ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-33/2017 от 25.05.2017 Саратовского областного суда (Саратовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рябихина О.Е.,

при секретаре Морозовой М.Н.,

с участием административного истца Спиридоновой Е.А.,

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области Шахбазовой О.Ш.,

представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области Колониной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Спиридоновой Е.А. к комитету по управлению имуществом Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Саратовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, заинтересованные лица: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области, администрация Энгельсского муниципального района, комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района, об устранении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости, понуждении произвести перерасчет земельного налога,

установил:

Спиридонова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Саратовской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС России № 7), в котором с учетом уточнений просила признать наличие кадастровой ошибки в приложении к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», утвержденном руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 20 августа 2005 года, в части указания удельного показателя кадастровой стоимости земель и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в период с 2011 по 2013 годы; обязать ответчиков исправить кадастровую ошибку в сведениях, внесенных в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка за 2011 - 2013 годы; обязать МРИ ФНС России № 7 произвести перерасчет налога за 2011 - 2013 годы на принадлежащий истцу земельный участок в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 28 марта 2005 года № 108-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области».

В обоснование требований административный истец указала, что ей с 06 октября 2011 года на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , <адрес> Согласно налоговому уведомлению в отношении указанного земельного участка исчислен земельный налог за 2011 - 2013 годы исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 2248800 руб. Поскольку налоговая база определена налоговой инспекцией без учета положений постановления Правительства Саратовской области от 28 марта 2005 года № 108-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области», административный истец полагала, что при составлении приложения к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков» допущена техническая ошибка, повлекшая указание неправильного размера кадастровой стоимости земельного участка, положенного в основу при исчислении земельного налога в завышенном размере. Обращения к должностным лицам ФГБУ «ФКП Росреестра» и МРИ ФНС России № 7 положительного результата не дали.

Определением Энгельсского районного суда Саратовской области от 10 марта 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области).

Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 25 марта 2015 года признано наличие кадастровой ошибки в приложении к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», утвержденном руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 20 апреля 2005 года в части указания удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; на ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Саратовской области возложена обязанность исправить кадастровую ошибку в сведениях, внесенных в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в 2010-2013 годах, <данные изъяты> в удовлетворении остальной части иска отказано.

Определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 03 сентября 2015 года решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 25 марта 2015 года отменено, дело передано на рассмотрение в Саратовский областной суд.

Определением судьи Саратовского областного суда от 21 сентября 2015 года дело принято к производству суда.

С учетом положений статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15 сентября 2015 года дело рассмотрено в соответствии с указанным нормативным актом.

На основании Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изменено правовое положение истца на административного истца, ответчиков ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра по Саратовской области, МРИ ФНС России № 7 на административных ответчиков.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечен комитет по управлению имуществом Саратовской области (в настоящее время комитет по инвестиционной политике и имущественных отношений Саратовской области), в качестве заинтересованных лиц - комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Решением Саратовского областного суда от 25 ноября 2015 года в удовлетворении административного искового заявления Спиридоновой Е.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 25 февраля 2016 года указанное решение оставлено без изменения.

Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2017 года решение Саратовского областного суда от 25 ноября 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 25 февраля 2016 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением Саратовского областного суда от 11 мая 2017 года административное исковое требование Спиридоновой Е.А. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области о понуждении произвести перерасчет земельного налога выделено в отдельное производство, административное дело в этой части передано по подсудности в Энгельсский районный суд Саратовской области.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в своих возражениях полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку учреждение прав административного истца не нарушало, ошибок при внесении сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости не выявлено. ФГБУ «ФКП Росреестра» не может исправить кадастровую ошибку, поскольку с 01 января 2017 года внесение сведений в ЕГРН осуществляется территориальным органом Росеестра по субъектам Российской Федерации.

Управление Росреестра по Саратовской области в своих возражениях на административное исковое заявление указало, что не являлось исполнителем оценочных описей и приложений к ним в форме «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», а только утверждало указанные документы. Кроме того, полагает, что, поскольку архивные сведения о кадастровой стоимости земельного участка на момент обращения в суд не подлежат применению, в удовлетворении исковых требований следует отказать. Изменение экономических характеристик земельного участка за 2011-2013 годы не представляется возможным, поскольку данные сведения являются архивными, в настоящее время действует распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 1185-р, а постановление Правительства Саратовской области № 108-П от 28 марта 2005 года утратило силу.

Представитель МРИ ФНС России № 7 в своих возражениях просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку, исчисляя земельный налог за указанный период, налоговый орган действовал в рамках действующего законодательства, полномочия давать оценку и производить анализ сведений, поступающих из регистрирующих органов, у налоговой инспекции отсутствуют. Указывает на пропуск истцом трехмесячного срока для обращения в суд по обжалованию ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов (их должностных лиц).

В судебном заседании административный истец Спиридонова Е.А. поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям.

Представитель Управления Росреестра по Саратовской области Шахбазова О.Ш. и представитель МРИ ФНС России № 7 Колонина Н.В. возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав доказательства, рассмотрев дело в соответствии с главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В ходе судебного рассмотрения установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права Спиридоновой Е.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 15).

Постановлением Правительства Саратовской области от 28 марта 2005 года № 108-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области, в том числе земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений. Согласно приложению № 7 к указанному постановлению удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, <адрес> составлял 57 руб. 85 коп./кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 09 июня 2006 года.

В государственном кадастре недвижимости в период с 01 января 2010 года по 23 декабря 2013 года содержались сведения о кадастровой стоимости земельного участка <адрес>, в размере <данные изъяты> внесенные на основании приложения к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», утвержденном руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 20 августа 2005 года.

Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 1185-р утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений из состава земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области.

Решением ФГБУ «ФКП Россреестра» от 23 декабря 2013 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об экономических характеристиках земельного участка на основании утвержденных распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 1185-р результатов государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений из состава земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером с даты принятия решения ФГБУ «ФКП Россреестра» от 23 декабря 2013 года до настоящего времени составляет 29604 руб.

Исходя из кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, налоговой инспекцией была определена сумма земельного налога, подлежащая уплате Спиридоновой Е.А. за 2011 - 2013 годы.

Налоговым органом Спиридоновой Е.А. были направлены налоговые уведомления: по земельному налогу за 2011 год 28 декабря 2012 года, при этом срок для уплаты налога установлен до 01 ноября 2013 года (т. 3, л.д. 68-69); по земельному налогу за 2012 год 17 июня 2013 года, при этом срок для уплаты налога установлен до 15 ноября 2013 года (т. 3, л.д. 70-71); по земельному налогу за 2013 год 15 июня 2014 года, при этом срок для уплаты налога установлен до 17 ноября 2014 года (т. 3, л.д. 71-72).

Как указано в заявлении Спиридоновой Е.А. от 24 ноября 2015 года (т. 2, л.д. 12), о размере земельного налога за 2011-2012 годы ей стало известно в декабре 2013 года, когда было получено требование об уплате налогов.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление № 28) под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в частности, посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Вместе с тем требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, также исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов в сроки, установленные статьей 48 НК РФ.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

Согласно редакции данного пункта, действующей с 1 января 2017 года, изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Возможность исправления воспроизведённых в государственном кадастре недвижимости ошибок в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, то есть кадастровой ошибки в сведениях, была предусмотрена статьёй 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшей в период спорных правоотношений) из части 1 которой следует, что существует два вида ошибок в государственном кадастре недвижимости:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;

2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Как указано выше, в государственном кадастре недвижимости в период с 01 января 2010 года по 23 декабря 2013 года содержались сведения о кадастровой стоимости земельного участка <адрес>, в размере <данные изъяты> внесенные на основании приложения к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», утвержденном руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 20 августа 2005 года. При этом в приложении к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков» со ссылкой на постановление Правительства Саратовской области от 28 марта 2005 года № 108-П указан удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, <данные изъяты>

Однако названным постановлением Правительства Саратовской области от 28 марта 2005 года № 108-П удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, <данные изъяты> был определен в размере 57 руб. 85 коп. за кв.м, т.е. при внесении сведений в приложение к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», утвержденном руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 20 августа 2005 года, была допущена техническая ошибка, которая была воспроизведена в государственном кадастре недвижимости (кадастровая ошибка).

Как следует из показаний административного истца, налог за 2011-2013 годы не оплачен. Указанное обстоятельство подтверждается представителем МРИ ФНС России № 7 Колониной Н.В., также пояснившей, что возможность принудительного взыскания задолженности по налогу налоговым органом не утрачена.

Таким образом, обязанность по уплате земельного налога у административного истца возникла только с момента получения налоговых уведомлений и до момента ее исполнения административным истцом либо принудительного взыскания налоговыми органами в судебном порядке сумм недоимки и пени, исходя из налоговой базы по земельному налогу за 2011, 2012 и 2013 годы, исчисленной на основании не оспоренной кадастровой стоимости, у Спиридоновой Е.А. сохраняется возможность пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка в целях расчета налоговой базы по земельному налогу за указанные периоды.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с частью 1 статьи 3 данного закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). На территории Саратовской области – Управлением Росеестра по Саратовской области, в связи с чем обязанность по исправлению кадастровой ошибки в архивных сведениях за 2011-2013 годы, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> суд считает правильным возложить на данного ответчика, а в удовлетворении административного иска Спиридоновой Е.А. к другим административным ответчикам следует отказать.

Довод возражений представителя заинтересованного лица МРИ ФНС России № 7 о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения в суд по обжалованию ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов (их должностных лиц) судом отклоняется, поскольку в рамках настоящих исковых требований административным истцом не обжалуются ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) налоговых органов (их должностных лиц). Спорные правоотношения регулируются главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать наличие технической ошибки в приложении к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», утвержденной руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 20 августа 2005 года, в части указания удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: .

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области исправить кадастровую ошибку в архивных сведениях за 2011-2013 годы, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, указав удельный показатель кадастровой стоимости земель 58,85 руб./кв.м, кадастровую стоимость земельного участка - 23140 руб.

В удовлетворении иска Спиридоновой Е.А. к комитету по инвестиционной политике и имущественных отношений Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Саратовской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме

Председательствующий

судья О.Е. Рябихин

Мотивированное решение составлено 30 мая 2017 года.