ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-344/19 от 20.09.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-344/2019

42OS0000-01-2019-000373-40

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Шалагиной О.В.,

при секретаре Злобиной П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово 20 сентября 2019 года административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу о ликвидации местной религиозной организации мусульман «Нур» города Кемерово с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Местная религиозная организация мусульман «Нур» города Кемерово (далее также - Организация) зарегистрирована 27 июня 2005 года Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании решения Главного управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области от 20 июня 2005 года № 255, ОГРН 1054200005078, учетный номер 4211010286.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу обратилось в Кемеровский областной суд с административным иском о ликвидации местной религиозной организации мусульман «Нур» города Кемерово с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке абз.3 п.1 ст.14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Требования мотивированы тем, что в соответствии с приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 13.07.2019 № 469-р «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица» с 29.07.2019 по 23.08.2019 проведена внеплановая документарная проверка Организации на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных уставом Организации, за период с 29.07.2016 по 28.07.2019, по результатам которой 23.08.2019 составлен акт проверки.

В результате проведенной проверки выявлены нарушения Организацией действующего законодательства Российской Федерации, несоблюдение при осуществлении своей деятельности норм устава.

В частности, в нарушение п.1 ст.10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», п.2 ст.123.26 ГК РФ Организацией не соблюдаются нормы пунктов 3.3, 3.4, 3.7, 3.8, 3.9, 4.4 собственного устава; в нарушение п.1 ст.53 ГК РФ органами Организации не осуществляются руководящие функции: Общим собранием не принимались решения, предусмотренные пунктом 3.3 устава, Советом не принимались решения предусмотренные пунктом 3.8 устава; в нарушение п.1 ст.48 ГК РФ и пункта 4.4 устава у Организации отсутствует и не формируется имущество; устав Организации не соответствует п.2 ст.10, ст.13.1, п.5 ст.21, п.п.1, 2 ст.21.1, п.1 ст.24 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», п.3 ст.123.26, абз.2 п.2 ст.123.27 ГК РФ; в нарушение п.п.1, 3 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в Организации отсутствует предусмотренное законодательством количество членов (не менее 10), в связи с чем Организация не отвечает требованиям, предъявляемым к местной религиозной организации; в нарушение п.1 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Организация не осуществляет деятельность по совместному исповеданию и распространению веры; в нарушение п.8 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Организацией не соблюдается обязанность при осуществлении деятельности указывать свое полное наименование; в нарушение п.4 ст.181.2 ГК РФ в протоколах Общего собрания и заседаний Совета отсутствуют обязательные сведения; в нарушение п.3 ст.181.2 ГК РФ составлены протоколы собраний о решениях, которые не принимались органами управления Организации; в нарушение абз.2 п.4 ст.25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Организацией не предоставлены в Управление сведения, необходимые для проведения проверки пунктов 3.1, 3.4 устава Организации; в нарушение п.1 ст.161 ГК РФ не совершена в письменной форме сделка по предоставлению Организации помещения, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Данные нарушения совершены неоднократно, являются грубыми, носят неустранимый характер, что подтверждается заявлением председателя Галиахметовой Н.З. от 19.08.2019, отсутствием места фактического осуществления деятельности.

Просит ликвидировать местную религиозную организацию мусульман «Нур» города Кемерово с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу Анульева Ю.С., действующая на основании доверенности от 13.09.2019 года, и Дударева М.Г., действующая на основании доверенности от 11.09.2019 года, заявленные требования поддержали.

Председатель местной религиозной организации мусульман «Нур» города Кемерово Галиахметова Н.З. не возражала против ликвидации Организации, указывая на то, что фактически деятельность Организация не осуществляет, имущества – помещения для осуществления своей деятельности не имеет, связь с членами Организации утрачена.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области своего представителя в судебное заседание не направило, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом, возражений по административному иску не представило.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 2, абзацам 1 и 2 пункта 1, пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться, в том числе в форме религиозных организаций, которыми признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Данные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях.

Статьей 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрено, что религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (пункт 1).

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций (пункт 2).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (пункт 1 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пункту 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» также предусмотрено, что религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Согласно Положению о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705, Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций, осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.

Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Управления Министерства юстиции по Кемеровской области – Кузбассу (далее также – Управление) от 03 июля 2019 года № 469-р в период с 29 июля 2019 года по 23 августа 2019 года комиссией Управления Министерства юстиции по Кемеровской области – Кузбассу проведена внеплановая документальная проверка деятельности Местной религиозной организации мусульман «Нур» города Кемерово за период с 29 июля 2016 года по 28 июля 2019 года, для достижения цели и задач которой у религиозной организации запрошены документы (л.д.21-22).

03 июля 2019 года указанное распоряжение вместе с уведомлением о проведении проверки направлены данной религиозной организации, и получены председателем Организации Галиахметовой Н.З. 16 июля 2019 года (л.д.23-24, 25).

По результатам проведенной проверки Управлением Минюста по Кемеровской области – Кузбассу 23 августа 2019 года составлен акт с указанием в нем выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческой организации.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Таким образом, местная религиозная организация может иметь такой статус и являться юридическим лицом только в случае, если она состоит не менее чем из десяти участников.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 26.08.2019 года на момент регистрации местной религиозной организации мусульман «Нур» города Кемерово в качестве юридического лица в 2005 году ее учредителями (участниками) были 10 человек, председателем Организации до настоящего времени является Галиахметова Н.З. (л.д.16-20).

Устанавливая требования к минимальному количеству участников религиозной организации, в то же время Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» не регламентирует вопрос о порядке учета количества участников организации, об их приеме в организацию и исключении из нее.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава местной религиозной организации мусульман «Нур» города Кемерово, утвержденного 11 марта 2013 года председателем Правления Централизованной религиозной организации «Объединение мусульманских организаций Кемеровской области», членами Организации являются совершеннолетние граждане Российской Федерации, исповедующие Ислам, постоянно проживающие в г.Кемерово; прием членов Организации осуществляется Советом по личному (письменному) заявлению.

В распоряжении Управления от 03.07.2019 № 469-р для проведения проверки от Организации были запрошены сведения, подтверждающие соблюдение требований п.3 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», то есть о членах Организации. Однако такие сведения Организацией не были представлены, что подтверждается содержанием пояснительной записки председателя Организации Галиахметовой Н.З., а также ее сообщением, поступившим в Управление 15 августа 2019 года.

В представленных для проверки протоколах Общего собрания Организации от 21.04.2016, 28.05.2017, 16.03.2018, 21.03.2018, 20.05.2019, 20.07.2019 сведения о членах Организации, присутствующих на собраниях, отсутствуют.

При этом 19 августа 2019 года в Управление поступило письменное сообщение председателя Организации Галиахметовой Н.З., в котором указано на то, что фактически связь с членами Организации утеряна, необходимого количества членов нет (л.д.53).

В судебном заседании председатель Организации Галиахметова Н.З. также подтвердила факт отсутствия в Организации необходимого числа членов.

В исследованных судом материалах регистрационного и контрольного дел Организации не усматривается сведений о наличии в Организации необходимого числа участников.

При таких данных суд полагает обоснованными доводы административного истца о том, что требования пункта 3 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» относительно количества участников местной религиозной организации, которые являются обязательным условием ее существования как юридического лица, Организацией не исполняются, что является неустранимым и грубым нарушением указанного Федерального закона.

В силу положений п.1 ст.6, п.1 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», п.1 ст.123.26 ГК РФ единственной целью образования религиозной организации является совместное исповедание и распространение веры.

Однако, как следует из материалов проверки, деятельность по совместному исповеданию и распространению веры Организацией не осуществляется, что подтверждается отсутствием решений органов Организации по организации ее деятельности, по вопросам проведения мероприятий для достижения уставных целей, которые могли бы свидетельствовать о ведении деятельности от имени Организации, совместному исповеданию веры, также подтверждается отсутствием имущества для ведения деятельности, в том числе богослужебного назначения, протоколом Общего собрания от 20.07.2019, в котором указано на то, что нет помещения, пятничные намазы проводятся в домашних условиях, т.е. каждый самостоятельно, а не совместно осуществляет исповедание веры, и пояснениями Председателя Галиахметовой Н.З. от 19.08.2019 о том, что фактически деятельность Организация не осуществляет.

Изложенное свидетельствует о том, что Организация не обладает необходимыми для ее цели признаками, указанными в п.1 ст.6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно положениям п.2 ст.123.26 ГК РФ, п.1 ст.15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации (п.1 ст.10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Проверкой установлено, что Организацией при осуществлении своей деятельности нормы Устава не соблюдаются.

Так, в нарушение п.3.3 Устава в проверяемый период Общим собранием членов Организации не рассматривались вопросы, относящиеся к его компетенции, в частности, вопросы об избрании Совета Организации и Ревизора, о заслушивании и утверждении отчета Ревизора.

Из протоколов заседания Совета от 19.04.2016, 25.05.2017, 13.03.2018, 17.03.2018, 17.05.2019, 20.07.2019 видно, что персональный состав Совета в проверяемом периоде изменялся, но протоколы Общего собрания членов Организации о его избрании для проведения проверки не представлены, что свидетельствует об их отсутствии и о нерассмотрении Общим собранием вопросов об изменении состава Совета и об избрании в него ФИО3, ФИО4, ФИО1

Согласно представленным Организацией сведениям Ревизором Организации является ФИО2, которая ежегодно предоставляла отчеты для утверждения на Общем собрании. В протоколах Общих собраний членов Организации от 21.04.2016, 28.05.2017, 20.05.2019, 20.07.2019 имеются сведения об участнике и выступающей на собрании Организации ФИО2, но эти обстоятельства отрицаются самой ФИО2 в письменном пояснении, поступившем в Управление 16.08.2019, в котором она указала, что функций ревизора в Организации она никогда не выполняла, и участия в собраниях не принимала (л.д.54).

Пунктами 3.7, 3.9 Устава предусмотрено, что в период между Общими собраниями постоянно действующим руководящим органом Организации является Совет Организации, заседания которого считаются правомочными при участии в них более половины от общего числа членов Совета, а решения принимаются голосованием простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании, что предполагает возможность участия в заседаниях и в голосовании только членов Совета.

Между тем из протоколов заседаний Совета от 19.04.2016, 25.05.2017, 13.03.2018, 17.03.2018, 17.05.2019, 20.07.2019 следует, что по вопросам повестки дня голосовали единогласно все 5 граждан, указанных в протоколах в качестве членов Совета (в частности, ФИО3, ФИО4., ФИО1), но которые таковыми не являются, поскольку Общим собранием в состав Совета не избирались, как установлено выше.

Пунктом 3.8 Устава определены полномочия и компетенция Совета Организации, но из представленных протоколов заседаний Совета усматривается, что Советом не принимались решения по вопросам, относящимся к его компетенции, свидетельствующим об осуществлении руководства Организацией (в частности, например, об организации и проведении мероприятий, круге участников, ответственных лиц за проведение мероприятий и пр.).

В нарушение п.3.11 Устава Председателем Организации в проверяемом периоде не принимались решения по вопросам, относящимся к его компетенции (об определении и утверждении основных направлений деятельности Организации, о рассмотрении и утверждении сметы расходов Организации). Данные решения должны приниматься в форме приказов или распоряжений, но для проведения проверки такие документы не представлены, что является доказательством их отсутствия и свидетельствует о нарушении указанной нормы Устава.

Пунктом 3.18 Устава предусмотрено, что ревизор Организации осуществляет проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности Совета Организации не реже одного раза в год, участвует в заседаниях Совета Организации с правом совещательного голоса.

Однако, как установлено, в нарушение этой нормы Устава ревизором Организации не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации, отчетные документы составлены формально, что подтверждается вышеуказанными письменными пояснениями ФИО2, согласно которым она участия в деятельности Организации не принимает, функции ревизора не выполняет, роспись в отчетных документах ею поставлена по личной просьбе председателя Галиахметовой Н.З.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что органы Организации управленческих (руководящих) решений в соответствии с уставом Организации не принимали, деятельность Организации посредством принятых решений, подлежащих исполнению членами Организации в соответствии с п.3.1.2 Устава, не организовывали, что также является нарушением норм п.1 ст.53 ГК РФ.

В силу положений ст.181.2 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества (п.1). О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме, который подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания (п.3). В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол (п.4).

Представленные Организацией для проведения проверки протоколы Общего собрания и заседаний Совета не соответствуют указанным требованиям, поскольку в них отсутствуют сведения о времени и месте проведения собраний; о лицах, принявших участие в собрании; о результатах голосования по каждому вопросу повестки дня; о лицах, проводивших подсчет голосов. Отсутствие в протоколах сведений об общей численности членов Организации, о персональном составе присутствующих на Общем собрании членов Организации препятствует проверке соблюдения Организацией устава относительно порядка управления в полном объеме.

Также проверкой установлено, что Организация не имеет имущества и не формирует его в рамках Организации в соответствии с п.4.4 Устава, предусматривающим перечень источников формирования имущества Организации, что свидетельствует о нарушении требований, предъявляемых п.1 ст.48 Гражданского кодекса Российской Федерации к Организации как юридическому лицу.

Кроме того, согласно п.8 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» при осуществлении деятельности религиозная организация обязана указывать свое полное наименование. Однако Организацией данная норма закона не соблюдается. В протоколах Общего собрания от 21.04.2016, от 28.05.2017, от 20.05.2019 указано наименование - Местная религиозная организация «Нур» г. Кемерово вместо Местная религиозная организация мусульман «Нур» города Кемерово.

Проверкой также установлено, что отдельные положения Устава Организации не соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации, как то требуется в соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно ст.24 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации в случаях, предусмотренных их уставами, заключают трудовые договоры с работниками (п.1).

Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором между религиозной организацией (работодателем) и работником (п.2).

Пунктом 3.11 устава к компетенции Председателя организации отнесены вопросы утверждения структуры и штатного расписания аппарата Организации, приема и увольнения штатных работников.

Однако устав не содержит положений о случаях заключения Организацией трудовых договоров с работниками.

В нарушение положений п.п.1, 2 ст.21.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» уставом не определен уполномоченный орган Организации на письменное согласование сделок по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование, а также договоров займа и кредитных договоров; не предусмотрены случаи отчуждения недвижимого имущества Организации богослужебного назначения в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.

Также устав Организации не содержит сведений о направлениях использования имущества и порядке распределения имущества Организации, остающегося после ее ликвидации (прекращения деятельности), как это предусмотрено абз.2 п.2 ст.123.27 ГК РФ, п.2 ст.10 Федерального закона «О свободе-совести и о религиозных объединениях».

Указанные нарушения законодательства Российской Федерации, устава Организации отражены в акте проверки от 23 августа 2019 года.

Выявленные проверкой нарушения по существу председателем Организации Галиахметовой Н.З. не оспариваются, и подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств.

Доводы Галиахметовой Н.З. об оказании на нее давления третьими лицами, в результате чего она подписала сообщение в Управление от 19.08.2019, подтверждения при рассмотрении дела не нашли. В то же время указанные доводы не опровергают изложенных в сообщении обстоятельств об отсутствии деятельности Организации.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Следовательно, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Характер установленных нарушений, их количество позволяет согласиться с доводами Управления о том, что нарушения совершены неоднократно, являются грубыми и неустранимыми в силу их характера, а также ввиду того, что Организация фактически деятельность не осуществляет, необходимого числа участников не имеет, признаками существования ее в качестве юридического лица не обладает.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для ликвидации организации в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу удовлетворить.

Ликвидировать Местную религиозную организацию мусульман «Нур» города Кемерово с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кемеровский областной суд.

Председательствующий: О.В. Шалагина

Решение принято судом в окончательной форме 25 сентября 2019 года.