КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-44/2022
УИД: 39ОS0000-01-2021-000419-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.
при секретаре Макаревской А.В.,
с участием прокурора Мещерякова И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «Кварц» об оспаривании нормативных актов Постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474, Постановления Правительства Калининградской области от 28 января 2022 года №39,
УСТАНОВИЛ:
АО «Кварц» обратилось с административным иском в суд, указав, что является собственником земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225 утвержден Генеральный план ГО «Город Калининград». Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474 в Генеральный план ГО «Город Калининград» внесены изменения. В действующей редакции указанного документа территориального планирования информации о планируемом размещении каких-либо объектов местного, регионального и федерального значения на земельном участке № не содержится. В соответствии с письмом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию от ДД.ММ.ГГГГ №№ АО «Кварц» подготовлена концепция развития территории, предусматривающая жилую застройку данного земельного участка. В этой связи общество неоднократно обращалось в Правительство Калининградской области с заявлением о внесении изменений в Генеральный план ГО «Город Калининград», а именно установлении в отношении КН39№ жилой функциональной зоны, однако, в этом было отказано в связи с тем, что на смежном земельном участке находится промышленная площадка ООО «ПЖТ «Думпкар», которая относится ко II классу опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 500 м. В границах установленной функциональной зоны возможно размещение зданий исключительно общественно-делового назначения. Впоследствии отказ изменения зоны был мотивирован отсутствием бюджетных средств. ДД.ММ.ГГГГ административный истец вновь обратился с заявлением к Губернатору Калининградской области о рассмотрении представленной концепции развития территории и принятия решения о внесении изменений в Генеральный план. Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ, данное обращение не рассмотрено по существу, Правительство указывает на подготовку очередных изменений в Генеральный план ГО «Город Калининград» и предлагает повторно обратиться с концепцией развития территории, что нарушает права и законные интересы общества. В настоящее время существующие на земельном участке № производственные помещения не соответствуют СНиП. В целях развития производства и дальнейшей эксплуатации необходимо произвести их реконструкцию. В этой связи АО «Кварц» лишено возможности пользования данным земельным участком, происходит изъятие его органами власти. Согласно уточненным требованиям, просит признать недействующими и не подлежащими применению Генеральный план ГО «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, в редакции Постановлением Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года №474, в части отнесения к функциональной зоне «Зона смешанной и общественно-деловой застройки», Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года №339, в редакции Постановления Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года, в части отнесения к территориальной зоне «зона общественно-жилого назначения» земельного участка №.
Представитель административного истца АО «Кварц» ФИО1 заявленные административные исковые требования поддержала и пояснила, что действующая функциональная зона не предполагает исключительно жилую застройку земельного участка № это противоречило бы СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89». Градостроительный регламент территориальной зоны «общественно-жилая» не соответствует генеральному плану, так как функциональная зона предполагает лишь точечную застройку жилыми домами, но не возведение запланированного жилого комплекса. АО «Кварц» предполагает развитие земельного участка № в качестве жилой зоны, со строительством жилого комплекса в составе 14 семиэтажных жилых домов и объектов социальной инфраструктуры, согласно концепции развития территории, подготовленной архитектором А. М.М. в соответствии с письмом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ№. Существующий градостроительный регламент территории и его функциональное зонирование препятствуют реализации проекта застройки, чем нарушаются права АО «Кварц» как собственника.
Административный ответчик Правительство Калининградской области, будучи надлежаще извещено о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Согласно письменному отзыву, в соответствии с начальной редакцией оспариваемого генерального плана городского округа «Город Калининград», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 года №225, земельный участок КН № относился к функциональной зоне - «Зона смешанного функционального назначения», для которой характерна застройка на равных основаниях общественно-деловыми и жилыми зданиями, как правило, отдельно стоящими и не образующими полноценных элементов жилой среды (жилых групп, кварталов), а также сопутствующими объектами инженерной и транспортной (парковки) инфраструктуры, объектами первичной ступени культурно-бытового обслуживания. Постановлением Правительства Калининградской области от 05.08.2021 №474 в генеральный план были внесены изменения, в соответствии с которыми земельный участок № отнесен к функциональной зоне - «Зона смешанной и общественно-деловой застройки». Данная зона предназначена для застройки общественно-деловыми и жилыми зданиями и сопутствующими объектами первичной ступени культурно-бытового, коммунального и социального обслуживания, а также сопутствующей инженерной и транспортной инфраструктурой. Ранее, в соответствии с генеральным планом муниципального образования «Город Калининград», утвержденным Решением городского Совета депутатов города Калининграда от 22.02.2006 №69, земельный участок с кадастровым номером № располагался в функциональной зоне «Зона производственно - коммунальных объектов». В границах земельного участка с кадастровым номером № располагаются пять зданий складского назначения, два здания хозяйственно - бытового назначения, ангар, здание ТП, башенные краны, железная дорога и др. Жилые здания в границах земельного участка отсутствуют. Согласно концепции развития территории земельного участка по <адрес> рассматриваемая территория является тупиковой, имеющей подъезды только с <адрес> и <адрес>. Учитывая, что генеральным планом расширение этих улиц не предусмотрено, транспортная доступность данной территории является затруднительной. В границах рассматриваемой территории планируется строительство четырнадцати семиэтажных многоквартирных жилых домов. Такая застройка приведет к увеличению социальной нагрузки на детские и спортивные площадки, площадки для парковки автомобилей, общественный транспорт, дошкольные и общеобразовательные учреждения. Земельный участок расположен на окраине города, достаточное количество подъездных путей к нему отсутствует, не налажена достаточная транспортная обеспеченность, социальная инфраструктура, что не позволит в полной мере удовлетворить потребности жителей. Кроме того, земельный участок административного истца является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащему ООО «Д». Предприятие ООО «Д» осуществляет деятельность по перегрузке и открытому складированию угля, а также перевалке насыпных и штучных грузов промышленного и строительного назначения - щебня, цемента, кирпича, пиломатериалов и пр. Таким образом, отнесение оспариваемым генеральным планом земельного участка к функциональной зоне «Зона общественно-деловой застройки» осуществлялось с учетом сложившейся застройки, в рамках установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры по подготовке, согласованию и утверждению генерального плана. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 №339, в редакции постановлением Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года, земельный участок с кадастровым номером № располагается в территориальной зоне общественно-жилого назначения. Данная зона установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации многоквартирных домов жилых домов, а также сопутствующей инфраструктуры и объектов общественно-делового и коммунально-бытового назначения, стоянок автомобильного транспорта, объектов, связанных с проживанием и отдыхом граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, иных объектов согласно градостроительным регламента. В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территорий и территорий объектов культурного наследия, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», в редакции постановления Правительства Калининградской области от 28.01.2022 №39, в отношении земельного участка с кадастровым номером № санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов, а также объектов для размещения твердых коммунальных отходов мусоросортировочных станций не отображена.
Представитель административного ответчика городского Совета депутатов г. Калининграда ФИО2 заявленные административные исковые требования не признал, пояснил, что в действующей редакции генеральный план и Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград» утверждены Правительством Калининградской области, которое и является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Оспариваемые функциональная зона и территориальная зона в отношении земельного участка № установлены без нарушения действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица Министерства градостроительной политики Калининградской области (правопреемник Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области) ФИО3 заявленные административные требования не признала. Установление функциональной зоны смешанной и общественно-деловой застройки в границах земельного участка № не противоречит действующему законодательству. <адрес> является интенсивно развивающимся районом с преимущественно жилой застройкой, и появление еще одного жилого комплекса в соответствии с проектом, представленным АО «Кварц», приведет к недопустимой нагрузке на объекты социальной и транспортной инфраструктуры. Вопреки позиции АО «Кварц», оспариваемые положения документов территориального планирования и градостроительного зонирования застройке многоквартирными жилыми домами не препятствуют. Постановление Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», которым установлена в границах земельного участка № территориальная зона «общественно-жилая», приняты и опубликованы в установленном порядке. АО «Кварц» в общественных обсуждениях проекта этого нормативного акта участия не принимало.
Заинтересованные лица Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, администрация ГО «Город Калининград», будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года №19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Функциональные зоны пунктом 5 статьи 1 ГрК РФ определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4 статьи 23 ГрК РФ).
В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Как указано в ч. 2 этой же статьи, правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
В частности, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В соответствии с п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Установлено, что АО «Кварц» является собственником земельного участка №, площадью 87123 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, имеющего вид разрешенного использования – под существующие здания и сооружения завода, право зарегистрировано 19 ноября 2009 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В границах земельного участка с кадастровым номером № располагается пять зданий складского назначения, два здания хозяйственно - бытового назначения, ангар, здание ТП, башенные краны, железная дорога и пр. Жилые здания в границах земельного участка отсутствуют, фактически земельный участок представляет собой территорию промышленного предприятия, в настоящее время не функционирующего.
В настоящее время действует Генеральный план ГО «Город Калининград», утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года №225, в соответствии с начальной редакцией которого земельный участок КН № относился к функциональной зоне «Зона смешанного функционального назначения», для которой характерна застройка на равных основаниях общественно-деловыми и жилыми зданиями, как правило, отдельно стоящими и не образующими полноценных элементов жилой среды (жилых групп, кварталов), а также сопутствующими объектами инженерной и транспортной (парковки) инфраструктуры, объектами первичной ступени культурно-бытового обслуживания.
Ранее, в соответствии с генеральным планом муниципального образования «Город Калининград», утвержденным Решением городского Совета депутатов города Калининграда от 22.02.2006 №69, земельный участок с кадастровым номером № располагался в функциональной зоне «Зона производственно - коммунальных объектов».
Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 30.07.2020 № 296 принято решение о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» и обеспечена разработка проекта внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград». 11 февраля 2021 года Проект был размещен в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Письмом Агентства от 12 января 2021 года № 74-ААГ Проект был направлен в администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для организации и проведения общественных обсуждений. Общественные обсуждения по Проекту назначены постановлением главы городского округа «Город Калининград» от 26 января 2021 №1. Оповещение о проведении общественных обсуждений опубликовано 04 февраля 2021 года в газете «Гражданин» № 5 (2218), на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград». Срок проведения общественных обсуждений установлен с 04 февраля 2021 года по 18 марта 2021 года. По результатам общественных обсуждений подготовлен протокол от 15 марта 2021 года, оформлено и подписано заключение о результатах общественных обсуждений по Проекту от 17 марта 2021 года №и-КТРиС-2976. В целях утверждения Проекта Агентством был подготовлен проект постановления Правительства Калининградской области «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград». Проект постановления был согласован со всеми уполномоченными органами исполнительной власти Калининградской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 24.06.2011 № 450. В период 21 июля 2021 года по 28 июля 2021 года проект постановления был размещен на официальном сайте Правительства Калининградской области в сети «Интернет» для публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы. По результатам публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы изменения в проект нормативного правового акта не вносились в связи с отсутствием замечаний. 05.08.2021 Правительством Калининградской области было принято постановление №474 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград». Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ra) 12.08.2021 за номером №.
Постановлением Правительства Калининградской области от 05.08.2021 №474 в генеральный план были внесены изменения (а фактически он был изложен в новой редакции), в соответствии с которыми земельный участок № отнесен к функциональной зоне - «Зона смешанной и общественно-деловой застройки (планир.)». Данная зона предназначена для застройки общественно-деловыми и жилыми зданиями и сопутствующими объектами первичной ступени культурно-бытового, коммунального и социального обслуживания, а также сопутствующей инженерной и транспортной инфраструктурой.
Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" утверждены решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 №339. В первоначальной редакции Правил земельный участок № располагался в территориальной зоне ПК – производственно-коммерческая зона. Последние изменения в данный документ градостроительного зонирования внесены Постановления Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года.
14 февраля 2020 года Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее – Агентство) издан приказ №68 о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград». Письмом от 2 июня 2021 года главе администрации ГО «Город Калининград» поручено организовать общественные обсуждения проекта внесения изменений в указанный документ градостроительного зонирования. 17 июня 2021 года комитет территориального развития и строительства администрации ГО «Город Калининград» уведомил Агентство о назначении общественных обсуждений по проекту Правил с 17 июня 2021 года по 29 июля 2021 года, сроке и месте экспозиции проекта. 15 июня 2021 года издано постановление главы администрации ГО «Город Калининград» №7 о проведении общественных обсуждений, которое опубликовано в газете «Гражданин» №35 от 17 июня 2021 года, а также размещено на официальном сайте администрации. 3 августа 2021 года в адрес руководителя Агентства комитетом городского развития и цифровизации администрации ГО «Город Калининград» направлены протокол общественных обсуждений от 26 июля 2021 года, перечень участников общественных обсуждений, письменные обращения участников общественных обсуждений с замечаниями и предложениями, заключение по результатам общественных обсуждений от 28 июля 2021 года №и-КТРиС-7839. Вышеуказанное заключение опубликовано в газете «Гражданин» №46 от 29 июля 2021 года.
Изучением протокола общественных обсуждений от 26 июля 2021 года установлено, что АО «Кварц» участия в них не принимало, с замечаниями и предложениями по проекту не обращалось.
Постановлением Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград". Данный нормативный акт опубликован на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru 04.02.2022 и вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Таким образом, нормативный правовой акт Постановление Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года принят уполномоченным органом в соответствии с установленной процедурой.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в редакции Постановления Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года земельный участок № располагается в территориальной зоне «зона общественно-жилого назначения». В соответствии с п. 232 Правил (в актуальной редакции) данная зона установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации многоквартирных жилых домов, а также сопутствующей инфраструктуры и объектов общественно-делового и коммунально-бытового назначения, стоянок автомобильного транспорта, объектов, связанных с проживанием и отдыхом граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, иных объектов согласно градостроительному регламенту.
Из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ОЖ) следует, что в этой территориальной зоне допускается многоквартирная жилая застройка, в том числе малоэтажная (до 4 этажей), среднеэтажная (до 8 этажей) и многоэтажная (9 этажей и выше).
Земельный участок № располагается в подзоне Б (ОЖ/Б). В соответствии с Таблицей 65 Правил для этой подзоны установлена максимальная высота зданий 14 м, максимальный процент застройки: для малоэтажной многоквартирной жилой застройки – 50%, для среднеэтажной – 60%, для многоэтажной – 40%; минимальный процент озеленения: для малоэтажной – 20%, для среднеэтажной и многоэтажной – 25%; максимальная этажность: малоэтажная – до 4, многоэтажная – в пределах установленного значения высоты объекта капитального строительства.
Из письма АО «Кварц» от 2 апреля 2014 года в адрес заместителя главы администрации ГО «Город Калининград» следует, что общество планирует размещение многоквартирных домов жилой застройки, индивидуальных жилых домов на земельном участке по адресу: <адрес>. 13 октября 2015 года административный истец обратился в администрацию ГО «Город Калининград» с заявлением о внесении изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград», позволяющих сделать возможным строительство на земельном участке № многоквартирных жилых домов этажностью 2-4 этажа.
Согласно представленной концепции развития территории в соответствии с письмом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию от 19 августа 2020 года №11269 АО «Кварц» планирует осуществить застройку земельного участка № жилым комплексом на 2000 жителей с возведением 14 семиэтажных многоквартирных домов, а также объекта внешкольного образования и детского сада этажностью 2-3 этажа. Плотность застройки предусмотрена 75% от площади участка, 225 чел./га.
Специалист А. М.М. в судебном заседании пояснил, что он является автором концепции застройки земельного участка № Последний является тупиковым, однако, предложенная АО «Кварц» концепция застройки предусматривает два подъезда к жилому комплексу со стороны массивов индивидуальной жилой застройки, расчеты пропускной способности подъездов в концепции имеются. Планируется расширение подъездных улиц с учетом застройки <адрес>. Министерством культуры выдвинуто требование о строительстве центра внешкольного образования на данной территории, который должен занимать до половины площади земельного участка № Однако, строительство такого объекта на данной территории нецелесообразно, так как не проработан вопрос обеспечения его доступности с точки зрения наличия маршрутов общественного транспорта.
Анализируя имеющиеся в деле доказательства, доводы стороны истца и возражения государственных органов, суд приходит к следующему.
Функциональная зона, установленная в отношении земельного участка №, не исключает многоэтажного жилищного строительства, при этом ни в оспариваемом генеральном плане ГО «Город Калининград», ни в СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» не содержится указания на то, что в зоне смешанной и общественно-деловой застройки возможна лишь точечная жилая застройка, то есть возведение единичных жилых объектов с приоритетом общественно-деловой застройки, как на то ссылается административный истец; жилая застройка параметрами этой функциональной зоны не ограничена. Таким образом, оспариваемый генеральный план ГО «Город Калининград» прав и законных интересов АО «Кварц» не нарушает.
Предельные параметры строительства на земельном участке № установлены градостроительным регламентом, изложенном Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Калининград». В редакции Постановления Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года (действующей), как указано выше, для среднеэтажной застройки, допустимой в зоне «ОЖ/Б», разрешается максимальная высота зданий 14 м, максимальный процент застройки 60%, минимальный процент озеленения 25%.
Таким образом, градостроительный регламент территориальной зоны «ОЖ/Б», и, соответственно, Правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград», которыми он установлен, не противоречит генеральному плану этого муниципального образования, а конкретизирует его, как то предусмотрено приведенными выше нормами ГрК РФ.
Основания административного иска сводятся к несогласию АО «Кварц» с генеральным планом и Правилами землепользования в связи с тем, что эти нормативные акты препятствует реализации конкретного проекта жилищного строительства.
С учетом необходимости гармоничного развития территорий задача уполномоченных органов власти при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
Суд принимает во внимание, что ранее, до 2017 года, на земельном участке № располагалось промышленное предприятие, и он никогда не находился в функциональной жилой зоне. Установление функциональной зоны смешанной и общественно-деловой застройки отвечает как общественным интересам, так и интересам АО «Кварц», поскольку допускает широкую вариативность использования территории. Установленные предельные параметры строительства нельзя признать необоснованными и произвольными, поскольку земельный участок № располагается на территории, на которой ведется интенсивное жилищное строительство (<адрес>), и инженерные коммуникации, социальная и транспортная инфраструктура должны обеспечивать нормальную жизнедеятельность населения с учетом его плотности.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 35 ГрК РФ производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного транспорта, связи, а также для установления санитарно - защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Как указано в п. 9.8 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утв. Приказ Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244, зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами.
Нахождение незначительной части земельного участка №, в южной его оконечности, в зоне транспортной инфраструктуры (планируемой) неопределенности относительно его правового режима не создает, поскольку, согласно действующим документам территориального планирования и градостроительного зонирования, эта часть территории предназначена для организации автомобильной дороги; включение же в состав иной функциональной зоны территории общего пользования, к которым относится автодорога, допустимо.
Поскольку оспариваемые Постановления Правительства Калининградской области не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, процедура их принятия и опубликования были соблюдены, оснований для удовлетворения административных исковых требований АО «Кварц» не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований АО «Кварц» о признании недействующим нормативных правовых актов Постановления Правительства Калининградской области №474 от 5 августа 2021 года «О внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» в части отнесения к функциональной зоне «Зона смешанной и общественно-деловой застройки», Постановления Правительства Калининградской области №39 от 28 января 2022 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в части отнесения к территориальной зоне «зона общественно-жилого назначения» земельного участка № – отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2022 года.
Судья Д.В. Шубин