ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-342/2022 от 05.08.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело № 3а-342/2022

64OS0000-01-2022-000316-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2022 года г. Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Аршиновой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Куняевой Н.С.,

с участием административного истца - Вишневецкой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вишнивецкой И.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, комитету по управлению имуществом Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Саратовской области, государственному бюджетному учреждению Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,

установил:

Вишневецкая И.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения административных исковых требований просит восстановить срок на обращение в суд, установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - жилого дома с кадастровым номером , общей площадью 253,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 4 660 000 руб. по состоянию на 01 января 2020 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что являлась собственником жилого дома. Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 14 июня 2018 года составляла 12 455 064 руб. решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Саратовской области № 10-26/20361 от 21 июня 2019 года кадастровая стоимость жилого дома была определена в размере 4 804 000 руб.

В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 16 ноября 2020 года № 1110-р кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером составляет 9 041 783 руб. 79 коп. по состоянию на 01 января 2020 года. Решением государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» № УРС-64/2022/000390 от 17 мая 2022 года кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости составляет 5 110 000 руб. Оспариваемая кадастровая стоимость в размере 9 041 783 руб. 79 коп. применяется для целей налогообложения с 01 января 2021 года.

Вместе с тем согласно отчету об оценке № 130722-91, составленному обществом с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы и оценки собственности «Рейтинг», рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером определена в размере 4 660 000 руб. по состоянию на 01 января 2020 года.

Установленная распоряжением комитета кадастровая стоимость жилого дома значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает право административного истца, вынужденного уплачивать налоговые платежи в необоснованно завышенном размере.

В письменных возражениях государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» просит производство по административному делу прекратить.

Административный истец в судебном заседании поддержал административные исковые требования, просил их удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав административного истца, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно частям 1, 2 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Из материалов дела следует, что 15 ноября 2021 года между Вишневецкой И.Ю. (продавец) и ФИО4 (покупатель) был заключен договор купли-продажи жилого дома с кадастровым номером , общей площадью 253,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В связи с чем обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости жилого дома равной его рыночной стоимости в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Разрешая ходатайство представителя государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» о прекращении производства по административному делу, изложенное в письменных возражениях, суд исходит из следующего.

В статье 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» с учетом следующих особенностей:

1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение);

2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации:

а) не применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»;

б) отчет об оценке рыночной стоимости, прилагаемый к заявлению об оспаривании в соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», подлежит составлению исключительно в форме электронного документа;

3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:

а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»;

в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.

Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2020 года № 1034-П «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» на территории Саратовской области» установлено, что применение на территории Саратовской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости осуществляется с 1 января 2021 года.

Вместе с тем Вишневецкая И.Ю. по настоящему административному делу оспаривает кадастровую стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2020 года.

На основании постановления Правительства Саратовской области от 07 ноября 2017 года отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Саратовской области, в том числе связанные с оспариванием ее результатов, с 10 ноября 2017 года регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке).

В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 13 декабря 2018 года № 1096-р «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Саратовской области в 2020 году» на территории Саратовской области в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области. Объект недвижимости с кадастровым номером вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Саратовской области, сформированный по состоянию на 01 января 2020 года.

Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 16 ноября 2020 года № 1110-р «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, машино-мест и единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области, по состоянию на 1 января 2020 года» на основании отчета государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 12 октября 2020 года № 64-2020-003 «Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области» кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером утверждена в размере 9 041 783 руб. 79 коп.

Решением государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» № УРС-64/2022/000390 от 17 мая 2022 года кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером определена в размере 5 110 000 руб.

В силу пункта 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в ЕГРН, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подано в бюджетное учреждение 22 апреля 2022 года, а поэтому сведения о кадастровой стоимости жилого дома, определенной решением № УРС-64/2022/000390 от 17 мая 2022 года, подлежат применению с 01 января 2022 года.

В таком случае оспариваемая кадастровая стоимость данного жилого дома, определенная по состоянию на 01 января 2020 года, является архивной.

Таким образом, новый порядок оспаривания кадастровой стоимости в данном случае не применяется, а поэтому оснований для прекращения производства по административному делу не имеется.

Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установлено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 207 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 214.10 НК РФ предусмотрено, что в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В соответствии со статьями 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налог на имущество физических лиц является местным налогом, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пункта 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункты 2, 2.1 статьи 52 НК РФ).

Налоговым кодексом установлен срок уплаты физическими лицами всех имущественных налогов - до 1 декабря года, следующего за истекшим периодом.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021 год налоговая база определялась из кадастровой стоимости объекта недвижимости - жилого дома с кадастровым номером в размере 9 041 783 руб. 79 коп. Вишневецкой И.Ю. оплачен налог на доходы физического лица в размере 371 532 руб.

Поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости - жилого дома с кадастровым номером , определенная решением государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» № УРС-64/2022/000390 от 17 мая 2022 года применяется с 01 января 2022 года, то оспариваемая Вишневецкой И.Ю. архивная кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, связанные с налогообложением за 2021 год, и у административного истца сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости, ставшая архивной, подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты начала применения кадастровой стоимости по 31 декабря 2021 года включительно.

Оснований для восстановления Вишневецкой И.Ю. срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, а соответственно и для удовлетворения ее ходатайства не имеется, поскольку срок не пропущен (сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2021 года, а в мсуд административный истец обратилась 04 июля 2022 года, т.е. в пределах установленного законом срока).

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3).

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оспаривая кадастровую стоимость жилого дома, административный истец представил в суд отчет об оценке № 130722-91, составленный обществом с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы и оценки собственности «Рейтинг», согласно которому рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2020 года составляет 4 660 000 руб.

Оценщик ФИО5, подготовивший отчет, является членом Ассоциации Саморегулируемой организации Региональной ассоциации оценщиков, что подтверждается свидетельством о членстве в Ассоциации Саморегулируемой организации Региональной ассоциации оценщиков от 16 апреля 2018 года, ответственность оценщика застрахована АО «АльфаСтрахование», ответственность общества с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы и оценки собственности «Рейтинг» застрахована в АО «Макс», оценщик проходил курсы повышения квалификации по программе «Оценка недвижимости», имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 31 мая 2021 года № 201.

Требования к отчету об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утверждены приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299.

В силу положений указанного федерального стандарта оценки отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Вся необходимая информация в отношении объектов-аналогов оценщиком приведена в отчете, где проанализированы элементы сравнения, установленные в подпункте «е» пункта 22 Федерального стандарта оценки № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611 (далее по тексту - ФСО № 7).

Объекты-аналоги сравнивались с объектом оценки по следующим элементам сравнения: функциональному назначению, цене, общей площади, дате сделки, цене предложения, права на улучшения, права на земельный участок, обременению, условиям финансирования, условиям сделки, престижности местоположения, транспортной доступности, площади земельного участка, интенсивности пешеходного движения, материала стен, технического состояния, отделки, подъездных путей, коммуникации, хозяйственных построек.

Поиск информации производился в сети Интернет на общедоступных сайтах объявлений, скриншоты которых приложены к отчету, что свидетельствует о возможности проверки сведений, содержащихся в отчете.

Для сравнения оценщик выбрал три объекта-аналога, расположенных в городе Саратове.

В результате анализа характеристик сравнительным подходом выбраны аналоги с наиболее подходящими по своим функциональным, физическим и экономическим характеристикам с объектами оценки, имеющие схожее местоположение, площадь и назначение.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 ФСО № 7 в качестве объектов-аналогов оценщиком используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

Оценщиком применены корректировки на цену предложения, площадь земельного участка, подъездные пути, эффект масштаба по объекту-аналогу № 3. Отказ от применения других корректировок оценщиком обоснован. При этом суд учитывает, что оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации).

На письменные замечания государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» допрошенный в судебном заседании оценщик Шкунов Д.Н. пояснил (письменные пояснения приобщены к материалам дела), что не свидетельствует об ошибочности выводов оценщика отсутствие технического паспорта при проведении оценки недвижимости, так как в действующем законодательстве отсутствует требования обязательного его использование. По фотографиям объекта оценки возможно установить материал стен, фундамента, перекрытий, кровли, техническое состояние жилого дома. В связи с тем, что оценщиком при определении стоимости объекта использовался только сравнительный подход, данной информации было достаточно. В разделе «Допущения и ограничительные условия, использованные оценщиком при проведении оценки» оценщик указал, что в связи с оценкой на ретроспективную дату осмотр непосредственно на дату оценки невозможен, фотоматериалы объекта оценки представлены заказчиком, из них видно, что объект оценки находится в отличном техническом состоянии.

В письменных возражениях государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр государственной кадастровой оценки» указывает, что объект-аналог № 1 согласно данным публичной карты имеет площадь объекта капитального строительства - 169,7 кв.м, площадь земельного участка - 945,0 кв.м, однако из приложенной копии изображения с экрана в письменных возражениях административного ответчика адрес объекта: <адрес>, тогда как адрес объекта-аналога № 1 согласно приложенной в объявлении фотографии кадастрового паспорта: <адрес>.

Кроме того, оценщик ФИО5 пояснил, что анализ рынка земельных участков не проводился в полном объеме, так как в связи с заданием на оценку производится расчет рыночной стоимости объекта капитального строительства, а стоимость квадратного метра земельного участка необходима лишь при корректировке объектов-аналогов на площадь земельного участка. Оценщиком была допущена опечатка и ошибка в использовании скидки на торг при расчете среднеарифметической стоимости одного квадратного метра земельного участка, однако при исправлении допущенной ошибки итоговая стоимость объекта оценки не изменилась (в письменных пояснениях приведен расчет с исправленной скидкой на торг). На странице 30 отчета допущена опечатка, что анализ рынка домовладений проводился в период с июля 2021 года по декабрь 2021 года, фактически анализ рынка проведен в период с июля 2019 года по 31 декабря 2019 года, т.е. за шесть месяцев до даты оценки. Указание в пункте 9.1 отчета «Анализ общей политической и социально-экономической обстановки» только за март 2022 год не влияет на стоимость объекта оценки, рассчитанную на 01 января 2020 года, не противоречит требованиям ФСО №7.

Оснований для выводов о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости и признании его недопустимым доказательством в порядке части 2 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации у суда не имеется.

В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость жилого дома, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.

В силу статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При таких обстоятельствах требования подлежат удовлетворению, сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Так как обращение Вишневецкой И.Ю. в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости имело место 04 июля 2022 года, то датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - жилого дома с кадастровым номером необходимо считать 04 июля 2022 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении ходатайства Вишнивецкой И.Ю. о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением отказать, так как срок не пропущен.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - жилого дома с кадастровым номером , общей площадью 253,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4 660 000 руб. по состоянию на 01 января 2020 года.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с даты начала применения кадастровой стоимости по 31 декабря 2021 года.

Датой подачи заявления считать 04 июля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Аршинова