к делу № 3а-344/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
« 13 » сентября 2017 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе :
председательствующего судьи : Бендюк А.К.
при секретаре судебного заседания : Шиловой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке упрощенного письменного производства дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков и объекта недвижимости, в размере равной их рыночной стоимости
У С Т А Н О В И Л :
< Ф.И.О. >1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
-с кадастровым номером <...> площадью 7650+/-61 кв.м, с видом разрешенного использования «под строительство рынка» расположенного по адресу: <...>, <...> Б/1 равной его рыночной стоимости в размере 11074 000 рублей;
-с кадастровым номером <...> площадью 1180+/-24 кв.м, с видом разрешенного использования «под строительство рынка» расположенного по адресу: <...>, <...> Б равной его рыночной стоимости в размере 1852 000 рублей;
-с кадастровым номером <...> площадью 1116+/-23 кв.м, с видом разрешенного использования «под строительство рынка» расположенного по адресу: <...>, <...> Б/2 равной его рыночной стоимости в размере 1752 000 рублей;
Кроме того < Ф.И.О. >1, просит суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, торгового комплекса, «блок Б», назначение : нежилое с кадастровым номером <...> площадью 768,1 кв.м, расположенного по адресу: <...> Б равной его рыночной стоимости в размере 15304615,25 рублей.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что согласно данным отчета о рыночной стоимости земельных участков от 17 мая 2017 года № ОЦ-047/17, выполненного ИП < Ф.И.О. >4 рыночная стоимость земельных участков:
-с кадастровым номером <...> составляет 11074 000 рублей;
-с кадастровым номером <...> составляет 1852 000 рублей;
-с кадастровым номером <...>, составляет 1752 000 рублей;
Согласно данным отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости от <...> № ОЦ-048/17, выполненного ИП < Ф.И.О. >4 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет 15304615,25 рублей.
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельных участков и объекта недвижимости :
-с кадастровым номером <...> составляет 23 199 925,50 рублей
-с кадастровым номером <...> составляет 3 620 157,40 рублей
-с кадастровым номером <...>, составляет 2 908 508,04 рублей
-с кадастровым номером <...>, составляет 15 304 615,25 рублей
Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанных земельных участков и объекта недвижимости, являются неверными и нарушают его права.
< Ф.И.О. >1, является собственником земельных участков и объекта недвижимости, в отношении которых заявлены административные исковые требования. Завышенная кадастровая стоимость земельных участков ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога. Завышенная кадастровая стоимость объекта недвижимости ведет к необоснованному увеличению размера имущественного налога.
В судебное заседание, представитель административного истца< Ф.И.О. >1 действующий на основании доверенности < Ф.И.О. >5,не явился, представив заявление об уточнении административных исковых требований, просит суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, в размере определенной на основании заключения судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, представитель административного ответчика ФГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края; представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования <...>, представитель заинтересованного лица Администрации Краснодарского края, в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, хотя были уведомлены надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
В силу ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившихся участников процесса в порядке упрощенного (письменного), поскольку о месте и времени рассмотрения дела стороны были извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований < Ф.И.О. >1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков и объекта недвижимости, в размере равной их рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, < Ф.И.О. >1 на праве собственности, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от <...>, принадлежит объект недвижимости, торговый комплекс, «блок Б», назначение : нежилое с кадастровым номером <...> площадью 768,1 кв.м, расположенный по адресу: <...>, <...> Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...><...>-<...>
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости от <...><...>, < Ф.И.О. >1, на праве собственности, принадлежит земельный участок, с кадастровым номером <...>, площадью 1180+/-24 кв.м, расположенный по адресу: <...>
< Ф.И.О. >1 на праве собственности, принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 7650+/-61 кв.м, с видом разрешенного использования «под строительство рынка» расположенный по адресу: <...>, <...>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от <...><...>.
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости от <...><...>, < Ф.И.О. >1, на праве собственности, принадлежит земельный участок, с кадастровым номером <...>, площадью 1116+/-23 кв.м, расположенный по адресу: <...>
В силу п.1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п.2 и 3 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ <...> от <...>.
Согласно, данным филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости земельных участков:
-с кадастровым номером <...> составляет 23 199 925,50 рублей
-с кадастровым номером <...> составляет 3 620 157,40 рублей
-с кадастровым номером <...>, составляет 2 908 508,04 рублей
что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <...>, от <...><...>/<...>
В соответствии со ст. 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до <...> единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 НК РФ, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 статьи 402 НК РФ.
Согласно, данным филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет 15 304 615,25 рублей, что подтверждается кадастровой справкой от <...>.
В силу ст. 24.18 Федеральный закон от <...><...> - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно представленного административным истцом отчета об оценке о рыночной стоимости земельных участков от 17 мая 2017 <...> выполненного ИП < Ф.И.О. >4 рыночная стоимость земельных участков:
-с кадастровым номером <...> составляет 11074 000 рублей;
-с кадастровым номером <...>, составляет 1852 000 рублей;
-с кадастровым номером <...>, составляет 1752 000 рублей;
Согласно данным отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости от <...> № <...>, выполненного ИП < Ф.И.О. >4 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, составляет 15304615,25 рублей.
В соответствии со ст. 77 КАС РФ, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
При рассмотрении дела судом установлено, что представленные отчеты о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, вызывают сомнения в достоверности определения рыночной стоимости.
Определением Краснодарского краевого суда от <...> по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для установления рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Производство, которой поручено ООО «Оценка и право-Юг».
Согласно заключения эксперта <...> от <...> ООО «Оценка и право-Юг», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 7650+/-61 кв.м, с видом разрешенного использования «под строительство рынка» расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, с/п <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...> составляет 16503410 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1180+/-24 кв.м, с видом разрешенного использования «под строительство рынка» расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...> Б на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...> составляет 2948850 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1116+/-23 кв.м, с видом разрешенного использования «под строительство рынка» расположенного по адресу: <...> Б/2 на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...> составляет 2230710 рублей.
Рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> площадью 768,1 кв.м, расположенного по адресу: <...> на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...> составляет 11821221 рублей.
В силу ст.62, ч.8ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ, в совокупности с другими доказательствами по делу.
Суд, проанализировав заключение судебной экспертизы, установил, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствует требованиям Закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», федеральных стандартов оценки.
Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки. Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные перед экспертном вопросы.
У суда нет оснований сомневаться в компетенции эксперта проводившего данную экспертизу. Информация, использованная экспертом при проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, удовлетворяет требованиям закона. Выводы эксперта не опровергнуты.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая в заключение эксперта <...> от <...> рыночная стоимость объектов недвижимости, является достоверной.
В соответствии со ст.245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов, административный истец ссылается на то обстоятельство, что завышенная кадастровая стоимость, земельных участков, ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если не установлено иное.
В силу ст. 389 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ).
В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов, административный истец также ссылается на то обстоятельство, что завышенная кадастровая стоимость объекта недвижимости, с кадастровым номером <...>, ведет к необоснованному увеличению размера имущественного налога.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от <...><...>-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установлена единая дата начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - <...>.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами, <...>, является <...>, объекта недвижимости, торгового комплекса, с кадастровым номером <...>, является <...>.
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
< Ф.И.О. >1, обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков и объекта недвижимости, в размере равной их рыночной стоимости, <...>, что подтверждается отметкой отдела входящей корреспонденции.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от <...> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Лицо должно проявлять повышенную осмотрительность при совершении процессуальных действий и заботу о своих процессуальных делах. Суд неоднократно вызывал в судебное заседание представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Департамента имущественных отношений Краснодарского края; администрации.
В судебное заседание представители, извещенные надлежащим образом, не являлись о причинах не явки не сообщали, ходатайств об отложении слушания дела не представляли. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц, имеет место отсутствие процессуального интереса в исходе рассмотрения данного дела.
Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца как лица, являющегося собственником земельных участков и объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, с учетом совокупности представленных по делу доказательств, суд удовлетворяет административные исковые требования < Ф.И.О. >1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в размере равной их рыночной стоимости.
В силу ч.11 ст. 49 КАС РФ эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с проведением экспертизы, произвести оплату экспертизы до ее проведения.
Директором ООО «Оценка и право-Юг», в суд подано ходатайство о взыскании с < Ф.И.О. >1 расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы, в размере 45000 рублей.
Согласно ч.1 ст.103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании п.1 ст.106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...><...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым, взыскать с административного истца в пользу экспертной организации, стоимость проведения судебной экспертизы в полном объеме.
Руководствуясь ст.20, 175, 177, 180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования < Ф.И.О. >1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков и объекта недвижимости, в размере равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 7650+/-61 кв.м, с видом разрешенного использования «под строительство рынка» расположенного по адресу: <...> Б/1 на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...> в размере 16503410 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1180+/-24 кв.м, с видом разрешенного использования «под строительство рынка» расположенного по адресу: <...>, <...> Б на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...> в размере 2948850 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1116+/-23 кв.м, с видом разрешенного использования «под строительство рынка» расположенного по адресу: <...>, <...> Б/2 на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...> в размере 2230710 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером <...> считать <...>.
Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение суда, является основанием для внесения соответствующих изменений, в сведения государственного кадастра недвижимости, о кадастровой стоимости земельных участков, с кадастровым номером <...>
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, торгового комплекса, «блок Б», с кадастровым номером <...>, площадью 768,1 кв.м, расположенного по адресу: <...> Б на дату определения кадастровой стоимости, по состоянию на <...> в размере 11821221 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, считать <...>.
Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение суда, является основанием для внесения соответствующих изменений, в сведения государственного кадастра недвижимости, о кадастровой стоимости объекта недвижимости, с кадастровым номером <...>
Взыскать с < Ф.И.О. >1, <...> года рождения, уроженца <...>, Краснодарского края, место регистрации: Краснодарский край, <...>, корпус, Б в пользу ООО «Оценка и право-Юг», юридический адресу: 350000 <...>, литер 2Б офис 319 оплату за проведение экспертизы в размере 45 000 (сорок пять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.К. Бендюк