ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-33/2022 от 28.04.2022 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород 28 апреля 2022 г.

Белгородский областной суд в составе

судьи Каюкова Д.В.

с ведением протокола секретарём Грущенко Е.П.,

с участием административного истца Гоголева А.И., его представителя – Есипова С.В., представителей административного ответчика – Размаитовой О.В., Миронцовой Ю.В., заинтересованного лица – Ишкова В.Н., прокурора Коротких В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гоголева А.И. о признании приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 7 декабря 2021 г. №25/26 «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов для МУП «Губкин Сервис», оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Губкинского городского округа Белгородской области с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года» не действующим в части,

установил:

МУП «Губкин Сервис» (далее - Гарантирующая организация) осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение на территории Губкинского городского округа Белгородской области.

Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) от 7 декабря 2021 г. №25/26 для Гарантирующей организации установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2022-2026 гг., тарифы на питьевую воду и водоотведение на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2026 г.

Приказ официально опубликован 13 декабря 2021 г. и вступил в силу 24 декабря 2021 г.

Дело возбуждено по административному исковому заявлению жителя <данные изъяты> городского округа - Гоголева А.И., поданному в суд 11 февраля 2022 г. и изменённому впоследствии, в котором он, ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, установление тарифов без учёта судебных актов по ранее рассмотренным административным делам 31OS0000-01-2020-000100-83 и 31OS0000-01-2021-000042-79, угрозу нарушения его права на оплату коммунальных услуг по законно установленным тарифам, требовал признать упомянутый приказ со дня вступления решения суда в законную силу не действующим в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 июля 2023 г. по 31 декабря 2026 г.

Также административный истец просил возместить расходы на уплату государственной пошлины за подачу административного искового заявления – 300 руб.

В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали предъявленное требование.

Представители Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (административный ответчик) и Гарантирующей организации (заинтересованное лицо) просили отказать в удовлетворении административного иска, сослались на законность приказа и отсутствие нарушений прав административного истца.

Представитель Прокуратуры Белгородской области также не усмотрел оснований для удовлетворения административного иска, указал, что меры прокурорского реагирования в отношении приказа не предпринимались.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению по предъявленному требованию.

Жилищное и водное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК Российской Федерации) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду и отведение сточных вод, рассчитываемую по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК Российской Федерации).

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416-ФЗ), положения которого применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, с оплатой таких услуг, в части, не урегулированной другими федеральными законами (ч. 5 ст. 1 Федерального закона №416-ФЗ).

Холодное водоснабжение и водоотведение относятся к регулируемым видам деятельности. Регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 7, п. 1 ч. 8 ст. 31 Федерального закона №416-ФЗ).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом №416-ФЗ и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. №406 (далее – Правила регулирования тарифов) (ч. 1 ст. 33 Федерального закона №416-ФЗ).

Методы и способы регулирования тарифов, период действия тарифов предусмотрены ст. 32 Федерального закона №416-ФЗ.

Установление тарифов, выбор метода их регулирования отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.п. 1, 5 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №416-ФЗ).

Комиссия до 1 января 2022 г. являлась органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, стандартизированных ставок) на товары (услуги), устанавливать тарифы на питьевую воду и водоотведение и с этой целью издавать приказы нормативного правового характера, обязательные для исполнения на всей территории Белгородской области (п.п. 1.1, 1.6, 2.1.4.3, 2.1.4.5, 4.4 положения о Комиссии, утверждённое постановлением Правительства Белгородской области от 25 июня 2018 г. №234-пп).

С 1 января 2022 г. таким органом является Управление по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (постановление Правительства Белгородской области от 20 декабря 2021 г. №627-пп).

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 3, пп. 67.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Приказом Комиссии от 7 декабря 2021 г. №25/26 для Гарантирующей организации установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2022-2026 гг., тарифы на питьевую воду и водоотведение на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2026 г. Размер тарифов составил:

питьевая вода

водоотведение

без НДС

с НДС

без НДС

с НДС

с 1 января 2022 г.по 30 июня 2022 г.

с 1 июля 2022 г.по 31 декабря 2022 г.

с 1 января 2023 г.по 30 июня 2023 г.

с 1 июля 2023 г.по 31 декабря 2023 г.

с 1 января 2024 г.по 30 июня 2024 г.

с 1 июля 2024 г.по 31 декабря 2024 г.

с 1 января 2025 г.по 30 июня 2025 г.

с 1 июля 2025 г.по 31 декабря 2025 г.

с 1 января 2026 г.по 30 июня 2026 г.

с 1 июля 2026 г.по 31 декабря 2026 г.

Приказ от 7 декабря 2021 г. №25/26 издан до начала очередного периода регулирования с соблюдением порядка открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, предусмотренного разделом IV Правил регулирования тарифов.

Заявления об установлении тарифов поданы Гарантирующей организацией 21 апреля 2021 г. в связи с очередным периодом регулирования, в них для регулирования тарифов предложен метод индексации. К заявлениям приложены необходимые документы, предусмотренные п. 17 Правил регулирования тарифов.

Дела об установлении тарифов открыты приказами Комиссии от 1 июня 2021 г. №138д (на питьевую воду), от 7 июня 2021 г. №139д (на водоотведение).

Комиссией проведена экспертиза предложений Гарантирующей организации об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов, её результаты отражены в экспертных заключениях Комиссии, соответствующих по содержанию п.п. 25-26(2) Правил регулирования тарифов. Согласно данным заключениям экономически обоснованные размеры тарифов (без НДС) с применением метода индексации составили:

питьевая вода

водоотведение

Приказ от 7 декабря 2021 г. №25/26 издан на основании документов, представленных Гарантирующей организацией, и экспертных заключений Комиссии, по результатам правомочного заседания коллегии Комиссии (состав утверждён приказом Комиссии от 16 ноября 2021 г. №111), на котором за утверждение долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов проголосовали все присутствовавшие члены коллегии (протокол №25 от 7 декабря 2021 г., вопрос повестки №26), по содержанию соответствует п. 28 Правил регулирования тарифов, подписан председателем Комиссии, официально опубликован 13 декабря 2021 г. согласно закону Белгородской области «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» (www.zakon.belregion.ru) и вступил в силу 24 декабря 2021 г.

Суд признаёт приказ от 7 декабря 2021 г. №25/26 принятым в пределах полномочий Комиссии с соблюдением предусмотренного порядка, требований к форме и виду нормативного правового акта, правил введения его в действие. На нарушение закона в данной части лица, участвующие в деле, не ссылались.

Разрешая вопрос о соответствии этого приказа нормативным правовым актам о государственном регулировании тарифов, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание, что тарифы сформированы с учётом ст. 32 Федерального закона №416-ФЗ, Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. №406 (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения), Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. №1746-э.

Расчёт тарифов осуществлён исходя из объёма оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки Гарантирующей организации, рассчитанной методом индексации.

Необходимая валовая выручка определена с учётом текущих расходов, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативной и расчётной предпринимательской прибыли Гарантирующей организации, а также прогнозных показателей социально-экономического развития Российской Федерации.

Метод регулирования тарифов выбран Комиссией на основании критериев, указанных в п. 31 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, и с учётом предложений Гарантирующей организации.

Тарифы установлены на основе долгосрочных параметров их регулирования сроком на 5 лет с календарной разбивкой по полугодиям.

Ссылка административного истца на то, что в силу ч. 3 ст. 32 Федерального закона №416-ФЗ утверждение долгосрочных параметров регулирования тарифов должно быть согласовано Комиссией с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, отклоняется судом, поскольку приведенной нормой закона необходимость такого согласования обусловлена отдельным решением Правительства Российской Федерации, которое в рассматриваемом случае не принималось.

Размер тарифов без учёта налога на добавленную стоимость (НДС) в первом полугодии очередного годового периода регулирования не превысил размера соответствующих тарифов без учёта НДС во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Применительно к каждому году регулирования средний размер тарифа (без НДС) как на питьевую воду, так и на водоотведение (при сложении размеров тарифа за два полугодия) соответствовал экономически обоснованному размеру тарифа, определённому в экспертных заключениях Комиссии.

Размеры тарифов с НДС определены по налоговой ставке 20% (п. 3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации).

Правильность расчёта тарифов, их экономически обоснованный размер не оспаривались лицами, участвующими в деле. В этой части у суда также не имеется сомнений.

Доводы административного истца об издании приказа от 7 декабря 2021 г. №25/26 без предварительного согласования с Федеральной антимонопольной службой в порядке, предусмотренном п.п. 37-47 Правил регулирования тарифов, не свидетельствуют о незаконности приказа в оспоренной части.

В случае установления (изменения) предельных индексов органы регулирования устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения таким образом, чтобы рост тарифов на питьевую воду (холодное водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов (ч. 16 ст. 32 Федерального закона №416-ФЗ).

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифа, которое приводит к превышению предельного индекса, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в указанном выше порядке (ч. 17 ст. 32 Федерального закона №416-ФЗ, п. 37 Правил регулирования тарифов).

Предельные индексы устанавливаются федеральным органом регулирования тарифов в среднем по каждому субъекту Российской Федерации на год, если иное не установлено федеральными законами или актом Правительства Российской Федерации (п. 3 Правил регулирования тарифов).

Термин «предельные индексы», используемый в Правилах регулирования тарифов, употребляется в том же значении, которое определено Федеральным законом №416-ФЗ и Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 2 Правил регулирования тарифов).

Согласно Федеральному закону №416-ФЗ (п. 19 ст. 2) и Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 1) под предельными индексами понимаются предельные индексы изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, то есть индексы максимально и (или) минимально возможного изменения действующих тарифов на питьевую воду и водоотведение, устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации на год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и выраженные в процентах. Указанные предельные индексы устанавливались и применялись до 1 января 2016 г.

В связи с введением в действие с 1 июля 2014 г. в жилищное законодательство индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, направленных на ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (ст. 157.1 ЖК Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №417-ФЗ, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. №718-р), и завершением к 1 января 2016 г. перехода к государственному регулированию тарифов на питьевую воду и водоотведение на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов (с применением метода доходности инвестиционного капитала или метода индексации) (ч. 10.1 ст. 32 Федерального закона №416-ФЗ) Правительство Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 157.1 ЖК Российской Федерации издало Распоряжение от 15 ноября 2018 г. №2490-р, которым утвердило индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019-2023 гг. (второй долгосрочный период), подлежащие применению вместо предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливаемых ранее на основании Федерального закона №416-ФЗ (Определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2018 г. №№57-АПГ18-9, 57-АПГ18-12, от 13 сентября 2018 г. №57-АПГ18-8, Постановление Федеральной антимонопольной службы от 10 октября 2016 г. №4-14.6-684/00-31-16).

Согласно этому Распоряжению средний индекс по Белгородской области на 2022-2023 гг. определён в виде формулы, предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям Белгородской области составило 2%.

По Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 г. №3073-р средний индекс по Белгородской области на 2022 г. составил: I полугодие – 0%, II полугодие – 4%.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК Российской Федерации и на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. №2490-р губернатором Белгородской области приняты постановления от 13 декабря 2019 г. №90, от 15 декабря 2020 г. №147, которыми утверждены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Белгородской области на 2021-2023 гг. В частности, предельные индексы в Губкинском городском округе на 2022-2023 гг. определены согласно п. 37 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. №400 (далее - Основы формирования индексов изменения размера платы за коммунальные услуги), в виде формулы, в которой отдельного расчёта требуют:

размер вносимой гражданином платы за коммунальные услуги с наиболее невыгодным для потребителя (с точки зрения прироста платы за коммунальные услуги) набором коммунальных услуг на месяц года долгосрочного периода, в котором размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Белгородской области максимален;

размер вносимой гражданином платы за коммунальные услуги с наиболее невыгодным для потребителя (с точки зрения прироста платы за коммунальные услуги) набором коммунальных услуг в декабре предыдущего календарного года.

По постановлению губернатора Белгородской области от 15 декабря 2021 г. №172 предельные индексы в Губкинском городском округе на 2022 г. составили: с 1 января по 30 июня – 0%, с 1 июля по 31 декабря – 6%. Предельные индексы на 2023 г. определены в виде той же формулы.

Применение предельных индексов, предусмотренных ст. 157.1 ЖК Российской Федерации, должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса (п. 10 Основ формирования индексов изменения размера платы за коммунальные услуги).

При этом указанные предельные индексы не ограничивают рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяются к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную от утверждённых показателей (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2019 г. №58-АПА19-12).

На день издания приказа от 7 декабря 2021 г. №25/26 не имелось и в настоящее время не имеется утверждённых Правительством Российской Федерации и губернатором Белгородской области определённых значений индексов, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 157.1 ЖК Российской Федерации, на 2023-2026 гг.

Из объяснений представителей административного ответчика следует, что расчёт определённых значений таких индексов на 2023-2026 гг. в настоящее время невозможен по причине отсутствия необходимых данных.

Кроме того, суд отмечает, что в силу действующего правового регулирования (ч. 2 ст. 157 ЖК Российской Федерации, п.п. 8, 9, 11, 12 Основ формирования индексов изменения размера платы за коммунальные услуги) указанные индексы на 2023-2026 гг. не могли быть установлены в определённых значениях на день издания приказа от 7 декабря 2021 г. №25/26.

Так, индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации устанавливаются в течение 20 календарных дней со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (согласно п. 1 ст. 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации такой проект вносится не позднее 15 сентября текущего года) на первый год долгосрочного периода в виде значений, выраженных в процентах, на второй и последующие годы долгосрочного периода – в виде формулы. При этом Правительство Российской Федерации вправе до 1 ноября первого года долгосрочного периода уточнить значения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на второй и последующие годы долгосрочного периода.

Предельные индексы устанавливаются на основании утверждённых индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации не позднее 15 декабря года, предшествующего первому году долгосрочного периода установления предельных индексов, на первый год долгосрочного периода в виде значений, выраженных в процентах, на второй и последующие годы долгосрочного периода – в виде формулы.

Установление тарифов на период с 1 июля 2023 г. по 31 декабря 2026 г. в отсутствие определённых значений указанных индексов не противоречило приведенному выше федеральному законодательству, нормы которого не содержали запретов и ограничений в данной части, и не требовало предварительного согласования в порядке, предусмотренном п.п. 37-47 Правил регулирования тарифов и Основами формирования индексов изменения размера платы за коммунальные услуги.

Напротив, установление долгосрочных тарифов только после утверждения определённых значений указанных индексов привело бы к нарушению п. 8 Правил регулирования тарифов, требующего устанавливать тарифы до начала очередного периода регулирования, и создавало бы правовую неопределённость в регулировании платы за холодное водоснабжение и водоотведение.

Довод административного истца о том, что при утверждении тарифов на период с 1 июля 2023 г. по 31 декабря 2026 г. Комиссия должна была по аналогии учитывать предельный индекс 6%, применявшийся за прошедшие периоды, не основан на приведенном выше законодательстве Российской Федерации, нормы которого содержат достаточно определённые правила установления долгосрочных тарифов.

Ссылка административного истца на то, что при установлении тарифов на указанный период Комиссией применены незаконные предельные индексы, в том числе самостоятельно установленные ею, подлежит отклонению как не основанная на имеющихся доказательствах.

Увеличение с 1 июля 2023 г. размера тарифов само по себе, с учётом установленных обстоятельства и приведенных норм закона, не свидетельствует о незаконности приказа от 7 декабря 2021 г. №25/26 в оспоренной части.

Ссылки административного истца на судебные акты по ранее рассмотренным административным делам 31OS0000-01-2020-000100-83 и 31OS0000-01-2021-000042-79 не влекут вывода об обоснованности настоящего искового требования, поскольку разрешение споров по указанным административным делам было основано на иных обстоятельствах, в частности установлении определённых значений предельных индексов и другом периоде регулирования тарифов (2019-2021 гг.).

В рассматриваемом случае суд признаёт приказ от 7 декабря 2021 г. №25/26 в оспоренной части соответствующим нормативным правовым актам о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, имеющим большую юридическую силу, и в настоящее время не нарушающим права административного истца на оплату коммунальных услуг по законно установленным тарифам.

Доводы административного истца об угрозе нарушения этого права не могут повлечь признания приказа не действующим в оспоренной части, поскольку не установлено безусловных обстоятельств, свидетельствующих о реальности такой угрозы, в том числе с позиции норм ст. 157.1 ЖК Российской Федерации.

Утверждение административного истца о невозможности изменения установленных размеров тарифов не основано на законодательстве Российской Федерации.

Согласно п. 9 Правил регулирования тарифов тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года, за исключением, в частности, тех случаев, когда имеются решения органов регулирования тарифов о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 33 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения пересмотр тарифов, установленных методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, осуществляется органом регулирования тарифов по заявлению регулируемой организации при наличии: вступившего в законную силу решения суда, предусматривающего необходимость пересмотра тарифов; решения или предписания федерального органа регулирования тарифов, предусматривающих необходимость пересмотра тарифов, в том числе в соответствии с п. 59 Основ формирования индексов изменения размера платы за коммунальные услуги (в связи с приростом размера платы граждан за коммунальные услуги, превышающим установленные индексы).

Федеральная антимонопольная служба полномочна принимать обязательные для исполнения решения по разногласиям и досудебным спорам, возникшим в отношении установленных величин тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение, при применении этих тарифов (ч. 2 ст. 33 Федерального закона №416-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 г. №533).

Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) также может по заявлению заинтересованного лица или по собственной инициативе рассмотреть вопрос об отмене (в части или в целом) решения об утверждении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. №123).

Согласно п. 35 Правил регулирования тарифов допускается корректировка долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. В частности, тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (п. 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).

Кроме того, Основы формирования индексов изменения размера платы за коммунальные услуги (п.п. 58-63) предусматривают порядок мониторинга и контроля соблюдения предельных индексов, устанавливаемых в соответствии с нормами ст. 157.1 ЖК Российской Федерации.

Наличие приведенного правового регулирования, направленного на защиту прав потребителей коммунальных услуг, в том числе и административного истца, и установленные обстоятельства не могут повлечь вывода о признании приказа от 7 декабря 2021 г. №25/26 не действующим в оспоренной части.

Суд также учитывает, что на настоящее время Федеральной антимонопольной службой (письмо от 21 апреля 2022 г.) также не выявлено оснований для приведения тарифов, установленных этим приказом, в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, административный иск не подлежит удовлетворению (п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС Российской Федерации), а расходы административного истца на уплату государственной пошлины за подачу административного искового заявления (300 руб.) не подлежат возмещению (ч. 1 ст. 111 КАС Российской Федерации).

О возмещении иных судебных расходов не заявлено.

Руководствуясь ст. 215 КАС Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Гоголева А.И. о признании приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 7 декабря 2021 г. №25/26 «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов для МУП «Губкин Сервис», оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Губкинского городского округа Белгородской области с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года» не действующим в части установления тарифов (с НДС) на питьевую воду и водоотведение на период с 1 июля 2023 г. по 31 декабря 2026 г.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном источнике, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи через Белгородский областной суд апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.В. Каюков

Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2022 г.

Решение12.05.2022