РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-33/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 года г.Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Струковой А.А.
с участием прокурора – Маркеловой Г.И.
при секретаре – Корженко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к окружному совету депутатов и администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» об оспаривании в части генерального плана муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», утвержденного решением городского совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 17 октября 2012 года № 157, и правил землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», утвержденных решением городского совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 12 декабря 2012 года № 173,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что они являются собственниками квартир в многоквартирном доме № по <адрес>, который расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). В январе 2018 года зарегистрировано право собственности на данный земельный участок за собственниками квартир в многоквартирном доме.
Как указывают административные истцы, генеральным планом муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», утвержденным решением городского совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 17 октября 2012 года № 157, земельный участок с кадастровым номером № отнесен к функциональным зонам - зеленые насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары) и инженерная и транспортная инфраструктура (прочие улицы и дороги). Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», утвержденными решением городского совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 12 декабря 2012 года № 173, указанный земельный участок отнесен к территориальным зонам - зеленые насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары) и инженерная и транспортная инфраструктура (прочие улицы и дороги).
Отнесение земельного участка одновременно к нескольким функциональным и территориальным зонам противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства и нарушает права административных истцов на использование земельного участка по его целевому назначению.
С учетом изложенного административные истцы просили признать не действующими генеральный план муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», утвержденный решением городского совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 17 октября 2012 года № 157, и правила землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», утвержденные решением городского совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 12 декабря 2012 года № 173, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к нескольким функциональным и территориальным зонам соответственно.
В судебном заседании представители административных истцов – ФИО6, ФИО7 административный иск поддержали.
Представители окружного совета депутатов и администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» - ФИО8, ФИО9 просили в административном иске отказать.
Представитель управляющей компании ООО «Карвайт», указанной в административном исковом заявлении в качестве заинтересованного лица, - ФИО10 поддержала заявленные требования, заявив о намерении благоустроить свободную от застройки часть земельного участка с кадастровым номером №, чему препятствует отнесение участка к нескольким функциональным и территориальным зонам.
Определением от 16 января 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
Представитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области – ФИО11 полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения на административное исковое заявление.
Выслушав пояснения представителей сторон, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований к отказу в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1, 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительный орган городского поселения принимает муниципальные правовые акты.
На основании статьи 2 Закона Калининградской области от 18 февраля 2005 года № 501 «О наделении муниципального образования «Зеленоградский район» статусом муниципального района и об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований, находящихся на его территории» в составе муниципального образования «Зеленоградский район» было образовано, помимо иных, муниципальное образование «Зеленоградское городское поселение».
Зеленоградское городское поселение утратило статус муниципального образования с 1 января 2016 года (статья 1 Закона Калининградской области от 27 апреля 2015 года № 420 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Зеленоградский район", и организации местного самоуправления на объединенной территории").
Решениями городского совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 17 октября 2012 года № 157 и от 12 декабря 2012 года № 173 утверждены соответственно генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», которые действуют до настоящего времени.
Названные муниципальные акты официально опубликованы в издании «Вестник Зеленоградска» 18 октября 2012 года и 27 декабря 2012 года.
Таким образом, оспариваемые генеральный план и правила землепользования и застройки городского поселения приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, а также процедуры их официального опубликования.
В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктами 2, 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Согласно положениям части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Из содержания пунктов 2, 5, 6, 7, 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Эти требования закона применительно к рассматриваемой территории соблюдены.
Так, генеральным планом Зеленоградского района 1988 года территория в районе ул.С. в г.Зеленоградске была отнесена к двум функциональным зонам: зоне жилой застройки и зоне лесов, при этом в зоне лесов отображены четыре существующих поверхностных водных объекта.
Действовавшее в тот период времени градостроительное законодательство не предусматривало разработки правил землепользования и застройки.
19 декабря 2007 года на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, предназначенный под строительство многоквартирных жилых домов с развитой инфраструктурой.
Указанный земельный участок относился к функциональным зонам жилой застройки и зоне лесов.
Кроме того, в границы участка частично была включена акватория обводненного карьера при том, что особенности образования земельных участков, на которых расположены поверхностные водные объекты, и возникновения права собственности на такие земельные участки регулировались пунктом 2 статьи 102 Земельного кодекса, пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и частью 4 статьи 7 Федерального закона от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации".
Также в границы данного участка была включена береговая полоса двух обводненных карьеров, которая в силу части 8 статьи 6 Водного кодекса РФ является территорией общего пользования.
По договору от 24 января 2011 года № администрация муниципального образования «Зеленоградский район» передала в аренду ООО «Евробалт плюс» указанный земельный участок на срок три года до 24 января 2014 года под строительство многоквартирных жилых домов с развитой инфраструктурой. Соглашением от 4 февраля 2014 года срок действия договора был продлен до 24 января 2017 года.
Генеральным планом муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», утвержденным решением городского совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 17 октября 2012 года № 157, территория земельного участка с кадастровым номером № отнесена к двум функциональным зонам: многоэтажная многоквартирная застройка и зеленые насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары).
Такое установление функциональных зон соответствовало принципу обеспечения комплексного и устойчивого развития территории и было направлено на охрану и рациональное использование природных ресурсов, в том числе территорий общего пользования.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», утвержденными решением городского совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 12 декабря 2012 года № 173, территория указанного земельного участка отнесена к нескольким территориальным зонам.
После утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки Зеленоградского городского поселения по заявлению ООО «Евробалт плюс» от 5 июля 2016 года администрация муниципального образования «Зеленоградский городской округ» (правопреемник администрации муниципального образования «Зеленоградский район») утвердила схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, в том числе земельного участка с кадастровым номером №.
17 марта 2016 года на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование - многоэтажная застройка (высотная застройка).
Данный земельный участок с кадастровым номером № относится в соответствии с действующим до настоящего времени генеральным планом муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» к функциональной зоне многоэтажной многоквартирной застройки и зоне зеленых насаждений общего пользования, а в соответствии с правилами землепользования и застройки городского поселения – к территориальным зонам «зона застройки многоэтажными жилыми домами» (индекс «Ж-4»), «зона мест отдыха общего пользования» (индекс «РЗ-1») и частично - к зоне акватории (индекс «ЗА»).
Правилами землепользования и застройки предусмотрено, что основными видами разрешенного использования применительно к зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) являются многоквартирные жилые дома 7-9 надземных этажей и объекты социального, культурно-бытового обслуживания населения; в зоне мест отдыха общего пользования (РЗ 1) находятся парки и скверы, городские сады, береговые полосы водных объектов общего пользования, в границах которых действие градостроительных регламентов не распространяется; в зоне акваторий (ЗА) градостроительные регламенты не устанавливаются для земель, покрытых поверхностными водами.
Установленное правилами землепользования и застройки территориальное зонирование в рассматриваемой части не противоречит функциональному зонированию, установленному генеральным планом муниципального образования.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом № по <адрес> расположен на части земельного участка с кадастровым номером №, отнесенной территориальным зонированием к зоне застройки многоэтажными жилыми домами.
В 2018 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м за собственниками помещений в многоквартирном порядке на основании пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ и статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», которыми урегулированы основания возникновения права собственности на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Фактически в границах земельного участка с кадастровым номером №, помимо названного многоквартирного дома, имеется часть акватории водного объекта общего пользования (обводненного карьера) и береговые полосы двух водных объектов общего пользования.
Ссылки административных истцов на отсутствие в Государственном водном реестре сведений об обводненном карьере и его береговой полосе не свидетельствуют о фактическом отсутствии водного объекта общего пользования и об отсутствии запрета на приватизацию водных объектов общего пользования и их береговых полос, установленного законодательством Российской Федерации.
Суд обращает внимание и на то обстоятельство, что волеизъявление административных истцов по сути направлено на отнесение земельного участка с кадастровым номером №, который истцы полагают единым и неделимым, к одной зоне многоэтажной жилой застройки, что объективно подтверждено обращением ФИО1 в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области за выдачей градостроительного плана земельного участка для целей строительства многоквартирного жилого дома по <адрес>, IV очередь, а также имеющейся в деле перепиской между управляющей компанией - ООО «Карвайт» - и органами власти и местного самоуправления об отнесении земельного участка к зоне жилой застройки.
Однако такое волеизъявление не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административных истцов на обслуживание и эксплуатацию существующего многоквартирного дома.
Доводы административных истцов о том, что оспариваемыми генеральным планом и правилами землепользования и застройки нарушено их право на установку ограждения на земельном участке с кадастровым номером №, являются необоснованными, поскольку отказ администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» в согласовании установки ограждения мотивирован включением в границы земельного участка территории общего пользования, что соответствует действительности и фактически не оспаривается административными истцами.
Суд учитывает, что в силу требований части 4 статьи 30 ГрК РФ и статьи 85 ЗК РФ земельные участки (за исключением земельных участков для линейных объектов) должны формироваться исходя из принципа их принадлежности к одной территориальной зоне, в связи с чем допущенные при образовании земельных участков отступления от требований градостроительных документов не могут быть признаны безусловным основанием для признания недействующими документов территориального планирования и градостроительного зонирования, принятых в установленном порядке.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что образование земельного участка с кадастровым номером № для многоэтажной жилой застройки с включением в его границы территории общего пользования не может повлечь за собой признание не действующими генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования в части установления соответственно функциональных и территориальных зон применительно к рассматриваемой территории при том, что какие-либо препятствия к обслуживанию и эксплуатации многоквартирного дома оспариваемыми градостроительными документами не созданы, а оспариваемые муниципальные правовые акты соответствуют вышеприведенным нормам градостроительного законодательства.
При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к окружному совету депутатов и администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» об оспаривании в части генерального плана муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», утвержденного решением городского совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 17 октября 2012 года № 157, и правил землепользования и застройки муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», утвержденных решением городского совета депутатов муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» от 12 декабря 2012 года № 173, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение составлено 25 февраля 2019 года.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова