ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-345/2023 от 24.08.2023 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2023-000287-36

Дело № 3А-345/2023

123а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2023 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,

с участием представителя административного истца ООО «ИНВЕСТАЛЬЯНС» - Милько А.В.,

представителя Министерства экономики и регионального развития Красноярского края, Правительства Красноярского края, КГБУ «Центр кадастровой оценки» – Заболотной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИНВЕСТАЛЬЯНС» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ИНВЕСТАЛЬЯНС» обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , <адрес>, кадастровой стоимостью 5 907 092,10 рубля, определенной по состоянию на 01 января 2022 года, и нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 60 523 382,56 рубля, определенной по состоянию на 10 июля 2013 года.

По итогам независимой оценки, с учетом уточнения, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 4 734 000 рублей, по состоянию на 01 января 2022 года, нежилого здания с кадастровым номером – 28 031 000 рублей, по состоянию на 10 июля 2013 года.

Установление кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания, не соответствующей их рыночной стоимости, нарушает права административного истца.

Просит установить кадастровую стоимость данных земельного участка и нежилого здания в размере их рыночной стоимости.

Представитель административного истца в судебном заседании уточненные требования административного искового заявления поддержал, по основаниям изложенным в нем.

Представитель Министерства экономики и регионального развития Красноярского края, Правительства Красноярского края, КГБУ «Центр кадастровой оценки» в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, также пояснила, что установленная кадастровая стоимость нежилого здания не нарушает права административного истца.

Публично-правовая компания «Роскадастр», Управление Росреестра по Красноярскому краю, администрация г. Сосновоборска извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих по делу лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии (далее - административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости), с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений (далее - административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения), если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.

Согласно части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснений, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 66 названного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Положениями по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств» кадастровая стоимость нежилого здания учитывается при переоценке основных средств, в связи с чем, имеет значение при определении размера крупной сделки, на заключение которой требуется согласие совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Кроме того, частью 1 статьи 22.1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 года 4462-1 (далее - Основы о нотариате) определены размеры нотариальных тарифов за совершение указанных в данной статье действий.

Согласно части 2 статьи 22.1 Основ о нотариате при удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, если оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, для исчисления тарифа используется кадастровая стоимость этого недвижимого имущества.

Таким образом, установленная кадастровая стоимость спорного нежилого здания затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца как юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в связи с чем, общество имеет право на пересмотр его кадастровой стоимости.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость объектов недвижимости может быть установлена как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и в результате рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости (часть 3 статьи 3). Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности данных лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1 статьи 24.18). Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (часть 11 статьи 24.18).

Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , <адрес>, кадастровой стоимостью 5 907 092,10 рубля, определенной по состоянию на 01 января 2022 года, и нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 60 523 382,56 рубля, определенной по состоянию на 10 июля 2013 года, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке, с учетом уточнений, выполненные ООО «Независимая оценка» от 12 июля 2023 года № 033024.1, от 19.07.2023 года № 022110.1/1, из которых следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 4 734 000 рублей, по состоянию на 01 января 2022 года, нежилого здания с кадастровым номером – 28 031 000 рублей, по состоянию на 10 июля 2013 года.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).

Оформление и содержание отчетов об оценке от 12 июля 2023 года № 033024.1, от 19.07.2023 года № 022110.1/1 соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчетах, участвующими в деле лицами не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайства о назначении экспертизы не заявлено.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о размере рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, указанных в отчетах об оценке от 12 июля 2023 года № 033024.1, от 19.07.2023 года № 022110.1/1.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельного участка и нежилого здания подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Следовательно, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания, не соответствующие их действительной рыночной стоимости, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости данных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

С настоящим административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в части нежилого здания административный истец обратился по истечении предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен. Таким образом, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.

Учитывая, что государственная кадастровая оценка стоимости принадлежащего административному истцу нежилого здания на момент подачи в суд настоящего административного иска, не проводилась, оспариваемая кадастровая стоимость являлась актуальной, в связи с чем, срок на обращение в суд следует признать не пропущенным.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером должна быть определена в размере 4 734 000 рублей, по состоянию на 01 января 2022 года, нежилого здания с кадастровым номером – 28 031 000 рублей, по состоянию на 10 июля 2013 года, которая подтверждена соответствующими доказательствами.

Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером следует считать дату обращения административного истца в суд с административным иском – 08 июня 2023 года, нежилого здания с кадастровым номером следует считать дату подачи заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 09 января 2023 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ИНВЕСТАЛЬЯНС» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 4 734 000 рублей, по состоянию на 01 января 2022 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 28 031 000 рублей, по состоянию на 10 июля 2013 года.

Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «ИНВЕСТАЛЬЯНС» с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером считать 08 июня 2023 года, нежилого здания с кадастровым номером – 09 января 2023 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 24 августа 2023 года.