Дело № 3а-347/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рыловой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Степанова Максима Геннадьевича к Территориальной избирательной комиссии Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области (с полномочиями окружной избирательной комиссии Магнитогорского одномандатного избирательного округа № 192), Бахметьеву Виталию Викторовичу об отмене регистрации, признании незаконным и отмене решения о регистрации,
у с т а н о в и л :
Степанов М.Г., с учетом уточнения заявленных требований, обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области (с полномочиями окружной избирательной комиссии Магнитогорского одномандатного избирательного округа № 192) (далее – ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска) об отмене регистрации Бахметьева В.В., выдвинутого политической партией «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Магнитогорский одномандатный избирательный округ № 192, признании незаконным и отмене решения от 30 июля 2021 года № 18/109-5 «О регистрации Бахметьева В.В., выдвинутого политической партией «Всероссийская политическая партия «Единая Россия», кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Магнитогорский одномандатный избирательный округ № 192».
В обоснование заявленных требований указал, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Магнитогорский одномандатный избирательный округ № 192. Решение ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Кандидатом Бахметьевым В.В. был открыт специальный избирательный счет в филиале ПАО «<данные изъяты>», однако кандидат Бахметьев В.В. проигнорировал обязательный порядок уведомления ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска о реквизитах своего специального избирательного счета в установленный срок – не позднее чем через три дня со дня открытия специального избирательного счета. Данный факт можно трактовать как несоздание кандидатом избирательного фонда, что влечет за собой отказ в регистрации кандидата.
Кандидат Бахметьев В.В. является депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, является кандидатом, занимающим государственную должность. В нарушение требований законодательства о выборах о запрете использования преимуществ своего должностного или служебного положения, Бахметьев В.В. принял участие в многочисленных массовых мероприятиях, на которых происходило распространение информации, в которой явно преобладают сведения о кандидате в сочетании с позитивными комментариями, распространение информации о деятельности Бахметьева В.В., не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей, распространение информации, способствующей созданию положительного отношения избирателей к кандидату, то есть на данных мероприятиях Бахметьев В.В. проводил агитационные выступления, чем неоднократно использовал преимущества своего должностного или служебного положения.
Кроме того, согласно информации, содержащейся в печатных изданиях, Бахметьев В.В. неоднократно распространял от своего имени поздравления, а также иные материалы и информацию, которые не были оплачены из средств избирательного фонда кандидата.
В печатных изданиях также имеется информация о сборе Благотворительным фондом «Металлург» добровольных пожертвований в помощь пострадавшим от пожаров в Челябинской области. В информационных модулях содержится обращение кандидата Бахметьева В.В. с указанием его места работы, его фотография. Данные модули имеют признаки предвыборной агитации, нарушают нормы избирательного законодательства, свидетельствуют об использовании Бахметьевым В.В. преимуществ своего должностного или служебного положения, о факте проведения предвыборной агитации Благотворительным фондом «Металлург».
Согласно информации, содержащейся в статье «Не бюджетом единым» в газете «Магнитогорский металл» от 12 августа 2021 года, подтвержден факт того, что кандидат Бахметьев В.В., а также по его поручению Благотворительный фонд «Металлург» и директор фонда на протяжении определенного срока, включая срок выдвижения Бахметьева В.В. в качестве кандидата в депутаты, передавали гражданам материальные ценности, в частности, гражданке А.Зуевой. В статье также говорится о сумме в 6,6 млн.руб., которую планируется передать гражданам, и часть которой уже передана.
Подобные деяния являются подкупом избирателей кандидатом, а также действующими по его поручению лицом или организацией.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о грубом нарушении федерального избирательного законодательства, принципа равенства кандидатов, нарушают избирательные права административного истца.
Определением суда от 09 сентября 2021 года Бахметьев В.В. привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика, благотворительный фонд «Металлург», общественно-политическая информационная газета «Магнитогорский рабочий», общественно-политическая информационная газета «Магнитогорский металл» привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Определениями суда от 13 сентября 2021 года, занесенными в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Избирательная комиссия Челябинской области, избирательное объединение «Политическая партия Коммунистическая партия коммунисты России».
Определением суда от 13 сентября 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, установлено правильное наименование заинтересованных лиц – автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Магнитогорский рабочий» (далее – АНО «Редакция газеты «Магнитогорский рабочий»), автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Магнитогорский металл» (далее – АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл»).
Административный истец Степанов М.Г., административный ответчик Бахметьев В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца Топорков К.С., действующий на основании доверенности от 13 сентября 2021 года, в судебном заседании на удовлетворении уточненных административных исковых требований настаивал.
Представитель административного ответчика Бахметьева В.В. Попов В.В., действующий на основании доверенности от 13 сентября 2021 года, против удовлетворения административных исковых требований возражал.
В письменном отзыве и пояснениях в судебном заседании указал на пропуск административным истцом процессуального срока как на обжалование решения ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска о регистрации Бахметьева В.В. в качестве кандидата в депутаты, так и на обращение с требованием об отмене регистрации Бахметьева В.В. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Магнитогорский одномандатный избирательный округ № 192.
Доводы административного истца о том, что Бахметьевым В.В. не создан избирательный фонд, не предоставлены документы, подтверждающие открытие избирательного счета являются необоснованными, не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку 23 июля 2021 года в структурном подразделении ПАО «<данные изъяты>» открыт специальный избирательный счет кандидата, что подтверждается справкой от 23 июля 2021 года, которая представлена наряду с другими документами на регистрацию кандидата.
Анализ представленных в подтверждение доводов об использовании Бахметьевым В.В. преимуществ должностного или служебного положения публикаций в СМИ показывает, что освещенные в них мероприятия связаны с общественно-политической и социальной жизнью г. Магнитогорска, районов Челябинской области. Указанные материалы не содержат информацию о совершении Бахметьевым действий, имеющих признаки агитации, в мероприятиях он принимал участие как действующий депутат Государственной Думы в целях исполнения своих служебных обязанностей. Публикации в СМИ размещались самими редакциями. Размещенные в СМИ поздравления также не могут расцениваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения в период предвыборной агитации, так как они не связаны с целями избирательной кампании, не направлены на достижение результата на выборах, не содержат признаков агитации.
Доводы о подкупе избирателей необоснованны и не соотносятся с содержанием информационных материалов, на которые ссылается административный истец.
Действия и высказывания Бахметьева В.В., произведенные до момента выдвижения, не могут расцениваться как несоблюдение норм избирательного законодательства.
Представитель административного ответчика ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Кицова Н.В., действующая на основании доверенности от 11 января 2021 года № 1, административные исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению.
В письменном отзыве указала, что Бахметьев В.В. выдвинут в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Магнитогорский одномандатный избирательный округ № 192 политической партией «Единая Россия». Для регистрации в качестве кандидата Бахметьевым В.В. 23 июля 2021 года в 16.50 часов представлен полный пакет документов, предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, в том числе документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата – справка ПАО «Сбербанк» от 23 июля 2021 года.
Перечисленные в административном исковом заявлении ссылки на массовые мероприятия и поздравления не относятся к указанным в пункте 5 статьи 68 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ агитационным материалам, а относятся к публикациям в СМИ по инициативе СМИ, их предоставление кандидатом в избирательную комиссию не требуется. Из анализа публикаций следует, что в них не содержится информации, способствующей формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии или кандидату. Публикации не относятся к агитационным материалам и не регламентируются законодательством о выборах.
Кроме того, административным истцом пропущен установленный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства срок на обращение с административным иском об отмене регистрации кандидата, который не подлежит восстановлению.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Челябинской области Кашнова В.В., действующая на основании доверенности от 11 января 2021 года, в удовлетворении заявленных требований просила отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому 20 июля 2021 года и 23 июля 2021 года соответственно Бахметьевым В.В. в ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска поданы все необходимые документы о выдвижении и о регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Магнитогорский одномандатный избирательный округ № 192, выдвинутым политической партией «Всероссийская политическая партия «Единая Россия». Согласно пункту 10 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является несоздание кандидатом избирательного фонда, однако кандидатом Бахметьевым В.В. избирательный фонд создан, открыт специальный избирательный счет, что подтверждается справкой ПАО Сбербанк. На момент принятия ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска оспариваемого решения основания для отказа в регистрации у комиссии отсутствовали.
Агитационный период для кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию документов, указанный в частях 1 и 4 статьи 43 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ. Для кандидата Бахметьева В.В. этот период начался 20 июля 2021 года, следовательно материалы, датированные до указанной даты, опубликованы до начала агитационного периода кандидата. В публикациях газет «Магнитогорский металл», «Магнитогорский рабочий», на которые ссылается административный истец, осуществляется информирование о деятельности Бахметьева В.В. в качестве действующего депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, признаки предвыборной агитации отсутствуют.
Доказательств, подтверждающих, что кандидат лично, либо через своих представителей, доверенных или уполномоченных лиц вручал избирателям подарки, денежные средства с целью принуждения избирателей голосовать за его кандидатуру на предстоящих выборах, административным истцом не представлено.
Кроме того, заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня (первого дня) голосования. Административное исковое заявление поступило в суд 09 сентября 2021 года, то есть срок на подачу административного искового заявления пропущен и в силу положений части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации восстановлению не подлежит.
Представитель заинтересованного лица Избирательного объединения «Политическая партия Коммунистическая партия Коммунисты России» Ковалев С.А., действующий на основании доверенности от 05 августа 2021 года, административные исковые требования Степанова М.Г. поддержал.
Представители заинтересованных лиц АНО «Редакция газеты «Магнитогорский рабочий», АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл», Благотворительного фонда «Металлург» при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали.
В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель АНО «Редакция газеты «Магнитогорский рабочий» в удовлетворении заявленных требований просил отказать, указав, что материалы, опубликованные в номерах газеты 76, 81, 84, 94 за 2021 год, на которые ссылается административный истец, имеют информационный характер, не носят агитационный или пропагандистский смысл. Речь в материалах идет о строительстве новых магистралей, открытии летних Олимпийских игр, о новшествах в отечественном законодательстве и другое. Поздравления от имени кандидата в депутаты Бахметьева В.В. не размещались, призывав, побуждающих голосовать за конкретного кандидата, в них не содержится. Все материалы, с содержанием которых не согласен административный истец, размещались по инициативе редакции газеты, авторами материалов являются сотрудники газеты. Бахметьев В.В. или иные лица от его имени и по его поручению в редакцию для размещения этих материалов не обращались.
Представитель заинтересованного лица АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл» в письменном отзыве указал, что на материалы, опубликованные до 20 июля 2021 года, не может распространяться законодательство о выборах, поскольку статус выдвинутого кандидата в депутаты Государственной Думы Бахметьев В.В. приобрел только 20 июля 2021 года. Все иные материалы, на которые ссылается административный истец, носят новостной, информационный характер, подготовлены журналистами редакции при осуществлении ими своей профессиональной деятельности, а не по заказу и не от имени кандидата Бахметьева В.В., не связаны с предвыборной агитацией, ее признаков не содержат, требование об оплате их публикации из средств избирательного фонда на них не распространялось.
В письменном отзыве на административное исковые заявление представитель Благотворительного фонда «Металлург» указал, что деятельность фонда осуществляется исключительно по инициативе фонда в соответствии с решениями его Совета. Действия, которые могут быть квалифицированы как подкуп избирателей, Фондом не совершались. Выводы административного истца являются голословными. Все мероприятия, проводимые Благотворительным фондом «Металлург», соответствуют целям благотворительной деятельности, совершаются исключительно по своей инициативе и на основании решения Совета Фонда, не носят предвыборный агитационный характер, направлены на достижение уставных целей Фонда.
В соответствии со статьей 150, частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения представителей участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации» полномочия окружной избирательной комиссии Магнитогорского одномандатного избирательного округа № 192 возложены на территориальную избирательную комиссию Орджоникидзевского района города Магнитогорска.
Постановлением ЦИК Российской Федерации от 11 июля 2021 года № 17/151-8 заверен список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» по одномандатным округам, в который по Челябинской области – Металлургический одномандатный избирательный округ № 192 вошел Бахметьев В.В..
Как следует из материалов дела, Степанов М.Г. и Бахметьев В.В. решениями ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска от 03 августа 2021 года № 19/124-5 и от 30 июля 2021 года № 18/109-5 соответственно, зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Магнитогорский одномандатный избирательный округ № 192.
Согласно части 11 статьи 239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ) законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), настоящего Федерального закона, других федеральных законов.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено верховным судом республики, краевым, областным судом, судом автономного округа, судом автономной области, а решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата также Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона № 67-ФЗ, по заявлению окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, или кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 Федерального закона № 20-ФЗ, иных требований, предусмотренных Федеральным законом № 20-ФЗ, с учетом положений пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ.
В соответствии частью 12 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, может быть отменена верховным судом республики, краевым, областным судом, судом автономного округа, судом автономной области по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (пункт 2), установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией (пункт 3).
Административным истцом оспаривается законность решения ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска о регистрации Бахметьева В.В. в связи с отсутствием уведомления ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска о реквизитах специального избирательного счета в установленный срок – не позднее чем через три дня со дня открытия специального избирательного счета.
В судебном заседании установлено, что 20 июля 2021 года Бахметьев В.В. представил в ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска пакет документов, необходимый для уведомления о выдвижении кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Решением ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска от 21 июля 2021 года № 16/102-5 кандидату Бахметьеву В.В. разрешено открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда в дополнительном офисе № 8597/0331 Челябинского отделения № 8597 ПАО «<данные изъяты>» по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, проспект Ленина, 74А.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу или в порядке самовыдвижения, кандидат либо уполномоченный представитель этой политической партии представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы: 1) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; 2) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона (если такие изменения имеются); 3) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Из положений части 1 статьи 49 и части 1 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ следует, что окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам и в порядке самовыдвижения, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. Избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
Основания отказа в регистрации кандидата установлены частью 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ.
Согласно пункту 10 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является несоздание кандидатом избирательного фонда.
Как следует из материалов дела, 23 июля 2021 года Бахметьев В.В. представил в ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска во исполнение требований Федерального закона № 20-ФЗ, все документы, необходимые для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, в том числе документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, содержащий сведения о его реквизитах, о чем свидетельствует письменное подтверждение ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска о приеме документов, представленных для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Учитывая изложенное, предусмотренных законодательством о выборах оснований для отказа в регистрации Бахметьева В.В. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва у ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска не было.
В обоснование доводов об использовании административным ответчиком преимуществ должностного положения административный истец указывает на участие Бахметьева В.В. в массовых мероприятиях:
в районе сроящихся дошкольных учреждений: г. Магнитогорск, проезд Сиреневый, 13, Зеленый Лог (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 13 июля 2021 года № 76/13901);
по открытию автомобильного движения: г. Магнитогорск, ул. Притяжения (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 15 июля 2021 года);
по открытию памятной стелы в честь присвоения Магнитогорску звания «Город трудовой доблести»: г. Магнитогорск, сквер напротив драматического театра им. А.С. Пушкина (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 17 июля 2021 года);
акция в поддержку российский спортсменов: г. Магнитогорск, водно-гребная база парка отдыха «Лукоморье» (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 27 июля 2021 года);
открытие дошкольного учреждения: г. Магнитогорск, 137а микрорайон (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 31 июля 2021 года);
поздравление ветеранов и работников треста «Магнитострой»: г. Магнитогорск, музей истории треста «Магнитострой» (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 10 августа 2021 года);
встреча с представителями районов Челябинской области: г. Магнитогорск, благотворительный фонд «Металлург» (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 12 августа 2021 года);
встреча с жителями Карталинского района Челябинской области: Челябинская область, Карталинский район (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 14 августа 2021 года);
объезд СНТ г. Магнитогорска: г. Магнитогорск (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 19 августа 2021 года);
встреча с председателями СНТ г. Магнитогорска (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 21 августа 2021 года);
посещение муниципального общеобразовательного учреждения: г. Магнитогорск, ул. Казакова, 14 (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 24 августа 2021 года);
посещение муниципального общеобразовательного учреждения: г. Магнитогорск, ул. Казакова, 14 (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 02 сентября 2021 года);
распространение от имени Бахметьева В.В. поздравлений:
работников и ветеранов огнеупорного производства ПАО «ММК» (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 12 августа 2021 года);
гостей и участников хоккейного турнира (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 12 августа 2021 года);
участников массового мероприятия с Днем знаний (публикация в газете «Магнитогорский металл» от 02 сентября 2021 года);
педагогов (публикация в газете «Магнитогорский рабочий» от 26 августа 2021 года);
распространение от имени Бахметьева В.В. иных материалов и информации: в газете «Магнитогорский металл»: от 13 июля 2021 года, от 15 июля 2021 года, от 17 июля 2021 года, от 20 июля 2021 года, от 27 июля 2021 года, от 31 июля 2021 года, от 03 августа 2021 года, от 10 августа 2021 года, от 10 августа 2021 года, от 12 августа 2021 года, от 14 августа 2021 года, от 19 августа 2021 года, от 19 августа 2021 года, от 21 августа 2021 года, от 24 августа 2021 года, от 26 августа 2021 года; в газете «Магнитогорский рабочий»: от 15 июля 2021 года, от 27 июля 2021 года, от 03 августа 2021 года, от 17 августа 2021 года, от 26 августа 2021 года.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ под предвыборной агитацией в настоящем Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них), за кандидата (кандидатов), в том числе включенного (включенных) в федеральный список кандидатов, или против него (них).
В соответствии с частью 1 статьи 62 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются: 1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них) либо за кандидата (кандидатов) или против него (них); 2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 60 настоящего Федерального закона); 3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов, избрания того или иного кандидата; 4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; 5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей; 6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидату (кандидатам).
Как следует из содержания части 1 статьи 53 этого же Федерального закона, кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, кандидаты, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Согласно части 4 статьи 53 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается, в том числе: агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении массового (публичного) мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий (пункт 7); обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени кандидата поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда (пункт 8).
При этом в силу части 5 статьи 53 Федерального Закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ соблюдение предусмотренных частью 4 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами своих полномочий и исполнению ими своих обязанностей перед избирателями.
Бахметьев В.В. является депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Обязанность депутата Государственной Думы поддерживать связь с избирателями, рассматривать обращения избирателей, информировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации закреплена в части 1 статьи 75 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением от 22 января 1998 года №-II ГД, в частях 1 - 3 статьи 8 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Материалы, опубликованные в средствах массовой информации до выдвижения Бахметьева В.В. в качестве кандидаты в депутаты, то есть до 20 июля 2021 года под действие законодательства о выборах не подпадают.
Оценивая иные публикации, на которые ссылается административный истец, суд считает, что они не могут расцениваться в качестве предвыборной агитации. Во всех публикациях, связанных с участием Бахметьева В.В. в массовых мероприятиях, значимых для г. Магнитогорска, он принимал участие в качестве действующего депутата Государственной Думы Российской Федерации, давал комментарии в качестве действующего депутата, реализуя свои обязанности перед избирателями.
Ни одна из исследованных в судебном заседании публикаций в период предвыборной агитации, в том числе информация о сборе Благотворительным фондом «Металлург» добровольных пожертвований в помощь пострадавшим от пожаров в Челябинской области, тексты поздравлений, признаки предвыборной агитации, перечисленные в части 1 статьи 62 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ не содержат, не содержат также информации о Бахметьеве В.В., как о кандидате в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Учитывая, что указанные административным истцом публикации в СМИ предвыборной агитацией не являются, оплате из избирательного фонда кандидата они не подлежали.
Доводы административного истца о совершении административным ответчиком Бахметьевым В.В. подкупа избирателей своего подтверждения также не нашли.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства: подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию; совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума; позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос; в отношении каких лиц совершены действия; относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ на административном истце лежит бремя доказывания следующих обстоятельств: совершены ли действия в период избирательной кампании, позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей голосовать за кандидата, в отношении каких лиц совершены действия; относятся ли лица, осуществившие действия, которые могут быть расценены в качестве подкупа избирателей, к кругу лиц, действия которых влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата.
В обоснование заявленного основания для отмены регистрации кандидата административный истец ссылается на статью в газете «Магнитогорский металл» от 12 августа 2021 года «Не бюджетом единым».
Из информации, опубликованной в указанной статье, следует, что в ней освещена реализация программы поддержки жителей сельских поселений, выделение Благотворительным фондом «Металлург» в 2021-м году на реализацию программы 4,4 млн рублей, общую сумму 6,6 млн рублей. А.Зуева, на выступление которой имеется ссылка в статье, является работником централизованной клубной системы Чесменского района, выразила благодарность за приобретение сидений в зрительный зал.
Какой-либо информации, позволяющей расценить содержащуюся в статье информацию как подкуп избирателей, статья не содержит, иные доказательства в подтверждение своих доводов административным истцом не представлены.
Оценив представленными сторонами доказательства в их совокупности, суд не усматривает в действиях Бахметьева В.В. нарушений ограничений, установленных пунктами 2 и 3 части 12 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, и как следствие, оснований для отмены регистрации Бахметьева В.В. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
В соответствии со статьей 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения (часть 4).
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования) (часть 5).
Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно (часть 9).
Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (часть 10).
Оспариваемое решение о регистрации Бахметьева В.В. принято ТИК Орджоникидзевского района г. Магнитогорска 30 июля 2021 года, срок для его обжалования истек 09 августа 2021 года.
С учетом периода голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва с 17 по 19 сентября 2021 года последним днем подачи административного искового заявления об отмене регистрации кандидата являлось 08 сентября 2021 года.
Административное исковое заявление, направленное в электронном виде, поступило в Челябинский областной суд 09 сентября 2021 года.
Представителем административного истца в материалы дела представлены копии документов Почты России, подтверждающие направление Степановым М.Г. 08 сентября 2021 года в Челябинский областной суд административного искового заявления, из содержания которых невозможно достоверно установить их относимость к рассматриваемому спору.
При этом с административным иском об отмене регистрации Бахметьева В.В. в качестве кандидата административный истец обратился 13 сентября 2021 года путем уточнения административных исковых требований, то есть за пределами установленных сроков.
Пропуск сроков, установленных частями 4 и 5 статьи 240 КАС РФ в соответствии с положениями частей 9-10 статьи 240 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения административных исковых требований Степанова М.Г. отсутствуют.
Руководствуясь статьей 244 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административных исковых требований Степанова Максима Геннадьевича к Территориальной избирательной комиссии Орджоникидзевского района г. Магнитогорска (с полномочиями окружной избирательной комиссии Магнитогорского одномандатного избирательного округа № 192), Бахметьеву Виталию Викторовичу об отмене регистрации Бахметьева В.В., выдвинутого политической партией «Всероссийская политическая партия «Единая Россия» в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Магнитогорский одномандатный избирательный округ № 192, признании незаконным и отмене решения от 30 июля 2021 года № 18/109-5 «О регистрации Бахметьева В.В., выдвинутого политической партией «Всероссийская политическая партия «Единая Россия», кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Челябинская область – Магнитогорский одномандатный избирательный округ № 192», отказать.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня принятия через Челябинский областной суд.
Председательствующий Л.В. Феофилова