ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-341/20 от 26.08.2020 Костромского областного суда (Костромская область)

44OS0000-01-2020-000268-30

Дело №3а-341/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Костромской областной суд в составе

председательствующего судьи Зиновьевой О.Н.,

с участием прокурора Рыловой Т.В.,

при секретаре Пономаревой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» и избирательного объединения «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» к избирательной комиссии Костромской области об отмене постановления избирательной комиссии Костромской области от 10 августа 2020 года №1464 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Костромской областной Думы от 10 июня 2020 года №1436 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона Костромской области от 24 апреля 2008 года №300-4-ЗКО «Устав Костромской области» Костромская областная Дума состоит из 35 депутатов, 25 из которых избираются по одномандатным избирательным округам, 10 – по единому областному избирательному округу. Согласно статье 38 Закона Костромской области от 19 октября 2018 года №451-6-ЗКО «Избирательный кодекс Костромской области» (далее также - Избирательный кодекс Костромской области) полномочия по подготовке и проведению выборов в Костромскую областную Думу возложены на избирательную комиссию Костромской области.

Избирательное объединение «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» и избирательное объединение «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» обратились в суд с административными исковыми заявлениями, в которых просили отменить постановление избирательной комиссии Костромской области от 10 августа 2020 года №1464 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу (административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство определением судьи от 19 августа 2020 года).

В обоснование заявленных требований указали, что 08 июля 2020 года избирательное объединение «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» уведомило избирательную комиссию Костромской области о выдвижении списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по областному избирательному округу и представило документы для заверения списка кандидатов.

01 августа 2020 года избирательное объединение «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» представило в избирательную комиссию Костромской области документы на регистрацию списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по областному избирательному округу.

Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 10 августа 2020 года №1464 список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу, зарегистрирован в количестве 22 человек.

Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 12 августа 2020 года №1469 список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» по областному избирательному округу, зарегистрирован в количестве 21 человека.

Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 12 августа 2020 года №1479 список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» по областному избирательному округу, зарегистрирован в количестве 21 человека.

По мнению административных истцов, избирательная комиссия Костромской области зарегистрировала список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу, при наличии оснований для отказа в регистрации, предусмотренных подпунктами «б», «б.1», «в.1», «г», «д» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон №67-ФЗ).

Так, в силу пункта 11 статьи 29 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в подтверждение выдвижения списка кандидатов избирательное объединение «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» должно было представить протокол конференции от 02 июля 2020 года. Подача Решения №3.4 конференции (выписки из протокола от 02 июля 2020 года) не свидетельствует об исполнении избирательным объединением требования пункта 3 части 8 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области. 08 июля 2020 года протокол конференции в числе других документов, представленных для выдвижения, заявлен не был.

Конференция Регионального отделения политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области, начавшаяся 02 июля 2020 года, завершилась 10 июля 2020 года. Несмотря на то, что она проводилась в два этапа – 02 июля 2020 года и 10 июля 2020 года, принятые ею решения были оформлены единым протоколом, заявленным избирательным объединением вместе с документами на регистрацию списка кандидатов. Согласно Уставу Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ протокол конференции регионального отделения должен быть оформлен и подписан в течение трех дней после закрытия данной конференции. Следовательно, на момент уведомления избирательной комиссии о выдвижении списка кандидатов 08 июля 2020 года протокол конференции, из которого можно было бы делать выписки, еще не был оформлен. Решение №3.4 конференции (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) на 08 июля 2020 года не могла существовать. Таким образом, Решение №3.4 конференции (выписка из протокола от 02 июля 2020 года), как и все прочие представленные избирательным объединением выписки, является недостоверным документом.

Недостоверность Решения №3.4 конференции (выписки из протокола от 02 июля 2020 года) подтверждается также тем, что текст данного решения существенно отличается от текста самого протокола. В Решении №3.4 конференции содержится список кандидатов в депутаты по областному избирательному округу с указанием фамилии, имени и отчества каждого из них. Тогда как в протоколе конференции решение по данному вопросу не содержит указанных сведений - список кандидатов назван в нем в качестве приложения к протоколу, которое, в свою очередь, не было заявлено в избирательную комиссию при уведомлении о выдвижении.

Избирательное объединение «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» 08 июля 2020 года, уведомляя избирательную комиссию Костромской области о выдвижении списка кандидатов по областному избирательному округу, представило Решение №5 конференции (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) о назначении уполномоченных представителей, Решение №6 конференции (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам, список уполномоченных представителей избирательного объединения, список уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, согласия уполномоченных представителей и уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

Из предъявленного избирательным объединением протокола от 02 июля 2020 года следует, что выписки из данного протокола (Решение №5 и Решение №6) по содержанию принятых решений существенно отличаются от решений, изложенных в протоколе. Согласно Решению №5 конференции (выписке из протокола от 02 июля 2020 года) конференция регионального отделения утвердила в качестве уполномоченных представителей ФИО44, ФИО7, ФИО8, однако никакими полномочиями их не наделила. Выписка не содержит указания на то, что это уполномоченные избирательного объединения по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва. В протоколе конференции, напротив, указано, что ФИО44, ФИО7 и ФИО8 являются уполномоченными представителями по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах депутатов Костромской областной Думы. Вместе с тем конференция не определила, что данные лица назначены представителями именно на выборах депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва, назначенных на 13 сентября 2020 года. Согласно Решению №6 конференции (выписке из протокола от 02 июля 2020 года) конференция утвердила в качестве уполномоченного представителя по финансовым вопросам ФИО9 и предоставила ей полномочия, включая распоряжение средствами избирательного фонда. В протоколе конференции, напротив, указано, что конференция регионального отделения не принимала решение о предоставлении уполномоченному представителю права распоряжаться средствами, находящимися на специальном избирательном счете, а равно каких-либо других прав, связанных с финансовым обеспечением избирательной кампании избирательного объединения. Кроме того, в протоколе конференции не содержится указания на то, что ФИО9 является представителем по финансовым вопросам именно на выборах депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва, назначенных на 13 сентября 2020 года.

Избирательный счет данного избирательного объединения был открыт 10 июля 2020 года неуполномоченным на то лицом ФИО10 Следовательно, избирательное объединение в установленном порядке не создало избирательный фонд.

Конференция Регионального отделения политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области 02 июля 2020 года приняла решение, согласно которому список кандидатов в депутаты по областному избирательному округу должен быть заверен подписями двух лиц ФИО43 и ФИО8 Представленный в избирательную комиссию список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу, не содержит подпись ФИО8

Как следует из подтверждения о приеме подписных листов в поддержку выдвижения списка кандидатов по областному избирательному округу от 01 августа 2020 года, избирательное объединение «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» представило 2 895 подписей на 817 листах. Все подписные листы были заверены ФИО44, ФИО7, ФИО8, у которых отсутствовали полномочия на заверение подписных листов. Поскольку подписные листы не были заверены уполномоченными представителями, недействительными являются все 2 895 подписей, представленных избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области».

Таким образом, решение о регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу, было принято с нарушением положений пункта 25 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, что нарушает принцип равенства кандидатов, предусмотренный частью 1 статьи 39 Федерального закона №67-ФЗ, и ставит кандидатов и избирательные объединения в неравные условия при принятии решения о регистрации списков кандидатов.

В судебном заседании представители административных истцов избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» Зорина О.А. и избирательного объединения «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» Косенкова С.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях.

Представитель административного ответчика избирательной комиссии Костромской области Ахмерова Э.Н., представители заинтересованного лица избирательного объединения «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» Саакадзе В.Г. и Данченко А.А. административные иски не признали, поддержали изложенные в письменных возражениях относительно административных исков доводы, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы административного дела, выслушав доводы представителей административных истцов по существу заявленных требований и возражения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора Рыловой Т.В., полагавшей административные исковые заявления подлежащими удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 КАС РФ).

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 – 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списков кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 – 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 10 августа 2020 года №1464 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу.

Обосновывая заявленные исковые требования об отмене данного постановления избирательной комиссии Костромской области, административные истцы ссылались на то, что избирательная комиссия Костромской области зарегистрировала список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу, при наличии оснований для отказа в регистрации, предусмотренных подпунктами «б», «б.1», «в.1», «г», «д» пункта 25 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ.

В силу положений пункта 25 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ основаниями отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума являются, в том числе:

отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт «б»);

наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт «б.1»);

если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт «в.1»);

недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума (подпункт «г»);

несоздание избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума избирательного фонда, фонда референдума (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание фонда референдума необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде, фонде референдума не является основанием отказа в регистрации списка кандидатов, в проведении референдума (подпункт «д»).

Административные истцы полагают, что в нарушение части 4, пункта 3 части 8 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области среди документов, представленных избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» для уведомления о выдвижении списка кандидатов, отсутствует решение конференции Регионального отделения политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области, необходимое для уведомления о выдвижении списка кандидатов избирательным объединением.

Оценивая список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу, а также приложенные к нему документы, суд приходит к выводу о том, что у избирательной комиссии Костромской области отсутствовали основания для отказа в регистрации данного списка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона №67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» (далее также – Федеральный закон №95-ФЗ) политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона №95-ФЗ решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.

В силу подпункта «и» пункта 2 статьи 21 Федерального закона №95-ФЗ Устав партии определяет порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

Статьей 27 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ (пункт 4) предусмотрено, что региональное отделение на территории своей деятельности участвует в выборах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, в том числе выдвигает кандидатов на выборные должности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, кандидатов и (или) список кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

На основании положений статьи 29 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ Конференция регионального отделения считается правомочной, если в ее работе принимают участие более половины избранных на нее делегатов от местных отделений, входящих в состав регионального отделения и более половины членов регионального отделения. Решения Конференции регионального отделения принимаются ее делегатами большинством голосов от числа присутствующих на правомочной Конференции регионального отделения ее делегатов (пункт 9); решения Конференции регионального отделения оформляются ее протоколом. Протокол Конференции регионального отделения должен быть оформлен и подписан в течение трех дней после закрытия данной Конференции. Протокол Конференции регионального отделения подписывают председательствующий и секретарь Конференции регионального отделения. Выписки из протокола Конференции регионального отделения подписывает Председатель Совета регионального отделения (пункт 11).

Пунктом 2 статьи 30 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ определено, что к компетенции Конференции регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение тайным голосованием в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах списка кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатуры которых и порядок их размещения в списке, предварительно согласованы Президиумом.

Из материалов дела следует, что конференция Регионального отделения Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области, по результатам которой состоялось выдвижение списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу, проведена в два этапа (1 этап - 02 июля 2020 года, 2 этап – 10 июля 2020 года). Тайное голосование и решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по областному избирательному округу делегатами конференции проведено и принято 02 июля 2020 года. В этот же день делегаты конференции приняли решения о назначении уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, избирательного объединения, лиц для заверения списка.

Данные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле, в том числе административными истцами.

Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются информацией о посещении мероприятия по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) от 02 июля 2020 года, составленной представителями избирательной комиссии Костромской области ФИО16 и ФИО17, присутствовавшими на конференции (1 этапе) Регионального отделения Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области с целью удостоверения того, что мероприятие состоялось, голосование по выдвижению кандидатов, списка кандидатов осуществлялось тайно, были соблюдены иные требования, предъявляемые федеральным законом к выдвижению кандидатов, списков кандидатов политическими партиями.

Материалами дела также подтверждается и установлено судом, что 08 июля 2020 года избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» в избирательную комиссию Костромской области с уведомлением о выдвижении списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по областному избирательному округу представлены:

- решение №3.4 конференции Регионального отделения политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года, из которого следует, что в соответствии со статьями 73 Избирательного кодекса Костромской области, 30 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ и на основании протокола №2 счетной комиссии конференции от 02 июля 2020 года о результатах тайного голосования делегатов принято решение: выдвинуть список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по областному избирательному округу, состоящий из 5 региональных групп в количестве 25 кандидатов в установленном порядке размещения в нем кандидатов: Региональная группа кандидатов №1 <данные изъяты> 1. ФИО18, 2. ФИО19, 3. ФИО20, 4. ФИО21, 5. ФИО22; Региональная группа кандидатов №2 <данные изъяты> 1. ФИО23, 2. ФИО24, 3. ФИО25, 4. ФИО26, 5. ФИО27; Региональная группа кандидатов №3 <данные изъяты> 1. ФИО28, 2. ФИО29, 3. ФИО30, 4. ФИО31, 5. ФИО32; Региональная группа кандидатов №4 <данные изъяты> 1. ФИО33, 2. ФИО34, 3. ФИО35, 4. ФИО36, 5. ФИО37; Региональная группа №5 <данные изъяты><данные изъяты> 1. ФИО38, 2. ФИО39, 3. ФИО40, 4. ФИО41, 5. ФИО42;

- решение №5 конференции Регионального отделения политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года, из которого следует, что на основании статьи 74 Избирательного кодекса Костромской области, статьи 30 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ назначены уполномоченными представителями избирательного объединения «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области», выдвинувшего список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по областному избирательному округу и список кандидатов по одномандатным избирательным округам: ФИО44 (указаны дата рождения, данные паспорта, адрес места жительства, основное место работы), ФИО7 (указаны дата рождения, данные паспорта, адрес места жительства, основное место работы), ФИО8 (указаны дата рождения, данные паспорта, адрес места жительства, основное место работы);

- решение №6 конференции Регионального отделения политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года, из которого следует, что на основании статьи 74 Избирательного кодекса Костромской области, статьи 30 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ назначена уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области», выдвинувшего список кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по областному избирательному округу, ФИО9 (указаны дата рождения, данные паспорта, адрес места жительства, основное место работы, полномочия);

- решение №7 конференции Регионального отделения политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года, из которого следует, что в соответствии со статьями 73 Избирательного кодекса Костромской области, 32 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ назначены уполномоченные лица для заверения списка кандидатов по областному (единому) избирательному округу, а также списка кандидатов по одномандатным избирательным округам при проведении выборов депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва ФИО43 и ФИО8

01 августа 2020 года избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» в избирательную комиссию Костромской области представлены документы на регистрацию списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва по областному избирательному округу.

В соответствии с частью 4 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области при выдвижении кандидатов в депутаты Костромской областной Думы, депутаты представительного органа муниципального образования Костромской области, на должность главы муниципального образования в решении съезда (конференции), общего собрания избирательного объединения о выдвижении списков кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, списков кандидатов по областному избирательному округу, по муниципальному избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования должны быть указаны:

1) число зарегистрированных участников съезда (конференции), общего собрания;

2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения;

3) решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо областного списка кандидатов, муниципального списка кандидатов);

4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, к которому прилагаются список с указанием сведений о них, перечисленных в части 2 статьи 74 настоящего Кодекса, а также письменные согласия каждого из перечисленных в списке лиц осуществлять указанную деятельность;

5) дата принятия решения.

Согласно части 8 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области одновременно со списками кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, списками кандидатов, выдвинутых по областному избирательному округу, по муниципальному избирательному округу, уполномоченным представителем избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 8 статьи 71 настоящего Кодекса, в организующую выборы избирательную комиссию представляются следующие документы:

1) нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, решение о его создании;

2) копия устава общественного объединения (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений), заверенная постоянно действующим руководящим органом общественного объединения (при проведении выборов в органы местного самоуправления);

3) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, списков кандидатов по областному избирательному округу, по муниципальному избирательному округу;

4) решение о назначении уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) избирательного объединения с указанием сведений о нем (о них), перечисленных в части 2 статьи 74 настоящего Кодекса, и письменное согласие каждого из перечисленных в списке лиц осуществлять указанную деятельность;

5) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

При выдвижении списка кандидатов по областному (муниципальному) избирательному округу представляются также доверенности уполномоченных представителей по финансовым вопросам, оформленные в порядке, установленном частью 17 статьи 100 настоящего Кодекса.

Из буквального толкования части 4 статьи 73 Избирательного кодекса Российской Федерации следует, что данной нормой регулируется порядок выдвижения кандидатов в депутаты Костромской областной Думы, соблюдение которого, включая процедурные вопросы – регистрация участников, наличие кворума, должно быть отражено в решении съезда (конференции) (в рассматриваемом случае протоколе конференции), проводимой с целью выдвижения списка кандидатов по областному избирательному округу.

Вместе с тем из конструкции названной нормы усматривается, что она предусматривает некоторые вопросы порядка предоставления документов в избирательную комиссию, а именно приложение к решениям, приведенным в пунктах 3 и 4, различных документов, в частности, к решению о выдвижении списка кандидатов прилагается областной список кандидатов, к решению о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения прилагается список с указанием сведений о них, перечисленных в части 2 статьи 74 настоящего Кодекса, а также письменные согласия каждого из перечисленных в списке лиц осуществлять указанную деятельность. Таким образом, решение о выдвижении списка кандидатов и решение о назначении уполномоченных представителей определяются данной нормой как самостоятельные, что подтверждается и положениями пунктов 3 и 4 части 8 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области, в которых поименованные решения указаны как отдельные документы.

Кроме того, в рекомендуемой форме решения съезда (конференции), являющейся Приложением №2 к Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2024 года №235\1486-6, не предусматривается приведение решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения.

С учетом изложенного мнение административных истцов о том, что частью 4 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области предусмотрены обязательные требования к сведениям, которые должны быть указаны в решении, предусмотренном пунктом 3 части 8 статьи 73 названного Кодекса и представляемом в избирательную комиссию одновременно со списком кандидатов, выдвинутых по областному избирательному округу, основано на ошибочном толковании указанной нормы. В этой связи судом отклоняется довод административных истцов о том, что решение №3.4 конференции Регионального отделения политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года не соответствует предъявляемым требованиям Избирательного кодекса Костромской области, поскольку не содержит решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения.

Оценивая доводы административных истцов о недостоверности решений №3.4, №5, №6, №7 (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года по мотиву отсутствия на указанную дату оформленного единого протокола конференции, проведенной в два этапа (1 этап – 02 июля 2020 года, 2 этап – 10 июля 2020 года), суд приходит к выводу об их несостоятельности.

Устав Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ не содержит запрета проведения конференции регионального отделения в несколько этапов.

Вместе с тем в части 4 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области применительно к решениям, оформленным документально, и представляемым в соответствии с пунктами 3 и 4 части 8 названной нормы в избирательную комиссию, предусмотрено указание даты принятия решения.

Как установлено выше, решения по выдвижению списка кандидатов по областному избирательному округу, назначению уполномоченных представителей, лиц, имеющих права заверения списка кандидатов, были приняты делегатами конференции Регионального отделения Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 02 июля 2020 год, т.е. представленные в избирательную комиссию Костромской области документы отражают действительную дату их принятия. Принимая во внимание, что административными истцами не опровергаются факты проведения конференции и принятия спорных решений, их доводы сводятся исключительно к недостаткам оформления документов, дата изготовления протокола конференции (по утверждению административных истцов, не ранее 10 июля 2020 года) не ставит под сомнение достоверность изложенных в письменных документах (решения №№ 3.4, 5, 6, 7 (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года), представленных в избирательную комиссию, обстоятельств, отражающих действия делегатов конференции и принятых ими решений. Исходя из позиции административных истцов, все решения, принятые на конференции, могли иметь дату принятия только 10 июля 2020 года, т.е. дату завершения конференции и возможного изготовления и подписания единого протокола, что не соответствует фактическим обстоятельствам по делу.

Кроме того, административными истцами не опровергнуты доводы представителя заинтересованного лица о том, что протокол велся на каждом этапе конференции и из него могли быть сделаны выписки, отражающие принятые решения в соответствующую дату.

Суд учитывает то, что данный протокол конференции в виде единого документа, содержащего, в том числе и решение о выдвижении избирательным объединением списка кандидатов по областному избирательному округу, решение о назначении уполномоченных представителей, лиц, имеющих права заверения списка кандидатов, был своевременно (до дня регистрации списка кандидатов) представлен в избирательную комиссию. Таким образом, письменная форма протокола конференции не была нарушена, также не нарушена процедура подписания протокола. Данный протокол был принят во внимание избирательной комиссией при принятии решения о регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области», в совокупности с документами, представленными при выдвижении названного списка, и информацией, полученной в ходе участия представителей избирательной комиссии в мероприятии по выдвижению списка кандидатов регионального отделения 02 июля 2020 года. Сведений о несоответствии протокола ходу конференции административными истцами не представлено.

При этом суд не может принять в качестве бесспорного доказательства представленный представителем заинтересованного лица в суд протокол первого этапа от 02 июля 2020 года, поскольку данный документ не был представлен и соответственно оценен избирательной комиссией при принятии оспариваемого решения о регистрации списка кандидатов 10 августа 2020 года. Однако содержание данного протокола не противоречит содержанию представленного избирательным объединением 01 августа 2020 года в избирательную комиссию протокола конференции (по двум этапам), которым объективно подтверждается ведение протокола на каждом этапе конференции.

По мнению суда, в рассматриваемой ситуации само по себе оформление требуемых документов решением (выпиской из протокола) не указывает на нарушение региональным отделением устава партии, которым допускается такая форма (пункт 11 статьи 29 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ) и не свидетельствует о неисполнении избирательным объединением требований пункта 3 части 8 статьи 73 Избирательного кодекса Российской Федерации, и, следовательно, наличии у избирательной комиссии оснований для принятия решения об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу.

Более того, в соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Такая гарантия направлена на обеспечение всем избирательным объединениям равных возможностей для реализации своего права на выдвижение списков кандидатов, в том числе и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документах или их отсутствие.

Как видно из материалов дела, избирательной комиссией избирательное объединение «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» не извещалось в порядке приведенной выше нормы об отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов.

На основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, суд приходит к заключению о том, что в целом представленное на стадии выдвижения решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу, и состав изложенных в нем сведений отвечают требованиям к форме и содержанию такого документа, установленным частью 4 и частью 8 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области, принято правомочным органом конференцией регионального отделения политической партии, с соблюдением кворума, предписания о тайном голосовании большинством голосов от присутствующих делегатов и формально выражено в виде выписки из протокола, что не противоречит Уставу Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.

При этом суд отмечает, что Федеральный закон №67-ФЗ, Федеральный закон №95-ФЗ, Избирательный кодекс Костромской области не содержат норм, предусматривающих обязательную форму составления решения съезда (конференции) политической партии о выдвижении списка кандидатов по областному избирательному округу и решения о назначении уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) избирательного объединения. Следовательно, у суда не имеется оснований для вывода о несоблюдении избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» требований к выдвижению списка кандидатов, установленных названными Федеральными законами, Избирательным кодексом Костромской области, которое в силу части 11 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области могло бы рассматриваться в качестве основания к отказу в заверении списка кандидатов.

Доводы о том, что представленные в избирательную комиссию решения №3.4, №5, №6 (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года недостоверны, поскольку имеют существенные отличия от текста протокола, представленного в избирательную комиссию 01 августа 2020 года, отклоняются судом.

Действительно в решении №3.4 (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) содержится список кандидатов в депутаты по областному избирательному округу с указанием фамилии, имени и отчества каждого из них. Тогда как в протоколе конференции решение по данному вопросу не содержит указанных сведений – список кандидатов в нем назван в качестве приложения к протоколу.

При проверке данных доводов административных истцов судом установлено, что приведенный в решении №3.4 (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года список кандидатов полностью соответствует приложению к протоколу, представленному суду представителем заинтересованного лица в подлиннике, подписанному председателем конференции и секретарем заседания конференции. Таким образом, решение №3.4 (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года не содержит недостоверных сведений. Более того, приведенный в нем (решении) список повторяет список кандидатов, включенный в бюллетень для голосования на конференции и согласованный президиумом Высшего Совета Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ (решение №2 от 30 июня 2020 года, которое было представлено в избирательную комиссию в соответствии с требованиями пункта 5 части 8 статьи 73 Избирательного кодекса Российской Федерации).

Частью 6 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области установлено, что выдвинутый политической партией на выборах депутатов Костромской областной Думы список кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам, список кандидатов в депутаты по областному избирательному округу представляется уполномоченным представителем политической партии в избирательную комиссию Костромской области. На выборах депутатов Костромской областной Думы списки кандидатов в депутаты по областному избирательному округу представляются на бумажном носителе и машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией Костромской области, а решение о выдвижении кандидатов - на бумажном носителе. Данные требования Избирательного кодекса Костромской области избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» выполнены.

Ссылка административных истцов о том, что приложение к протоколу не было заявлено в избирательную комиссию при уведомлении о выдвижении, не может быть принята во внимание, поскольку данный документ не является обязательным к самостоятельному представлению в соответствии с частью 8 статьи 73 названного Кодекса.

Как указывалось выше, пунктом 4 части 8 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области предусмотрено при выдвижении списка кандидатов избирательным объединением предоставление в избирательную комиссию решения о назначении уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) избирательного объединения с указанием сведений о нем (о них), перечисленных в части 2 статьи 74 настоящего Кодекса, и письменного согласия каждого из перечисленных в списке лиц осуществлять указанную деятельность.

Данное требование закона также было выполнено избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» путем предоставления решений №5, №6 (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года, а также списков уполномоченных представителей (в том числе по финансовым вопросам), письменных согласий каждого уполномоченного представителя (в том числе уполномоченного представителя по финансовым вопросам) избирательного объединения осуществлять указанную деятельность, подготовленных по формам, установленным постановлением избирательной комиссии Костромской области от 23 июня 2020 года №1277 «О Перечне и формах документов, в том числе в машиночитаемом виде, представляемых избирательными объединениями в избирательную комиссию Костромской области при проведении выборов депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва по областному избирательному округу».

Отклоняя доводы административных истцов о том, что согласно решению №5 (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года конференция регионального отделения утвердила в качестве уполномоченных представителей ФИО44, ФИО7, ФИО8, однако никакими полномочиями их не наделила, что противоречит протоколу конференции, из которого усматривается, что указанные лица являются уполномоченными представителями по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах депутатов Костромской областной Думы, суд принимает во внимание, что в протоколе конференции (пункт 6) фактически приведено положение из части 1 статьи 74 Избирательного кодекса Костромской области, которой предусмотрено, что избирательное объединение назначает представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Кодексом представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах депутатов Костромской областной Думы, органов местного самоуправления муниципальных образований, а в установленных настоящим Кодексом случаях - уполномоченных представителей по финансовым вопросам.

Пунктом 5 статьи 30 Устава Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ предусмотрено, что к компетенции Конференции относится назначение и досрочное прекращение полномочий уполномоченных представителей регионального отделения по всем вопросам, связанным с его участием в выборах законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатов (членов) представительного органа муниципального образования, на иные выборные должности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе уполномоченных представителей регионального отделения по финансовым вопросам.

Таким образом, конференцией принимается только решение о назначении уполномоченных представителей.

В силу части 2 статьи 74 Избирательного кодекса Костромской области полномочия представителя избирательного объединения должны быть подтверждены выпиской из соответствующего протокола заседания съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения или его руководящего органа с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий).

Следовательно, принятия конференцией решения по определению полномочий уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, не требуется.

Неприведение в выписке из соответствующего протокола конференции положения закона не может расцениваться судом как обстоятельство, свидетельствующее о ее недостоверности, на чем настаивают административные истцы, поскольку данное обстоятельство не искажает существо рассмотренного конференцией вопроса и принятого решения.

По этим же основаниям судом отклоняется довод административных истцов о том, что согласно решению №6 (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года конференция регионального отделения утвердила в качестве уполномоченного представителя по финансовым вопросам ФИО9 и предоставила ей полномочия, включая распоряжение средствами избирательного фонда, при этом в протоколе конференции, напротив, указано, что конференция регионального отделения не принимала решения о предоставлении уполномоченному представителю права распоряжаться средствами, находящимися на специальном избирательном счете, а равно каких-либо других прав, связанных с финансовым обеспечением избирательной компании.

В соответствии с частью 16 статьи 100 Избирательного кодекса Костромской области избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов по областному избирательному округу, муниципальному избирательному округу, обязано в установленном порядке назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам и предоставить ему право распоряжаться средствами, находящимися на специальном избирательном счете.

В силу части 17 статьи 100 Избирательного кодекса Костромской области уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по областному избирательному округу, осуществляет свои действия на основании нотариально удостоверенной доверенности, которая выдается избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов по областному избирательному округу, и в которой указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта гражданина или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам (открытие специального избирательного счета, распоряжение денежными средствами избирательного фонда, учет денежных средств избирательного фонда, контроль за их поступлением и расходованием и иные полномочия, в том числе право подписи на расчетных документах).

Как видно из материалов дела, при выдвижении списка кандидатов по областному избирательному округу избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» выполнено требование части 8 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области о представлении доверенности уполномоченного представителя по финансовым вопросам, оформленной в порядке, установленном частью 17 статьи 100 настоящего Кодекса, в частности, представлена доверенность на имя ФИО47 от 06 июля 2020 года.

Из списка уполномоченных представителей по финансовым вопросам, подготовленного избирательным объединением по форме, установленной постановлением избирательной комиссии Костромской области от 23 июня 2020 года №1277, видно, что в нем указан объем полномочий ФИО10 согласно доверенности, удостоверенной нотариально.

Таким образом, указание в решении №6 (выписке из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года перечня полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам ФИО10, соответствующего объему полномочий, приведенному в списке уполномоченных представителей по финансовым вопросам, согласно доверенности, удостоверенной нотариально, является не более чем техническим недостатком подготовки документа, не изменяющим принятого конференцией решения о назначении данного представителя, и нарушением каких-либо правил действующего законодательства о выборах не является.

Ссылки административных истцов на то, что в протоколе конференции от 02 июля 2020 года не содержится указания на то, что ФИО44, ФИО7, ФИО8, ФИО9 назначены представителями именно на выборах депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва, назначенных на 13 сентября 2020 года, правового значения для разрешения административного спора не имеют, так как по второму вопросу повестки дня конференции делегаты приняли решение об участии Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в выборах депутатов Костромской областной Думы седьмого созыва 13 сентября 2020 года.

Утверждение административных истцов о том, что в нарушение части 7 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области и решения конференции от 02 июля 2020 года представленный в избирательную комиссию список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу, не содержит подпись ФИО8, несостоятельно, поскольку решением конференции (решение №7 (выписка из протокола от 02 июля 2020 года) от 02 июля 2020 года) уполномоченными лицами для заверения списка кандидатов по областному (единому) избирательному округу при проведении выборов депутатов в Костромскую областную Думу седьмого созыва назначены ФИО43 и ФИО8 Однако, решение о заверении списка кандидатов подписями двух указанных лиц конференцией не принималось, не требует этого и действующее избирательное законодательство. Как видно из материалов дела, данный список с соблюдением положений части 7 статьи 73 заверен подписью ФИО43

С учетом изложенного суд отклоняет доводы административных истцов о незаконности решения избирательной комиссии от 10 августа 2020 года №1464, поскольку избирательное объединение «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» на стадии уведомления избирательной комиссии не представило решение о выдвижении списка кандидатов по областному избирательному округу, решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, что свидетельствует об отсутствии среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (подпункт «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ), а также о наличии на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона №67-ФЗ, иного закона (подпункт «б.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ), как не нашедшие своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Доводы административных истцов о том, что избирательный счет избирательного объединения был открыт 10 июля 2020 года неуполномоченным лицом, и, следовательно, избирательное объединение в установленном законом порядке не создало избирательный фонд; все подписные листы были заверены ФИО44, ФИО7, ФИО8, у которых отсутствовали полномочия на заверение подписных листов, в связи с чем недействительными являются все 2 895 подписей, представленных избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области», и как следствие, наличие у избирательной комиссии Костромской области оснований для отказа в регистрации списка кандидатов, выдвинутого данным избирательным объединением в соответствии с подпунктами «в.1», «г», «д» пункта 25 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, с учетом установленных по административному делу обстоятельств носят надуманный характер.

На основании изложенного суд не находит оснований для отмены постановления избирательной комиссии Костромской области от 10 августа 2020 года №1464 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу и удовлетворения административных исковых требований избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» и избирательного объединения «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ».

В соответствии с частью 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые заявления избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» и избирательного объединения «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» к избирательной комиссии Костромской области об отмене постановления избирательной комиссии Костромской области от 10 августа 2020 года №1464 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Костромской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Костромской области» по областному избирательному округу оставить без удовлетворения.

На настоящее решение в течение пяти дней со дня его вынесения в окончательной форме сторонами может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд.

Судья Костромского областного суда О.Н. Зиновьева

Мотивированное решение суда составлено 27 августа 2020 года.