ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-339/2022 от 11.04.2022 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-339/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля2022 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Александровой И.В.

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Быхановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колотюка В. А. о признании нормативного правового акта не действующим в части,

установил:

решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области №15/24 от 26 апреля 2013 года был утвержден паспорт особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Бутынский», расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городско поселение Кубинка, сельское поселение Часцовское.

Решением №5/17 от 13.09.2016 года и 20.03.219 №3/54 Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области в указанный выше нормативный правой акт внесены изменения.

Решение обнародовано и опубликовано в местном печатном издании.

Колотюк В.А. (далее административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим со дня принятия Решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области №15/24 от 26 апреля 2013 года об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Бутынский», расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городско поселение Кубинка, сельское поселение Часцовское в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что земельный участок относится к землян сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для садоводства. Участок принадлежат ему с 1998 года на основании постановления Главы Одинцовского района Московской области, учтен в государственном кадастре недвижимости с 1999 году. Участок находится в границах ПСК Бобры.

Административный истец полагает, что при принятии указанного выше нормативного правового акта представительным органом местного самоуправления были нарушены нормы федерального законодательства в частичности ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, п.8, ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», поскольку в особо охраняемые природные территории местного значения были включены земельные участки, находящиеся в федеральной собственности. Таким образом, разрешен вопрос о правах и обязанностях правообладателя, затронуты права, и интересы, так как налагают на него, как собственника определенные обременения.

В судебном заседании представитель административного истца, заявленные требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика - Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области не оспаривал включение земельного участка в границы ООПТ «Бутынский» указав, что на момент принятия нормативного правового акта представительному органу муниципального образования указанного обстоятельства известно не было.

Заинтересованные лица Администрация Одинцовского городского округа Московской области в суд представителя не направила.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора полагавшей о наличии оснований для удовлетворения требований, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области №15/24 от 26 апреля 2013 года (в редакции решения №5/17 от 13.09.2016 года, №3/54 от 20.03.2019) был утвержден паспорт особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Бутынский», расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городско поселение Кубинка, сельское поселение Часцовское. Нормативный правовой акт опубликован. В указанной части не оспаривался.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Федеральный закон N 33-ФЗ) установлены правовые основы, регулирующие отношения по созданию Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями особо охраняемых природных территорий, установлению их категорий и значения, а также по собственности на особо охраняемые природные территории.

Так, частью 4 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ предусмотрено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования (часть 8 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ).

Согласно Устава Одинцовского муниципального района Московской области (действующего в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) в состав муниципального района входили городские поселения Кубинка, Часцовское. В соответствии с пунктом 14а части 2 статьи 17 названного Устава к полномочиям Совета депутатов муниципального образования отнесено утверждение схем территориального планирования Одинцовского муниципального района. К нормативным правовым актам Одинцовского муниципального район относится решение Совета депутатов (Статья 50 Устава).

Как следует из материалов дела, нормативный правовой акт принят в форме нормативного акта, уполномоченным органом, опубликован и вступил в силу в соответствии с Федеральным законодательством и статьей 54 Устава Одинцовского муниципального района Московской области.

В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актам нарушен или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу положений части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Как установлено судом при рассмотрении административного дела, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относится к землян сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для садоводства. Участок предоставлен Колотюку В.А. в 1998 году на основании постановления Главы Одинцовского района Московской области, учтен в государственном кадастре недвижимости с 1999 году с установлением границ участка. Участок находится в границах ПСК Бобры. Указанные обстоятельства не оспаривались.

По данным выписки из ЕГРН земельный участок административного истца имеет обременения и ограничения связанные с вхождением в ООПТ. Административному истцу в 2019 году было отказано в предоставлении государственной услуги по объединению земельных участков в связи пересечением границ спорного земельного участка с особо охраняемой природной территорией. Таким образом, нормативный акт применен к административному истцу, и он является субъектом его правоотношений.

Оценивая нормативный правовой акт на соответствие его законодательству суд, учитывает следующее.

Вхождение спорного участка в границы зон особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора следует из ситуационных схем и выписки из ЕГРН.

Частью 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением, установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Отношения в области организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов регламентированы Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее-Закон об особо охраняемых природных территориях).

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях (в редакции на момент спорных правоотношений) в Московской области могли организовываться ООПТ регионального значения: природные парки; б) государственные природные заказники; в) памятники природы; г) дендрологические парки и ботанические сады; д) лечебно-оздоровительные местности и курорты; е) природные микрозаповедники; ж) особо охраняемые водные объекты; з) прибрежные рекреационные зоны; и) особо охраняемые геологические объекты; к) природно-исторические комплексы; в Московской области также могли организовываться категории особо охраняемых природных территорий местного значения: а) лечебно-оздоровительные местности и курорты; б) особо охраняемые водные объекты.

При этом в силу указанной статьи законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

В отношении ООПТ местного значения пункт 6 статьи 2 устанавливал, что особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Соответствующими положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесены: создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны ООПТ местного значения (п. 22 ч. 1 ст. 15 названного Закона).

Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области разрабатывают и утверждают схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий местного значения; рассматривают и согласовывают решения об организации особо охраняемых природных территорий областного значения, а также их охранных зон или округов в границах муниципального образования (ст. 8 Закона Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-ОЗ).

Согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 27.12.2013 года) органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

С учетом системного толкования приведенных выше норм материального права, подлежащих применению в настоящем административном деле, муниципальное образование вправе включать в особо охраняемые территории земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования.

Как следует из положений статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) генеральные планы сельских поселений являются документами долгосрочного территориального планирования. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 5 части 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения.

В свою очередь Генеральным планом городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района от 27 декабря 2018 года № 1/52 «Об утверждении Генерального плана городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области» и Правилами землепользования и застройки городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденными решением Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района от 28 декабря 2017 года №7/36 земельный участок согласно градостроительному зонированию входят в зону СХ-2 зону, предназначенную для ведения садоводства.

Таким образом, анализ приведенных данных позволяет сделать вывод, что земельный участок который вошел в границы особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Бутырский» находятся в собственности административного истца, а орган местного самоуправления вправе создавать ООПТ только на землях, находящихся в муниципальной собственности, поэтому в оспариваемой части решение нельзя признать законным. Оно принято с превышением предоставленных органу местного самоуправления законных полномочий и подлежит в указанной части отмене.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемое решение применялось, суд считает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложить на Совет депутатов Одинцовского городского округа Московской области сообщение о принятии настоящего решения суда опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании и разместить на официальном сайте.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 177-178, 215 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

требования Колотюка В. А. -удовлетворить.

признать решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области №15/24 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения пространственного экологического коридора «Бутынский», расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городско поселение Голицыно, сельское поселение Часцовское» от 26 апреля 2013 года (в редакции решения №20.03.2019 №3/54) не действующим в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в собственности Колотюка В. А. с момента вступления решения в законную силу.

Возложить на Совет депутатов Одинцовского округа Московской области обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в местном печатном издании, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 21.04.2022 года.

Судья М.Ю. Елизарова