Дело №3а-33/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 ноября 2018 года
Смоленский областной суд в составе:
председательствующего судьи Туникене М.В.,
при секретарях Бурганцовой А.М., Семакове В.А.,
с участием прокурора Поповой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению СМУП «Горводоканал» о признании недействующим постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 01 августа 2018 года №53 «О внесении изменений в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 27 ноября 2017 года №158,
установил:
Смоленское муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» (далее-СМУП «Горводоканал»), уточнив исковые требования, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 01 августа 2018 года №53 «О внесении изменений в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 27 ноября 2017 года №158 «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения СМУП «Горводоканал». В обоснование административного иска указало на несоответствие этого нормативного правового акта пункту 5 статьи 32 и пункту 7 статьи 40 Федерального закона от 07 декабря 2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлению Правительства РФ от 13 мая 2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 N 1746-э, Регламенту установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденному приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года №1154-э.
Полагало, что размер ставок тарифов на подключаемые нагрузки водопроводной и канализационной сетей по подключению объектов недвижимости к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения в рамках инвестиционной программы на период 2018-2020г.г. был необоснованно снижен. Указало, что административный ответчик фактически самостоятельно внес изменения в ранее утвержденную инвестиционную программу, после чего установил новые ставки тарифов на подключаемую нагрузку с 01 августа 2018г. Ссылается, что оспариваемое постановление нарушает права административного истца в части возможности реализации мероприятий инвестиционной программы СМУП «Горводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Смоленска на 2017-2020 года, осуществление которой запланировано за счет средств платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального и некапитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В судебном заседании представитель административного истца СМУП «Горводоканал» Мельников Г.А. административный иск поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике Денисиевский К.А. против удовлетворения заявленного требования возражал, указал, что оспариваемое постановление принято компетентным органом в пределах его полномочий в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" и в связи с выявлением несоответствия утвержденных ставок тарифа на подключаемую нагрузку требованиям пункта 117 и приложения 8 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 N 1746-э.
Выслушав объяснения представителя административного истца СМУП «Горводоканал» Мельникова Г.А., возражения представителя Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике Денисиевского К.А., показания свидетеля Царегородцевой С.Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Поповой Е.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, Смоленский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены административное и административно-процессуальное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения и осуществлять региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ( пункты 3.1.36.1 и 3.1.36.5 Положения о Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 09 июля 2012 года №432).
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 27 ноября 2017 года №158 СМУП «Горводоканал» установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения в размерах, указанных в приложении.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 01 августа 2018 года №53 пункты 1 и 2 приложения вышеуказанного постановления изменены, ставка тарифа на подключаемую нагрузку водопроводной сети на период с 2018 по 2020 г. установлена в размере 1,979 тыс.руб. за 1 куб.м в сутки;
ставка тарифа на подключаемую нагрузку канализационной сети на период с 2018 по 2020 г. установлена в размере 5,348 тыс.руб. за 1 куб.м в сутки.
Данный приказ является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом, официально опубликован 08 августа 2018 года в печатном издании «Смоленская газета» №29. Указанный нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии Федеральным законом от 07 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 5, пунктом 2 части 1, пунктом 5 части 2, пунктом 3 части 8 статьи 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения подлежат регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 13 статьи 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
Расчет платы за подключение (технологическое присоединение) к системам водоснабжения и водоотведения производится в соответствии с приложением N 8 к Методическим рекомендациям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э.
В силу части 5 статьи 32 вышеуказанного закона при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Согласно подпунктам «а» и «в» пункта 4 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013г. №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения входят в систему регулируемых тарифов.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
Согласно пункту 82 Основ ценообразования размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Пунктом 83 Основ ценообразования определено, что тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (ставка за протяженность сети).
Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; налог на прибыль.
Порядок расчета ставок тарифа на подключение (технологическое присоединение) определен разделом X "Расчет платы за подключение (технологическое присоединение)" Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э (далее по тексту - Методические указания).
Согласно пункту 115 Методических указаний при расчете ставки тарифов за подключение (технологическое присоединение) учитываются расходы регулируемых организаций на создание водопроводных и канализационных сетей и объектов на них, определенные с учетом предложений регулируемых организаций в зависимости от применяемых материалов, типа прокладки сетей, в том числе глубины залегания сетей, стесненности условий при прокладке сетей, типа грунтов.
По решению органа регулирования тарифов ставки тарифов за подключаемую нагрузку и протяженность водопроводной и канализационной сети могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от условий прокладки сетей. Диапазон диаметров водопроводных и канализационных сетей, а также условия прокладки сетей определяются в соответствии с укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства ( пункт 116 Методических указаний).
В силу пункта 117 Методических указаний ставка тарифа на подключаемую нагрузку для регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается по следующей формуле:
, (51)
где: - расчетный объем расходов на i-тый год на подключение объектов абонентов, не включая расходы на строительство сетей и объектов на них, тыс. руб.;
- расчетный объем подключаемой на i-тый год нагрузки (мощности), кроме мощности, подключаемой по индивидуально рассчитанной плате, куб. м/сут.
Согласно пункту 118 Методических указаний ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и водоотведения на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения и объектов на них в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей и объектов на них, включая расходы на проектирование, с учетом уплаты налога на прибыль.
Объем финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы должен быть достаточным для финансирования мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, но не превышать укрупненные нормативы цены создания различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 7 статьи 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное (пункт 12 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406 (с последующими изменениями и дополнениями)).
В соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной антимонопольной службой (далее - регламент).
Согласно пункту 9 Правил тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие настоящего пункта не распространяется:
а) на решения органов регулирования тарифов о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации или о приведении размеров тарифов в соответствие с предельными индексами, утвержденными федеральным органом регулирования тарифов;
б) на решения органов регулирования тарифов об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в случаях, когда такая плата устанавливается в индивидуальном порядке;
д) на решения органов регулирования тарифов в рамках исполнения решений федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по результатам рассмотрения споров в досудебном порядке или по результатам рассмотрения разногласий;
е) на решения органов регулирования тарифов по исполнению требований федерального органа регулирования тарифов в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов.
Как следует из представленных материалов, СМУП «Горводоканал» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Постановлением Администрации г.Смоленска от 30 января 2015 года №124-адм оно определено в качестве гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, заключающей договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным сетям водоснабжения и (или) водоотведения г.Смоленска и осуществляющей получение платы за подключение (технологическое присоединение), рассчитываемой, в том числе, на основании утвержденных Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике тарифов на подключаемую нагрузку.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 28 сентября 2017 года №96 утверждена инвестиционная программы СМУП «Горводоканал» (г.Смоленск) по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Смоленска на 2017-2020 годы.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 27 ноября 2017 года №158 СМУП «Горводоканал» установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которыми ставка тарифа на подключаемую нагрузку водопроводной сети на период с 2017 по 2020 г. установлена в размере 17,429 тыс.руб. за 1 куб.м в сутки; ставка тарифа на подключаемую нагрузку канализационной сети на период с 2017 по 2020 г. установлена в размере 24,465 тыс.руб. за 1 куб.м в сутки, при этом при расчете ставок тарифов на подключаемую нагрузку Департаментом были учтены расходы по мероприятиям на строительство сетей и объектов на них.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 01 августа 2018 года №53 пункты 1 и 2 вышеуказанного приложения изменены, ставка тарифа на подключаемую нагрузку водопроводной сети на период с 2018 по 2020 г. установлена в размере 1,979 тыс.руб. за 1 куб.м в сутки; ставка тарифа на подключаемую нагрузку канализационной сети на период с 2018 по 2020 г. установлена в размере 5,348 тыс.руб. за 1 куб.м в сутки.
Основанием для принятия оспариваемого постановления послужил факт выявления административным ответчиком несоответствия утвержденных ставок тарифа на подключаемую нагрузку требованиям законодательства, и из расчета ставки тарифа на подключаемую нагрузку для регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с п.117 Методических рекомендаций и Приложения 8 Методических указаний исключены расходы на строительство сетей и объектов на них.
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике письмом от 06 августа 2018 года уведомил СМУП «Горводоканал» о необходимости внести изменения в инвестиционную программу по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Смоленска на 2017-2020 годы в части, касающейся источников финансирования в связи с изменением ставки тарифа на подключаемую нагрузку водопроводной и канализационной сети.
До настоящего времени административным истцом не представлен проект корректировки инвестиционной программы с учетом изменения источников финансирования.
Ссылаясь на то, что оспариваемое постановление противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, СМУП «Горводоканал» обратилось с настоящим административным иском в Смоленский областной суд.
Анализ представленного Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной расчета тарифов, содержащегося в приложении к протоколу заседания Правления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 01 августа 2018 №31, позволяет суду сделать вывод о том, что утвержденные постановлением Департамента от 27 ноября 2017 №158 ставки тарифа на подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку водопроводной сети и тарифа на подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку канализационной сети были рассчитаны не в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 117 Методических указаний.
Так, при расчете ставок тарифа на подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку водопроводной сети и ставок тарифа на подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку канализационной сети Департаментом были необоснованно включены расходы на строительство сетей и объектов на них, не предусмотренные пунктом 117 Методических рекомендаций.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, требования действующего законодательства не нарушил, оспариваемые тарифы приведены им в соответствие с установленной законодательством методикой их расчета и не могут быть признаны экономически необоснованными.
При принятии постановления от 01 августа 2018 года №53 установленная процедура была соблюдена. Так как пересмотр ставок тарифа на подключаемую нагрузку осуществлен согласно подпункту «а» пункта 9 Правил регулирования тарифов дело об установлении тарифов не открывалось.
Доводы административного истца о невозможности в связи с принятием оспариваемого постановления исполнения им в рамках инвестиционной программы работ, финансируемых за счет средств платы за подключение, подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку расходы на увеличение мощности и расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов могут быть учтены только при расчете платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке.
Доводы СМУП «Горводоканал» о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность корректировки установленных тарифов платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и водоотведения, после их утверждения в установленном порядке, а также на отсутствие в оспариваемом постановлении указаний на период начала его действия, в связи с чем есть правовая неопределенность момента вступления его в силу, признаются несостоятельными, поскольку противоречат подпункту «а» пункта 9 Правил регулирования тарифов, предусматривающему приведение в соответствие ранее принятых решений органов регулирования тарифов об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации, которые вводятся в действие не с начала очередного года. При указанных обстоятельствах оспариваемые положения нормативного акта не нарушают прав и законных интересов административного истца.
Оспариваемое постановление соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем, не подлежит признанию недействующим.
Ходатайство прокурора о вынесении в адрес Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике частного определения не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемым постановлением от 01 августа 2018г. №53 нарушения части 13 статьи 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», п.117 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устранены, в связи с чем, предусмотренных к этому статьей 200 КАС РФ оснований для вынесения частного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Смоленский областной суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления СМУП «Горводоканал» о признании недействующим постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 01 августа 2018 года №53 «О внесении изменений в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 27 ноября 2017 года №158» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Смоленский областной суд.
Решение принято в окончательной форме 9 ноября 2018года.
Судья М.В. Туникене