Дело № 3а-33/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2019 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего Савелькиной Г.О.,
при секретаре Кузьминой Н.А.,
с участием прокурора Овчинниковой Н.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» о признании недействующим приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 20 февраля 2017 года № 03/1-03/114 «Об утверждении плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения г. Чебоксары Чувашской Республики» со дня его издания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» (далее ООО «Коммунальные технологии», Общество) обратилось в суд с уточненным административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее Минстрой Чувашии) от 20 февраля 2017 года № 03/1-03-114 «Об утверждении плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения г. Чебоксары Чувашской Республики».
Исковые требования мотивированы тем, что основным видом деятельности Общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 года № 265 «Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам» и решением коллегии Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее Госслужба по тарифам) Обществу установлены тарифы на тепловую энергию, теплоноситель, на передачу тепловой энергии и горячую воду.
Приказом Минстроя Чувашии от 25 июля 2014 года № 03/1-03/307 утверждены плановые показатели надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения общества на 2015 – 2019 годы, то есть на период действия Инвестиционной программы ООО «Коммунальные технологии» по развитию тепловых сетей в г. Чебоксары на 2015-2019 годы, утвержденной приказом Минстроя Чувашии от 2 октября 2014 года № 03/01-03/430.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 20 февраля 2017 года № 03/1-03/114 утверждены плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения г. Чебоксары Чувашской Республики на 2016 – 2019 годы и распространено их действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
При этом до настоящего времени ни корректировка, ни изменения утвержденной Инвестиционной программы не производились и не утверждались, поэтому изменение плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности в отсутствие корректировки Инвестиционной программы не основано на законе и противоречит пунктам 4 и 22 Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 года № 452 (далее Правила определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения).
В настоящее время Обществом оспаривается в судебном порядке ряд постановлений, вынесенных Госслужбой по тарифам об установлении Обществу тарифов в сфере теплоснабжения, в связи с несоответствием их нормам действующего законодательства.
В ходе рассмотрения Верховным Судом Чувашской Республики указанных административных исков Госслужба по тарифам в обоснование своих доводов о не достижении Обществом плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения г. Чебоксары Чувашской Республики приводит ссылку на приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 20 февраля 2017 года № 03/1-03/114.
По мнению Общества данный приказ не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а именно статьям 23, 23.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п. 4, 14, 22 Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, нарушает права и законные интересы Общества, поскольку вводит в заблуждение Верховный Суд Чувашской Республики в отношении не достижения Обществом плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности, установленных оспариваемым приказом в нарушение указанных норм права, оказывает непосредственное влияние на формирование правовой позиции судебного органа в рамках рассмотрения Верховным Судом Чувашской Республики указанных выше административных исков, и нарушает права и законные интересы ООО «Коммунальные технологии» ввиду его неисполнимости и вынесения на основании этого нормативного правового акта отрицательных для Общества судебных решений.
Ссылаясь на указанные выше основания, ООО «Коммунальные технологии» просит признать приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 20 февраля 2017 года № 03/1-03/114 недействующим со дня его издания.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Коммунальные технологии» ФИО1 исковые требования поддержала по изложенным в уточненном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики ФИО2 просил в удовлетворении административного иска с учетом уточнений отказать по мотивам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям действующего законодательства, издан в пределах полномочий Минстроя Чувашии и не нарушает прав административного истца.
Представители заинтересованных лиц Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО3 и Министерства финансов Чувашской Республики ФИО4 не согласились с исковыми требованиями по мотивам незаконности и необоснованности.
Прокурор отдела Прокуратуры Чувашской Республики Овчинникова Н.А. в заключении указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктом 67 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится реализация полномочий в сфере теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом «О теплоснабжении».
Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Федеральный закон «О теплоснабжении») установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Частью 1 и пунктом 7.4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится, в том числе, определение плановых и фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2012 года № 214 утверждено Положение о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, согласно пп. 41.8 п. 41 которого Минстрой Чувашии, являясь органом исполнительной власти Чувашской Республики, определяет плановые и фактические значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
20 февраля 2017 года Минстроем Чувашии издан приказ № 03/1-03/114 «Об утверждении плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения г. Чебоксары Чувашской Республики», который зарегистрирован в Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики 21 февраля 2017 года № 3576 и опубликован в газете «Вести Чувашии» от 4 марта 2017 года № 8, что соответствует порядку, установленному статьей 7 Закона Чувашской Республики от 30 июня 2014 года № 40 «О порядке опубликования и вступления в силу Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и иных правовых актов Чувашской Республики».
Следовательно, приказ Минстроя Чувашии № 03/1-03/114 от 20 февраля 2017 года является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме, и опубликованным в установленном порядке.
В обоснование доводов о признании оспариваемого приказа недействующим, Общество указывает на его несоответствие требованиям статей 23, 23.1 Федерального закона «О теплоснабжении» и пунктам 4, 14, 22 Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения со ссылкой на то, что корректировка плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения может быть произведена только после внесения соответствующих изменений значений показателей в Инвестиционную программу.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Приказ Минстроя Чувашии от 20 февраля 2017 года № 03/1-03/114, согласно его преамбуле, издан в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О теплоснабжении», пунктом 3 Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
Согласно части 1 статьи 23.1 Федерального закона «О теплоснабжении» показатели надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения применяются для определения степени исполнения обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по реализации инвестиционной программы, а также для целей регулирования тарифов.
Правила определения плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, правила расчета их фактических значений, а также правила определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 23.1 Федерального закона «О теплоснабжении»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 года № 452 утверждены Правила определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений.
Подпунктом «б» пункта 3 Правил установлено, что плановые показатели надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения в обязательном порядке учитываются при утверждении инвестиционных программ теплоснабжающих организаций.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что показатели надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения устанавливаются на срок действия инвестиционной программы. Расчет плановых и фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения осуществляется на каждый год в течение срока действия инвестиционных программ.
Фактические и плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения утверждаются органом регулирования не позднее 30 дней до начала планируемого срока действия инвестиционной программы (п. 27 Правил).
Из содержания указанных норм следует, что плановые значения надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения устанавливаются до начала планируемого срока действия инвестиционной программы и учитываются в инвестиционной программе.
Таким образом, установление приказом Минстроя Чувашии плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения на период действия Инвестиционной программы ООО «Коммунальные технологии» соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы административного истца о том, что оспариваемым Приказом в нарушение пункта 22 Правил фактически проведена корректировка значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, утвержденных приказом Минстроя Чувашии от 25 июля 2014 года № 03/1-03/307, при отсутствии корректировки Инвестиционной программы, не свидетельствуют о незаконности нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 22 Правил плановые значения показателей надежности для теплоснабжающей организации, эксплуатирующей объекты теплоснабжения не на основании концессионного соглашения, подлежат корректировке в случае корректировки инвестиционной программы, в том числе в случае корректировки программы на оставшийся период регулирования тарифов, если первоначально тарифы были утверждены на срок не менее трех лет.
Пунктами 41.5, 41.6 Положения о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства к функциям Минстроя Чувашии относится утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных органами исполнительной власти Чувашской Республики плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления и Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, а также осуществление контроля за выполнением таких инвестиционных программ, в том числе за достижением этими организациями плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения в результате реализации мероприятий таких программ.
Приказ Минстроя Чувашии от 25 июля 2014 года № 03/1-03/307, которым утверждены плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения Общества на 2015 – 2019 годы на период действия Инвестиционной программы не был опубликован в средствах массовой информации, следовательно, не подлежит применению.
Таким образом, до принятия оспариваемого Приказа плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности органом исполнительной власти Чувашской Республики нормативным правовым актом утверждены не были.
При этом вопреки доводам административного истца, ни Федеральный закон «О теплоснабжении», ни Правила определения плановых значений и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения не содержат запрета на утверждение органом исполнительной власти субъекта плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения до внесения корректировки в инвестиционную программу.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что приказ Минстроя Чувашии от 20 февраля 2017 года № 03/1-03/114 соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, принят в рамках предоставленных органу исполнительной власти субъекта полномочий с соблюдением процедуры принятия и введения в действие, в связи с чем требования административного истца о признании нормативного правового акта недействующим удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» о признании недействующим приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 20 февраля 2017 года № 03/1-03/114 «Об утверждении плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения г. Чебоксары Чувашской Республики» со дня его издания отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.О. Савелькина
Мотивированное решение составлено 30 апреля 2019 года.