ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-343/18 от 04.09.2018 Амурского областного суда (Амурская область)

№3а-343/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 сентября 2018 года г. Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего: судьи Бушманова А.П.,

при секретаре Гибадулиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что она является собственником квартиры №2, расположенной в двухквартирном жилом доме по <адрес>. С 2009 года дом признан ветхим и аварийным.

Решением Селемджинского районного суда Амурской области от 06 ноября 2013 года суд возложил обязанность на администрацию Селемджинского района Амурской области предоставить ей (ФИО1) благоустроенное жилое помещение взамен ветхого и аварийного жилья, расположенного по <адрес>. Решение суда вступило в законную силу 19 февраля 2014 года. Также судом было установлено, что администрация Селемджинского района бездействует с 12 декабря 2009 года в части реализации Конституционных прав ФИО1 и ФИО2 на жилище.

Вступившем в законную силу определением Селемджинского районного суда Амурской области от 20 сентября 2016 года был изменен способ исполнения решения суда от 06 ноября 2013 года на выплату выкупной цены взамен предоставления жилья в размере 2 726 267,05 рублей.

10 марта 2017 года Селемджинским районным судом по заявлению ФИО1 выдан исполнительный лист ФС №

11 апреля 2017 года муниципальное казенное учреждение «Финансовое Управление администрации Селемджинского района» получило по почте от ФИО1: заявление, реквизиты банковского счета, копию определения суда от 20 сентября 2016 года, исполнительный лист. Полученные документы в соответствии со ст. 242.1 и ст. 242.5 БК РФ, ФИО1 не возвращали до 07.11.2017.

07 ноября 2017 года ФИО1 получила документы, из которых узнала, что главой Селемджинского района издано распоряжение от 18.10.2017 № 204 «О возврате исполнительного листа ФИО1». Начальником МКУ «Финуправление администрации Селемджинского района Амурской области» в нарушение главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ исполнительный лист и приложенные к нему документами письмом от 23.10.2017 возращены ФИО1 без исполнения.

Решением Селемджинского районного суда от 28 декабря 2017 года распоряжение главы администрации Селемджинского района Амурской области № 204 от 18 октября 2017 года о возврате исполнительного листа признано незаконным. Признано незаконным возвращение МКУ «Финуправление администрации Селемджинского района Амурской области»: исполнительного листа, заявления, копии определения Селемджинского районного суда от 20 сентября 2016 года, реквизитов расчетного счета ФИО1, предоставленных ею 11 апреля 2017 года в МКУ «Финуправление администрации Селемджинского района Амурской области». Неисполнение с 12 июля 2017 исполнительного листа ФС № признано незаконным. Суд возложил обязанность на администрацию Селемджинского района выплатить ФИО1 выкупную цену ветхого и аварийного жилья в размере 2 726 267,05 рублей, а также устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем надлежащего исполнения судебного акта в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

После вступления указанного решения суда в законную силу на основании заявления ФИО1, Селемджинский районный суд повторно направил для исполнения: заявление ФИО1, реквизиты банковского счета ФИО1, копию определения суда от 20 сентября 2016 года, исполнительный лист.

В соответствие с ч. 7 ст. 242.5 БК РФ, администрация Селемджинского района Амурской области должна была в добровольном порядке перечислить ФИО1 денежные средства в течение трех месяцев, со дня получения МКУ «Финансовое управление администрации Селемджинского района» ее заявления, определения суда и исполнительного листа, а именно до 12 июля 2017 года. Однако, денежные средства были перечислены ФИО1 28 марта 2018 года, то есть по истечении 8 месяцев со дня истечения трех месячного срока, установленного ч. 7 ст. 242.5 БК РФ.

Совокупность указанных нарушений Федеральных законов, неоднократное обращение ФИО1 в суды за защитой своих прав указывают на то, что администрация Селемджинского района Амурской области злостно уклонялась от исполнения вступивших в законную решений судов, и препятствовала их исполнению в разумный срок.

При таких обстоятельствах, административный истец просила суд присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 350 000 рублей.

Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявляли. ФИО1 просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В связи, с чем дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.

Позиция администрации Селемджинского района Амурской области изложена в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которой глава Селемджинского района – Ф.И.О.6 просил отказать в удовлетворении иска. Считает запрошенную истцом компенсацию завышенной.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно общим положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов (статья 46 Конституции Российской Федерации, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года).

Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Из пункта 5 разъяснений, изложенных в приведенном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, следует, что к лицам, имеющим право на обращение в суд с заявлением, административным исковым заявлением о присуждении компенсации (далее - заявление о компенсации), относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, полагающие, что их право нарушено, являющиеся согласно процессуальному законодательству: в гражданском и административном судопроизводстве - сторонами, заявителями, заинтересованными лицами, третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, взыскателями и должниками;

Порядок рассмотрения административных дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок предусмотрен главой 26 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Статьей 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" установлено, что граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 2 вышеуказанного Закона компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Закона N 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В соответствии с пунктами 40, 47, 48, 55, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом, в том числе правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта. Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При оценке своевременности мер, принимаемых судом, органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту.

Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 КАС РФ, часть 4 статьи 6.1 АПК РФ, часть 4 статьи 6.1 ГПК РФ, часть 4 статьи 6.1 УПК РФ).

При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

В общую продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления производства по делу или исполнения судебного акта. При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также учитывать практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим Судом за аналогичные нарушения.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Селемджинского районного суда от 06 ноября 2013 года признано незаконным бездействие администрации Селемджинского района в связи с непредставлением ФИО1 жилого помещения взамен непригодного для проживания и подлежащего сносу; на администрацию Селемджинского района возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям.

Определением Селемджинского районного суда от 21 июня 2016 года разъяснено решение Селемджинского районного суда от 06 ноября 2013 года - признано незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации Селемджинского района в связи с непредставлением ФИО1 жилого помещения взамен непригодного для проживания и подлежащего сносу по <адрес> и обязать администрацию Селемджинского района предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение общей площадью 66,47 кв.м, соответствующее санитарным и техническим требованиям.

После длительного (более двух лет) неисполнения вступившего в законную силу 19 февраля 2014 года решения Селемджинского районного суда от 06 ноября 2013 года, определением Селемджинского районного суда от 20 сентября 2016 года было удовлетворено заявление ФИО1 об изменении способа исполнения решения. На администрацию Селемджинского района возложена обязанность выплатить ФИО1 взамен ветхого аварийного жилого помещения, расположенного по <адрес>, общей площадью 66.47 кв.м., выкупную цену в размере 2 726 267 руб. 05 коп. Указанное определение вступило в законную силу 03 февраля 2017 года.

20 сентября 2016 года Селемджинским районным судом выдан исполнительный лист ФС № по делу № по заявлению ФИО1 об изменении способа исполнения решения Селемджинского районного суда от 06 ноября 2013 года об обязании администрацию Селемджинского района выплатить ФИО1 взамен ветхого аварийного жилого помещения, расположенного по <адрес>, общей площадью 66.47 кв.м, выкупную цену в размере 2 726 267 руб. 05 коп.

Указанный исполнительный лист 11 апреля 2017 поступил на исполнение в МКУ «Финансовое управление администрации Селемджинского района».

Распоряжением главы Селемджинского района Амурской области ФИО3 № 204 от 18 октября 2017 года постановлено МКУ «Финансовое управление администрации Селемджинского района Амурской области» произвести возврат взыскателю ФИО1 исполнительного листа серии ФС № , выданного 10 марта 2017 года по делу № 13-45/2016, в связи с не соответствием исполнительного листа нормам п. 4 ст. 242.2 БК РФ и ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

23 октября 2017 года МКУ «Финансовое управление администрации Селемджинского района» возвращён исполнительный лист от 20 сентября 2016 года по делу № 13-45/2016 о взыскании денежных средств с администрации Селемджинского района в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также на основании п. 4 ст. 242.2 БК РФ. Иных оснований для возвращения исполнительного листа указанно не было.

Решением Селемджинского районного суда от 28 декабря 2017 года признано незаконным распоряжение главы Селемджинского района Амурской области ФИО3 № 204 от 18 октября 2017 года о возврате исполнительного листа. Решение о возвращении МКУ «Финансовым управлением администрации Селемджинского района Амурской области» ФИО1 предоставленных ею в МКУ «Финансовое управление администрации Селемджинского района» на исполнение исполнительного листа серии ФС № , заявления, копии определения Селемджинского районного суда от 20 сентября 2016 года, реквизитов расчётного счёта ФИО1 признано незаконным. Также признано незаконным неисполнение с 12 июля 2017 года исполнительного листа серии ФС № об обязании администрации Селемджинского района выплатить ФИО1 взамен ветхого аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. кв. 2, общей площадью 66.47 кв.м, выкупную цену в размере 2 726 267 руб. 05 коп. На МКУ «Финансовое управление администрации Селемджинского района» возложена обязанность принять к исполнению исполнительный лист ФС № от 20 сентября 2016 года, и устранить допущенные нарушения прав и заоконных интересов заявителя ФИО1 путем надлежащего исполнения судебного акта в соответствии с требованиями действующего бюджетного законодательства.

После вступления указанного решения суда в законную силу на основании заявления ФИО1, Селемджинский районный суд повторно направил для исполнения: заявление ФИО1, реквизиты банковского счета ФИО1, копию определения суда от 20 сентября 2016 года, исполнительный лист.

28 марта 2018 года денежные средства в размере 2 726 267 руб. 05 коп. были зачислены ФИО1, что подтверждается справкой о состоянии вклада ПАО «Сбербанк России» (л.д. 16).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В настоящее время вопросы исполнения таких судебных актов урегулированы главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с п. 1 ст. 242.4 которого исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

В соответствии с пунктом 7 данной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.

С учетом положений норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (статьи 242.5), принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, общий срок исполнения исполнительного документа со дня поступления исполнительного листа в МКУ «Финансовое управление администрации Селемджинского района» составил 11 месяцев 16 дней (с 12 апреля 2017 года по 28 марта 2018 года). При этом судебный акт исполнен по истечении 8 месяцев со дня истечения трехмесячного срока, установленного ч. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Поскольку МКУ «Финансовое управление администрации Селемджинского района» было известно о вынесенном судебном акте о взыскании с администрации Селемджинского района денежных средств в пользу заявителя (ФИО1), и после вступления его в законную силу с учетом положений норм Бюджетного кодекса Российской Федерации МКУ «Финансовое управление администрации Селемджинского района» должно было обеспечить его исполнение в установленные законом сроки, каких-либо доказательств совершения действий, направленных на своевременное исполнение судебного акта либо наличия уважительных причин его неисполнения не представлено, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

Принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия администрации Селемджинского района не являются достаточными и эффективными в целях исполнения судебного акта.

Определяя размер компенсации, суд считает, что требуемая административным истцом сумма 350 000 руб. является завышенной, и полагает возможным присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 руб. Данный размер компенсации отвечает принципам разумности, справедливости и соответствует практике Европейского Суда по правам человека, которая учитывается не только при подсчете размеров взысканий, но и при определении подходов в оценке обстоятельств конкретных дел.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ от 30.04.2010 присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Федерального закона N 68-ФЗ от 30.04.2010 исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, в разумный срок исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 данного Закона, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 68-ФЗ от 30.04.2010 компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Поскольку нарушение права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок было допущено администрацией Селемджинского района, финансируемой за счет средств местного бюджета, суд приходит к выводу о взыскании компенсации с МКУ «Финансовое управление администрации Селемджинского района» за счет средств муниципального бюджета. Учитывая, вышеизложенное, в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании компенсации с администрации Селемджинского района следует отказать.

Поскольку при подаче административного иска административным истцом ФИО1 уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., то с МКУ «Финансовое управление администрации Селемджинского района» в пользу административного истца в счет возврата государственной пошлины надлежит взыскать указанную сумму.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 259 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей, перечислив их на счет: Филиала ПАО «Сбербанк России», Благовещенское отделение г. Благовещенск № , корсчет , ИНН , БИК , счет получателя №

Взыскать с муниципального казенного учреждения «Финансовое управление администрации Селемджинского района» в пользу ФИО1 судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

В части взыскания компенсации с администрации Селемджинского района отказать.

Решение подлежит исполнению муниципальному казенному учреждению «Финансовое управление администрации Селемджинского района» за счет средств муниципального бюджета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.П. Бушманов