ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-343/2021 от 14.04.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-44/2022

УИД: 39ОS0000-01-2021-000419-09

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Мещерякова И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «Кварц» об оспаривании нормативных актов Постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474, Постановления Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года №39,

УСТАНОВИЛ:

АО «Кварц» обратилось с административным иском в суд, указав, что является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225 утвержден Генеральный план ГО «Город Калининград». Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474 в Генеральный план ГО «Город Калининград» внесены изменения. В действующей редакции указанного документа территориального планирования информации о планируемом размещении каких-либо объектов местного, регионального и федерального значения на земельном участке не содержится. В соответствии с письмом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию от ДД.ММ.ГГГГ АО «Кварц» подготовлена концепция развития территории, предусматривающая жилую застройку данного земельного участка. В этой связи общество неоднократно обращалось в Правительство Калининградской области с заявлением о внесении изменений в Генеральный план ГО «Город Калининград», а именно установлении в отношении КН39 жилой функциональной зоны, однако, в этом было отказано в связи с тем, что на смежном земельном участке находится промышленная площадка ООО «ПЖТ «Думпкар», которая относится ко II классу опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 500 м. В границах установленной функциональной зоны возможно размещение зданий исключительно общественно-делового назначения. Впоследствии отказ изменения зоны был мотивирован отсутствием бюджетных средств. ДД.ММ.ГГГГ административный истец вновь обратился с заявлением к Губернатору Калининградской области о рассмотрении представленной концепции развития территории и принятия решения о внесении изменений в Генеральный план. Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ, данное обращение не рассмотрено по существу, Правительство указывает на подготовку очередных изменений в Генеральный план ГО «Город Калининград» и предлагает повторно обратиться с концепцией развития территории, что нарушает права и законные интересы общества. В настоящее время существующие на земельном участке производственные помещения не соответствуют СНиП. В целях развития производства и дальнейшей эксплуатации необходимо произвести их реконструкцию. В этой связи АО «Кварц» лишено возможности пользования данным земельным участком, происходит изъятие его органами власти. Согласно уточненным требованиям, просит признать недействующими и не подлежащими применению Генеральный план ГО «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, в редакции Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474, в части отнесения к функциональной зоне «Зона смешанной и общественно-деловой застройки», Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339, в редакции Постановления Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года, в части отнесения к территориальной зоне «зона общественно-жилого назначения» земельного участка .

Представитель административного истца АО «Кварц» ФИО1 заявленные административные исковые требования поддержала и пояснила, что действующая функциональная зона не предполагает исключительно жилую застройку земельного участка это противоречило бы СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89». Градостроительный регламент территориальной зоны «общественно-жилая» не соответствует генеральному плану, так как функциональная зона предполагает лишь точечную застройку жилыми домами, но не возведение запланированного жилого комплекса. АО «Кварц» предполагает развитие земельного участка в качестве жилой зоны, со строительством жилого комплекса в составе 14 семиэтажных жилых домов и объектов социальной инфраструктуры, согласно концепции развития территории, подготовленной архитектором А. М.М. в соответствии с письмом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ. Существующий градостроительный регламент территории и его функциональное зонирование препятствуют реализации проекта застройки, чем нарушаются права АО «Кварц» как собственника.

Административный ответчик Правительство Калининградской области, будучи надлежаще извещено о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Согласно письменному отзыву, в соответствии с начальной редакцией оспариваемого генерального плана городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 года №225, земельный участок КН относился к функциональной зоне - «Зона смешанного функционального назначения», для которой характерна застройка на равных основаниях общественно-деловыми и жилыми зданиями, как правило, отдельно стоящими и не образующими полноценных элементов жилой среды (жилых групп, кварталов), а также сопутствующими объектами инженерной и транспортной (парковки) инфраструктуры, объектами первичной ступени культурно-бытового обслуживания. Постановлением Правительства Калининградской области от 05.08.2021 №474 в генеральный план были внесены изменения, в соответствии с которыми земельный участок отнесен к функциональной зоне - «Зона смешанной и общественно-деловой застройки». Данная зона предназначена для застройки общественно-деловыми и жилыми зданиями и сопутствующими объектами первичной ступени культурно-бытового, коммунального и социального обслуживания, а также сопутствующей инженерной и транспортной инфраструктурой. Ранее, в соответствии с генеральным планом муниципального образования «Город Калининград», утвержденным Решением городского Совета депутатов города Калининграда от 22.02.2006 №69, земельный участок с кадастровым номером располагался в функциональной зоне «Зона производственно - коммунальных объектов». В границах земельного участка с кадастровым номером располагаются пять зданий складского назначения, два здания хозяйственно - бытового назначения, ангар, здание ТП, башенные краны, железная дорога и др. Жилые здания в границах земельного участка отсутствуют. Согласно концепции развития территории земельного участка по <адрес> рассматриваемая территория является тупиковой, имеющей подъезды только с <адрес> и <адрес>. Учитывая, что генеральным планом расширение этих улиц не предусмотрено, транспортная доступность данной территории является затруднительной. В границах рассматриваемой территории планируется строительство четырнадцати семиэтажных многоквартирных жилых домов. Такая застройка приведет к увеличению социальной нагрузки на детские и спортивные площадки, площадки для парковки автомобилей, общественный транспорт, дошкольные и общеобразовательные учреждения. Земельный участок расположен на окраине города, достаточное количество подъездных путей к нему отсутствует, не налажена достаточная транспортная обеспеченность, социальная инфраструктура, что не позволит в полной мере удовлетворить потребности жителей. Кроме того, земельный участок административного истца является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером , принадлежащему ООО «Д». Предприятие ООО «Д» осуществляет деятельность по перегрузке и открытому складированию угля, а также перевалке насыпных и штучных грузов промышленного и строительного назначения - щебня, цемента, кирпича, пиломатериалов и пр. Таким образом, отнесение оспариваемым генеральным планом земельного участка к функциональной зоне «Зона общественно-деловой застройки» осуществлялось с учетом сложившейся застройки, в рамках установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры по подготовке, согласованию и утверждению генерального плана. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 №339, в редакции постановлением Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года, земельный участок с кадастровым номером располагается в территориальной зоне общественно-жилого назначения. Данная зона установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации многоквартирных домов жилых домов, а также сопутствующей инфраструктуры и объектов общественно-делового и коммунально-бытового назначения, стоянок автомобильного транспорта, объектов, связанных с проживанием и отдыхом граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, иных объектов согласно градостроительным регламента. В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территорий и территорий объектов культурного наследия, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», в редакции постановления Правительства Калининградской области от 28.01.2022 №39, в отношении земельного участка с кадастровым номером санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов, а также объектов для размещения твердых коммунальных отходов мусоросортировочных станций не отображена.

Представитель административного ответчика городского Совета депутатов г. Калининграда ФИО2 заявленные административные исковые требования не признал, пояснил, что в действующей редакции генеральный план и Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград» утверждены Правительством Калининградской области, которое и является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Оспариваемые функциональная зона и территориальная зона в отношении земельного участка установлены без нарушения действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица Министерства градостроительной политики Калининградской области (правопреемник Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области) ФИО3 заявленные административные требования не признала. Установление функциональной зоны смешанной и общественно-деловой застройки в границах земельного участка не противоречит действующему законодательству. <адрес> является интенсивно развивающимся районом с преимущественно жилой застройкой, и появление еще одного жилого комплекса в соответствии с проектом, представленным АО «Кварц», приведет к недопустимой нагрузке на объекты социальной и транспортной инфраструктуры. Вопреки позиции АО «Кварц», оспариваемые положения документов территориального планирования и градостроительного зонирования застройке многоквартирными жилыми домами не препятствуют. Постановление Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», которым установлена в границах земельного участка территориальная зона «общественно-жилая», приняты и опубликованы в установленном порядке. АО «Кварц» в общественных обсуждениях проекта этого нормативного акта участия не принимало.

Заинтересованные лица Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, администрация ГО «Город Калининград», будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.

Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.

В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).

В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Как указано в ч. 2 этой же статьи, правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.

В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

В частности, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

В соответствии с п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Установлено, что АО «Кварц» является собственником земельного участка , площадью 87123 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, имеющего вид разрешенного использования – под существующие здания и сооружения завода, право зарегистрировано 19 ноября 2009 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В границах земельного участка с кадастровым номером располагается пять зданий складского назначения, два здания хозяйственно - бытового назначения, ангар, здание ТП, башенные краны, железная дорога и пр. Жилые здания в границах земельного участка отсутствуют, фактически земельный участок представляет собой территорию промышленного предприятия, в настоящее время не функционирующего.

В настоящее время действует Генеральный план ГО «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, в соответствии с начальной редакцией которого земельный участок КН относился к функциональной зоне «Зона смешанного функционального назначения», для которой характерна застройка на равных основаниях общественно-деловыми и жилыми зданиями, как правило, отдельно стоящими и не образующими полноценных элементов жилой среды (жилых групп, кварталов), а также сопутствующими объектами инженерной и транспортной (парковки) инфраструктуры, объектами первичной ступени культурно-бытового обслуживания.

Ранее, в соответствии с генеральным планом муниципального образования «Город Калининград», утвержденным Решением городского Совета депутатов города Калининграда от 22.02.2006 №69, земельный участок с кадастровым номером располагался в функциональной зоне «Зона производственно - коммунальных объектов».

Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 30.07.2020 № 296 принято решение о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» и обеспечена разработка проекта внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград». 11 февраля 2021 года Проект был размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Письмом Агентства от 12 января 2021 года № 74-ААГ Проект был направлен в администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для организации и проведения общественных обсуждений. Общественные обсуждения по Проекту назначены постановлением главы городского округа «Город Калининград» от 26 января 2021 №1. Оповещение о проведении общественных обсуждений опубликовано 04 февраля 2021 года в газете «Гражданин» № 5 (2218), на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград». Срок проведения общественных обсуждений установлен с 04 февраля 2021 года по 18 марта 2021 года. По результатам общественных обсуждений подготовлен протокол от 15 марта 2021 года, оформлено и подписано заключение о результатах общественных обсуждений по Проекту от 17 марта 2021 года №и-КТРиС-2976. В целях утверждения Проекта Агентством был подготовлен проект постановления Правительства Калининградской области «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград». Проект постановления был согласован со всеми уполномоченными органами исполнительной власти Калининградской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 24.06.2011 № 450. В период 21 июля 2021 года по 28 июля 2021 года проект постановления был размещен на официальном сайте Правительства Калининградской области в сети «Интернет» для публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы. По результатам публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы изменения в проект нормативного правового акта не вносились в связи с отсутствием замечаний. 05.08.2021 Правительством Калининградской области было принято постановление №474 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград». Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ra) 12.08.2021 за номером .

Постановлением Правительства Калининградской области от 05.08.2021 №474 в генеральный план были внесены изменения (а фактически он был изложен в новой редакции), в соответствии с которыми земельный участок отнесен к функциональной зоне - «Зона смешанной и общественно-деловой застройки (планир.)». Данная зона предназначена для застройки общественно-деловыми и жилыми зданиями и сопутствующими объектами первичной ступени культурно-бытового, коммунального и социального обслуживания, а также сопутствующей инженерной и транспортной инфраструктурой.

Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" утверждены решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 №339. В первоначальной редакции Правил земельный участок располагался в территориальной зоне ПК – производственно-коммерческая зона. Последние изменения в данный документ градостроительного зонирования внесены Постановления Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года.

14 февраля 2020 года Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее – Агентство) издан приказ №68 о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград». Письмом от 2 июня 2021 года главе администрации ГО «Город Калининград» поручено организовать общественные обсуждения проекта внесения изменений в указанный документ градостроительного зонирования. 17 июня 2021 года комитет территориального развития и строительства администрации ГО «Город Калининград» уведомил Агентство о назначении общественных обсуждений по проекту Правил с 17 июня 2021 года по 29 июля 2021 года, сроке и месте экспозиции проекта. 15 июня 2021 года издано постановление главы администрации ГО «Город Калининград» №7 о проведении общественных обсуждений, которое опубликовано в газете «Гражданин» №35 от 17 июня 2021 года, а также размещено на официальном сайте администрации. 3 августа 2021 года в адрес руководителя Агентства комитетом городского развития и цифровизации администрации ГО «Город Калининград» направлены протокол общественных обсуждений от 26 июля 2021 года, перечень участников общественных обсуждений, письменные обращения участников общественных обсуждений с замечаниями и предложениями, заключение по результатам общественных обсуждений от 28 июля 2021 года №и-КТРиС-7839. Вышеуказанное заключение опубликовано в газете «Гражданин» №46 от 29 июля 2021 года.

Изучением протокола общественных обсуждений от 26 июля 2021 года установлено, что АО «Кварц» участия в них не принимало, с замечаниями и предложениями по проекту не обращалось.

Постановлением Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград". Данный нормативный акт опубликован на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru 04.02.2022 и вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Таким образом, нормативный правовой акт Постановление Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года принят уполномоченным органом в соответствии с установленной процедурой.

В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в редакции Постановления Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года земельный участок располагается в территориальной зоне «зона общественно-жилого назначения». В соответствии с п. 232 Правил (в актуальной редакции) данная зона установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации многоквартирных жилых домов, а также сопутствующей инфраструктуры и объектов общественно-делового и коммунально-бытового назначения, стоянок автомобильного транспорта, объектов, связанных с проживанием и отдыхом граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, иных объектов согласно градостроительному регламенту.

Из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ОЖ) следует, что в этой территориальной зоне допускается многоквартирная жилая застройка, в том числе малоэтажная (до 4 этажей), среднеэтажная (до 8 этажей) и многоэтажная (9 этажей и выше).

Земельный участок располагается в подзоне Б (ОЖ/Б). В соответствии с Таблицей 65 Правил для этой подзоны установлена максимальная высота зданий 14 м, максимальный процент застройки: для малоэтажной многоквартирной жилой застройки – 50%, для среднеэтажной – 60%, для многоэтажной – 40%; минимальный процент озеленения: для малоэтажной – 20%, для среднеэтажной и многоэтажной – 25%; максимальная этажность: малоэтажная – до 4, многоэтажная – в пределах установленного значения высоты объекта капитального строительства.

Из письма АО «Кварц» от 2 апреля 2014 года в адрес заместителя главы администрации ГО «Город Калининград» следует, что общество планирует размещение многоквартирных домов жилой застройки, индивидуальных жилых домов на земельном участке по адресу: <адрес>. 13 октября 2015 года административный истец обратился в администрацию ГО «Город Калининград» с заявлением о внесении изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград», позволяющих сделать возможным строительство на земельном участке многоквартирных жилых домов этажностью 2-4 этажа.

Согласно представленной концепции развития территории в соответствии с письмом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию от 19 августа 2020 года №11269 АО «Кварц» планирует осуществить застройку земельного участка жилым комплексом на 2000 жителей с возведением 14 семиэтажных многоквартирных домов, а также объекта внешкольного образования и детского сада этажностью 2-3 этажа. Плотность застройки предусмотрена 75% от площади участка, 225 чел./га.

Специалист А. М.М. в судебном заседании пояснил, что он является автором концепции застройки земельного участка Последний является тупиковым, однако, предложенная АО «Кварц» концепция застройки предусматривает два подъезда к жилому комплексу со стороны массивов индивидуальной жилой застройки, расчеты пропускной способности подъездов в концепции имеются. Планируется расширение подъездных улиц с учетом застройки <адрес>. Министерством культуры выдвинуто требование о строительстве центра внешкольного образования на данной территории, который должен занимать до половины площади земельного участка Однако, строительство такого объекта на данной территории нецелесообразно, так как не проработан вопрос обеспечения его доступности с точки зрения наличия маршрутов общественного транспорта.

Анализируя имеющиеся в деле доказательства, доводы стороны истца и возражения государственных органов, суд приходит к следующему.

Функциональная зона, установленная в отношении земельного участка , не исключает многоэтажного жилищного строительства, при этом ни в оспариваемом генеральном плане ГО «Город Калининград», ни в СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» не содержится указания на то, что в зоне смешанной и общественно-деловой застройки возможна лишь точечная жилая застройка, то есть возведение единичных жилых объектов с приоритетом общественно-деловой застройки, как на то ссылается административный истец; жилая застройка параметрами этой функциональной зоны не ограничена. Таким образом, оспариваемый генеральный план ГО «Город Калининград» прав и законных интересов АО «Кварц» не нарушает.

Предельные параметры строительства на земельном участке установлены градостроительным регламентом, изложенном Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград». В редакции Постановления Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года (действующей), как указано выше, для среднеэтажной застройки, допустимой в зоне «ОЖ/Б», разрешается максимальная высота зданий 14 м, максимальный процент застройки 60%, минимальный процент озеленения 25%.

Таким образом, градостроительный регламент территориальной зоны «ОЖ/Б», и, соответственно, Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград», которыми он установлен, не противоречит генеральному плану этого муниципального образования, а конкретизирует его, как то предусмотрено приведенными выше нормами ГрК РФ.

Основания административного иска сводятся к несогласию АО «Кварц» с генеральным планом и Правилами землепользования в связи с тем, что эти нормативные акты препятствует реализации конкретного проекта жилищного строительства.

С учетом необходимости гармоничного развития территорий задача уполномоченных органов власти при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.

Суд принимает во внимание, что ранее, до 2017 года, на земельном участке располагалось промышленное предприятие, и он никогда не находился в функциональной жилой зоне. Установление функциональной зоны смешанной и общественно-деловой застройки отвечает как общественным интересам, так и интересам АО «Кварц», поскольку допускает широкую вариативность использования территории. Установленные предельные параметры строительства нельзя признать необоснованными и произвольными, поскольку земельный участок располагается на территории, на которой ведется интенсивное жилищное строительство (<адрес>), и инженерные коммуникации, социальная и транспортная инфраструктура должны обеспечивать нормальную жизнедеятельность населения с учетом его плотности.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 35 ГрК РФ производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного транспорта, связи, а также для установления санитарно - защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

Как указано в п. 9.8 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утв. Приказ Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244, зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами.

Нахождение незначительной части земельного участка , в южной его оконечности, в зоне транспортной инфраструктуры (планируемой) неопределенности относительно его правового режима не создает, поскольку, согласно действующим документам территориального планирования и градостроительного зонирования, эта часть территории предназначена для организации автомобильной дороги; включение же в состав иной функциональной зоны территории общего пользования, к которым относится автодорога, допустимо.

Поскольку оспариваемые Постановления Правительства Калининградской области не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, процедура их принятия и опубликования были соблюдены, оснований для удовлетворения административных исковых требований АО «Кварц» не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований АО «Кварц» о признании недействующим нормативных правовых актов Постановления Правительства Калининградской области №474 от 5 августа 2021 года «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» в части отнесения к функциональной зоне «Зона смешанной и общественно-деловой застройки», Постановления Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в части отнесения к территориальной зоне «зона общественно-жилого назначения» земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2022 года.

Судья Д.В. Шубин