ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-341/2016 от 04.07.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

№3а-341/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кемеровский областной суд

В составе председательствующего: Михеевой С.Н.,

при секретаре: Хайминой Ю.С.,

с участием прокурора Афонина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июля 2016

административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества « Мобильные ТелеСистемы» к Коллегии Администрации Кемеровской области о признании недействующим нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

ПАО «Мобильные ТелеСистемы» обратилось в суд с административным исковым заявлением и просит признать недействующим распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области от 30.03.2015 № 152-р «Об отмене Распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.08.2014 № 551-р « О переводе земельного участка из одной категории в другую».

Взыскать государственную пошлину в размере 4500 рублей, оплаченную при подаче настоящего искового заявления.

Требования мотивированы тем, что Распоряжением от 30.03.2015 № 152-р Коллегией Администрации Кемеровской области отменено распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.08.2014 № 551-р « О переводе земельных участков из одной категории в другую», которым земельный участок, принадлежащий ПАО «МТС» на праве собственности, был переведен из одной категории в другую.

25.02.2013 в установленном порядке было зарегистрировано право собственности за ПАО «МТС» на земельный участок, общей площадью 10 018 кв.м., расположенного в Кемеровской области, Новокузнецкий район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, кадастровый номер 42:09:1407002:522. Административный истец обратился в уполномоченный орган с заявлением о переводе указанного земельного участка из одной категории в другую, поскольку на данном участке необходимо размещение объектов (сооружений) сотовой связи для обеспечения устойчивой и качественной сотовой связью территории Новокузнецкого района Кемеровской области. В результате рассмотрения поданного истцом ходатайство, Коллегия Администрация Кемеровской области вынесла распоряжение № 551-р от 26.08.2014 «О переводе земельного участка из одной категории в другую, а именно: из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Однако 06.05.2015 года ПАО «МТС» получило копию оспариваемого распоряжения, которое не содержит ни цель, ни обоснование отмены Распоряжения № 551-р. С указанным распоряжением они не согласны, поскольку порядок перевода земель из одной категории в другую регулируется Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую в силу прямого указания федерального законодательства является основанием для признания таких актов недействительными. Помимо этого, действующим законодательством предусмотрено два случая перевода земель из одной категории в другую без согласия правообладателя. В данном случае, при принятии оспариваемого нормативного правового акта эти требования не были соблюдены. Оспариваемое распоряжение нарушает права ПАО «МТС» как правообладателя земельного участка, поскольку препятствует его использованию по назначению. Также полагают, что Коллегией Администрации Кемеровской области нарушены требования ст. 9 закона Кемеровской области от 09.03.2005 № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области», в котором говорится о том, что акты Коллегии Администрации Кемеровской области, принятые в пределах ее полномочий, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановления. Оспариваемое распоряжение является нормативным правовым актом, что подтверждается определением Арбитражного суда Кемеровской области, вступившим в законную силу. Однако Коллегией Администрации Кемеровской области не опубликован указанный оспариваемый нормативный правовой акт в установленном законом порядке, что также является основанием для признания его недействующим. Отменяя распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.08.2014 № 551-р, Коллегия не установила новых положений, определяющих категорию земельного участка, тем самым нарушив права неопределенного круга лиц.

Представитель административного истца, ФИО8., действующая на основании доверенности 0237/15 от 20.10.2015, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представители административного ответчика, ФИО9 действующая на основании доверенности от 06.11.2015 № 10-16/7377, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО10 действующая на основании доверенности № 10-16/4548 от 01.07.2016, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражали против заявленных требований, поддержали письменные возражения, приобщенные к материалам дела.

Выслушав административного истца, административного ответчика, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Афонина А.В., полагавшего необходимым заявленные требования удовлетворить, суд приходит к следующему.

В силу требований части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно требований части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи в полном объеме.

В соответствии с требованиями части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе, порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступление их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 1 пункта 4 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодеком и законодательством РФ о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 15 частью 3,4 Федерального закона РФ « О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов без согласования с правообладателями земельных участков.

В иных помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления.

В соответствии с требованиями статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 г № 172-ФЗ « О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таки земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 названного Федерального закона предусмотрено, что для перевода земель и земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 8 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Исходя из положений указанного выше федерального законодательства следует, что перевод земель или земельных участков возможен путем принятия нормативных правовых актов.

Согласно подп. 5.1, 5.2 статьи 3 Закона Кемеровской области от 04.07.2002 года № 49-ОЗ « О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений» Коллегия Администрации Кемеровской области устанавливает содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; рассматривает ходатайства (отказывает в рассмотрении ходатайств) о переводе земель из одной категории в другую или о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую и прилагаемые к ним документы.

В судебном заседании установлено, что Коллегией Администрации Кемеровской области 30.03.2015 принято Распоряжение № 152-р «Об отмене распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.08.2014 № 551-р «О переводе земельных участков из одной категории в другую», (л.д.11).

Распоряжением от 26.08.2014 № 551-р, был переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения земельный участок, находящийся в собственности ОАО «Мобильные ТелеСистемы», с кадастровым номером 42:09:1407002:522, площадью 10018 кв.м, местоположение: Кемеровская область, Новокузнецкий муниципальный район, (л.д.12).

Принятию распоряжения от 26.08.2014 предшествовало рассмотрение в установленном законом порядке ходатайство ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (впоследствии ПАО «Мобильные ТелеСистемы), о переводе земельного участка из одной категории в другую,(л.д.21-37).

В судебном заседании представители административного ответчика пояснили, что ими было принято оспариваемое Распоряжение на основании того, что к ним поступил протест прокурора Кемеровской области, в связи с чем ими было исполнено требование прокуратуры и отменено распоряжение от 26.08.2014г.

В материалах дела имеется протест прокуратуры Кемеровской области о выявлении нарушений при принятии Коллегией Администрации Кемеровской области Распоряжения от 26.08.2014 № 551-р, (л.д.103-105). В указанном протесте Коллегии Администрации Кемеровской области предложено рассмотреть протест и отменить распоряжение от 26.08.2014. Вместе с тем, наличие указанного протеста не лишало полномочный орган обязанности выполнить требования действующего законодательства, в том числе соблюсти процедуру принятия и отмены нормативного правового акта.

Отвечая на поступивший протест прокуратуры, Коллегия Администрации Кемеровской области указала, что ими были соблюдены требования действующего законодательства при принятии распоряжения № 551-р от 26.08.2014, однако указали, что указанное распоряжение будет ими отменено в целях исполнения органом местного самоуправления обязанностей по предоставлению в орган кадастрового учета вышеуказанных документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории всех земельных участков, включенных в границы населенного пункта в соответствии с генеральным планом муниципального образования «Орловское сельское поселение».

В своих возражениях на административное исковое заявление административным ответчиком указано на то, что при принятии распоряжение от 26.08.2014 № 551-р, Коллегия Администрации Кемеровской области не располагала сведениями о нахождении земельного участка, принадлежащего административному истцу в границах населенного пункта.

Указанные доводы противоречат материалам дела, а именно кадастровым паспортам, предоставленным административным истцом. Так, согласно кадастрового паспорта на спорный земельный участок от 18.10.2012г следует, что земельный участок, расположенный в Кемеровской области, Новокузнецкий муниципальный район относится к землям сельскохозяйственного назначения, (л.д.114-115). По состоянию на 20.10.2014 названный земельный участок отнесен к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, (л.д.116-117).

Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения, указанный земельный участок был отнесен к категории земель: земли промышленности…, сведения о нем были внесены в государственный кадастр недвижимости, однако Коллегией Администрации Кемеровской области не были истребованы документы, свидетельствующие о внесении сведений о данном участке в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем необоснованно было установлено, что указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов.

В силу части 5 статьи 2 Федерального Закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», без согласия правообладателей земельных участков исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе ходатайствовать о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Коллегия Администрации Кемеровской области, владея информацией о собственнике выше названного земельного участка, самостоятельно, в нарушение требований действующего законодательства, регулирующего вопросы перевода земельных участков из одной категории в другую, незаконно приняло оспариваемое распоряжение.

В соответствии с требованиями статьи 4.1 пункта 4 Федерального закона от 29.12.2004 г № 191-ФЗ» О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Исходя из положений указанного выше федерального законодательства, а также разъяснений п.9,10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 следует, что перевод земель или земельных участков возможен путем принятия нормативных правовых актов.

Коллегией Администрации Кемеровской области принято оспариваемое распоряжение об отмене распоряжения от 26.08.2014, что не соответствует требованиям указанного федерального законодательства.

Представители административного ответчика в судебном заседании пояснили, что им стало известно, что указанное распоряжение является нормативным правовым актом после установления указанных обстоятельств определением Арбитражного Суда Кемеровской области.

Суд критически относится к указанным пояснениям ввиду следующего.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 1 Закона Кемеровской области № 43-ОЗ от 09.03.2005 г « О Коллегии Администрации Кемеровской области» Коллегия Администрации Кемеровской области является высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области.

Согласно требований пунктов 4, 6 статьи 9 выше названного закона, акты, имеющие нормативный правовой характер, издаются в форме постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области. Акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Коллегии Администрации Кемеровской области.

Порядок принятия распоряжений Коллегии Администрации Кемеровской области и других актов Коллегии Администрации Кемеровской области, не имеющих нормативного правового характера, определяется положением, издаваемым Коллегией Администрации Кемеровской области.

Как следует из письменных материалов дела и пояснений участников процесса, оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом власти, подлежит применению в отношении земельного участка, находящегося в собственности административного истца. Принятие указанного распоряжения затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц, подлежит неоднократному применению, отменяет ранее принятый нормативный правовой акт.

Учитывая, что Коллегией Администрации Кемеровской области было издано распоряжение от 30.03.2015 № 152-р, которое по своей сути является нормативным правовым актом, суд считает, что органом государственной власти были нарушены требования к форме ( виду) принятого акта. Указанные обстоятельства являются основанием для признания оспариваемого распоряжения недействующим.

В судебном заседании представитель Коллегии Администрации Кемеровской области пояснил, что оспариваемое распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области не опубликовано.

Согласно пункту 17 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа ( должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган ( должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008 г № 218 « Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, предусмотрено опубликование нормативных правовых актов и источники опубликования.

Ввиду того, что оспариваемый нормативный правовой акт, изданный Коллегией Администрации Кемеровской области от 30.03.2015 г № 152-р не был опубликован в установленном законом порядке, указанный нормативный правовой акт является недействующим.

Согласно разъяснений пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» согласно которым нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющем большую юридическую силу.

Как отмечено судом выше, отменяя распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.08.2014 г № 551-р распоряжением от 30.03.2015 года № 152-р, Коллегия Администрации Кемеровской области не установила новых положений, определяющих категорию земельного участка, тем самым нарушив права неопределенного круга лиц, проживающих в Новокузнецком муниципальном районе Кемеровской области.

В силу требований пункта «г» части 8 статьи 213 КАС РФ и пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48, суд считает необходимым признать оспариваемое распоряжение с момента его принятия, поскольку как установлено в судебном заседании по данному оспариваемому акту не были реализованы права граждан и организаций, кроме того, указанный нормативный правовой акт не был опубликован.

Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ПАО «Мобильные ТелеСистемы» удовлетворить.

Признать недействующим Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.03.2015 № 152-р «Об отмене Распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.08.2014 № 551-р «О переводе земельного участка из одной категории в другую» со дня его принятия.

Опубликовать информацию о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Коллегии Администрации Кемеровской области в котором должен был быть опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, а именно: на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области», газете «Кузбасс».

Взыскать с Коллегии Администрации Кемеровской области в пользу ПАО «Мобильные ТелеСистемы» госпошлину в размере 4500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:

Решение суда изготовлено в окончательной форме 07.07.2016.