ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-343/2021 от 10.09.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

66OS0000-01-2021-000269-75 Дело № 3а-343/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург 10 сентября 2021 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Икрянниковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Куб-Ек» об установлении кадастровых стоимостей земельных участков в размерах их рыночных стоимостей по состоянию на 01 января 2020 года

УСТАНОВИЛ:

в Свердловский областной суд 19 апреля 2021 года поступило вышеназванное административное исковое заявление, подлежащее рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административный истец полагает нарушенными свои права и законные интересы; ссылается на имеющиеся отчёты об оценке земельных участков и утверждает, что кадастровые стоимости пяти земельных участков не соответствуют их рыночным стоимостям, в связи с чем, просит установить кадастровые стоимости равными рыночным.

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (административные ответчики), заинтересованные лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, администрация города Екатеринбурга возражений против установления в судебном порядке кадастровых стоимостей земельных участков равными их рыночным стоимостям не сообщили.

В судебное заседание стороны и заинтересованные лица своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся сторон и заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия представителей.

Исследовав собранные доказательства, суд приходит к следующему.

Из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Федерального закона). В статье 22 этого же Федерального закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определённой на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусмотрено установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость (часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 14 октября 2020 года № 3333 утверждены по состоянию на 01 января 2020 года очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков. В результате государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2020 года утверждены следующие значения кадастровых стоимостей рассматриваемых земельных участков:

– с кадастровым номером <№> – 313793108 руб. 04 коп.;

– с кадастровым номером <№> – 108159287 руб. 04 коп.;

– с кадастровым номером <№> – 57788009 руб. 73 коп.;

– с кадастровым номером <№> – 301390084 руб. 53 коп.;

– с кадастровым номером <№> – 28066739 руб. 48 коп.

Сведения об этих кадастровых стоимостях земельных участков были внесены 01 декабря 2020 года в ЕГРН и стали действующими, а, начиная с 01 января 2021 года, они стали подлежать применению.

Следует учитывать, что понятие «период действия кадастровой стоимости» не является тождественным понятию «период применения кадастровой стоимости»; вопросы, касающиеся периодов применения кадастровой стоимости, не рассматриваются и не разрешаются судом при рассмотрении дел по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Понятие «период действия кадастровой стоимости» при рассмотрении данной категории дел не совпадает с понятием «кадастровая стоимость, подлежащая применению».

Земельные участки с кадастровыми номерами <№> и <№> принадлежат муниципальному образованию «город Екатеринбург»; земельные участки с кадастровыми номерами <№>, <№> и <№> принадлежат Российской Федерации; ООО «Куб-Ек» (административный истец) является арендатором пяти поименованных земельных участков.

Полагая, что такие кадастровые стоимости земельных участков не соответствуют их рыночным стоимостям, административный истец ссылается в обоснование своих требований на отчёты об определении рыночных стоимостей, в которых указано, что, по мнению оценщика, по состоянию на дату оценки, вероятные рыночные стоимости земельных участков составляли:

– с кадастровым номером <№> – 36883000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 15108000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 6545000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 29997000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 3567000 руб.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28 декабря 2019 года № 3433 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области (далее – Комиссия). Материалы дела не содержат, и в распоряжении суда не имеется никаких сведений о том, что в Комиссию поступали заявления о пересмотре результатов определения кадастровых стоимостей рассматриваемых объектов недвижимости. Из положений вышеназванного Федерального закона соблюдение юридическим лицом досудебного порядка не является обязательным.

Между тем, нельзя не отметить, что ранее, 26 января 2017 года решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области кадастровые стоимости, состоявшееся в предыдущей государственной кадастровой оценке, устанавливались равными рыночным:

– земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 23 декабря 2015 года в размере 14354044 руб.;

– земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 16 декабря 2014 года в размере 10159495 руб.;

– земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 16 декабря 2014 года в размере 5713394 руб.;

– земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 16 декабря 2014 года в размере 28028604 руб.

В ходе рассмотрения требования об установлении кадастровых стоимостей равными рыночным от административного истца поступило ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночных стоимостей земельных участков; предложена кандидатура эксперта.

При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Удовлетворив заявленное ходатайство, определением суда от 23 июня 2021 года по рассматриваемому делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночных стоимостей земельных участков.

По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы административного дела 02 августа 2021 года поступило заключение эксперта; в связи с допущенными недостатками, непосредственно к судебному заседанию, 01 сентября 2021 года представлено дополнение к заключению.

В соответствии с полученным заключением эксперта, с учётом составленного дополнения, по состоянию на 01 января 2020 года рыночные стоимости рассматриваемых земельных участков составляли:

– с кадастровым номером <№> – 33614000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 15446000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 8833000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 40430000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 3728000 руб.

Несмотря на такие выводы эксперта о размерах рыночных стоимостей, у суда, тем не менее, отсутствуют достаточные и объективные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Итоговое суждение о рыночных стоимостях оцениваемых земельных участков не является произвольным, а содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки. При этом, определение рыночных стоимостей с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Полученное заключение мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержит очевидных противоречий, отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.

Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Принимая во внимание, что иных доказательств, которые опровергли бы эти рыночные стоимости земельных участков, административными ответчиками и заинтересованными лицами в суд не представлено, суд, учитывая также ранее состоявшееся в предыдущей государственной кадастровой оценке установление кадастровых стоимостей равными рыночным стоимостям, соглашается с результатами, изложенными в экспертном заключении.

Следовательно, при рассмотрении административного дела установлена и по результатам проведённой экспертизы нашла своё подтверждение надлежащим доказательством рыночная стоимость вышеназванных земельных участков; именно в таких размерах, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровые стоимости рассмотренных объектов.

Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровых стоимостях рассматриваемых земельных участков, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать периоды действия определяемых судом кадастровых стоимостей в данном случае не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Куб-Ек» об установлении кадастровых стоимостей земельных участков в размерах их рыночных стоимостей по состоянию на 01 января 2020 года удовлетворить.

Установить кадастровые стоимости земельных участков равными их рыночным стоимостям, по состоянию на 01 января 2020 года, в размерах:

– с кадастровым номером <№> – 33614000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 15446000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 8833000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 40430000 руб.;

– с кадастровым номером <№> – 3728000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровых стоимостей земельных участков, которая применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считать 19 апреля 2021 года.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.

Решение изготовлено 24 сентября 2021 года.

Судья

М.В. Старков