ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-33/19 от 11.01.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Дело №3а-33/2019

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,

при секретаре Козловой И.В.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 11 января 2019 года административное дело по административному исковому заявлению государственного казённого учреждения Волгоградской области «Учебно-материальная база гражданской обороны Волгоградской области» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

установил:

государственное казённое учреждение Волгоградской области «Учебно-материальная база гражданской обороны Волгоградской области» 30 ноября 2018 года обратилось в Волгоградский областной суд, уточнив требования в процессе разбирательства по делу, с административным исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, об установлении кадастровой стоимости земельных участков:

с кадастровым номером № <...>, площадью 47 610 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 7903 300 руб. по состоянию на 21.05.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 129 228 кв. м., расположенного по адресу: Волгоградская <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 19125700 руб. по состоянию на 18.07.2017 г., указав в обоснование, что при расчёте земельного налога, существенное значение имеет кадастровая стоимость земельного участка. При этом кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере 105461863,2 руб. и 286255527,36 руб. соответственно, по мнению административного истца, не соответствует их рыночной стоимости, что приводит к нарушению его права, как собственника и плательщика земельного налога, в виде необоснованного увеличения платы за землю.

В связи с тем, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную, административный истец полагает, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, она должна быть установлена равной рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца уточнённые требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков:

с кадастровым номером № <...>, площадью 47 610 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 7903 300 руб. по состоянию на 21.05.2015 г.;

с кадастровым номером № <...>, площадью 129 228 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 19125700 руб. по состоянию на 18.07.2017 г., поддержала.

Представитель административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП«Росреестра» по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в судебное заседание не явился, в представленном ходатайстве просили рассмотреть дело без участия представителя, представленные доказательства не оспаривают, при рассмотрении спора полагаются на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Волгоградской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просили рассмотреть дело в отсутствии представителя, доказательства, представленные административным истцом, не оспаривают, возражений не представили.

Представитель заинтересованного лица администрации Новожизненского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, возражения по заявленным требованиям не представили.

Учитывая, что участие административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что государственное казённое учреждение Волгоградской области «Учебно-материальная база гражданской обороны Волгоградской области» пользуется земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования:

с кадастровым номером № <...>, площадью 47 610 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 12.09.2018 г. и распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области № 1519-р от 04.08.2016 г. (л.д.14-16, 105-106);

с кадастровым номером № <...>, площадью 129 228 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 12.09.2018 г. и решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области № 190-р от 06.03.2017 г. (л.д.18-20, 107-108);

В соответствии с приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. № 46-н утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области по состоянию на 01.01.2015 г.

С учетом указанного правового акта, по данным государственного кадастра недвижимости (выписки из ЕГРН от 31.10.2018 г. л.д. 22,24), кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...> определена соответственно в размере 105461863,2 по состоянию на 21.05.2015 г. и 286255527,36 руб. по состоянию 18.07.2017 г. соответственно.

В соответствии с ответами филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области на запросы суда, в ЕГРН имеются сведения о земельных участках:

с кадастровым номером № <...>, с категорией земель – Земли населённых пунктов, с разрешённым использованием – «обеспечение внутреннего правопорядка», площадью 47610 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок внесён в ЕГРН 07.10.2014 г. Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка изменялась следующим образом: с 21.05.2015 г. – 73853108,10 руб. на основании Постановления Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 г. №1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области» в связи с изменением характеристики вида разрешенного использования с «для размещения и эксплуатации базы» на обеспечение внутреннего правопорядка» по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, согласно п. 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. №222 (далее Методические указания). С 27.11.2015 г. – 105461863,20 руб. на основании Приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27.10.2015 г. №46-н «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области» (далее Приказ 46-н), согласно п.2.4 Методических указаний. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, внесённая на основании Приказа 46-н составляет 105461863,20 руб., а дата определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка – 21.05.2015 г.;

с кадастровым номером № <...> с категорией земель – Земли населённых пунктов, с разрешённым использованием – «для обеспечения внутреннего правопорядка (размещение объектов гражданской обороны)», площадью 129 228 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок внесён в ЕГРН 07.10.2014 г. Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка изменялась следующим образом: с 27.03.2017 г. – 48831384,36 руб. на основании Приказа 46-н в связи с изменением площади с 134911 кв.м. на 129228 кв.м. с учётом характеристики вида разрешённого использования – «для размещения и эксплуатации базы», согласно п.2.2 Методических указаний. С 18.07.2017 г. – 286255527,36 руб. на основании Приказа 46-н, связи с изменением характеристик вида разрешённого использования с «для размещения и эксплуатации базы на «для обеспечения внутреннего правопорядка (размещения объектов гражданской обороны)», согласно п.2.3.2. Методических указаний. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, внесена на основании Приказа 46-н, составляет 286255527,36 руб., и дата определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка – 18.07.2017 г. (л.д.126-127, 146).

Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Россреестра по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ заявления государственного казённого учреждения Волгоградской области «Учебно-материальная база гражданской обороны Волгоградской области» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...> в размере рыночной отклонены.(л.д.99-104).

Полагая, что установленная государственной кадастровой оценкой кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает рыночную стоимость и увеличивает размер земельного налога, и, считая в связи с этим, что кадастровая стоимость должна быть определена, как равная рыночной, административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском.

Согласно ч.1,3,5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст. 24.19 Закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В целях установления рыночной стоимости земельного участка по заказу административного истца ИП ДДВ составлены:

Отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 7903 300 руб. по состоянию на 21.05.2015 г. (л.д. 25-59)

Отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 19125 700 руб. по состоянию на 18.07.2017 г. (л.д. 60-97).

Отчеты об определении рыночной стоимости земельного участка выполнены в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами.

Из отчетов следует, что оценщик исследовал социально-экономическую ситуацию Волгоградской области, составил обзор рынка земли, изучил мониторинг предложения земельных участков.

После проведенного анализа спроса и предложения на земельные участки в местах расположения объекта оценки, согласно п.20 ФСО 7 в качестве наиболее эффективного использования объектов как земельного участка принято текущее использование.

При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. В ходе анализа состояния рынка изучена информация специализированных печатных и электронных изданий.

Для сравнения выбраны аналоги, рассматривались сопоставимые объекты схожие по местоположению, наличию инженерных систем, коммуникаций.

Оценщиком составлены таблицы корректировок по сравнимым продажам.

Каких-либо данных о несоответствии названных отчётов Закону об оценочной деятельности либо федеральным стандартам оценки, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости оценённых земельных участков, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведённой оценки, привлечённые по делу лица суду не представили, не заявили ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы или экспертизы отчётов об оценке.

Суд, оценивая представленные доказательства, отмечает соблюдение при оценке принципов обоснованности и однозначности, соответствие отчета требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам, обоснованность выбора метода оценки, учет уникальных характеристик объектов оценки и других требований законодательства.

Оснований для выводов о недостоверности отчетов об определении рыночной стоимости земельных участков у суда не имеется.

Оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что указанные в отчётах оценщика выводы подтверждают доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, а заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.

С учётом правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 25 Постановления Пленума ВС РФ № 28 от 30 июня 2015 года, суд полагает, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, а именно - 12 ноября 2018 года (л.д. 100,103).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление государственного казённого учреждения Волгоградской области «Учебно-материальная база гражданской обороны Волгоградской области» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 47 610 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 7903 300 руб. по состоянию на 21.05.2015 г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 129 228 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 19125700 руб. по состоянию на 18.07.2017 г.

Датой подачи заявления считать 12 ноября 2018 года.

РРРррр ешение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через суд, принявший решение.

Судья М.Б. Гайдаров

Мотивированное решение составлено 11 января 2019 г.

Судья М.Б. Гайдаров