РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2016 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
Председательствующего-судьи Астафьевой ОЮ.
при секретаре судебного заседания Жаповой Д.А.,
с участием представителя административного истца Елагина В.В. по доверенности Конякина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело Номер изъят по исковому заявлению Елагина В.В. к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Елагин В.В., будучи собственником земельных участков <адрес изъят>, обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В обоснование доводов административного иска указал, что по проведенной им оценке рыночная стоимость земельных участков значительно меньше установленной кадастровой стоимости участков, а потому в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 65, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» он вправе просить установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости.
С учетом уточнения заявленных требований указал, что отчет судебной экспертизы находит достоверным, просит установить кадастровую стоимость:
- земельного участка <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2012 года, в размере (данные изъяты);
- земельного участка <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2012 года, в размере (данные изъяты);
- земельного участка <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2012 года, в размере (данные изъяты) (т. 1 л.д. 11-16, т. 2 л.д. 214-216).
В судебном заседании представитель административного истца Елагина В.В. по доверенности Конякин В.А. поддержал требования с учетом уточнения, просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной судебной экспертизой.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Правительство Иркутской области, Нижнеудинское муниципальное образование в судебное заседание не явились, будучи извещены судом о времени и месте заседания надлежаще.
В письменных отзывах и возражениях:
Правительство Иркутской области просило рассмотреть дело в их отсутствие. Указало на проведение государственной оценки в соответствии с законом, в то же время возможность определения кадастровой стоимости земельных участков исходя из их рыночной стоимости предусмотрено ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 122-127);
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» просило рассмотреть дело в отсутствие представителя; в удовлетворении заявления в органу кадастрового учета просит отказать, привлечение их к участию в деле считают необоснованным, поскольку требования административного иска не затрагивают их материально-правовые интересы. В соответствии с прямым указанием федерального законодателя учреждение обязано принять к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости (т. 1 л.д. 230-235);
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области просило рассмотреть дело без участия представителя. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области указало, что кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222, с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости для 9-ой группы разрешенного использования. В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде (т. 1 л.д. 213-214).
Администрация Нижнеудинского муниципального образования указала, что представленный административным истцом в обоснование исковых требований отчет не соответствует действительности, указанные в нем данные искажают действительное состояние земельных участков, объекты-аналоги выбраны некорректно, так как являются свободными от строений и без коммуникаций. Отчет не отвечает в полном объеме требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки.
Административный истец Елагин В.В. в ходатайстве, направленном 28 января 2016 года просил судебные заседания проводить без его участия с представлением его интересов Конякиным В.А.
Заслушав объяснения представителя административного истца Елагина В.В. по доверенности Конякина В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 1 и 6 Постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
С заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратитьсяюридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Законом предусмотрено установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В соответствии со статьями 24.18-24.20 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 года N П/93 делегированы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 5.2.1), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, в редакции, действующей на момент определения государственной кадастровой оценки Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии организует проведение государственной кадастровой оценки.
Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке спорного земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов на территории Иркутской области, выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим ее результаты, а Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» осуществляет в силу возложенных на него полномочий ведение государственного кадастра недвижимости.
Елагин В.В. является собственником земельных участков на основании соглашения об отступном от Дата изъята :
- <адрес изъят>
<адрес изъят>
<адрес изъят> (т. 1 л.д. 20-24).
Право собственности на земельные участки зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Дата изъята (т. 1 л.д. 17-19).
Решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, принято органом государственной власти Иркутской области в лице Правительства Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 04 июля 2012 года № 368-пп). На основании государственного контракта № 88 от 22 ноября 2012 года ООО «ФинГрупп» провело государственную кадастровую оценку земельных участков. Отчетом № 2004-13 ООО «ФинГрупп» была определена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года. Положительное заключение № 919/2013 на отчет получено 7 июня 2013 года (т. 2 л.д. 129-143).
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2015 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп, от 26 августа 2015 года № 422-пп, от 11 января 2016 года № 4-пп) (т. 2 л.д. 144-149).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, с учетом вида его использования, размера участка, удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп) внесена в государственный кадастр недвижимости и составила (данные изъяты) рублей, что подтверждается кадастровой справкой и кадастровым паспортом на земельный участок (т. 1 л.д. 25, 28-36).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, с учетом вида его использования, размера участка, удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп) внесена в государственный кадастр недвижимости и составила (данные изъяты) рублей, что подтверждается кадастровой справкой и кадастровым паспортом на земельный участок (т. 1 л.д. 26, 41-44).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, с учетом вида его использования, размера участка, удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп) внесена в государственный кадастр недвижимости и составила (данные изъяты) рублей, что подтверждается кадастровой справкой и кадастровым паспортом на земельный участок (т. 1 л.д. 27, 37-40).
По заказу Елагина В.В. была проведена оценка рыночной стоимости земельных участков и установлено значительное расхождение в установленном государственной кадастровой оценкой земель размере стоимости земельных участков, принадлежащих Елагину В.В., и их рыночной стоимостью. Согласно сведениям отчета ООО «Новосибирская оценочная компания» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят - (данные изъяты) рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят - (данные изъяты) рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят - (данные изъяты) рублей (т. 1 л.д. 45-163).
На отчет об оценке ООО «Новосибирская оценочная компания» получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов» (т. 1 л.д. 164-206).
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и определения Конституционного суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 указанного федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственныйкадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Как видно из Постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп с учетом сведений кадастровой справки результаты определения кадастровой стоимости земельных участков были утверждены по состоянию на 1 января 2012 года.
Таким образом, рыночная стоимость спорных земельных участков по настоящему гражданскому делу подлежит доказыванию и установлению по состоянию на 1 января 2012 года.
Судом по делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года (т. 2 л.д. 111-114).
Согласно заключению эксперта ООО «Прайс Хаус ТВ`с» рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2012 года земельного участка с кадастровым номером Номер изъят составила (данные изъяты) рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят составила (данные изъяты) рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят составила (данные изъяты) рублей.
Заключение судебной экспертизы содержит вывод по поставленному судом вопросу. Заключение соответствует требованиям, предъявляемым ст. 82 КАС РФ и федеральным стандартам оценки, недостоверности содержащихся в нем сведений судом не установлено, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков. Заключение не вызывает сомнения в объективности, квалификации эксперта, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимый уровень образования, опыт работы в соответствующей сфере отношений.
Поскольку экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельных участков, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости, им проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, суд соглашается с рыночной стоимостью объектов недвижимости, определенной экспертом.
Доказательств иного размера рыночной стоимости спорных земельных участков, которые могли бы поставить под сомнение достоверность вывода судебной экспертизы, иными участвующими в деле лицами в суд не представлено. Ходатайств о проведении повторной, дополнительной экспертизы сторонами не заявлено.
Суд приходит к выводу, что данное заключение как доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости, достаточности и достоверности.
Доводы возражений о голословном несогласии с заявленными требованиями только лишь на основании того, что была проведена государственная оценка отклоняются судом, как противоречащие положениям ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, дающих право Елагину В.В. обратиться с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Доводы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об отсутствии материально-правового интереса и необоснованном их привлечении отклоняются судом, как противоречащие нормам ч.1 ст. 3, ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривающие права и обязанности органа кадастрового учета недвижимости.
Доводы возражений о несогласии с представленным при подаче административного искового заявления отчетом об оценке отклоняются судом, поскольку исковые требования были уточнены административным истцом с учетом выводов судебной экспертизы.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установив все обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении настоящего спора, принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земельных участков, и рыночной стоимостью земельных участков, определенной по результатам судебной экспертизы, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Елагина В.В. об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения суда указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в указанную комиссию (статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). С заявлением понастоящему административному делу в Иркутский областной судЕлагин В.В. обратился Дата изъята .
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд
решил:
Административное исковое заявление Елагина В.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2012 года, в размере (данные изъяты) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2012 года, в размере (данные изъяты) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2012 года, в размере (данные изъяты) рублей.
Дата подачи заявления в Иркутский областной суд Дата изъята .
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда.
Судья О.Ю. Астафьева