Дело № 3а-33/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2021 года г. Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петруниной И.Н.
при секретаре Ивановой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело с участием прокурора Ильиной Е.И., по административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании недействующим и противоречащему законодательству в части постановления Правительства Новосибирской области от 14 июля 2014 года № 265-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-П»
установил:
постановлением Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-п утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2038 годы (далее по тексту - региональная программа).
Постановлением Правительства Новосибирской области от 14 июля 2014 года № 265-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27ноября 2013 года № 524-п» внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2038 годы, в частности в региональную программу <адрес>
<данные изъяты> обратилась в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим и противоречащим законодательству постановления Правительства Новосибирской области от 14 июля 2014 года № 265-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-п» в части включения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес> Административный истец полагает, что включение многоквартирного жилого дома в региональную программу капитального ремонта, незаконно возлагает обязанности (ранее законодательно установленного срока) по уплате взносов на капитальный ремонт на собственников объектов - помещений в составе жилого дома, введенного в эксплуатацию в 26 декабря 2013 года, а также лишает их права на отсрочку по уплате взносов на капитальный ремонт, предусмотренную положениями действующего законодательства. Кроме того, считает, что актуализированные сведения в порядке предусмотренном Законом Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» в отношении спорного дома не подавались, следовательно срок, установленный оспариваемым постановлением не соответствует положениям жилищного законодательства.
Просит суд признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Правительства Новосибирской области от 14 июля 2014 года № 265-п в части включения спорного дома в региональную программа, и установить дату включения спорного дома в региональную программу в целях начисления взносов на капитальный ремонт - 1 апреля 2015 года, с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административный истец <данные изъяты> и ее представитель <данные изъяты> поддержали заявленные требования.
Представитель административных ответчиков Правительства Новосибирской области и Губернатора Новосибирской области - <данные изъяты> действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Новосибирской области, соответствует действующему законодательству и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд, исследовав материалы административного дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Из положений статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 169 названного Кодекса).
Как определено частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).
Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует отношения, в том числе, по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, и относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4, пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8 Закона Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» определено, что Правительство Новосибирской области утверждает региональную программу капитального ремонта в течение четырех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Реализуя полномочия, предусмотренные статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи <адрес> «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№-п, утвердило Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2038 годы.
Данное постановление опубликовано на официальном сайте <адрес> www.nso.ru ДД.ММ.ГГГГ, а также в периодическом печатном издании «Советская Сибирь» ДД.ММ.ГГГГ.
Полномочия и компетенция <адрес> на издание названного нормативного правового акта, порядок его принятия и введения в действие, административным истцом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации в части включения в нее сведений, в том числе, о вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домах.
Во исполнение данного требования закона, постановлением Правительства Новосибирской области от 14 июля 2014 года № 265-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-п» региональная программа была актуализирована и в нее внесены изменения - под № включен многоквартирный <адрес>
Данное постановление было опубликовано на официальном сайте Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru 21 июля 2014 года, и в периодическом печатном издании «Советская Сибирь» № 137 от 29 июля 2014 года.
В последующем в региональную программу неоднократно вносились изменения в порядке актуализации, и в настоящее время она действует в редакции постановления Правительства Новосибирской области от 10 ноября 2020 года № 468-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-п».
В ходе рассмотрения дела, судом было предложено административному истцу уточнить заявленные требования, однако административный истец и ее представитель настаивали на рассмотрении требований о признании недействующим постановления Правительства Новосибирской области от 14 июля 2014 года № 265-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-п», и не оспаривали постановление Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-п в действующей редакции.
Тем самым, предметом проверки в рамках рассматриваемого административного дела является законность постановления Правительства Новосибирской области от 14 июля 2014 года № 265-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-п» в части включения в региональную программу под № 28979 многоквартирного жилого <адрес>
Порядок актуализации региональной программы капитального ремонта предусмотрен статьей 9 Закона Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), согласно пункту 2 части 1 которой региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации в части включения в нее сведений о вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домах.
Для проведения ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта лица, указанные в части 3 статьи 8 настоящего Закона, не позднее 1 августа текущего года представляют в органы местного самоуправления городского округа, органы местного самоуправления поселения, в границах которых расположен многоквартирный дом, сведения об общем имуществе в отношении многоквартирных домов, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 настоящей статьи, по форме и в порядке, установленным уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области (часть 2); органы местного самоуправления городского округа, органы местного самоуправления поселения обобщают представленные лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, сведения об общем имуществе в многоквартирных домах; обобщенные сведения об общем имуществе многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Новосибирской области, и предложения по очередности проведения капитального ремонта общего имущества в указанных многоквартирных домах, а также о многоквартирных домах, указанных в пункте 4 части 1 настоящей статьи, представляются в уполномоченный областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области не позднее 1 сентября текущего года; форма и порядок представления обобщенных сведений об общем имуществе в многоквартирных домах органами местного самоуправления городского округа, органами местного самоуправления поселения устанавливаются уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области (часть 3).
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) уполномоченный областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, в течение одного месяца с момента их поступления формирует проект изменений в региональную программу капитального ремонта и направляет его на рассмотрение в Правительство Новосибирской области.
Уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области в 2013-2014 годы являлось Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (постановление Губернатора Новосибирской области от 4 мая 2010 года № 144 «О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области»).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 15 апреля 2014 года № 77 утвержден Порядок представления сведений об общем имуществе в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, которым утверждены формы предоставления таких сведений (далее по тексту – Порядок).
Пунктом 4 Порядка установлено, что Сведения представляются в соответствии с формой № 1-а и формой № 2-а согласно приложению к настоящему Порядку. При этом данные формы содержат только статистические и технические данные о доме. Иных сведений, в том числе сведений о проведении (не проведении) собственниками общих собраний по вопросам капитального ремонта, для заполнения данных форм, а равно как для включения многоквартирного жилого дома в региональную программу не требуется.
Из материалов дела следует, что Трескина Т.В. является собственником жилого помещения (квартиры) №, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, который построен и сдан в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-18), то есть после утверждения Региональной программы.
То обстоятельство, что спорный многоквартирной дом был введен в эксплуатацию после утверждения Региональной программы и ее актуализации, не свидетельствует о незаконности нормативного правового акта в оспариваемой части, поскольку правовое значение для включения многоквартирного дома в Региональную программу имеет ввод объекта в эксплуатацию как результата завершенного строительства, выполненного в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и установленными законом требованиям.
Актуализация Региональной программы проводилась в 2014 году, в связи с чем, и был составлен общий реестр сведений об имуществе многоквартирных домов от ДД.ММ.ГГГГ в который был включен и спорный дом (л.д. 102, 105-108).
Утверждения представителя административного истца о нарушении процедуры актуализации региональной программы, в виду не проведения в 2014 году общего собрания собственников спорного дома и принятия ими соответствующего решения в порядке части 1.1 статьи 9 Закона Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области», являются несостоятельными, так как основаны на неправильном применении норм материального права.
Часть 1.1 статьи 9 Закона Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» определят основания внесение в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, только в случае принятия соответствующего решения собственниками помещений в этом многоквартирном доме, и не распространяет свое действие на включение в Региональную программу сведений о вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домах.
Таким образом, порядок проведения актуализации региональной программы, установленный статьей 9 Закона Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» был соблюден, оспариваемое постановление Правительства Новосибирской области от 14 июля 2014 года № 265-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-п» принято уполномоченным органом – Правительством Новосибирской области, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 13 ноября 2013 года № 490-п некоммерческая организация «Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области», в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, наделена полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области.
Положения части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ) не могут быть применены к возникшим правоотношениям, поскольку названная норма вступила в действие после того, как спорный многоквартирной дом был включен в региональную программу капитального ремонта.
По аналогичным основаниям к спорным правоотношениям не может быть применено и постановление Правительства Новосибирской области от 6 сентября 2016 года № 262-п, которым (пункт 1) установлен срок, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 год № 524-п «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы», и включенном в региональную программу при ее актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, равный пяти годам с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу.
Поскольку действие данного постановления (пункт 2) распространяется на правоотношения, возникшие после 30 июня 2015 года.
Вместе с тем, исходя из содержания административного иска, административный истец по сути не согласна с периодом начисления взносов на капитальный ремонт, возникший у нее как собственника помещения (квартиры), расположенной в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения Региональной программы, в связи с чем в обоснование своих требований ссылается на необоснованность начисления взносов на капитальный ремонт с даты включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта после проведенной актуализации.
Данные требования административного истца правового значения по настоящему административному делу не имеют, поскольку не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, и не относятся к предмету регулирования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (статья 1).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Новосибирской области в пределах полномочий, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права административного истца не нарушает, поэтому, оснований для признания его недействующим, в оспариваемой части, у суда не имеется.
В силу пункта второго части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявления <данные изъяты> о признании недействующим и противоречащему законодательству в части постановления Правительства Новосибирской области от 14 июля 2014 года № 265-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-П» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Председательствующий по делу Петрунина И.Н.