ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-341/19 от 26.11.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 3а-341/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2019 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд

в составе председательствующего судьи Витушкиной Е.А.

судьей Белоногого А.В., Леонтьева С.А.,

при секретаре Колоцей И.А..,

с участием прокурора Соловьевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Санкт-Петербургской избирательной комиссии о расформировании Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги,

У С Т А Н О В И Л:

Санкт-Петербургская избирательная комиссия обратилась в суд с административным исковым заявлением о расформировании Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги, ссылаясь на не исполнение названной комиссией принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 08.08.2019 года № 129-8 и от 15.08.2019 года № 132-17, которыми на Избирательную комиссию внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги была возложена обязанность принять у кандидата Максимова С.В. уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем.

Представитель Санкт-Петербургской избирательной комиссии З в суд явился, поддержал заявленные требования

Представители Избирательной комиссией внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги (далее – ИКМО МО Коломяги, комиссия) СЦ (являющаяся также заинтересованным лицом по делу), представитель заинтересованного лица Муниципального совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги Р, заинтересованное лицо П в судебное заседание явились, выразили несогласие с требованиями административного истца, поддержали отзыв на административное исковое заявление (т.1 л.д.91-94).

Представители административного ответчика пояснили суду, что комиссия была не согласна с решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 08.08.2019 года № 129-8 в части, обязывающей ее принять от кандидата уточнения и дополнения в ранее поданные документы, в связи с чем обратилась в Санкт-Петербургский городской суд 12.08.2019 года с административным исковым заявлением об оспаривании указанного предписания Санкт-Петербургской избирательной комиссии, не исполняла решение, ожидая разрешения спора судом; после получения определения суда об отказе в принятии административного искового заявления комиссия частично исполнила решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии, а именно рассмотрела вопрос о регистрации кандидата, и, придерживаясь своей позиции, 19.08.2019 года отказала М в регистрации в качестве кандидата; комиссия отказывалась принимать у М уточнения и дополнения к ранее поданным документам, что являлось согласованной волей всех членов избирательной комиссии, основанной на их правовой позиции с учетом выводов, содержащихся в решении Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23.07.2019 года по делу № 2а-9235/2019. (т.1 л.д.91-94).

Административный ответчик полагает необходимым учесть, что неисполнение комиссией решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии носило однократный характер, имело незначительные негативные последствия, поскольку Санкт-Петербургская избирательная комиссия зарегистрировала М в качестве кандидата, что позволило ему принять участие в выборах, комиссия добросовестно и квалифицированно исполняла возложенные на нее обязанности, привлечена к административной ответственности за рассматриваемое нарушение, расформирование комиссии является чрезмерной мерой ответственности.

Заинтересованные лице ДББНМ в судебное заседание не явились, представили письменные возражения на заявленные требования, ссылаясь на добросовестность членов комиссии при выполнении возложенных на них обязанностей (т.1 л.д.154-162, т.3 л.д.44-48), заинтересованное лицо Е в суд не явилась, представила документы о выходе ее из состава избирательной комиссии.

Выслушав представителей сторон, заинтересованных лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего обоснованными заявленные требования, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 2,3 статьи 10, пунктом 11 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга) избирательной комиссией, организующей выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, является избирательная комиссия муниципального образования, которая организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов, осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или её должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

При этом избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

Пунктом 6 статьи 75 Федерального закона установлено, что решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года №587-95 «О Санкт-Петербургской избирательной комиссии» комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге: осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1); рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18); рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (подпункт 18-1).

Проанализировав приведённые правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований, принятые при этом решения являются обязательными для исполнения избирательными комиссиями муниципальных образований.

Судом установлено, что решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги от 19 июня 2019 года №132 назначены выборы депутатов данного представительного органа местного самоуправления шестого созыва на 8 сентября 2019 года.

Санкт-Петербургская избирательная комиссия решением от 26 сентября 2019 года № 12-3 сформировала Избирательную комиссию внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги 8 членов с правом решающего голоса (т.1 л.д.84.)

09.07.2019 года ИКМО МО Коломяги принято решение №6-4 об отказе в регистрации М кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 207 на основании подпунктов «в», «г», «д» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга.

Решением этой же избирательной комиссии от 15.07.2019 года № 11-1 вышеуказанное решение отменено, М зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 207.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23.07.2019 года по административному делу № 2а-9235/2019 удовлетворены исковые требования М., оба вышеуказанных решения ИКМО МО Коломяги отменены, на избирательную комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации М кандидатом в депутаты (т.1 л.д. 95-109).

Решением ИКМО МО Коломяги от 29.07.2019 года № 15-6 вновь отказано в регистрации М кандидатом в депутаты на основании подпункта «в» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга (л.д.153-154).

Указанное решение отменено решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 08.08.2019 года № 129-8, принятым в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона, на ИКМО МО Коломяги возложена обязанность принять у М уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата в депутаты и повторно рассмотреть вопрос о регистрации М кандидатом в депутаты не позднее чем через пять дней после принятия решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии (т.1 л.д.12-16)

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 15.08.2019 № 132-17, также принятым в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона признано незаконным бездействие ИКМО Коломяги, выразившееся в неисполнении решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 08.08.2019 № 129-8, на ИКМО МО Коломяги повторно возложена обязанность исполнить предписания, содержащиеся в указанном решении; 16.08.2019 года копия указанного решения направлена в ИКМО МО Коломяги по адресу его электронной почты, а также опубликована в сетевом издании «Вестник «Санкт-Петербургской избирательной комиссии» (т.1 л.д.17-22,51-52).

Решением ИКМО МО Коломяги от 19.08.2019 года № 19-3 вновь отказано в регистрации М кандидатом в депутаты на основании подпункта «в» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербургская избирательная комиссия 27.08.2019 решением № 135-7 отменила указанное решение ИКМО МО Коломяги и зарегистрировала М кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу № 207; до этого оказала Максимову С.В. содействие во вручении члену ИКМО МО Коломяги М непосредственно на заседании Рабочей группы Санкт-Петербургской избирательной комиссии уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате (т.1 л.д.23-29).

Указанное решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии являлось предметом судебной проверки, решением Санкт-Петербургского городского суда от 02.09.2019 года по административному делу № 3а-276/2019 в удовлетворении административного искового заявления Г о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 27 августа 2019 года № 135-7 отказано (т.3 л.д.107-113).

Как следует из пояснений административного ответчика, им не оспаривается факт неисполнения решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 08.08.2019 года № 129-8, принятого в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона, в части обязания принять от М уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем.

Указанный факт подтверждается имеющим преюдициальное значение для настоящего дела в силу положений части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановлением мирового судьи судебного участка № 175 Санкт-Петербурга от 10.09.2019 по делу № 5-481/2019-175, которым установлено, что ИКМО МО Коломяги не исполнила в установленный срок до 17 августа 2019 года решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии, принятое в пределах ее компетенции, в связи с чем ИКМО МО Коломяги признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.3 КоАП РФ (т.1 л.д. 65-73); решением судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18.11.2019 года по делу № 12-992/2019 указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения (т.1 л.д.145-152).

Также, как следует из показаний допрошенного судом свидетеля М различные члены ИКМО МО Коломяги неоднократно отказывались принимать у него документы, уточняющие и дополняющие сведения о нем, представленные для регистрации кандидатом в депутаты, в том числе, после принятия Санкт-Петербургской избирательной комиссией решения от 15.08.2019 года № 132-17, также обязывающего принять у него соответствующие документы.

Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 31 Федерального закона неисполнение комиссией решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона, является основанием для ее расформирования судом. В этом случае с соответствующим административным исковым заявлением вправе обратиться избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (пункт 4 этой же статьи).

24 октября 2019 года Санкт-Петербургская избирательная комиссии приняла решение № 158-2, которым признала, в том числе, неудовлетворительной работу ИКМО МО Коломяги по подготовке и проведению выборов депутатов муниципального совета, и постановила обратиться в суд с административным исковым заявлением о ее расформировании (т.1 л.д.30-45), соответствующее административное исковое заявление подано в суд в срок, установленный пунктом 5 статьи 31 Федерального закона (т.3 л.д.49-50).

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд полагает установленным, что ИКМО МО Коломяги проявила умышленное бездействие, не исполнила решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 08 августа 2019 года № 129-8, и от 15 августа 2019 № 132-17, принятые в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона, что является основанием для ее расформирования судом по инициативе Санкт-Петербургской избирательной комиссии.

Допустимых и достоверных доказательств того, что ИКМО МО Коломяги были предприняты все необходимые и зависящие от нее меры, направленные на соблюдение требований избирательного законодательства, которые могли быть приняты во внимание судом при разрешении вопроса о необходимости расформирования комиссии, суду не представлено; уважительных причин, по которым указанные решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии не могли быть исполнены ИКМО МО Коломяги, в ходе судебного разбирательства не установлено.

Довод административного ответчика о том, что позиция комиссии по отказу исполнить решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии была основана на выводах, содержащихся в решении Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23.07.2019 года по административному делу № 2а-9235/2019, не может свидетельствовать о наличии таких уважительных причин, поскольку избирательное законодательство не допускает отказ от исполнения решения избирательной комиссии, принятого в пределах компетенции, при отсутствии решения вышестоящей избирательной комиссии или суда о признании такого решения незаконным. Кроме того, решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 08.08.2019 года и 15.08.2019 года основаны на установленных обстоятельствах чинения препятствий Максимову С.В. со стороны ИКМО МО Коломяги в принятии уточняющих документов 07.07.2019 года и позднее, которые предметом исследования Приморского районного суда Санкт-Петербурга в рамках вышеуказанного административного дела, не являлись.

Ссылки административного ответчика на отсутствие значительных негативных последствий указанных действия ИКМО МО Коломяги не могут быть приняты судом, поскольку наступление таких последствий было предотвращено только Санкт-Петербургской избирательной комиссией, в связи с чем оснований полагать, что расформирование комиссии является излишней мерой, не направленной на обеспечение возможности реализации избирательных прав граждан в дальнейшем, не имеется.

То обстоятельство, что ИКМО МО Коломяги привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.3 КоАП РФ, не влечет за собой невозможности расформирования комиссии, поскольку расформирование комиссии на основании подпункта «б» пункта 1 статьи 31 Федерального закона является самостоятельной мерой ответственности коллегиального органа, направленной, в том числе, на обеспечение реализации избирательных прав граждан.

Позиция административного ответчика о том, что комиссией не допускалось иных существенных нарушений во время избирательной кампании, не может быть признана обоснованной.

Так, решением Санкт-Петербургского городского суда от 02.09.2019 по делу № 3а-276/2019 установлено, что 07 июля 2019 года (в последний день, установленный ИКМО МО Коломяги для устранения М недостатков в поданных для регистрации в качестве кандидата документов) комиссия не работала, что является нарушением обязанности, возложенной решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 22 июня 2019 года № 103-14 на избирательные комиссии муниципальных образований, по осуществлению приема документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты муниципальных советов, в том числе, в выходные дни.

Кроме того, решениями Санкт-Петербургской избирательной комиссии отменено также 12 решений ИКМО МО Коломяги об отказе в регистрации кандидатами в депутаты (т.2 л.д.1-245)

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Оценивая объяснения участвующих в деле лиц, суд полагает установленным факт отсутствия вины М за допущенное ИКМО МО Коломяги нарушение, поскольку, будучи назначенным членом комиссии с правом решающего голоса решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года № 125-3, он не извещался о заседаниях комиссии до 21 августа 2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Санкт-Петербургской избирательной комиссии о расформировании Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги – удовлетворить.

Расформировать Избирательную комиссию внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги.

Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня принятия во Второй апелляционный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: подпись

Судьи: подпись

Подпись