УИД 24OS0000-01-2021-000155-12
3а-33/2022
011а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2022г. г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Славкин М.М.,
при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» к Министерству тарифной политики Красноярского края о признании не действующим приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 69-э, приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 №445-п,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» (далее - ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО») обратилось в суд с административным иском к Министерству тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство), в котором с учетом последующих уточнений просило признать недействующей со дня принятия строку 23 приложения N 1 и строку 23 приложения № 2 к приказу Министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 г. N 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021- 2025 годы» в редакции приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 30.09.2021 № 35-э «О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021- 2025 годы» в части установления ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» на 2021 год базового уровня подконтрольных расходов в размере 146 590,57 млн. руб. и необходимой валовой выручки в размере 362 664,51 тыс. руб. (с учетом п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами") как противоречащие ст. 1 ГК РФ, ст.ст. 6, 23 Закона об электроэнергетике, п.п. 16, 17, 18, 37, 38 Основ ценообразования, п.п. 11, 12 раздела 3 Методических указаний № 98-э, разделу 8 Методических указаний № 20-э/2;
- строки 25,26,141,142,161,162,163,164,175,176 приложения № 8 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в редакции приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 № 4-э «Об исправлении технических ошибок в приказе Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»» как противоречащие ст. 1 ГК РФ, ч.3 ст. 24 Закона об электроэнергетике, п. 63 Основ ценообразования, п.п. 49, 52 Методических указаний № 20-э/2.
Возложить на Министерство тарифной политики Красноярского края обязанность принять в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу" новые нормативные правовые акты, заменяющие нормативные правовые акты, признанные судом не действующими в части.
Взыскать с административного ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 руб.
Взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате эксперту за проведение судебной бухгалтерской и финансово-экономической экспертизы в размере 100 000 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что, в связи с принятием Приказа № 69-э (в редакции приказа № 35-э) нарушены права ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» как сетевой организации на установление экономически обоснованного тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии, свободу ведения коммерческой деятельности и законные интересы в области установления размера НВВ, требуемой для покрытия расходов сетевой организации на осуществление регулируемой деятельности.
ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» полагает, что Приказ № 69-э (в редакции приказа № 35-э) не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, Общество не согласно с утвержденным Министерством размером НВВ на 2021- 2025 годы, полагает, что при определении значения необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования органом регулирования необоснованно не учтены суммы по статьям «Подконтрольные расходы», «Неподконтрольные расходы» и «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток» (выпадающие затраты по подконтрольным и неподконтрольным расходам, не осуществлена корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию за 2019 год и корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год) в заявленном обществом размере.
Заслушав в судебном заседании объяснения представителя ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» Чайку С.В., поддержавшую заявленные требования, представителя Министерства тарифной политики Красноярского края по доверенности ФИО1, ФИО2 возражавших против административного иска, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Дмитриева И.Г., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Закона об электроэнергетике).
Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
На основании пункта 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (абзацы 1 - 3 пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
В силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Согласно подпункта 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 г. № 380-п, Министерство тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов). К компетенции Министерства в силу пункта 3.6 указанного Положения относится установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05.06.2008 г. N 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 27 Правил регулирования решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18.12.2008 г. N 7-2627 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края" официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" или "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" или размещение его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.
Решение об утверждении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края на 2021-2025 годы, оформленное приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021- 2025 годы» вынесено 29.12.2020, с соблюдением, установленных в пунктах 25, 26 Правил регулирования требований, посредством открытого голосования, коллегиальным органом. Порядок принятия решений изложен в протоколе заседания правления Министерства от 29.12.2020 г. Полномочия правления подтверждаются представленными документами. 30.09.2021 приказом №35-э во исполнения решения ФАС от 17.08.2021 № СП/70197/21 в приказ от 29.12.2020 № 69-э министерством тарифной политики Красноярского края внесены изменения.
Решение об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, на территории Красноярского края на 2021-2025 годы, оформленное приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) утверждении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» вынесено 29.12.2020, с соблюдением, Правил регулирования требований, посредством открытого голосования, коллегиальным органом. Порядок принятия решений изложен в протоколе заседания правления Министерства от 29.12.2020. Полномочия правления подтверждаются представленными документами.
Таким образом, оспариваемые приказы приняты в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия, введения в действие. Нарушений в этой части судом не установлено, что истцом и не оспаривается.
В силу части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.
Частью 1 статьи 23 Закона об электроэнергетикеустановлены общие положения к регулированию цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно предусмотрено следующее:
государственное регулирование цен (тарифов)в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организацийна срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии с 01.01.2012 осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона об электроэнергетикегосударственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразованияв области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В рамках предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации утверждены Основы и Правила.
В соответствии с пунктом 12 Основ при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
Судом установлено, что приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 г. N 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021- 2025 годы» установлены долгосрочные параметры регулирования на 2021-2025 годы для территориальной сетевой организации - ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО», в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению № 2 к Приказу (строка 23), и установлена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) сетевой организации ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» на долгосрочный период регулирования, определенная на 2021 год в размере 362 664,51 тыс. руб. и базовый уровень подконтрольных расходов в размере 136,11121 млн. руб. (строка 23 приложения № 1 к Приказу).
Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в редакции приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 № 4-э «Об исправлении технических ошибок в приказе Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»» (предшественником Министерства тарифной политики Красноярского края, далее - Министерство, Регулятор, орган регулирования) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями для ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» и смежных территориальных сетевых организаций- приложение № 8, строки 25, 26, 141, 142, 161, 162, 163, 164, 175, 176.
Приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 г. N 69- э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021- 2025 годы» вступил в силу со дня подписания, в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» не опубликован, на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru не размещен.
Согласно п. 14 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 N 98-э, необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии с методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций, что рассчитано на неоднократное применение и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, а следовательно, приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021- 2025 годы» обладает признаками нормативного правового акта. Оспариваемый нормативный акт применяется к административному истцу, поскольку именно в этом приказе утвержден размер НВВ непосредственно для ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» как территориальной сетевой организации на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годов.
ФАС России в порядке досудебного порядка урегулирования спора принято решение от 17.08.2021 № СП/70197/21, во исполнение которого Министерством принят приказ от 30.09.2021 № 35-э «О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021- 2025 годы», которым базовый уровень подконтрольных расходов в отношении ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» установлен в размере 146,59057 млн. руб. (с учетом приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 15.02.2022 №6-э «Об исправлении технических ошибок в приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 №69-э Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021- 2025 годы»).
Как следует из представленных суду документов, в отношении регулирования деятельности ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» применяются положения Основ и Методических указаний № 98-э, определяющие порядок регулирования деятельности территориальных сетевых организаций с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, в том числе положения:
абзаца 16 пункта 38 Основ, согласно которому при регулировании с применением метода индексации необходимой валовой выручки на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования;
пункта 8 Методических указаний № 98-э, согласно которому на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
При этом Основами и Методическими указаниями № 98-э в отношении регулирования деятельности территориальных сетевых организаций с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки предусмотрена следующая обязательная процедура:
абзацем 17 пункта 38 Основ предусмотрено, что при регулировании с применением метода индексации необходимой валовой выручки в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа;
пунктом 9 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования.
Основанием для издания оспариваемого Приказа №69-э помимо требований тарифного законодательства, послужило предложение ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» от 24.04.2020 № 442 об утверждении долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы и расчет применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества представляемых товаров и услуг.
По результатам анализа объема и содержания представленных материалов органом тарифного регулирования признаны экономически необоснованными отдельные предложенные ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» показатели, в результате чего были откорректированы и отклонены расходы по соответствующим статьям затрат при определении необходимой валовой выручки, с чем истец не согласен.
ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» является территориальной сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии и по технологическому присоединению энергоустановок потребителей к электрическим сетям ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО». ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» не согласно с утвержденным Министерством размером НВВ на 2021 год и полагает, что при определении значения необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования органом регулирования необоснованно не учтены затраты по статьям «Подконтрольные расходы» в размере 259 255,83 тыс. руб., «Неподконтрольные расходы» - 76 564,68 тыс. руб. и «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток» - 68 011,55 тыс. руб.
Положениями п. 2 ст. 23 Закона об электроэнергетике установлены принципы государственного регулирования цен (тарифов):
обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;
учёта результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утверждённых цен (тарифов).
Согласно п. 17 Основ ценообразования в НВВ включаются планируемые на расчётный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Действующее законодательство в сфере тарифного регулирования предусматривает последовательный порядок применения информации о ценах, и в случае невозможности использования информации, предусмотренных п. 29 Основ ценообразования, а также при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов — орган регулирования по правилам п. 31 Основ ценообразования использует в расчётах экспертные оценки, основанные на отчётных данных, предоставляемых регулируемой организацией.
Согласно п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчётов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Из совокупного анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что в расчёт устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.
Согласно заключению экспертной группы Министерства ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» заявлены расходы по статьям «сырьё и материалы», включая затраты на приобретение приборов в размере 6 155, 79 тыс. руб. Из материалов тарифного дела следует, что в указанной статье отражены планируемые расходы на приобретение приборов учёта.
Все расходы, отражённые в разделе «сырьё и материалы», признаны экономически необоснованными, в состав НВВ не включены полностью. Мотивировка данного решения в заключении отсутствует. Из отзыва Министерства от 11.05.2021 следует, что в составе материалов не представлены договоры на приобретение приборов учёта, заключённые в соответствии с требованиями законодательства о закупках, предложение не содержит обоснования потребности в указанных расходах, не представлены материалы, подтверждающие фактические расходы за последние 3 года.
Аналогичным образом из НВВ полностью исключены расходы на приобретение инструментов и поверку средств измерений.
Суд полагает, что позиция органа тарифного регулирования является неправомерной, противоречащей действующему законодательству.
Одним из принципов государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики является учёт соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учёта и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов (п. 2 ст. 23 Закона об электроэнергетике).
В силу положений п. 136 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», сетевые организации обязаны использовать приборы (системы) учёта электрической энергии.
В свою очередь, средства измерений в силу положений ч.1 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», п. 1.9.6, п. 1.9.7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 229, должны подвергаться периодической поверке (калибровке).
Также органом регулирования из состава расходов на работы и услуги непроизводственного характера полностью исключены расходы на услуги связи, интернета.
В соответствии с п. 24 Правил регулирования тарифов основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Такие критерии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».
К числу указанных критериев относится, в том числе наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению, а также наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 4 и п. 5 Критериев).
Несоответствие данным критериям является основанием для отказа в установлении тарифов (абз. 3 п. 24 Правил регулирования тарифов).
Поскольку обслуживание телефонной линии и официального сайта в сети «Интернет» является установленной законом обязанностью сетевой организации, указанные расходы явно относятся к регулируемой деятельности, соответственно, подлежат учёту в экономически обоснованном размере.
Таким образом, расходы на приобретение средств измерения и их поверку, услуги интернета являются обязательными и необходимыми, в связи с чем подлежали включению в состав НВВ при установлении тарифов в экономически обоснованном размере, подтверждённом регулируемой организацией либо определённом тарифным органом самостоятельно на основании п.п. 29, 31 Основ ценообразования.
Согласно п. 19 Правил регулирования тарифов в случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы.
Действующими нормативными актами безусловная обязанность по запросу по собственной инициативе дополнительных документы на органе тарифного регулирования не возложена, между тем, расходы, из существа которых явно следует их необходимость для осуществления регулируемой деятельности, подлежали определению и включении административным ответчиком в НВВ в экономически обоснованном размере.
Таким образом, в отношении указанных расходов орган тарифного регулирования должен был и имел возможность произвести собственный расчёт в экономически обоснованном размере, в том числе путём запроса необходимых дополнительных документов у регулируемой организации.
Кроме того, аналогичным образом орган тарифного регулирования во исполнение установленной законодательством обязанности должен был определить в экономически обоснованном размере расходы на анализ трансформаторного масла, вырубку леса, услуги паромной переправы, почтовые расходы, предлагаемые к учёту в составе раздела «Работы и услуги непроизводственного характера».
При этом все иные расходы организации, которые явно не относятся к расходам на осуществление регулируемой деятельности, должны быть документально подтверждены.
В ходе рассмотрения дела, по ходатайству истца, судом была назначена судебная бухгалтерская и финансово-экономическая экспертиза на предмет проверки обоснованности исключения (включения) указанных выше расходов в отношении ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО»
Из заключения эксперта от 25.10.2021 следует, что:
1. Общая сумма «подконтрольных расходов» по статьям затрат составляет 194 481, 85 тыс. руб., Министерством указанные затраты приняты в размере 136 111, 21 тыс. руб., соответственно, затраты в размере 58 370, 64 тыс. руб. исключены необоснованно.
2. Общая сумма «неподконтрольных расходов» по статьям затрат составляет 283 210, 84 тыс. руб., Министерством затраты приняты в размере 268 286, 17 тыс. руб., соответственно, затраты в размере 14 921, 67 тыс. руб. исключены необоснованно.
3. Общая сумма «подконтрольных расходов» по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток» за 2019 год составляет 3 223, 03 тыс. руб., Министерством указанные затраты приняты в размере 3 439, 31 тыс. руб., соответственно, затраты в размере 216, 28 тыс. руб. исключены необоснованно.
4. Общая сумма «неподконтрольных расходов по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток» за 2019 год составляет 9 301, 54 тыс. руб., Министерством указанные затраты приняты в размере 2 072, 72 тыс. руб., соответственно, затраты в размере 7 228, 82 тыс. руб. исключены необоснованно.
5. Расходы, связанные с корректировкой НВВ ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» с учётом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию за 2019 год, по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток» исключены в полном объёме обоснованно.
6. Расходы, связанные с корректировкой НВВ ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год, по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток» исключены обоснованно.
7. Расчёт выпадающих затрат ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» за 2019 год и корректировка НВВ ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» с учётом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию и в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год соответствует Основам ценообразования и Методическим указаниям в части корректировки неподконтрольных расходов.
8. Подконтрольные расходы ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» для включения Министерством в тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год обоснованы в размере 194 680, 94 тыс. руб., а неподконтрольные расходы - в размере 283 210, 84 тыс. руб.
9. Расходы по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток» за 2019 год в размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год обоснованно должны быть включены в сумме 27 631, 19 тыс. руб. и необоснованно исключены Министерством в размере 11 760, 43 тыс. руб.
Вопреки мнению ответчиков, у суда нет оснований для сомнений в достоверности вышеприведенного экспертного заключения по следующим основаниям.
Компетенция эксперта у суда сомнений не вызывает, поскольку эксперт имеет соответствующее профильное образование, экспертные специальности по производству судебных бухгалтерской и финансово-экономической экспертиз, длительный стаж экспертной работы по специальности. Экспертное исследование проведено в соответствии с компетенцией эксперта, определяемой его образованием и стажем работы. Ответы на поставленные вопросы даны в пределах компетенции эксперта. Исходя из поставленных вопросов, привлечение экспертов других специальностей не требовалось. Какие-либо сведения о прямой или косвенной заинтересованности эксперта в исходе дела в пользу одной из сторон у суда отсутствуют. До начала экспертизы эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем имеется подпись эксперта. В экспертном заключении отсутствуют сведения об использовании при проведении экспертизы каких-либо дополнительных материалов (документов), помимо тех, которые были представлены им в установленном порядке. Экспертное заключение содержит описание проведенных исследований в виде информационного анализа, сопоставления данных, содержащихся во взаимосвязанных документах, документарного контроля, математического контроля, встречной проверки, а также мотивированные, последовательные и ясные выводы, к которым пришел эксперт в ходе проведенных исследований.
Кроме того, суд принимает во внимание, что решением ФАС России от 20.08.2021 № СП/70197/2021 на Министерство возложена обязанность произвести расчёт расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении, на основании каких документов и материалов принималось решение по статьям: «Сырьё и материалы», «Страхование», «Поверка средств измерений», «Вырубка леса», «Медосмотры», «Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли», «Корректировка подконтрольных расходов за 2019 год», «Корректировка неподконтрольных расходов за 2019 год», «Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2019 год», «Корректировка НВВ с учётом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в 2019 году», «Корректировка НВВ на 2021 год, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год».
Во исполнение указанного решения Министерством в соответствии с дополнительным заключением по делу об установлении тарифов (цен) на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» проведена корректировка НВВ.
Ввиду наличия у органа регулирования возможности определения расходов расчётным путём на основании всех имеющихся данных Министерством учтены расходы общества по статьям «Спецодежда» (предлагалось 13 696, 67 тыс. руб., утверждено 0 руб., скорректировано 4 052,44 тыс. руб.), «Смывающие и обезвреживающие средства» (предлагалось 526, 38 тыс. руб., утверждено 0 руб., скорректировано 422, 71 тыс. руб.), «Пожарный инвентарь» (предложено 198, 93 тыс. руб., утверждено 0 руб., скорректировано 100, 53 тыс. руб.), «Горюче-смазочные материалы» (предложено 5 909, 54 тыс. руб., утверждено 0 руб., 3 448, 33 тыс. руб.), «Страхование» (предлагалось 367, 57 тыс. руб., утверждено 0 руб., скорректировано 218,4 тыс. руб.), «Поверка средств измерений» (предложено 138,06 тыс. руб., утверждено 0 руб., скорректировано 137, 92 тыс. руб.), «Вырубка леса» (предложено 25 000 тыс. руб., утверждено 0 руб., скорректировано 5 996, 63 тыс. руб.), «Медосмотр» (предложено 855, 79 тыс. руб., утверждено 0 руб., скорректировано 593, 74 тыс. руб.).
Решение ФАС России подтверждает тот факт, что при проведении первоначальной экспертизы Министерством тарифной политики параметры, необходимые для расчёта тарифа определены в экономически необоснованном размере.
Из обязательных для осуществления основной деятельности расходов Министерством при проведении дополнительной экспертизы учтены только расходы ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» на поверку средств измерений, вырубку леса.
Без корректировки остались расходы, хоть и не упомянутые в решении ФАС России, но явно относимые на осуществление регулируемой деятельности в соответствии приведённой выше мотивировкой, такие как: затраты на приобретение приборов, инструментов, связь и интернет, анализ трансформаторного масла, услуги паромной переправы, почтовые расходы.
Приведённое несоответствие существенным образом влияет на тариф, ввиду установления уровня подконтрольных расходов в экономически необоснованном размере.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты, в оспариваемой части, не соответствуют нормативным правовым актам большей юридической силы, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО», в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, то оспариваемый нормативный правовой признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Из материалов дела следует, что оспариваемые нормативные акты до вынесения решения суда применялись и на их основании производились расчеты, следовательно, нормативный акт подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца надлежит взыскать понесенные им судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 9000 (девяти тысяч) рублей, расходы на проведение судебной экспертизы в размере 100000 рублей
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» - удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда строку 23 приложения №1 и строку 23 приложения №2 к приказу Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 №69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» в редакции приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 30.09.2021 №35-э «О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 №69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» в части установления ООО «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» на 2021 год базового уровня подконтрольных расходов в размере 146590,57 млн. руб. и необходимой валовой выручки в размере 362664,51 тыс. руб.
- строки 25,26,141,142,161,163,164,175,176 приложения №8 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 №445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в редакции приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 №4-э «Об исправлении технических ошибок в приказе министерства тарифной политики от 29.12.2020 №66-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 №445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями».
Обязать министерство тарифной политики Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом, не действующим нормативный правовой акт.
Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru., в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с министерства тарифной политики Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9000 рублей, расходы по оплате судебной экспертизы в размере 100000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Председательствующий М.М. Славкин
Дата изготовления решения в окончательной форме: 23 марта 2022 г.