Дело № 3а-33/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Венина А.Н.,
при секретаре Шинкееве М.Ю.,
с участием представителя административного истца ФИО1 адвоката Стафеевой Е.Г., представителей административного ответчика Правительства Камчатского края ФИО2, ФИО3, ФИО4, законного представителя заинтересованного лица Министерства по делам местного самоуправления и развитию Корякского округа Камчатского края ФИО5, представителя заинтересованного лица администрации Усть-Камчатского муниципального района ФИО6, прокурора отдела прокуратуры Камчатского края Курбанова Ш.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы Усть-Камчатского сельского поселения ФИО1 к Правительству Камчатского края об оспаривании приложения к постановлению Правительства Камчатского края от 21октября 2020 года № 421-П «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Камчатского края на 2021 год» (в редакции постановления Правительства Камчатского края от 30 сентября 2021 года №413-П) в части неустановления норматива формирования расходов на оплату труда для представительного органа Усть-Камчатского сельского поселения на 2021 год, возложении обязанности.
УСТАНОВИЛ:
Глава Усть-Камчатского сельского поселения ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать недействующим пункт 3.1 приложения к постановлению Правительства Камчатского края от 21 октября 2020 года № 421-П «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Камчатского края на 2021 год» (в редакции от1марта 2021 года №77-П) в части установления норматива формирования расходов на оплату труда для представительного органа Усть-Камчатского сельского поселения на 2021 год в размере 0 рублей, возложении обязанности установить в пункте 3.1 приложения к названному постановлению норматив расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц Усть-Камчатского сельского поселения в графе «Представительный орган» на 2021 год.
В обоснование заявленных требований истец указал, что оспариваемым постановлением не предусмотрены расходы на оплату труда главы Усть-Камчатского сельского поселения, избранного на постоянной основе, чем нарушено право истца на получение вознаграждения за труд. 29 сентября 2020 года собранием депутатов Усть-Камчатского сельского поселения принято решение № 4, согласно которому главой Усть-Камчатского сельского поселения на постоянной основе с 1 января 2021 года избран ФИО1 28 декабря 2020 года истец обратился к губернатору Камчатского края ФИО7 с заявлением о внесении изменений в постановление № 421-П в части пункта 3.1 «Усть-Камчатское сельское поселение», установив нормативы формирования расходов на оплату труда для представительного органа на 2021 год в размере 2938,432 тыс. рублей. Ответом Министра по делам местного самоуправления и развитию Корякского округа Камчатского края ФИО5 в удовлетворении обращения отказано. Указал, что поселение сохраняет статус муниципального образования, и в нем осуществляют полномочия: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя данного органа, а также, если это предусмотрено уставом указанного поселения, иные органы местного самоуправления. В связи с ликвидацией администрации Усть-Камчатского сельского поселения в декабре 2019 года исполнение её полномочий возложено на администрацию Усть-Камчатского муниципального района. Федеральным законом № 131-ФЗ не установлено ограничений на возможность осуществлять главой поселения своих полномочий на постоянной основе в случае, если в данном поселении полномочия его местной администрации осуществляются местной администрацией муниципального района. Таким образом, главе поселения, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, должна предусматриваться оплата труда, в том числе в случае, когда на местную администрацию муниципального района возлагается исполнение полномочий местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, что должно учитываться в нормативах формирования расходов на оплату труда главы сельского поселения, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти РФ. Считает, что оспариваемое постановление является незаконным в силу несоответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно: пункту 4 статьи 86, части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ (далее также – БК РФ), пунктам 7 и 8 статьи 28 Устава Усть-Камчатского сельского поселения, статьям 4, 5, 5.1, 6, 7, 10 Положения «О муниципальных должностях в Усть-Камчатском сельском поселении», утвержденного решением собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения от 11 июня 2008 года № 224, статьям 4, 5, 7, 9, 11 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 59 «О муниципальных должностях в Камчатском крае».
30 ноября 2021 года от представителя административного истца адвоката Стафеевой Е.Г. поступило заявление об уточнении административных исковых требований, согласно которым просила суд:
«- признать недействующим с 1 января 2021 года по 30 сентября 2021года пункт под названием «Усть-Камчатское сельское поселение» в приложении к постановлению Правительства Камчатского края от 21 октября 2020 года № 421-П «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае на 2021 год» (в редакции постановлений Правительства Камчатского края от 1 марта 2021 года № 77-П, от 13 августа 2021 года № 358-П, от 30 сентября 2021 года № 413-П), цифру 3.1 исключить из исковых требований;
- возложить на административного ответчика - Правительство Камчатского края обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий недействующий нормативный правовой акт в части установления пункта «Усть-Камчатское сельское поселение» в приложении к вышеуказанному постановлению, норматива расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц Усть-Камчатского сельского поселения в графе «Представительный орган», на 2021 год в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации».
В отзыве представитель административных ответчиков Правительства Камчатского края и губернатора Камчатского края ФИО8 требования административного истца не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований. В подтверждение своей позиции указал, что в Усть-Камчатском районе все полномочия администрации Усть-Камчатского сельского поселения возложены на администрацию Усть-Камчатского муниципального района. Глава поселения избирается Собранием депутатов Усть-Камчатского сельского поселения (далее также – Собрание депутатов) из своего состава на срок полномочий представительного органа и исполняет полномочия его председателя. Все депутаты поселения осуществляют свою деятельность на непостоянной основе. Глава поселения руководит работой Собрания депутатов, проводит не реже одного раза в три месяца сессии, подписывает принятые решения, издает распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа. Разработку муниципальных актов, принимаемых депутатами, и распоряжений главы по вопросам организации деятельности представительного органа осуществляет администрация муниципального района, техническое обеспечение деятельности, как Собрания депутатов, так и его председателя обеспечивает аппарат Совета народных депутатов Усть-Камчатского муниципального района. Администрация района в соответствии с возложенными на нее полномочиями в полном объеме организует и обеспечивает решение вопросов местного значения поселения, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Камчатского края. Администрация муниципального района осуществляет полномочия администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района. Приказом Министерства финансов Камчатского края от 16 июля 2020 года № 141 установлен перечень муниципальных образований, в которых доля дотаций в течение двух из трех отчетных финансовых лет составляла соответственно свыше 5, 20 и 50 процентов. В том числе приказом определено, что Усть-Камчатский муниципальный район и Усть-Камчатское сельское поселение относятся к высокодотационным муниципальным образованиям, так как доля дотаций в течение двух из трех отчетных финансовых лет составляла от 20 до 50%. В соответствии с данным приказом в рамках полномочий, предоставленных пунктом 2 статьи 136 БК РФ, издано постановление Правительства Камчатского края от 21 октября 2020 года №421-П, которым установлены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления. При этом, данным постановлением не предусматриваются расходы на оплату труда глав поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, где исполнение полномочий местной администрации возлагается на администрацию муниципального района. Исходя из принципа равенства бюджетных прав муниципальных образований, установленного статьей 28 БК РФ, формируемый норматив расходов содержит одинаковые условия для всех муниципальных образований и, следовательно, установление дополнительных критериев индивидуального характера для Усть-Камчатского сельского поселения будет осуществлено с нарушением требований бюджетного законодательства.
В дополнительных возражениях на иск административный ответчик Правительство Камчатского края указал, что оспариваемое постановление издано органом, уполномоченным на принятие такого акта – Правительством Камчатского края. Соблюдены требования к нормативным правовым актам, устанавливающие форму и вид, в которых Правительство Камчатского края правомочно принимать нормативные правовые акты. Также соблюдены процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и правила введения акта в действие, в том числе порядок его официального опубликования и вступления в силу. Это свидетельствует о принятии оспариваемого нормативного правового акта Камчатского края в соответствии с правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. Просил оставить административное исковое заявление ФИО1 без удовлетворения.
Аналогичные обстоятельства изложены в письменном мнении на иск Министерства по делам местного самоуправления и развитию Корякского округа Камчатского края, привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Из письменного мнения на иск вступившего в дело заинтересованного лица администрации Усть-Камчатского муниципального района следует, что администрация Усть-Камчатского муниципального района (далее также – администрация муниципального района) исполняет полномочия администрации Усть-Камчатского сельского поселения, которая исключена из структуры органов местного самоуправления поселения и ликвидирована на основании решения Собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения № 236 от 28июня 2018 года, а 20 января 2020 года исключена из единого государственного реестра юридических лиц. Администрация муниципального района фактически является единственным исполнительным органом местного самоуправления сельского поселения, а также является главным распорядителем бюджетных средств Усть-Камчатского сельского поселения. Также администрация муниципального района ежегодно предоставляет в бюджет Усть-Камчатского сельского поселения субсидии, которые в общем объеме средств бюджета поселения составляют более 60 процентов. Положения абзаца 3 части 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ о возможности исполнения администрацией района полномочий администрации поселения направлены на существенное упрощение взаимодействия населения и органов местного самоуправления на одной территории, что в первую очередь позволяет оптимизировать административные издержки бюджетов поселений на содержание местных администраций, которые осуществляют смежные функции с администрациями муниципальных районов. Исполнение полномочий администрации поселения администрацией района подразумевает исключение средств на содержание органа местного самоуправления поселения. Министерством финансов Камчатского края принят приказ от 16июля 2020 года № 141, которым Усть-Камчатское сельское поселение включено в перечень муниципальных образований, на которые распространяются ограничения, установленные пунктом 4 статьи 136 БК РФ. Учитывая изложенное, оспариваемое постановление принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий. Удовлетворение заявленных истцом требований приведет к тому, что органы местного самоуправления приобретут право самостоятельно определять размеры средств на свое содержание, невзирая на ограничения, установленные утвержденным для них нормативом. Глава Усть-Камчатского сельского поселения не имеет исполнительно-распорядительных полномочий, являясь, в том числе председателем собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения, к полномочиям которого относится принятие решений на заседаниях соответствующих сессий. Муниципальные правовые акты Усть-Камчатского сельского поселения, в том числе решения собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения, возлагают обязанность по исполнению вопросов местного значения сельского поселения на администрацию муниципального района. Фактически полномочия главы Усть-Камчатского сельского поселения сводятся к организации деятельности собрания депутатов поселения, материально-техническое обеспечение, в том числе организационное обеспечение (подготовка протоколов, материалов к сессии и т.д.) которых, осуществляется аппаратом Совета народных депутатов Усть-Камчатского муниципального района, за счет средств бюджета Усть-Камчатского муниципального района. Все проекты решений собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения, являющиеся нормативными правовыми актам, готовятся администрацией района. Функционал административного заявителя сведен к минимальной нагрузке, а именно к проведению четырех сессий Собрания депутатов в год, на которых он знакомится с подготовленными и распечатанными для него документами, вопросы по которым ставит на голосование иных депутатов. При этом, в силу положений Устава поселения глава Усть-Камчатского сельского поселения, в отличии от администрации муниципального района, не несет ответственности за исполнение полномочий и принятых на сессии собрания депутатов решений. На основании изложенного просил отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В порядке статьи 46 КАС РФ судом принято от представителя административного истца адвоката Стафеевой Е.Г. уточнение административных исковых требований, сформулированное в следующей редакции: признать недействующим с 1 января 2021 года по 30 сентября 2021 года приложение к постановлению Правительства Камчатского края от 21 октября 2020 года № 421-П в части неустановления норматива формирования расходов на оплату труда для представительного органа Усть-Камчатского сельского поселения на 2021 год, возложить на административного ответчика обязанность по устранению нарушения законодательства.
Представитель административного истца Стафеева Е.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно указала, что до рассмотрения настоящего дела административный ответчик внес изменения в оспариваемый нормативный правовой акт. Постановлением Правительства Камчатского края от 30сентября 2021 года № 413-П из таблицы приложения к постановлению Правительства Камчатского края от 21 октября 2020 года №421-П, в котором Усть-Камчатскому муниципальному району на 2021 год установлены нормативы в общей сумме 126623 тыс. рублей, в том числе на представительный орган 12552 тыс. рублей и на исполнительный орган 110321 тыс. рублей, Усть-Камчатское сельское поселение исключено из перечня муниципальных образований, которым установлены нормативы. В связи с чем полагает, что расходы на оплату труда главы Усть-Камчатского сельского поселения заложены в бюджет Усть-Камчатского муниципального района и, соответственно, осуществлять оплату труда главы Усть-Камчатского сельского поселения обязана администрация Усть-Камчатского муниципального района. Считает, что в случае признания нормативного правового акта или его части противоречащей нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то этот нормативный правовой акт подлежит признанию его недействующим полностью или в части со дня его принятия.
Дополнительно пояснила, что соглашением от 1октября 2021 года №3/37/МКИ предусмотрено финансирование строительства очистных сооружений в Усть-Камчатском сельском поселении. В данном договоре стоит подпись четырех должностных лиц, том числе ФИО1, как главы Усть-Камчатского сельского поселения, что подтверждает исполнение истцом своих должностных полномочий. Как следует из статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, выборное должностное лицо на постоянной основе имеет право на социальные гарантии, в том числе на вознаграждение. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ субъект не может самостоятельно определять размер оплаты выборных должностных лиц, это прерогатива органов местного самоуправления. Выплата должна производиться из местного бюджета, которая устанавливается на сессии собрания депутатов. Полагает, что оспариваемое постановление Правительства Камчатского края от 21 октября 2020 года № 421-П не соответствуют нормативным правовым актам, которые имеют большую юридическую силу. На основании изложенного просит удовлетворить заявленные требования административного истца ФИО1 в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Камчатского края ФИО2 возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в отзыве. Обратил внимание на положения статьи 136 Бюджетного кодекса РФ, на основании которой Правительство Камчатского края установило норматив расходов на оплату труда. Указал, что Усть-Камчатский муниципальный район является высокодотационным муниципальным образованием.
Представитель административного ответчика Правительства Камчатского края ФИО3 заявленные административным истцом требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснила, что дотационным является не только бюджет муниципального района, а также бюджет Камчатского края. Нормативы утверждены на основании утверждённой методики по распоряжению Правительства Камчатского края. Норматив формирования расходов, который установлен в рамках постановления Правительство Камчатского края № 421-П, является той предельной величиной, которая устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Камчатского края и доводится до дотационного муниципального образования. Просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Законный представитель заинтересованного лица Министерства по делам местного самоуправления и развитию Корякского округа Камчатского края – министр ФИО5 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном мнении. Полагал, что требования административного истца не подлежат удовлетворению. Дополнительно пояснил, что Министерство в соответствии с положением является органом, который вырабатывает и реализует политику в сфере местного самоуправления, в том числе по всему Камчатскому краю. Административный истец избран депутатом Усть-Камчатского сельского поселения. На сессии депутатов принято решение, что глава Усть-Камчатского сельского поселения будет работать на освобожденной основе. Данная деятельность осуществляется его коллегами бесплатно. С точки зрения Федерального законодательства он не может иметь ни одного исполнительного полномочия. Должность главы Усть-Камчатского сельского поселения не обязательно должна оплачиваться. Считает, что права административного истца нарушены не были. Обратил внимание суда на то, что сумма денежного содержания главы сельского поселения составляет около 3 миллионов рублей. Федеральный законодатель, когда конструировал схему передачи полномочий от сельского поселения в муниципальный район, сделал эти полномочия не возвратными в текущей операции. Формирование бюджета муниципального образования является исключительным полномочием органов местного самоуправления.
Представитель заинтересованного лица администрации Усть-Камчатского муниципального района ФИО6 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном мнении. Полагал, что требования административного истца не подлежат удовлетворению. Дополнительно пояснил, что полномочия администрации Усть-Камчатского сельского поселения исполняет администрация Усть-Камчатского муниципального района. Указал, что формирование расходов на оплату труда главы Усть-Камчатского сельского поселения в бюджете Усть-Камчатского муниципального района не предусмотрено. Порядок установления нормативов принят уполномоченным органом в пределах своих полномочий.
При даче заключения прокурор отдела прокуратуры Камчатского края Курбанов Ш.М. полагал, что административный иск не подлежит удовлетворению. Указал, что в соответствии с частью 2 статьи 136 БК РФ порядок расчета установления нормативов определяется исключительно органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно. Усть-Камчатский муниципальный район, а также Усть-Камчатское сельское поселение входят в перечень муниципальных образований в Камчатском крае. В связи с тем, что дотации Усть-Камчатского сельского поселения превышают 5-ти процентное значение в оспариваемом постановлении, установлены ограничения на формирования расходов на оплату труда и содержание органов местного самоуправления, в том числе на главу Усть-Камчатского сельского поселения. Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий. Он не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права заявителя. Полагает, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта не была нарушена.
Административный ответчик губернатор Камчатского края С.В.ВБ. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Участие в рассмотрении дела не принимал.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля руководитель финансового управления администрации Усть-Камчатского муниципального района ФИО9 пояснила, что ФИО1 является главой Усть-Камчатского сельского поселения. Норматив на выплату заработной платы на представительный орган не установлен, поскольку полномочия администрации Усть-Камчатского сельского полселения исполняет администрация муниципального района. В бюджете Усть-Камчатского муниципального района не предусмотрены денежные средства на содержание главы Усть-Камчатского сельского поселения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, с учетом заключения прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Постановлением Правительства Камчатского края от 21 октября 2020года №421-П установлены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае на 2021 год согласно приложению к настоящему Постановлению. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2021 года (далее также – постановление № 421-П).
1 марта 2021 года постановлением Правительства Камчатского края №77-П в приложение к постановлению Правительства Камчатского края от 21 октября 2020 года №421-П «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае на 2021 год» внесены изменения.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 13 Устава Камчатского края, части 1 статьи 4 Закона Камчатского края от 29 марта 2012 года № 30 «О системе исполнительных органов государственной власти Камчатского края» высшим исполнительным органом государственной власти Камчатского края является Правительство Камчатского края.
В части 4 статьи 18 Устава Камчатского края, Правительство Камчатского края в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Камчатского края.
На основании части 4 статьи 28 Устава Камчатского края постановлением губернатора Камчатского края 28 декабря 2007 года № 355, утвержден порядок подготовки проектов правовых актов Губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края.
Согласно части 2 Порядка подготовки проектов правовых актов Губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края, утвержденного постановлением Губернатора Камчатского края от 28 декабря 2007 года № 355 (далее - Порядок № 355) правовыми актами являются, в том числе, постановления и распоряжения Правительства Камчатского края.
Частью 3 Порядка № 355 определено, что постановлением является нормативный правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы (правила поведения), обязательные для - неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Порядок № 355 устанавливает порядок принятия правовых актов Правительства Камчатского края (разделы 4-6 настоящего Порядка).
Частью 70 Порядка № 355 предусмотрено, что постановления Правительства Камчатского края подписываются Председателем Правительства - Первым вице-губернатором Камчатского края и издаются Правительством Камчатского края в соответствии с Регламентом Правительства Камчатского края.
Подписание правовых актов Правительства Камчатского края, с учетом требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», постановления Правительства Камчатского края от 17 июня 2020 года № 241-П «О государственной информационной системе Камчатского края «Единая система электронного документооборота Камчатского края» осуществляется Председателем Правительства - Первым вице-губернатором Камчатского края посредством подписания проекта постановления, созданного в электронном виде, квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с частью 6 статьи 28 Устава Камчатского края, статьей 5 Закон Камчатского края от 1 июля 2014 года № 478 «О порядке обнародования законов Камчатского края и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края», частью 72 Порядка № 355 нормативные правовые акты Камчатского края вступают в силу после дня их официального опубликования, если иной срок вступления в силу не предусмотрен самим нормативным правовым актом или настоящим Порядком.
Нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня их официального опубликования, о чем указывается в нормативном правовом акте.
Постановление Правительства Камчатского края от 21 октября 2020года №421-П опубликовано 21 октября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации www. pravo.gov.ru.
Постановление Правительства Камчатского края от 30 сентября 2021 года № 413-П опубликовано 30 сентября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации www. pravo.gov.ru и в печатном издании «Официальные ведомости» 26 октября 2021 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт и последующие редакции приняты Правительством Камчатского края в рамках предоставленных ему полномочий, нарушений требований законодательства к порядку его принятия и введения в действие не усматривается.
Оценивая соответствие постановления Правительства Камчатского нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Оспариваемый нормативный акт как в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 с административным иском в суд, так и в редакции Постановления от 1 марта 2021 года № 77-П, не содержит нормативов формирования расходов на оплату труда для выборных должностных лиц на постоянной основе Усть-Камчатского сельского поселения.
Административный истец полагает, что в этой части постановление Правительства Камчатского края не соответствует пункту 4 статьи 86, части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ, пунктам 7 и 8 статьи 28 Устава Усть-Камчатского сельского поселения, статьям 4, 5, 5.1, 6, 7, 10 Положения «О муниципальных должностях в Усть-Камчатском сельском поселении», утвержденного решением собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения от 11 июня 2008 года № 224, статьям 4, 5, 7, 9, 11 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 59 «О муниципальных должностях в Камчатском крае».
Согласно статье 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
В приложении 3 к приказу Министерства финансов Камчатского края от 16 июля 2020 года № 141 утвержден на 2021 год перечень муниципальных образований Камчатского края, в бюджетах которых доля дотаций и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет составляла от 20 до 50 процентов, в который включено Усть-Камчатское сельское поселение.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
В части 2 статьи 4 Закон Камчатского края от 4 июня 2014 года № 463 «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Камчатском крае» (далее также – Закон Камчатского края № 463) указано, что глава поселения, являющегося административным центром муниципального района, и в котором исполнение полномочий местной администрации возлагается на администрацию муниципального района в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», избирается представительным органом поселения из своего состава в соответствии с уставом поселения.
Частью 1 статьи 29 Устава Усть-Камчатского сельского поселения установлено, что полномочия администрации Усть-Камчатского сельского поселения (далее также – администрация поселения) в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Усть-Камчатского муниципального района (далее также – администрация района) и настоящим Уставом возлагаются на администрацию района.
Администрация района в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения поселения, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Камчатского края (часть 2 статьи 29 Устава).
Согласно материалам дела, решением собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения от 28 июня 2018 года в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ администрация Усть-Камчатского сельского поселения ликвидирована. Её полномочия исполняет администрация Усть-Камчатского муниципального района.
Установленные с учетом данного обстоятельства на 2021 год Правительством Камчатского края нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, не предусматривающие финансирование представительного органа Усть-Камчатского сельского поселения, в том числе и Главы поселения, соответствуют требованиям части2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Избрание 29 сентября 2020 года Собранием депутатов из своего состава ФИО1 Главой Усть-Камчатского сельского поселения на постоянной основе при принятом ранее тем же Собранием депутатов решения о передаче полномочий администрации поселения администрации района не порождает у административного ответчика Правительства Камчатского края обязанности установить норматив формирования расходов на оплату его труда.
Иное толкование административным истцом положений части2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации не свидетельствует об обратном.
Довод административного иска о несоответствии оспариваемого в части постановления Правительства Камчатского края положениям пунктов 7 и 8 статьи 28 Устава Усть-Камчатского сельского поселения, статей 4, 5, 5.1, 6, 7, 10 Положения «О муниципальных должностях в Усть-Камчатском сельском поселении», утвержденного решением собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения от 11 июня 2008 года № 224, не отвечает требованиям пункта 3 части 8 статьи213 КАС РФ и подлежит отклонению.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии у административного ответчика обязанности финансирования расходов на содержание выборного должностного лица местного самоуправления ФИО1, чьи полномочия на постоянной основе являются номинальными, то довод административного иска о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта положениям статей 4, 5, 7, 9, 11 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 59 «О муниципальных должностях в Камчатском крае», предусматривающих денежное вознаграждение и пенсионное обеспечение лица, замещающего муниципальную должность, отклоняется судом, как несостоятельный.
Представленное административным истцом в материалы дела дополнительное соглашение о внесении изменений в договор от 15 апреля 2020 года № 37/МКИ о предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации, подписанное Главой Усть-Камчатского сельского поселения ФИО1, не свидетельствует о наличии у истца исполнительно-распорядительных полномочий и не опровергает доводы административного ответчика и заинтересованных лиц об отсутствии нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, к полномочиям которого, в том числе и как председателя собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения, фактически относится организация и проведение четырех сессий Собрания депутатов Усть-Камчатского сельского поселения в год.
В соответствии с пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Проверив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд не усматривает неоднозначности его толкования и неопределенности правовых норм.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания недействующим приложения к постановлению Правительства Камчатского края от 21 октября 2020 года №421-П «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Камчатского края на 2021 год» (в редакции постановления Правительства Камчатского края от 30 сентября 2021 года №413-П) в части неустановления норматива формирования расходов на оплату труда для представительного органа Усть-Камчатского сельского поселения на 2021год, не имеется, и в удовлетворении заявленных административным истцом требований о признании его недействующим и возложении обязанности следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления главы Усть-Камчатского сельского поселения ФИО1 к Правительству Камчатского края об оспаривании приложения к постановлению Правительства Камчатского края от 21 октября 2020 года №421-П «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Камчатского края на 2021 год» (в редакции постановления Правительства Камчатского края от 30 сентября 2021 года №413-П) в части неустановления норматива формирования расходов на оплату труда для представительного органа Усть-Камчатского сельского поселения на 2021 год, возложении обязанности отказать.
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в печатном издании «Официальные ведомости» и на официальном интернет-портале правовой информации www. pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 декабря 2021года.
Судья А.Н. Венин