Дело № 3а-33/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень |
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипова А.В.,
при секретаре Красюк А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Тандер» в лице представителя Штомпель А.Н. к Департаменту имущественных отношений Тюменской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Тандер» (далее – АО «Тандер», Общество) в лице представителя Штомпель А.Н., с учетом уточнения исковых требований, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 19827 кв.м, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года в размере 69 850 521 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что указанный земельный участок принадлежит АО «Тандер» на праве собственности. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 19827 кв.м по состоянию на 01 января 2016 года составляет 84 523 095,81 руб.
Согласно отчету оценщика ООО «Оценка. Право. Кадастр» № 23/3/2021 от 23 марта 2021 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2016 года составляет 58 549 131 руб.
Представитель административного истца указывает, что превышение кадастровой стоимости данного объекта недвижимости над его рыночной стоимостью нарушает права и законные интересы юридического лица, поскольку влечет увеличение налоговых платежей. В связи с этим представитель административного истца просит установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере, равном рыночной, определенном отчетом оценщика.
От представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области поступили письменные возражения на административный иск, просит принять решение на усмотрение суда, указывая, что отчет об оценке № 23/3/2021 от 23 марта 2021 года не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку нарушены требования федеральных стандартов оценки. Вместе с тем, стоимость спорного объекта соответствует диапазону цен на земельные участки (т. 1 л.д. 99-100).
В письменных возражениях на заключение эксперта представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений указывает, что в результате анализа отчета об оценке № 4 от 07 сентября 2021 года, выполненного экспертом ООО «АЛЛЕГРА», нарушений требований оценочного законодательства не выявлено. Просила принять решение на усмотрение суда.
От представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области поступили возражения на административный иск, просит принять решение на усмотрение суда (т. 1 л.д. 85-88).
На административное исковое заявление от представителя заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области поступил письменный отзыв, в котором просит принять решение по заявленному требованию АО «Тандер» на усмотрение суда (т. 1 л.д. 93-96).
Представитель административного истца АО «Тандер», представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области, представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области, Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ч. 6 ст. 150, ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Предметом рассмотрения настоящего административного дела являются требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу ч.6 ст.24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 01 января 2017 года, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям об оспаривании результатов кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером <.......> подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами или юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон «О государственной кадастровой оценке») кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Таким образом, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости. Изменение кадастровой стоимости по основаниям, предусмотренным законом, не повлечет нарушение прав иных лиц, между тем позволит установить баланс законных прав и интересов сторон.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственном земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 19 827 кв.м, расположенного по адресу: Тюменская <.......>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18 марта 2021 года (т. 1 л.д. 15-27)
Согласно сведениям ЕГРН, отзыву ФГБУ «ФКП Росреестра» для земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 19 827 кв.м, расположенного по адресу: Тюменская <.......>, по состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость определена в размере 84 523 095,81 руб.
Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости 13 ноября 2016 года (т. 1 л.д. 9).
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Исходя из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поскольку административный истец является собственником земельного участка и плательщиком земельного налога, исходя из их кадастровой стоимости, следовательно, результаты определения кадастровой стоимости объекта оценки затрагивают его права и обязанности.
Оспаривая установленную в отношении объекта недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 23/3/2021 от 23 марта 2021, выполненный оценщиком ООО «Оценка. Право. Кадастр». Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 19 827 кв.м, расположенного по адресу: <.......>, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 58 549 131 руб.
Представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области в письменных возражения, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с тем, что представленный административным истцом отчет выполнен с нарушениями требований законодательства определением Тюменского областного суда от 22 июня 2021 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «АЛЛЕГРА».
Согласно заключению эксперта № 4 от 07 сентября 2021 года, выполненного экспертом ООО «АЛЛЕГРА» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 19 827 кв.м, расположенного по адресу: Тюменская <.......>, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 69 850 521 руб. (т. 2 л.д. 3-126).
Стороны с результатом судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно, возражений к экспертному заключению не представили, ходатайство о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы в порядке ст. 83 КАС РФ не заявили.
Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам ст. 168 КАС РФ, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы. Определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объекта оценки, произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта.
Со стороны административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц не представлено каких-либо мотивированных возражений против судебного заключения эксперта.
Суд учитывает, что кадастровая стоимость земельного участка внесена в Единый государственный реестр недвижимости на основании отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тюменской области, утвержденном распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08 ноября 2016 года № 0111/16, определена методом массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как судебным экспертом и представленным административным истцом отчетом производилась оценка конкретного земельного участка с учетом его индивидуальных характеристик.
С учетом изложенного, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд – 12 мая 2021 года. Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости помещения.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 19 827 кв.м, расположенного по адресу: <.......>, по состоянию на 01 января 2016 года в размере его рыночной стоимости 69 850 521 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление акционерного общества «Тандер» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 19 827 кв.м, расположенного по адресу: <.......>, по состоянию на 01 января 2016 года в размере его рыночной стоимости равной 69 850 521 рубль.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 мая 2021 года.
Установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 14 октября 2021 года.
Судья Тюменского областного суда А.В. Осипов