатном издании, в котором публикуются акты органа местного самоуправления, при заключении договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации,
или копия решения органа местного самоуправления об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Как следует из материалов дела, административный истец ГУП «Леноблводоканал» осуществляет на территории Ленинградской области деятельность по предоставлению коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам для населения, установленным комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов для ресурсоснабжающих организаций.
Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области письмом от 16 апреля 2021 года возвращена заявка ГУП «Леноблводоканал» от 20 февраля 2021 года № 50 на получение субсидии, по мотиву несоответствия п. 2.2 Порядка предоставления субсидий и грантов, в частности, отсутствия документов по многоквартирным (жилым) домам договоров холодного водоснабжения, водоотведения или реестра многоквартирных домов, уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения или копии решения органа местного самоуправления об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец является субъектом правоотношения регулируемого оспариваемым нормативным правовым актом.
Из преамбулы Постановления Правительства Ленинградской области № 121 следует, что оно принято в соответствии со статьей 78, пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», постановлением Правительства Ленинградской области от 7 сентября 2020 года N 610 «О принятии решения об учреждении грантов в форме субсидий в составе областного бюджета Ленинградской области для предоставления государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, являющимся ресурсоснабжающими организациями, в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области», в целях реализации государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 400.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии, в том числе юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 названной статьи) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу части 26 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно статье 5 Областного закона Ленинградской области от 20.07.2015 N 75-оз «О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области» компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области, осуществляется в виде субсидий на возмещение недополученных доходов, предоставляемых указанным организациям за счет средств областного бюджета Ленинградской области в случаях и порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Ленинградской области».
Согласно государственной программе Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 400, основным мероприятием в составе подпрограммы «Водоснабжение и водоотведение Ленинградской области» является обеспечение населения Ленинградской области коммунальными ресурсами (услугами) холодного водоснабжения и водоотведения ресурсоснабжающими организациями по установленному льготному тарифу, в реализации которого юридические лица - ресурсоснабжающие организации участвуют в качестве получателей субсидий из областного бюджета Ленинградской области на реализацию мероприятий по обеспечению коммунальными ресурсами (услугами) холодного водоснабжения и водоотведения в связи с установлением льготных тарифов (п. 7.2.1).
В соответствии с Областным законом Ленинградской области от 27 октября 1994 года N 6-оз «Устав Ленинградской области» правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области (часть 1 статьи 35), принимает в пределах своей компетенции правовые акты. Нормативные правовые акты правительства Ленинградской области принимаются в форме постановлений правительства Ленинградской области и вступают в силу с даты их официального опубликования, если иной срок не установлен в этих правовых актах или Уставом Ленинградской области (части 1 и 2 статьи 39).
Правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.lenobl.ru) (часть 1 статьи 8 Областного Закона Ленинградской области от 11 декабря 2007 года N 174-оз «О правовых актах Ленинградской области».
С учетом указанных норм права и представленных административным ответчиком документов (пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к проекту Порядок предоставления субсидий и грантов, правового заключения, экспертного заключения, о размещении на официальном сайте проекта данного правового акта и об официальном опубликовании принятого правового акта), суд находит, что Порядок предоставления субсидий и грантов принят в пределах полномочий Правительства Ленинградской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, и по этим основаниям не оспаривается.
В силу положений подпункта 1 пункта 3 статьи 75 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, среди прочего, критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее также - Общие требования).
В силу Общих требований одним из требований к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, является наличие условий и порядка предоставления субсидий (подпункт «в» пункта 2).
Согласно пункту 5 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация: При определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается следующая информация:
а) дата, на которую получатель субсидии должен соответствовать требованиям, указанным в « и «г» пункта 4 настоящего документа, а также порядок проведения проверки получателя субсидии на соответствие указанным требованиям (за исключением случая, если проверка на соответствие указанным требованиям проводится при проведении отбора в соответствии с положениями пункта 4 настоящего документа);
б) перечень документов, представляемых получателем субсидии для подтверждения соответствия требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, а также при необходимости требования к указанным документам;
в) порядок и сроки рассмотрения документов, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;
г) основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии
п) иная информация, определенная правовым актом (при необходимости).
В силу подпукта «г» пункта 11 Общих требований правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 3 - 8 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения о перечне документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы), а также при необходимости о требованиях к таким документам.
Оспариваемые административным истцом положения подпункта «а» пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий и грантов по существу направлены на установление факта возникновения правоотношений между получателем субсидии и лицами, имеющими право на льготные тарифы, потребившими соответствующий объем коммунального ресурса, поставленного получателем субсидии, понесшим фактические затраты (недополученные доходы) в связи со льготным тарифом.
Согласно статье 5 Областного закона Ленинградской области от 20.07.2015 N 75-оз «О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области» право на льготы имеют:
физические лица, проживающие на территории Ленинградской области, владеющие и(или) пользующиеся на праве собственности или ином законном основании жилым помещением и являющиеся потребителями коммунальных услуг;
товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, приобретающие услуги в сферах теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения для предоставления коммунальных услуг населению;
наймодатели (или уполномоченные ими лица), признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, приобретающие услуги в сферах теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения для обеспечения населения.
В соответствии с частям 1 и 5 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения и к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, в том числе по холодному водоснабжению, применяется в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые обязаны оснастить принадлежащие им помещения приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления коммунальной услуги в размере и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации. В силу части 1.1 той же статьи правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления им отдельных видов коммунальных услуг, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации 14 февраля 2012 года издало постановление N 124, которым утвердило Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями. Данные Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществами либо кооперативами или управляющей организацией договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа с ресурсоснабжающими организациями.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно пункту 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 названных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям,
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, в соответствии с требованиями части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с частью 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры по оказанию услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
Регулируя вопросы предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, часть 8 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что ресурсоснабжающая организация вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае заключения договоров, предусмотренных частью 1 данной статьи.
В части 1 статьи 157.2 названного Кодекса определены случаи заключения ресурсоснабжающей организацией, прямых договоров на предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме.
Одновременно с направлением предусмотренного частью 3 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации уведомления ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами доводят соответствующее уведомление до сведения собственников помещений в многоквартирном доме путем его размещения в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом), а также опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, в том числе с использованием системы, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации. Уведомление, направленное по адресу лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, указанному в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, считается полученным лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, даже если оно фактически не находится по указанному адресу.
В соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Таким образом, указанные в подпункте «а» пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий и грантов документы предусмотрены требованиями указанного жилищного законодательства и законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, Общими требованиями и во взаимосвязи с вышеуказанными положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Областного закона Ленинградской области от 20.07.2015 N 75-оз «О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области» определяют необходимое условие предоставления субсидии ее получателям, исключительно в связи с поставкой последними коммунального ресурса (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, лицам, имеющим право на льготные тарифы, тем самым обеспечивая целевое использование средств, подлежащих выделению из областного бюджета Ленинградской области.
В этой связи вопреки доводам административного истца оспариваемые положения Порядка предоставления субсидий и грантов соответствуют правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права административного истца.
При этом доводы административного истца об избыточном правовом регулировании не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку административный ответчик вправе был установить условия и порядок предоставления субсидий, предусматривающий, в том числе, возложение на ресурсоснабжающие организации обязанности представить документы, перечисленные в оспариваемых положениях Порядка предоставления субсидий и грантов, подтверждающих соответствие заявителей условиям предоставления субсидий.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления государственного унитарного предприятия «Водоканал Ленинградской области» о признании недействующим подпункта «а» пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и (или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 14.04.2014 № 121 (в ред. постановления Правительства Ленинградской области от 28.12.2020 № 871), отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.А. Боровской
Решение в окончательной форме изготовлено 05 октября 2021 года.