ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-340/2017 от 13.07.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело А-340/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе: председательствующего судьи Никулиной И.А.

при секретаре Шарафиеве П.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«13» июля 2017 года

административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

АО «<данные изъяты>» (далее - Общество) обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости пяти земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что Общество является собственником земельных участков:

с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 15 844 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственной базой;

с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 37 364 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную площадку;

с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 38 137 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу;

с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1 584 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную площадку;

с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 42 733 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 ноября 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет <данные изъяты> руб.

Согласно отчету ООО Юридическая компания «СЕНАТ» № 506/012/16 от 07 декабря 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на дату оценки 01 августа 2014 г. составляет <данные изъяты> руб., что существенно ниже его кадастровой стоимости. На отчет получено положительное экспертное заключение СРО оценщиков НП «Международная палата оценщиков» № 1850 от 12.12.2016г.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 ноября 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 75 034 547,50 руб.

Согласно отчету ООО Юридическая компания «СЕНАТ» № 506/012/16 от 07 декабря 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на дату оценки 01 августа 2014 г. составляет 17 390 472 руб., что существенно ниже его кадастровой стоимости. На отчет получено положительное экспертное заключение СРО оценщиков НП «Международная палата оценщиков» № 1850 от 12.12.2016г.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 ноября 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 73 513 670 руб.

Согласно отчету ООО Юридическая компания «СЕНАТ» № 506/012/16 от 07 декабря 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на дату оценки 01 августа 2014 г. составляет 17 037 984 руб., что существенно ниже его кадастровой стоимости. На отчет получено положительное экспертное заключение СРО оценщиков НП «Международная палата оценщиков» № 1850 от 12.12.2016г.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 ноября 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 35 935 052,24 руб.

Согласно отчету ООО Юридическая компания «СЕНАТ» № 506/012/16 от 07 декабря 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на дату оценки 01 августа 2014 г. составляет 11 407 680 руб., что существенно ниже его кадастровой стоимости. На отчет получено положительное экспертное заключение СРО оценщиков НП «Международная палата оценщиков» № 1850 от 12.12.2016г.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 ноября 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 91 206 323,89 руб.

Согласно отчету ООО Юридическая компания «СЕНАТ» № 506/012/16 от 07 декабря 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на дату оценки 01 августа 2014 г. составляет 21 537 432 руб., что существенно ниже его кадастровой стоимости. На отчет получено положительное экспертное заключение СРО оценщиков НП «Международная палата оценщиков» № 1850 от 12.12.2016г.

Право собственности Общества на указанные земельные участки зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о регистрации права.

Являясь собственником спорных земельных участков, Общество платит земельный налог, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Полагает, что, поскольку кадастровая стоимость каждого земельного участка существенно выше его рыночной стоимости, оплата земельного налога в экономически не обоснованном размере нарушает права Общества.

В связи с этим, ссылаясь на нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость каждого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 действующая на основании доверенности, с учетом результатов проведенной по настоящему делу судебной оценочной экспертизы, заявленные требования уточнила в отношении двух земельных участков, на удовлетворении уточненных требований настаивала, просила об установлении кадастровой стоимости земельных участков:

с кадастровым номером <данные изъяты> - в размере, равном его рыночной стоимости 780 912 рублей (в соответствии с предоставленным Отчетом);

с кадастровым номером <данные изъяты> - в размере, равном его рыночной стоимости 17 390 472 рублей (в соответствии с предоставленным Отчетом);

с кадастровым номером <данные изъяты> - в размере, равном его рыночной стоимости 17 037 984 рублей (в соответствии с предоставленным Отчетом);

с кадастровым номером <данные изъяты> - в размере, равном его рыночной стоимости 11 991 000 рублей (по заключению судебной оценочной экспертизы);

с кадастровым номером <данные изъяты> - в размере, равном его рыночной стоимости 23 002 000 рублей (по заключению судебной оценочной экспертизы).

Уточнив административный иск частично, представитель административного истца ФИО6 указала на необоснованное завышение определенной заключением судебной оценочной экспертизы рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и выразила несогласие с размером суммы, подлежащей оплате ООО фирма «Колор» за проведение судебной оценочной экспертизы, равной 270 000 рублей, также сославшись на ее необоснованное завышение.

Представитель филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве не имеет возражений против удовлетворения заявленных требований (т.1, л.д. 48).

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в представленных письменных возражениях указывает на необоснованное привлечение Управления в качестве заинтересованного лица, поскольку учреждение не принимает участия в оценочной деятельности (т.1, л.д. 44).

Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, Беловского городского округа, Тайгинского городского округа, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.

Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что установлено в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, поскольку Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В рассматриваемом случае, с учетом обращения административного истца с заявлением в Комиссию 16 января 2017 года (т.2 л.д.232-241), установленная кадастровая стоимость по земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты> подлежит применению с 01 января 2017 года, принимая во внимание, что сведения об оспариваемой кадастровой стоимости данных земельных участков в государственный кадастр недвижимости внесены 31 декабря 2015 года.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Из представленных в дело доказательств следует, что АО «<данные изъяты>» является собственником земельных участков:

с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1 584 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> 7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную площадку, кадастровая стоимость которого на основании кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 ноября 2016 года составляет 3 116 520 руб. (т.1 л.д.24);

с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 38 137 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу; кадастровая стоимость которого на основании кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 ноября 2016 года составляет 75 034 547,50 руб. (т.1 л.д.30);

с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 37 364 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную площадку; кадастровая стоимость которого на основании кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 ноября 2016 года составляет 73 513 670 руб.(т.1 л.д.35);

с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 15 844 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственной базой; кадастровая стоимость которого на основании кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 ноября 2016 года составляет 35 935 052,24 руб. (т.1 л.д. 40);

с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 42 733 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности; кадастровая стоимость которого на основании кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 ноября 2016 года составляет 91 206 323,89 руб. (т.1 л.д. 48).

Право собственности Общества на земельные участки подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 20 августа 2007 года (участки с номерами <данные изъяты>); от 05 сентября 2007 года (участок с номером <данные изъяты>); от 20 февраля 2012 года (участок с номером <данные изъяты>) (т.1 л.д. 21, 26,, 32, 37,42).

Выпиской из протокола № 5 внеочередного общего собрания акционеров ОАО «<данные изъяты>» от 08.05.2008 подтверждается принятие решения об изменении наименования Общества с ОАО «<данные изъяты>» на <данные изъяты>», <данные изъяты>» (том 2 л.д.15-19), что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (том 2 л.д. 27-42).

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности Общества как собственника земельных участков, являющегося плательщиком земельного налога (т.1 л.д. 106-115), размер которого определяется от кадастровой стоимости участка в соответствии с частью 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административный истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости, на основании установления в отношении земельных участков их рыночной стоимости.

Как следует из материалов дела, земельные участки являются учтенными, поставлены на государственный кадастровый учет: 04 июня 2003г. - участки с номерами <данные изъяты>; 02 сентября 2004 года - участок с номером <данные изъяты>;; 28 декабря 2011 года - участок с номером <данные изъяты>.

Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости указанных земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 г. № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области» по состоянию на 01.08.2014 (т.1 л.д.22-23, 27-29, 33-34, 38-39,43-47).

Определением Кемеровского областного суда от 18.04.2017 (т.2 л.д. 266-270) по настоящему административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, поскольку предоставленный административным истцом отчет оценки рыночной стоимости земельных участков не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости каждого объекта недвижимости.

Рыночная стоимость земельных участков определена экспертным заключением ООО фирма «Колор» № 46-04/2017-СЭ от 26.06. 2017 (т.3 л.д. 68-120) и составляет:

в размере 11 991 000 рублей - для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>,

в размере 22 515 000 рублей - для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

в размере 22 994 000 рублей - для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>;

в размере 989 000 рублей - для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

в размере 23 002 000 рублей - для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Оценив по правилам статей 82 и 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы № 46-04/2017-СЭ от 26.06.2017 в совокупности с другими доказательствами, включая представленный при подаче искового заявления отчет об оценке и экспертное заключение, суд приходит к выводу о том, что заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки, в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд отклоняет доводы представителя административного истца о том, что заключение судебной экспертизы не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объектов оценки - земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, поскольку указанные доводы не основаны на доказательствах.

Представленный административным истцом отчет ООО Юридическая компания «СЕНАТ» № 506/012/16 от 07.12.2016, в котором по состоянию на 01.08.2014 определена иная рыночная стоимость объектов недвижимости, не может быть положен в основу решения, поскольку опровергнут результатами проведенной по делу оценочной экспертизы, назначенной судом по ходатайству представителя административного истца, при производстве которой эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

В этой связи в основу решения суд берет данные о рыночной стоимости земельных участков, полученные на основании заключения судебной оценочной экспертизы, указав при этом, что правильность заключения экспертизы, отвечающего требованиям процессуального законодательства, сторонами не опровергнута, возражения представителя административного истца основаны на предположении и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.

Экспертное заключение соответствует требованиям относимости, подтверждает размер рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была определена их кадастровая стоимость.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Суд, оценив названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, принимая во внимание позицию представителя административного истца в судебном заседании, уточнившего исковые требования в части установления кадастровой стоимости двух из пяти спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы, считает необходимым определить кадастровую стоимость всех земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной заключением эксперта.

В обоснование заявленных исковых требований административным истцом указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела.

Рыночная стоимость спорных земельных участков существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, который несет обязанность оплачивать налоговые платежи, исчисленные из кадастровой стоимости земельных участков, т.е. в значительно большем размере, в связи с чем административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Приходя к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельных участков на основании заключения судебной экспертизы, суд учитывает также, что рыночная стоимость объектов оценки, определенная заключением судебной оценочной экспертизы, наиболее отвечает принципу экономической обоснованности и для целей налогообложения.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, включающее в себя обязанность его оценки в целях уплаты законно установленных налогов.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.

В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).

С учетом изложенного, вопреки утверждению представителя административного истца, установление кадастровой стоимости спорных земельных участков в большем размере, чем определено в представленном административным истцом отчете об оценке, прав последнего на установление кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в экономически обоснованном размере не нарушает.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области, о том, что данное учреждение не является заинтересованным лицом по делу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку противоречат требованиям части 4 статьи 38, части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (пункт 7).

Из содержания части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки.

Удовлетворение требований не связано с выявлением нарушений в действиях административных ответчиков и не влечет для указанных лиц каких-либо неблагоприятных последствий.

При таких обстоятельствах исковые требования АО «<данные изъяты>» подлежат удовлетворению.

Разрешая ходатайство экспертного учреждения о возмещении расходов на оплату проведенной судебной оценочной экспертизы, суд исходит из следующего.

Пунктом 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, отнесены суммы, подлежащие выплате экспертам.

В соответствии с частью 3 статьи 108 названного кодекса эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.

Согласно письму ООО фирма «Колор» стоимость проведенной судебной оценочной экспертизы по настоящему делу составила 270 000 рублей (т. 3, л.д. 66, 67). Как пояснила в судебном заседании представитель административного истца, счет на оплату услуг экспертного учреждения в сумме 270 000 руб. АО «<данные изъяты> получен был своевременно, проведение экспертизы до настоящего времени не оплачено.

Разрешая вопрос о возмещении расходов на оплату услуг эксперта, суд учитывает положения части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым бремя предоставления доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества возложено законом на административного истца.

Административный истец, обратившись в суд с настоящими исковыми требованиями, реализовал свое право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, по состоянию на дату кадастровой оценки. Судебная оценочная экспертиза была назначена судом по ходатайству административного истца в целях установления юридически значимого обстоятельства по делу - установления величины рыночной стоимости объектов недвижимости, а потому судебные расходы на проведение судебной оценочной экспертизы определением суда были отнесены на счет административного истца.

Учитывая, что судебная оценочная экспертиза проведена с целью правильного рассмотрения и разрешения административного дела, учитывая значительное количество объектов оценки и связанную с этим сложность предмета экспертного исследования, суд отклоняет доводы представителя административного истца о нарушении прав АО «РЖД» необоснованным завышением суммы расходов на проведение судебной оценочной экспертизы и необходимости предоставления расшифровки произведенных экспертным учреждением затрат в подтверждение выставленной к оплате сумме.

Поскольку не установлено, что удовлетворение заявленных АО «<данные изъяты>» требований обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца административными ответчиками, учитывая, что услуги по составлению экспертного заключения оказаны с целью предоставления административным истцом доказательств в обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, а также исходя из того, что до настоящего момента проведение экспертного исследования, положенного в основу решения суда, АО <данные изъяты>», на которое такая обязанность была возложена судом при назначении экспертизы, не оплачено, суд взыскивает с административного истца расходы по оплате судебной оценочной экспертизы, проведенной наименование организации, в сумме 270 000 (счет на оплату N 723 от 09 января 2017 года).

Приходя к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства ООО фирма «Колор» о возмещении расходов на проведение судебной оценочной экспертизы, суд также принимает во внимание, что по результатам судебной экспертизы подтвердилась недостоверность определенной в отчете рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества; учитывает, что частичное изменение административным истцом требований было обусловлено проведением по делу судебной оценочной экспертизы, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности административного истца по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

требования акционерного общества «<данные изъяты>» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 15 844 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственной базой, в размере его рыночной стоимости 11 991 000 рублей, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 37 364 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную площадку, в размере его рыночной стоимости 22 515 000 рублей, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 38 137 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, в размере его рыночной стоимости 22 994 000 рублей, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1 584 кв.м., расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную площадку, в размере его рыночной стоимости 989 000 рублей, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 42 733 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, в размере его рыночной стоимости 23 002000 рублей, определенной по состоянию на 01 августа 2014 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области

Дата обращения АО «<данные изъяты>» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области - 16 января 2017 года, которую следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

Взыскать с АО «<данные изъяты>» в пользу ООО фирма "Колор" расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в сумме 270 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 18 июля 2017 года.

Председательствующий И.А. Никулина