ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-33/18 от 19.07.2018 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-33/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2018 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В., при секретаре судебного заседания Никитине П.А., с участием прокурора Овчинниковой Н.А., представителя административных истцов Полякова А.А., представителей административного ответчика – Кабинета Министров Чувашской Республики, заинтересованного лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Михалуковой Н.В., Фадеева М.Н., представителя заинтересованного лица – Министерства внутренних дел по Чувашской Республике Руссановой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мамедовой Г.А.к. и Мельника Е.В. о признании не действующими абзацев 3, 5, 6, 8, 9, 10, 13 и 14 пункта 6.2.8 Программы Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы», являющейся приложением № 16 к Государственной программе Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан на 2012-2020 годы», введенной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 февраля 2014 года № 47,

у с т а н о в и л:

Мамедова Г.А.к. и Мельник Е.В., действуя через представителя, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими абзацев 3, 5, 6, 8, 9, 10, 13 и 14 пункта 6.2.8 Программы Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы», являющейся приложением № 16 к Государственной программе Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан на 2012-2020 годы», введенной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 февраля 2014 года № 47.

Требования мотивированы тем, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 февраля 2014 года № 47 (с последующими изменениями) введена программа Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы», являющаяся приложением № 16 к государственной программе Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан на 2012-2020 годы».

Административные истцы Мамедова Г.А.к. и Мельник Е.В. полагают, что критерии соответствия (несоответствия) соотечественника, претендующего на участие в Программе, изложенные в пункте 6.2.8 Программы Чувашской Республики, противоречат нормативно-правовым актам, имеющим большую силу, нарушают их право на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», их права как соотечественников, в том числе на получение мер государственной поддержки, либо создают угрозу нарушения указанного права, а также иных прав, перечисленных в статьях 19, 27, 34, 37, 38, 39, 43, 60, 62 Конституции Российской Федерации.

Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путём подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения.

Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нём, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 15 Государственной программы).

В силу подпункта «д» пункта 3 Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 528, для получения свидетельства заявитель представляет в территориальный орган копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, стаже трудовой деятельности, наличии учёного звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, его профессиональные навыки и умения (если такие имеются).

Перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы является исчерпывающим (пункты 25 и 26 Государственной программы).

Однако, критерии соответствия (несоответствия) соотечественника, претендующего на участие в Программе, изложенные в пункте 6.2.8 Программы Чувашской Республики, расширяют предусмотренный федеральным законодательством перечень оснований для отказа в получении свидетельства участника Государственной программы и значительно ограничивают круг претендентов на участие Государственной программе и в Программе Чувашской Республики.

В пункте 6.2.7 Программы Чувашской Республики предусмотрены исключения, а именно согласование кандидатур пенсионного возраста возможно с учетом: наличия у них уникальных профессиональных навыков, в которых имеется высокая заинтересованность со стороны работодателя; острой необходимости воссоединения с семьей, проживающей постоянно на территории Российской Федерации. В этом случае в решении Уполномоченного органа в качестве основания для принятия положительного решения указывается причина «По исключительным семейным обстоятельствам, указанным в анкете».

Пунктом 27 Государственной программы установлено, что соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется.

Типовая программа субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2570-р. Указанная Типовая программа предусматривает, что в целях оценки планируемой эффективности реализации программы проводится качественная и количественная оценка факторов рисков реализации программы и описываются меры управления указанными рисками. В целях снижения рисков при реализации региональных программах переселения в соответствующих региональных программах описываются критерии (основания) несоответствия соотечественника требованиям региональной программы.

Качественная и количественная оценка указанных факторов риска реализации Программы, предусмотренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2570-р, в программе Чувашской Республики отсутствует, а сами факторы риска, меры управления указанными рисками и критерии (основания) несоответствия соотечественника требованиям Программы не имеют логической связи, в том числе правовой с нормативно-правовыми актами, в том числе имеющими большую силу.

Применительно к настоящему делу в Программе Чувашской Республики отсутствует какое-либо указание на то, что присутствует риск для эффективности в реализации Программы Чувашской Республики в связи с участием в переселении соотечественника, являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Чувашской Республики, приносящую доход менее 3 лет, предшествующих моменту обращения в МВД по Чувашской Республике с заявлением об участии в Программе, в том числе не имеющего документально подтвержденного трудового стажа более 1 года, при этом соответствующий иным критериям, либо осуществляющим иную деятельность, период которой засчитывается в страховой стаж.

Сам факт установления критериев соответствия (несоответствия) для соотечественника, претендующего на участие в Программе, противоречит пункту 13 и 14 Государственной программы, которым установлено, что решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора.

При этом в пункте 52 Государственной программы указан объём информации, который должна содержать региональная программа переселения, возможность установления критериев оснований, в соответствии с которыми соотечественник не может быть отнесён к участникам Государственной программы, данная норма не содержит.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года № 818 установлена обязанность по согласованию проектов региональных программ. Так как последующие изменения региональных программ, являются их неотъемлемой частью, то они также подлежат согласованию. Однако, изменения в пункте 6.2.8 Программы Чувашской Республики, внесенные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.12.2015 года № 449 и от 21.11.2016 года № 469, в установленном порядке не согласованы.

Учитывая, что пунктом 52 Государственной программы не предусматривается возможность установления критериев или оснований, в соответствии с которыми соотечественник не может быть отнесён к участникам Государственной программы и Программой Чувашской Республики, не определен порядок определения и применения критериев (оснований), указанных в её пункте 6.2.8, то следует полагать, что указанные в пункте 6.2.8 Программы Чувашской Республики критерии (основания) несоответствия соотечественника, претендующего на участие в Государственной программе и Программе Чувашской Республики, должны применяться Уполномоченным органом (Минтруд Чувашии) и учитываться МВД по Чувашской Республике (Управлением по вопросам миграции) во взаимосвязи с нормативно-правовыми актами, определяющими порядок и условия участия соотечественников в Государственной программе, а также порядок принятия решения либо совершения действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен. При этом во всех случаях, подлежит применению нормативно-правовой акт, имеющий большую силу.

Иные оспариваемые критерии (основания) несоответствия соотечественника требованиям Программы, указанные в пункте 6.2.8 Программы Чувашской Республики, не примененные в Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики при рассмотрении заявлений Мамедовой Г.А.к. и Мельника Е.В., учитывая наличие правовой неопределенности о порядке их применения, создают препятствия к осуществлению ими прав, свобод и реализации законных интересов, незаконно возлагая на Мамедову Г.А.к. и Мельника Е.В. в связи с их желанием участвовать в Государственной программе и Программе Чувашской Республики обязанность оставаться трудоспособными, не достигать пенсионного возраста, при решении вопроса о трудоустройстве ожидать получения вакансии из банка вакансии для участников Программы Чувашской Республики соответствующей их квалификации, иметь квалификацию и опыт работы, необходимые для осуществления трудовой деятельности на территории Чувашской Республики, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и непрерывно иметь на территории Чувашской Республики доход более 3-х лет, обучаться в образовательной организации высшего образования по специальности, которая на последнем курсе их обучения должны быть востребованной на рынке труда в соответствии с заявленными вакансиями на территории муниципальных образований Чувашской Республики.

Оспариваемые положения пункта 6.2.8 Программы Чувашской Республики нарушают право соотечественников на участие в Государственной программе, реализуемое ими добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации, а также их право на получение государственных гарантий и мер социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения (Чувашская Республика), то есть права, указанные в пунктах 13, 14, 16, 19, 20, 24 Государственной программы, либо создают угрозу их нарушения.

Таким образом, положения абзацев 3 (не достиг 18-летнего возраста, превысил пенсионный возраст - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), 5 (не обладает дееспособностью и трудоспособностью в соответствии с законодательством Российской Федерации), 6 (указанная в анкете соотечественником вакансия отсутствует в банке вакансий для потенциальных участников Программы), 8 (имеющаяся квалификация не соответствует (не полностью соответствует) требованиям вакантных рабочих мест), 9 (не обладает квалификацией и опытом работы, необходимыми для осуществления трудовой деятельности на территории Чувашской Республики), 10 (наличие документально подтвержденного трудового стажа менее 1 года), 13 (является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Чувашской Республики, приносящую доход менее 3 лет, предшествующих моменту обращения в МВД по Чувашской Республике с заявлением об участии в Программе) и 14 (является студентом (за исключением студентов последнего курса обучения образовательной организации высшего образования, получающих специальность, востребованную на рынке труда в соответствии с заявленными вакансиями на территории муниципальных образований Чувашской Республики) пункта 6.2.8 Программы Чувашской Республики противоречат гарантиям, установленным Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию действия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, устанавливают чрезмерные препятствия для участия в Государственной программе и Программе Чувашской Республики, в связи с чем оспариваемые положения пункта 6.2.8 Программы Чувашской Республики следует считать противоречащими нормативно-правовым актам, имеющим большую силу, а именно: статьям 13, 13.1, 22 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», пунктам 5, 6, 13, 14, 15, 52 Государственной программы; подпункту «д» пункта 3 Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 528; разделу VI Типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2570-р.

На основании изложенного, в соответствии со статьей 55, 208 - 215 КАС РФ, административные истцы просят признать не действующими абзацы 3, 5, 6, 8, 9, 10, 13 и 14 пункта 6.2.8 Программы Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы», являющейся приложением № 16 к Государственной программе Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан на 2012-2020 годы», введённой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 февраля 2014 года № 47.

В уточненном административном исковом заявлении представителя Мамедовой Г.А.к. и Мельника Е.В. - Полякова А.А., принятом в производство суда, административные исковые требования уточнены, заявлено о признании не действующими только абзацев 9, 10 и 13 пункта 6.2.8 Программы Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы», являющейся приложением № 16 к Государственной программе Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан на 2012-2020 годы», введенной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 февраля 2014 года № 47.

В ходе рассмотрения дела по существу в суд от представителя Мамедовой Г.А.к. и Мельника Е.В. - Полякова А.А. поступило заявление об отказе от части административных исковых требований о признании не действующими абзацев 3, 5, 6, 8 и 14 пункта 6.2.8 Программы Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы», являющейся приложением № 16 к Государственной программе Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан на 2012-2020 годы», введенной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 февраля 2014 года № 47.

Определением суда от 19 июля 2018 года указанный отказ от административных исковых требований принят судом и производство по административному делу по административному исковому заявлению Мамедовой Г.А.к. и Мельника Е.В. в указанных частях прекращено.

В судебном заседании административные истцы Мамедова Г.А.к. и Мельник Е.В. участия не принимали.

Представитель административных истцов Мамедовой Г.А.к. и Мельника Е.В. - Поляков А.А., действующий в их интересах в соответствии с нотариально оформленными доверенностями, уточненные административные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представители административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики, заинтересованного лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Михалукова Н.В. и Фадеев М.Н.административный иск не признали, указав, что Кабинет Министров Чувашской Республики самостоятельно, с учетом целей стратегии социально-экономического развития региона, определяет критерии несоответствия соотечественника требованиям Программы. Оспоренные критерии несоответствия направлены на дальнейшее социально-экономическое развитие Чувашской Республики с целю привлечения специалистов в соответствии с данными о занятости населения, количества зарегистрированных предпринимателей и безработных.

По аналогичным основаниям в удовлетворении иска просила отказать представитель заинтересованного лица по делу – Министерства внутренних дел по Чувашской Республике Руссанова О.П.

Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц по делу, исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав заключение прокурора Овчинниковой Н.А., полагавшей, что уточненный административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно ст. 13.1 Федерального закона от 24 мая 1999 года №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.

Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (пункт 1 ст.14 указанного Федерального закона).

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Проект Программы Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 - 2018 годы» согласован Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2014 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2013 года №818 «О порядке согласования проекта программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Из материалов дела следует, что решение о внесении изменений в Государственную программу Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан» - дополнением ее, в том числе приложением № 16 принято на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 февраля 2014 года, впоследствии Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 февраля 2014 года было размещено на официальном сайте органов власти Чувашской Республики и в печатных органах. Решения о внесении изменений - включении в пункт 6.2.8 оспариваемых критериев, содержащихся в абзацах 10 и 13, приняты на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики, впоследствии Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 09 декабря 2015 года и от 21 ноября 2016 года опубликованы на Портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» и в печатных органах.

Мамедова Г.А. является гражданкой <...>, с 12 января 2013 года состоит в браке с гражданином России ФИО1, от которого у них имеется два несовершеннолетних ребенка ФИО2 и ФИО3. 4 февраля 2015 года Мамедова Г.А. получила разрешение на временное проживание сроком действия до 4 февраля 2018 года, а 15 августа 2017 года - вид на жительство сроком до 15 августа 2022 года.

5 октября 2017 года Мамедова Г.А. обратилась в Министерство внутренних дел по Чувашской Республике с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

23 октября 2017 года в Министерство внутренних дел по Чувашской Республике поступило письмо Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, о том, что гражданка Мамедова Г.А. не соответствует критериям, установленным Программой, для соотечественника, претендующего на участие в Программе (п. 6.2.8. Программы - не имеет документально подтвержденного трудового стажа; не обладает квалификацией и опытом работы, необходимыми для осуществления трудовой деятельности на территории Чувашской Республики).

31 октября 2017 года Министерством внутренних дел по Чувашской Республике принято решение № 248 об отказе Мамедовой Г.А.к. в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с учетом решения уполномоченного органа - Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, в ее адрес направлено уведомление об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы с исх. № 45.7-420086.

Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 марта 2018 года, вступившим в законную силу 7 мая 2018 года, подтверждена правомерность вышеуказанного отказа со ссылкой на действующие нормы регионального законодательства.

Мельник Е.В., является гражданином <...>.

Мельнику Е.В. 17 ноября 2016 года и 24 мая 2018 года отказано в удовлетворении заявлений о выдаче свидетельства участника Государственной программы по следующим основаниям - не имеет документально подтвержденного трудового стажа; не обладает квалификацией и опытом работы, необходимыми для осуществления трудовой деятельности на территории Чувашской Республики; является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Чувашской Республики, приносящую доход менее 3 лет, предшествующих моменту обращения в МВД по Чувашской Республике с заявлением об участии в Программе.

Проверяя доводы административных истцов, заключающиеся в том, что критерии (основания) несоответствия соотечественника требованиям Программы, установленные в абзацах 9, 10 и 13 пункта 6.2.8 Программы Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 - 2018 годы» противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, так как право соотечественников на участие в Государственной программе может быть ограничено исключительно нормами федерального законодательства, суд находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, целями которой являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, содействие социально-экономическому развитию регионов, решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения (пункт 7 Государственной программы).

Пунктами 25 и 26 Государственной программы предусмотрены случаи, при которых свидетельство участника Государственной программы не выдается, в числе которых не указаны положения оспоренных абзацев.

В подпункте «б» пункта 6 Государственной программы дано понятие участника Государственной программы, в соответствии с которым таковым признается соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой.

Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 15 Государственной программы).

В силу подпункта «д» пункта 3 Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 528, для получения свидетельства заявитель представляет в территориальный орган копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, его профессиональные навыки и умения (если такие имеются).

Отказ в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и аннулирование ранее выданного свидетельства федеральное законодательство связывает с фактами выступления лиц за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями, создающими угрозу безопасности Российской Федерации, с осуждением за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, наличием непогашенной судимости или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; неоднократным в течение года привлечением к административной ответственности, с выездом из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания, с представлением поддельных или подложных документов либо сообщением о себе заведомо ложных сведений (пункты 25 и 26 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637).

Приведенный перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы является исчерпывающим и не содержит таких оснований, как оспоренные административными истцами положения абзацев.

Программа Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы» утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 сентября 2011 года № 424 (в ред. от 30 января 2018 года) и принята в соответствии со ст. 19.1 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

Однако, как следует из содержания оспариваемых абзацев 9, 10, 13 пункта 6.2.8 Программы Республики, критериями несоответствия соотечественника, претендующего на участие в Программе Республики, требованиям данной программы установлено:

не обладает квалификацией и опытом работы, необходимыми для осуществления трудовой деятельности на территории Чувашской Республики

наличие документально подтвержденного трудового стажа менее 1 года,

является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Чувашской Республики, приносящую доход менее 3 лет, предшествующих моменту обращения в МВД по Чувашской Республике с заявлением об участии в Программе.

Указанные основания существенно расширяют предусмотренный федеральным законодательством перечень оснований для отказа в получении свидетельства участника подпрограммы и значительно ограничивает круг претендентов на участие в названной программе.

Представителем административного ответчика установление данных критериев мотивировано целями стратегии социально-экономического развития региона, состоянием рынка труда и данными о занятости населения.

Между тем пунктом Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предусмотрено, что в случае отсутствия потребности экономики субъекта Российской Федерации в переселенцах и отсутствия у субъекта Российской Федерации возможности по их приему и обустройству, а также при наличии рисков реализации региональной программы переселения Правительство Российской Федерации вправе принять решение об отсрочке разработки этим субъектом Российской Федерации проекта региональной программы переселения на основании мотивированного обращения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Такая отсрочка предоставляется на срок до двух лет. По истечении указанного срока Правительство Российской Федерации вправе принять решение о продлении отсрочки разработки этим субъектом Российской Федерации проекта региональной программы переселения на основании мотивированного обращения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрен правовой механизм, позволяющий субъекту Российской Федерации в случае отсутствия потребности экономики в переселенцах и отсутствия у субъекта Российской Федерации возможности по их приему и обустройству обратиться в Правительство Российской Федерации с ходатайством об указанной отсрочке.

Такое правовое регулирование необоснованно расширяет предусмотренный федеральным законодательством перечень оснований для отказа в получении свидетельства участника подпрограммы, и как следствие, неправомерно лишает заинтересованных лиц возможности включиться в устойчивые позитивные социальные связи принимающего сообщества, в том числе осуществления трудовой деятельности, участия в ярмарке вакансий и учебных рабочих мест, получения высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, иных гарантий, вытекающих из предписаний Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемые полностью или в части нормативные правовые акты признаются соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При изложенных обстоятельствах уточненные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Кроме того, обязанность по согласованию проекта Программы Республики, установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года № 818, распространяется и на последующее внесение в нее изменений. Однако сведений о том, что имелось согласование Правительства Российской Федерации при внесении изменений в оспариваемые пункты, по делу не представлено.

При этом ссылки на изменение пункта 50 Государственной программы с 15.03.2018 г., в соответствии с которым пункт 50 изложен в новой редакции: «Порядок согласования региональных программ переселения и изменений, вносимых в них, определяется Правительством Российской Федерации» (вместо «Порядок согласования региональных программ переселения определяется Правительством Российской Федерации»), исходя из действия законов во времени, в данном случае не могут быть приняты во внимание.

Таким образом, требования уточненного административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку положения оспоренного нормативного акта имеют длительный срок действия, применялись в отношении большого круга лиц, признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в законную силу решения суда будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административных истцов полном объеме.

В соответствии с пунктом 2 части 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» сообщение о данном решении должно быть опубликовано на официальном сайте и в официальном печатном издании органа государственной власти, в которых был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Руководствуясь ст. ст. 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

уточненное административное исковое заявление Мамедовой Г.А.к. и Мельника Е.В. удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда абзацы девятый, десятый и тринадцатый пункта 6.2.8 Программы Чувашской Республики «Оказание содействия добровольному переселению в Чувашскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2018 годы», являющейся приложением № 16 к Государственной программе Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан на 2012-2020 годы», введенной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 февраля 2014 года № 47.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет - www.cap.ru и в печатном издании «Вести Чувашии».

На решение могут быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики С.В. Карлинов

Мотивированное решение составлено 23 июля 2018 года.